Питание в Рождественский пост. Что и когда можно есть в Рождественский пост. Что означает скоромная пища? Воздержание от скоромной пищи. О Великом посте и скоромной пище

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Сплошные седмицы в 2019 году – это недели, в которых отсутствуют постные дни. В течение года кроме многодневных постов существуют и посты однодневные – в среду (предательство Иудой Иисуса Христа) и в пятницу (в память о распятии Иисуса Христа). В эти дни запрещено вкушение скоромной пищи: мяса, яиц, молока и продуктов, содержащих белки животного происхождения. Также в постные дни не разрешается проводить увеселительные мероприятия и стоит запрет на близость супругов. Согласно учению церкви, эти правила существуют для поддержания веры деятельной, не номинальной.

Сплошная седмица – что это?

Учения церкви заключаются не в одних лишь запретах и ограничениях. Помимо праздников, торжественных дней и благодатных событий, несколько раз в год православные люди проводят гуляния в течение целой недели, которая называется седмицей (от церковнославянского «семёрка», то есть семь дней). Сплошная неделя, всеядная, светлая седмица – все эти названия употребляются для обозначения недели, в которой отсутствуют постные дни. Торжествует вся церковь – заметны некоторые изменения в богослужении, облачения священнослужителей и прихожан праздничные, ну и, конечно, разрешается вкушение разнообразной пищи.

Дни сплошных седмиц

В году пять сплошных седмиц. По обыкновению это радостные дни после Рождества Христова – Святки с 7 по 17 января.

Для поддержания христиан перед началом великопостных дней церковью установлена Сырная седмица – Масленица, когда разрешается вкушение всякой скоромной пищи – масла, молока, яиц, рыбы, но уже без мяса 4-10 марта).

После главного для христиан события – Воскресения Иисуса Христа – пост запрещен, ибо радость настолько велика, что люди празднуют несколько дней – в 2019 году Светлая Пасхальная седмица с 28 апреля по 4 мая.

Через пятьдесят дней после Пасхи православная церковь отмечает День Святой Троицы, или Пятидесятницу (16 июня), после которой также следует сплошная неделя. Троицкая седмица или Зелёная неделя – «русальная», «проводная» – неделя перед Петровым постом.

Ознакомившись с понятиями о сплошных седмицах, легче переживать постное время в ожидании великих праздников православной церкви.

Православные посты имеют огромное значение в жизни верующих. Это время духовного и телесного очищения. Важно понимать, что православные прихожане отказываются не только от скоромной пищи, но и других земных благ. Когда начинается рождественский пост, запрещено посещать любые увеселительные заведения, вести интимную жизнь, проводить дни в праздности. В этот период христианин должен анализировать свои поступки, каяться в грехах, много молиться за себя, своих близких и весь мир, подавать милостыню и помогать тем, кто в этом нуждается. Немаловажным считается прощение любых обид, отказ от греховных мыслей. Питание во время поста исключает любую животную пищу, в том числе и рыбу.

Время Рождественского поста

Рождественский пост начинается и заканчивается всегда в одних и тех же числах. Каждый год 27 ноября церковь отмечает День памяти святого апостола Филиппа. Сразу после этого начинается воздержание протяженностью в сорок дней. Именно поэтому Рождественский пост называют также Филипповым. С 28 ноября православные должны отказаться от употребления скоромной пищи. Заканчивается пост 6 января, с появлением первой звезды. До 12 века воздержание длилось всего семь дней, но на священном соборе 1166 года Константинопольский патриарх Лука огласил волю церкви поститься 40 дней. Этот срок посчитали достаточным для очищения души и тела от скверны, чтобы можно было с чистыми помыслами и покаянием встретить праздник рождения Христа. С тех пор Рождественский пост длится ровно сорок дней.

Продукты, которые нельзя есть во время поста

Основными запретными продуктами являются мясо, яйца, молочные продукты, крепкие спиртные напитки. Их нельзя есть ни в один из дней Филиппова поста. Рыба допускается в субботу и воскресенье, а также на время православных праздников, например Введения в храм Пресвятой Богородицы. Надо помнить, что Новый год, отмечаемый с 31 декабря на 1 января, не является праздником по правилам церкви. Поэтому верующие соблюдают в этот день пост так же строго, как и в обычные дни.

Но простого отказа от пищи животного происхождения недостаточно. Православный календарь показывает, какое питание по дням должно быть в пост. В частности, среда и пятница являются днями сухоядения. В эти дни нельзя употреблять не только рыбу и вино, но даже пищу с растительным маслом. Если великие православные праздники выпадают на среду и пятницу, то разрешается добавить к рациону немного вина. Во вторник и четверг допускается пища с растительным маслом, а в субботу и воскресенье ее можно разнообразить рыбными блюдами. Если праздник выпадает на вторник или четверг, разрешается рыба.

Горячее питание и сухоядение во время Рождественского поста

Имеет значение и то, как приготовлена пища. Есть в православии такое понятие, как сухоядение. Это значит, что есть можно только ту еду, которая не проходила термической обработки. Обычно это овощи, фрукты, орехи, мед. Хлеб, как ни странно, тоже относится к сухоядению. Горячие напитки под строгим запретом. Пить можно только воду. Если на среду или пятницу выпадает великий праздник, допускается добавить к своему столу немного церковного вина.

Сухоядение соблюдается в среду и в пятницу на всем протяжении поста. В эти дни можно есть только невареную пищу без растительного масла. В понедельник допускается горячая еда, но тоже без масла, но только не в самую последнюю неделю поста. В целом, питание в Рождественский пост состоит из любой не скоромной пищи. Ее необходимо употреблять в ограниченном количестве. Чтобы соблюдать правильное питание по дням в пост, можно приобрести специальный календарик и каждый день проверять перечень разрешенных продуктов.

Что ели на Руси в Рождественский пост

На Руси в постные дни ели кашу, грибы, мед, ягоды, овощи. А в южных регионах еще и фрукты. Из этих продуктов можно готовить разнообразные и сытные блюда. В выходные и праздники к ним добавляется рыба, поэтому питание в Рождественский пост может быть вкусным и питательным.

Крупы были на Руси задолго до появления картофеля. Поэтому каши были разнообразными, вкусными и полезными. В старину спасались от авитаминоза квашеной капустой, которая содержит большое количество витамина С. Из овсяного крахмала и сушеных ягод и фруктов варили вкусные густые кисели. Там, где были сухофрукты, готовили компоты.

Что едят в Рождественский пост

Люди, которые никогда не постились и только планируют это сделать первый раз, не знают, что можно кушать. Они спрашивают: «А что едят в Рождественский пост?» Мясные и молочные продукты являются основой среднестатистического российского рациона. Если их убрать, не так уж много еды остается. Но так кажется только на первый взгляд.

Сейчас выбор продуктов намного больше, чем 100 лет назад. Фрукты и овощи доступны круглый год, появились в большом количестве бобовые культуры, такие как чечевица, фасоль. Бобы являются прекрасным источником энергии.

Полезно разнообразить свой стол в пост соевыми продуктами, такими как растительный сыр тофу, он восполнит в организме недостаток белка. Также рекомендуется добавить в рацион кунжутные семечки. Они компенсируют недостаток кальция в организме, возникающий из-за отсутствия молочных продуктов. В дни, когда разрешена горячая пища, полезным будет варить крупы. Отсутствие молока в каше легко заменить фруктами, овощами и сухофруктами. Так, очень вкусно подавать на стол гречневую кашу с черносливом, рисовую - с изюмом, пшенную - с тыквой и курагой. Самым строгим периодом в православии является Великий пост. Питание в это время исключает рыбную пищу, сухоядных дней значительно больше.

Последняя неделя поста

Питание в Рождественский пост на последней неделе самое строгое. Полностью исключается рыба. В понедельник меню такое же, как в среду и пятницу, то есть нельзя есть горячую пищу и растительное масло. В Рождественский сочельник предписывается полное голодание весь день и вечер до появления на небе первой звезды. Это знак рождения Христа. Теперь можно начинать праздновать Рождество. Главное блюдо на столе в этот день, а точнее вечер, - сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы, чечевицы, других зерновых культур. К распареной каше добавляют орехи, изюм, мак. Другую пищу в этот вечер не вкушают. На следующей утро, после службы и причастия, разрешается есть молочные продукты, яйцо, растительное масло. Так заканчивается Рождественский пост.

Послабления во время поста

Соблюдать посты - важная обязанность каждого христианина, но есть категории людей, для которых нарушение запретов не считается греховным. Если питание в Рождественский пост по всем правилам наносит вред здоровью, ежедневный рацион следует поменять. Отказываться от необходимой еды нельзя. Решение о начале поста или его отказе следует согласовывать со своим лечащим врачом. Употребление запрещенных продуктов восполняется чистыми искренними молитвами, обращенными к Богу.

Нельзя поститься беременным женщинам и маленьким детям. Для них устанавливается единственный запрет - на употребление мяса. Молочные продукты и яйца разрешаются. Дети приучаются к посту постепенно. Первые ограничения начинаются с момента, когда ребенок уже знает и понимает, почему важно воздерживаться от той или иной еды. Делаются послабления и для путников в дороге, людей, занятых тяжелым физическим трудом, и тем, кто страдает некоторыми заболеваниями. Но прежде чем начать употребление скоромной пищи, настоятельно рекомендуется взять на это благословение своего духовного отца.

Пост - не диета!

Часто время постов используется для того, чтобы похудеть. Особенно популярен в этом смысле Великий пост, меню которого состоит только из растительной пищи. На самом деле отказ от мяса и молочных продуктов редко приводит к снижению веса. Чаще происходит некоторое увеличение массы тела из-за большого содержания углеводов в еде. Питание во время поста должно быть сбалансированным, чтобы не было проблем со здоровьем. Человеку, который первый раз постится, очень трудно выполнять все церковные предписания. Поэтому готовиться к дительным постам нужно заранее, а не тогда, когда начинается Рождественский пост. Самое главное - это помнить, что духовное очищение гораздо важнее телесного.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Сегодня рестораны предоставляют особое постное меню для тех, кто соблюдает пост. Однако, насколько такая еда будет уместна во время поста?

Ведь в действительности, все содержимое такого меню – это ничто иное, как скоромная пища, правда, без содержания продуктов животного происхождения. Но вот откуда и почему появился этот ярлык?

Скоромная пища – это продукция животного происхождения, такая как мясо, молоко, сыр, яйца, например, - все то, что не дозволено есть во время поста. Рыба и морепродукты не относятся к списку скоромной пищи, но, когда начинается время Великого поста, например, эти продукты есть не дозволяется.

Однако все ограничения зависят от того, какой пост блюдется в настоящее время. Так, накануне Рождества и в первую неделю после Троицы запрещается есть рыбу и растительные масла по средам и пятницам, ибо эта пища также считается скоромной. После начала Великого поста строго настрого запрещается употребление рыбы и морепродуктов, не считая нескольких нестрогих дней.

Сегодня без особого труда можно найти замену практически любому продукту животного происхождения. Тем не менее, смысл воздержания заключается не в том, чтобы не есть скоромные продукты, а чтобы вырасти духовно и усовершенствоваться.

Как есть скоромную пищу?

Возвращаясь к вопросу о «мясной» еде, приготовленной из продуктов растительного происхождения, а также о, так называемых, постных сладостях, нужно выяснить, можно ли есть подобные яства в пост и когда именно? По большому счету подобная еда не может быть дозволена во время поста.

Пост – это период, на протяжении которого необходимо не только запретить себе вкушение скоромной пищи, но и отказаться от всевозможных искусов. Кстати, еда, которая по вкусу похожа на мясную, хотя по своему содержанию таковой не является, также запрещена во время воздержания. Так что, если вы приняли решение отказаться от скоромной пищи исходя из религиозных взглядов, то значит, для вас такая еда будет табу.

Кроме того, церковь говорит о том, что в некоторых случаях скоромная пища может употребляться даже во время воздержания. Подобное вкушение разрешается детям, не достигшим 14 лет, беременным женщинам, людям, которых беспокоят серьезные болезни, и пожилым. Им можно рыбу на протяжении всего года.

О Великом посте и скоромной пище

Отказываясь от скоромной пищи, помните, что вам нельзя будет употреблять и блюда, которые содержат продукты животного происхождения. Так, если хлебное тесто сделано с добавлением молока и яиц, то вы не сможете есть такой хлеб на протяжении всех 40 дней, что предшествуют Пасхе.

Каждый понедельник, среда и пятница допускают питание овощами, фруктами, постным хлебом и компотом. Во вторники и четверги можно вкушать горячее без добавления масла. Кроме того, ожидая Пасху, у вас будут субботы, воскресенья, а также церковные праздники – дни, когда вам будет дозволено употреблять растительное масло. Но вот от всяких пагубных привычек вроде курения предстоит отказаться, такие деяния считаются скоромными.

Пара слов о постном питании

Не взирая на запрет употребления пищи животного происхождения, во время Великого поста вам дозволено есть всевозможные сытные блюда, приготовленные из различных круп, овощей и фруктов. В качестве первого можно приготовить щи из квашеной капусты или крапивы, а также борщ или овощной суп. После подачи жидкого, можно съесть кабачковую икру или тушеную фасоль.

Кстати, ассортимент блюд, которые дозволены во время Великого поста, очень обширен. Вы можете готовить вареники, плов с грибами, всевозможные каши. Пока вы ждете Пасху вам дозволено употреблять выпечку, но только после того, как вы убедиться, что тесто было приготовлено без добавления яиц и молока.

Ко всему прочему такие блюда имеют низкую калорийность, полезны для здоровья и очень питательны. В такой еде много витаминов и антиоксидантов, микро- и макроэлементов – всего того, что необходимо нашему организму для нормального функционирования.

Нужно отметить, что в первую неделю Великого поста, а также в последнюю, когда воздержание является самым строгим придется максимально ограничиться от всевозможных соблазнов. А вот в Чистый четверг принято полностью отказаться от пищи. В первую пятницу после того, как начнется пост, употреблять можно исключительно вареную пшеницу с медом.

Ну а, когда вы, наконец-то дождетесь Пасху, тут уж вам будет доступно полное кулинарное раздолье. У всех христиан столы ломятся дивными куличами, крашеными яйцами, медовыми пряниками и различной выпечкой.

Небольшая оговорка

Выбирая растительную пищу вы снижаете холестерин в своем организме, стимулируете выведение токсинов и улучшаете состояние кишечника. Поэтому здоровому человеку пост позволит улучшить общее состояние.

Но вот для тех, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом или восстанавливается после серьезного заболевания, от религиозной диеты лучше отказаться или, как минимум, проконсультироваться с врачом.

Каким продуктом считается алкоголь?

Можно ли считать алкоголь постным продуктом? Давайте попытаемся разобраться. Так уж сложилось исторически, что на Руси сформировалась настоящая культура питья. А потому большинство любителей, с целью промочить горло ищут всевозможные уловки, чтобы выпить вина на праздник или по воскресеньям.

Но на самом деле для каждого русского человека отказ от алкоголя окажется более серьезной жертвой, нежели отказ от употребления в пищу рыбы. Именно по этой причине нельзя назвать вино и прочий алкоголь постным продуктом, все это - скоромная еда.

Так что, принимая во внимание национальную любовь к алкоголю, то отказаться во время Великого поста придется именно от вина.