Традиции празднования Рождества — подробно. Когда празднуется Рождество в разных странах мира и как проходит Рождество? Традиции празднования рождества христова


Рождество Христово – один из самых светлых и прекрасных дней в году. Пожалуй, такой богатой и загадочной истории нет ни у одного другого праздника. И, пожалуй, никакой другой праздник не объединяет так сильно между собой представителей разных вероисповеданий и национальностей.
Истоки Рождества Христова скрываются в еще более древнем празднике, Богоявлении, который был посвящен рождению младенца Иисуса. День Богоявления начали праздновать во втором веке в Египте. К 4 веку традиция распространилась и на восточные страны, а еще спустя столетие пришла и на Запад. Любопытно то, что День Богоявления был посвящен трем событиям из жизни Иисуса: его рождению, явлению пред ним волхвов с дарами и крещению в реке Иордан.
Рождество Христово как отдельный праздник начали отмечать только в конце 5 века.
По григорианскому календарю Рождество выпадает на 25 декабря. Именно в этот день праздник отмечают представители римско-католической и протестантской церкви. Православная церковь григорианский календарь до сих пор не признает, поэтому Рождество Христово отмечается по новоюлианскому календарю, на две недели позже, в ночь с 6 на 7 января.

События Рождества Христова

Все события рождения младенца Иисуса, потомка царя Давида и Мессии, подробно описаны в Евангелии от Матфея. В своих комментариях к Евангелию, исследователь Нового Завета Баркли утверждает, что Мария и Иосиф, родители Иисуса, направлялись в Вифлеем на перепись населения. Не найдя места в гостинице, они решили переночевать в пещере, недалеко от города. Когда у Марии начались схватки, Иосиф побежал в город за помощью. Но, вернувшись с лекарем, он увидел, что его жена уже родила. Так на свет появился человек, который стал центральной фигурой Христианства.

Символы Рождества Христова

О рождении нового Пророка и царя Иудейского возвестила всему миру Вифлеемская звезда, которая и указала волхвам дорогу к маленькому Иисусу. Некоторые исследователи утверждают, что Вифлеемская звезда – это комета Галлея, которая пронеслась по небу в ночь, когда родился Иисус Христос. Именно поэтому Вифлеемская звезда является одним из главных символов праздника и ее часто можно увидеть на иконах, где изображен младенец Иисус и Дева Мария.
Еще один важный атрибут праздника – это елка. Когда царь Иудеи узнал о рождении Иисуса, он приказал убить всех младенцев мужского пола, которые родились в тот день. Мария, спасая от смерти младенца Иисуса, отправляется в Египет. На ночлег они спрятались в пещере, а вход в нее закрыли еловыми ветками. Именно поэтому ель до сих пор является символом Рождества, ведь еловые веточки спасли маленькому Иисусу жизнь.

Кто отмечает рождество?

Рождество отмечают представители православной, католической и протестантской церквей. У мусульман Рождество – это совершенно другой праздник, который продолжается 7 дней. В наши дни Рождество Христово – это официальный праздник и выходной день во многих странах мира, в том числе, и в России.

Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:

золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;

ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;

смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.

Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.

За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.

Празднование Рождества

В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется . Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника

С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.

Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.

Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.

Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Инструкция

В любой стране мира, в каждом доме, семье ежегодно подготовка к этому радостному дню начинается задолго до его наступления. Люди любят все, что связано с Рождество м. Для детей – это период радостного ожидания, и они с нетерпением ждут подарков, мысли взрослых заняты тем, как они могут порадовать своих ближних и провести время в кругу любимых людей. В России Православное Рождество 7 января, в большинстве остальных стран мира этот день 25 декабря. Во время подготовки к этому радостному событию продумайте, как бы вы хотели удивить членов своей семьи и близких. Подготовьте особенные подарки для каждого из них. Ведь Рождество семейный праздник, традиции которого берут начало из евангельских историй, когда младенцу Иисусу в качестве подарков волхвы (маги) принесли золото, ладан и смирну. Это не обязательно должны быть дорогие или шикарные подарки, пусть они будут символическими, но запоминающимися и необычными.

Если вы празднуете Рождество до Нового года, оформите ваш дом, квартиру уже задолго до этого праздника: наряженная елка, гирлянды, украшения, фонари – привнесут в жизнь приближающийся дух Рождества и сладкое ожидание светлого события.

Сочельник – это канун Рождества, особенное время во время всего праздничного периода. В этот вечер почитайте своим детям Библейские рождественские истории или посмотрите вместе семейные фильмы о чудесах, которые всегда сопровождают этот праздник.

Для приготовления рождественского ужина используйте все свои кулинарные таланты. Во многих культурах на рождественском столе в изобилии должны быть представлены блюда из мяса и птицы. А также всевозможная выпечка: пироги с начинкой, кулебяки, хлебцы, пирожки, рулеты. За ужином вспомните о каких-то хороших историях, произошедших за год. Пожелайте всем сидящим за столом здоровья, успехов, радости в уже новом году. Весь праздничный день проведите в кругу семьи, посвятите его своим близким. И самое главное, помните: в какой бы части мира вы ни оказались, смысл, традиции и символы Рождества всегда будут нести в вашу семью и дом не только веселье и радость, но вместе с ними веру, надежду и любовь.

Видео по теме

После Октябрьской революции Рождество , главный зимний праздник Российской Империи, фактически оказался под запретом. Со временем многие атрибуты Рождества - елка, украшения дома, подарки и поздравления - стали частью празднования Нового года. И после того, как 7 января снова стало официальным праздничным днем, многие хотят отмечать этот праздник, но не знают, как сделать это правильно, в соответствии с традициями.

Инструкция

Помимо елки, вы можете также использовать для украшения дома ясли - это композиция, изображающая поклонение волхвов. Изображение этого сюжета в виде фигурок имеет отношение, прежде всего, в культурной традиции, но, тем не менее, вполне соответствует и русскому традиционному духу Рождества. Ясли можно приобрести как готовыми, хотя найти их в России достаточно сложно, так и сделать самостоятельно.

Приготовьте рождественский стол. В дореволюционной России Рождество начинали отмечать с Сочельника, 6 января. Это последний день Рождественского поста, поэтому в этот день на стол ставились только постные блюда. Вы можете соблюсти традицию, приготовив сочиво. Для этого нужно сварить из очищенных зерен пшеницы кашу, затем добавляют к ней мак, растертый с медом. Также в Сочельник можно подать различные рыбные и овощные блюда.Для подачи на стол в само Рождество можно приготовить уже блюда из мяса, например, утку, фаршированную яблоками. Также можно подавать различные сладости, в том числе, используя и рецепты кухонь других . Хорошим вариантом для праздничного стола с участием детей может стать пряничный домик, украшенный марципаном - блюдо, традиционное для Германии. Французы же на Рождество готовят особый торт под названием «Полено» - это рулет, покрытый шоколадом и стилизованный под ствол дерева.

Согласно преданию, когда Деве Марии исполнилось 14 лет, Она не могла оставаться жить при Иерусалимском храме, так как девушка в этом возрасте уже считалась взрослой и должна была быть выдана замуж. По некоторым источникам, Пресвятая Дева дала обет безбрачия, чтобы посвятить Свою жизнь Богу, поэтому священники обручили Её престарелому благочестивому старцу Иосифу, который был бы хранителем Её девства. По другим источникам, Иосиф был обычным молодым мужчиной, который собирался вступить с Девой Марией в обычный брак.
О сверхъестественном появлении на свет будущего Спасителя мира повествуется в Евангелиях от Матфея и от Луки. В Евангелии от Луки рассказывается о событии Благовещения: Ангел Господень возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Сына Божия. В Евангелии от Матфея о событиях Рождества говорится следующее:
"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф. сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их." (глава 1, стих 18- 21)
Пресвятая Дева со Своим нареченным супругом Иосифом (в церковной традиции его называют Обручник) жила в городке Назарете на севере Израиля. Незадолго до того, как Ей настало время родить, от римского императора Августа вышел указ о переписи населения по всем пределам Римской Империи (а Палестина тогда находилась под римским владычеством). Каждый житель Палестины должен был записаться в том городе, откуда он был родом. Иосиф же, как один из потомков великого царя Давида, должен был идти записываться в город Вифлеем, который находится к югу от Иерусалима. Поскольку Вифлеем был переполнен потомками царя Давида, которых в ту эпоху насчитывалось весьма много, то Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и они были вынуждены остановиться на ночлег в хлеву.
Между тем, Марии настало время родить; Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли (кормушку) для скота. На иконе Рождества, помимо Младенца, Его Матери и Иосифа, изображены животные- вол и осёл, находящиеся в хлеву.
Новорожденному пришли поклониться пасущие неподалёку стада пастухи, которым о рождении Спасителя возвестил Ангел (Евангелие от Луки, гл. 2, стихи 1 - 20).
Спустя некоторое время в Вифлеем пришли с Востока мудрецы-волхвы и стали расспрашивать о родившемся недавно Младенце: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Евангелие от Матфея, гл. 2, стих 2). Оказалось, что это были восточные маги, обнаружившие в небе знак великого Властелина; существует мнение, что вифлеемская звезда являлась сверхъестественным феноменом. Уже давно по Ближнему Востоку имели хождение пророчества о таинственном Человеке из Иудеи, Которому надлежало покорить мир. Царь Ирод Великий, царствовавший тогда в Иудее, жестокий деспот и тиран, решил, что имеет дело с очередным претендентом на его власть. Он призвал волхвов, "выведал у них время появления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему." (Матф. гл. 3, ст.7- 8).
Звезда привела волхвов к месту, где находился Младенец Христос. Волхвы поклонились Ему. принеся свои дары; по откровению свыше, они не вернулись к Ироду и ушли на родину другим путём.
Тем временем Иосифу явился Ангел и предупредил его о том, что Ирод хочет погубить младенца; Ангел повелел Иосифу бежать в Египет, взяв Младенца и Его Матерь. Ирод же, дабы устранить возможного претендента на трон, повелел убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет. Согласно церковному преданию, убиенных младенцев было 14 тысяч. С тех пор имя царя Ирода стало нарицательным; этим словом стали называть всех детоубийц.
В Египте Иосиф пробыл до смерти Ирода, а затем возвратился на родину и поселился с семейством в Назарете.

ПОЯСНЕНИЯ:
1. Почему Иисуса называют Христом, что это значит?
"Христос" по-гречески, а по-еврейски "Мессия" (в греч. транскрипции, в еврейск. транскрипции - "Машиах") означает "Помазанник". По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея, масла оливы, которое считали символом прочности. Обряд помазания напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому ещё во времена царя Давида каждый властелин Израиля именовался помазанником, Мессией. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.
Нужно знать, что Господь Иисус, конечно же, не претендовал на трон какого-либо земного царства. В разговоре с Понтием Пилатом Он сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст.36)
Для израильтян обетование о Мессии сливалось с общей надеждой на свершение неведомых замыслов Господних. Некогда Бог через пророка Нафана обещал царю Давиду, что за его преданность вере он будет вознаграждён: один из его потомков станет основателем вечного царства. Господь Иисус был потомком Давида, так как и Его нареченный отец, и Его Мать происходили из рода Давидова.
2. О праздновании Рождества.
Русская Православная Церковь празднует Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января по григорианскому (по которому живёт современный мир.) Канун Рождества, 6 января, называется сочельником. В этот день предписан строгий пост: ничего не едят до вечера, до появления первой звезды.
Современный европейский календарь ведёт свой отсчёт от года Рождества Христова (так называемая "наша эра").

Христос Рождается - славьте!

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!

Мы предлагаем Вам удивительное путешествие вместе с простыми пастухами и мудрыми волхвами за Вифлеемской звездой к яслям маленького Господа.

На сайте Вы найдёте материалы об истории и Богословии Праздника, о народных традициях, связанных с Рождеством, советы по приготовлению оригинальных рождественских блюд. Для самых маленьких - детская страничка: рисунки, рассказы, стихи, конкурсы и многое другое...

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

о том, как с миссионерскими целями дата Рождества Христова была совмещена с днём зимнего солнцестояния, читайте статью о. А. Кураева:

Людская посредственность не в силах воспринять Христа Спасителя

Согласно историческим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императором был Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2. 4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука как добросовестный историк уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило точно датировать событие Рождества Христова.

Обстоятельства Рождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, так что единственная гостиница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь (по-славянски пещера называется «вертеп» ) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная слава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, он сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию.

Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя.

Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства.

Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», - поем мы в тропаре этого праздника.

Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) - это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.

Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные - пастухи, а также самые ученые и премудрые - волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, - царь Ирод.

Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.

В каком году от Рождества Христова родился Христос?

Дата публикации: 08.01.2007
Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета двадцать веков назад родился малыш. Ведь каждая газета и каждое информационное сообщение начинаются с даты, а дата указывает на точку отсчета: "такой-то год от Рождества Христова".

Недавно позади остался 2000 год... Началось третье тысячелетие...

Началось третье тысячелетие новой эры, третье тысячелетие от Рождества Христова с 1993 года. Если бы события 1992 года описывал древнерусский летописец, он записал бы так: "В лето 7500 от сотворения мира...". А если бы ему предложили исчисление лет вести не от ветхозаветных времен, а от евангельских, он записал бы о "лете 2000-м от Рождества Господа нашего Иисуса Христа во плоти".

Нынешняя/западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей.

В допетровской России, однако, была своя система летоисчисления. Она велась "от сотворения мира". Не знаю, как время "сотворения мира", но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на семь лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год "от сотворения мира". Святцы патриарха Иосифа, например, так определяли дату Рождества: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду".

В Требнике патриарха Филарета (Романова) так говорилось о ней в "Чине приходящих от ересей": "Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое". Если бы современный счет "от Рождества Христова" совпадал с древнерусским и византийским счетом, то при переводе летописей, считающих годы "от сотворения мира", на современный календарь надо было бы просто вычесть 5500 лет. Но в том-то и дело, что год Рождества западная традиция и восточная определяют по-разному. И потому при переводе приходится вычитать 5508. Например, если в древнерусском тексте стоит дата "лето 6496", это означает 988 год от Р. X.

Это - если речь идет о веках Новой эры, а при подсчете событий, бывших до Рождества, надо делать поправку не на 8, а на 7 лет: поскольку первому году нового счисления предшествует не "нулевой год", а первый год до н. э., то и при переходе рубежа эр разрыв в исчислении лет на Западе и Востоке уменьшается на год и сокращается до семи лет. Так, первый год христианской эры по православному летоисчислению соответствует седьмому году до н. э. в западном календаре, а, в свою очередь, 1992 год по католическому календарю соответствует 2000 году по Православному счету времени.

Итак, по древнеправославному календарю третье тысячелетие началось с 1993 года. Ныне мы вошли в XXI столетие от действительного Рождества Христова, и, кстати, "конца света" при этом не произошло (если не считать нескольких сектантских шоу под этим названием).
Восточно-христианская традиция сохранила более точную память о тех событиях в Палестине. В пользу восточно-христианского календаря говорят и многие научные данные. Еще Кеплер пришел к выводу, что Вифлеемская рождественская звезда могла быть видима на земном небосклоне только в 7 году до н. э. Исторические свидетельства, собранные о. Александром Менем в его книге "Сын Человеческий", приводят к той же дате. К ней же склоняются и Ф. Фаррар в "Первых днях христианства", и В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней Церкви". Сегодня, однако, только старообрядцы в своих календарях продолжают указывать годы по традиционному церковному летоисчислению (о годе Рождества см., например: Старообрядческий церковный календарь на 1986 г. С. 36).

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событии Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень" (Лк. 1, 5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24, 10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают, то месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году, чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней).

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1, 23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1, 24). Это может показаться странным, что Захария хоть и онемел, но докончил срок своих служб в Храме. Сегодня онемевший священник явно не смог бы вести Богослужения, но тогда, у порога Нового Завета, это было ещё возможно. Дело в том, что в ту пору жертва, которую священник приносил Богу, была не "жертвой словесной", но жертвой животного, агнца. если бы служба состояла только в чтении молитв, Захария не мог бы ее совершать. Но те ветхозаветные службы состояли из постоянного принесения жертв. В этих жертвах можно было участвовать и без голоса... Но Именно от них и пришел избавить нас Христос. Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь (23 сентября ст. ст. в церковном календаре). Время рождения Иоанна Предтечи, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня по церковному календарю). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Ак. 1, 24), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Предтечи. Это - март (по церковному календарю Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).

Точные даты здесь, конечно, неизвестны. И все же библейский рассказ позволяет достаточно четко указать на середину зимы как на время Рождества. В древней Церкви Рождество отмечалось 6 января по старому стилю (когда сейчас отмечается день Богоявления, Крещения Господня).

В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества 25 декабря. Так появились Святки.

Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о "Солнце правды", озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а чисто вероучительную.

Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через переадресование их смысла. Кстати, и первоначальное празднование Богоявления 6 января связано не с тем, что в древности точнее помнили дату Рождества, а с теми же миссионерскими потребностями. День Богоявления своей датой обязан еретикам-гностикам. Именно валентиниане первыми установили Праздник Богоявления (Теофании) с освящением Нила на 11-е число месяца Туби (6 января ст. ст.). В противовес им христиане установили свой праздник. Эта древняя полемичность нашего празднования Крещения видна до сих пор в молитвах чина великого освящения воды. "Естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим" - это против учения гностиков о происхождении тела человека из рук злого Демиурга и о деторождении как акте вмешательства этой злой силы. "Вся тварь воспевает Тя явльшегося: Ты бо еси Бог наш на земли явился еси и с человеки пожил еси" - против учения об Иисусе Христе как только об одном из тварных небожителей - эонов. "Ты и Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа" - Против оккультно-гностического учения, согласно которому Иисус стал Сыном Божиим только тогда, когда он вошел в Иордан. "И главы тамо гнездящихся сорушил еси змиев" - против учения, согласно которому Иисус получил дар ведения в Иордане от змея прежде обольстившего Еву в раю (см.: Успенский Н. Анафора // Богословские труды. № 13. М., 1975. С. 73.).

К V веку гностицизм уже был преодолен. Появились иные миссионерские и литургические задачи, и потому как Западная, так и Восточная Церковь приняли это новое празднество. И только Армянская церковь, в начале V века уже начавшая откалываться от Вселенской Церкви, удержала прежнюю традицию и поныне отмечает Рождество и Крещение в один день - 6 января.

Позднее богослужебный календарь начал смещаться по сравнению со строго астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде.

Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю (хотя солнцестояние приходится сейчас на 21 декабря). Так же отмечают Рождество православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная Церковь продолжает жить по более архаичному юлианскому календарю, где 25 декабря соответствует 7 января календаря григорианского. Вместе с Россией в этот день отмечают Рождество Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. Однако приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех стран, среди которых они живут. Таким образом, хотя различие в датах празднования Рождества и досадно, это различие не воспринимается как повод для внутрицерковных разделений.

Русской же Церковью изменение календарного стиля не инициируется, очевидно, по той причине, что сегодня уже нет полемической необходимости приноровлять празднование Рождества ко дню зимнего солнцестояния, поскольку никто из россиян не воспринимает 21 декабря как "день Митры". Поэтому богослужебный календарь может сегодня уже не быть жестко привязанным к астрономическим событиям. Время астрономов и часовщиков и время Литургии не обязаны совпадать.

Итак, астрономические феномены не могут рассматриваться как мерило литургического времени; миссионерские же аргументы скорее склоняют в пользу сохранения "старого" стиля. Предположим, Русская Церковь со следующего года меняет дату своего праздника. Однако это новшество потребует участия государства. Прежде всего потому, что Рождество - это детский праздник. А 25 декабря - это еще учебный день. Согласится ли Министерство образования ради церковного календаря кончать учебный год перед Сочельником, то есть не позже 23 декабря? Или при первой же попытке поставить этот вопрос те же газеты, которые требуют сейчас переноса празднования Рождества, начнут говорить о том, что в "светском и многоконфессиональном" государстве школьное расписание не должно зависеть от богослужебного календаря? Более того, поскольку вторая четверть и так самая короткая в школьном учебном году, ее сокращение почти на неделю потребует, очевидно, переноса на более ранний срок осенних каникул. И тогда, ради празднования Рождества, Потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал.

Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью.

Далее, а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния (21 декабря). Если следовать велениям астрономии, мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической. Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не 9-го. (Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство.)

Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод.западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен.
Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой. Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится. Каникулы останутся только новогодними (только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности"). Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу, она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале XX века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль. Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам.

Сама по себе двухнедельная разница в праздновании тождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. 25 декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам, они были бы вполне уместны. К сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители!"

Государственное телевидение Польши не устраивав рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в право, славную Пасху теле- и радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства.

Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады. Перед самым Рождеством - Сочельник, день самого строгого поста, воздержания практически от всякой пищи. Перед Пасхой - Страстная седмица, дни духовной скорби и воспоминания Крестного пути Спасителя.

Человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование будней и праздников, дней воспоминаний радостных и печальных должны составлять календарь. Каждый народ выработал свой календарь, свою чреду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России XX века пытался составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня "ельцинской конституции"). Бог с ним, с политическим календарем. Но пусть уж хотя бы церковный календарь останется у русского народа такой, какой он есть. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресный. Мусульман со вполне искренним радушием можно поздравить с их праздниками, католиков - с их. Православных же при желании можно будет поздравить с Рождеством 7 января.

Те же, кого не интересуют астрономические проблемы, обычно высказывают один аргумент в пользу переноса Рождества на 25 декабря нового стиля: получить возможность праздновать Новый год вне рождественского поста . Но богослужебная реформа, проводимая по гастрономическим соображениям, еще более странна, чем богослужебная реформа, проводимая по соображениям астрономическим.

А по мне, так чем дальше будет отходить Рождество от Нового года, тем лучше. Так легче не пропить радость Рождества в новогодних застольях. Когда взыгравшаяся неоязыческая плоть отыграет свое, когда все газеты и все телеведущие наконец охрипнут от поздравлений с годом "голубой свиньи", тогда, может быть, слышнее прозвучит тихая рождественская, песнь: "Христос рождается - славите..."

Скоро праздник — Рождество Христово, в 2017 году дата, когда наступает праздник — как обычно, дата неизменна. Наша история — для детей кратко и понятно, взрослым, не знающим предыстории праздника, тоже полезно почитать. Мы расскажем краткое содержание истории праздника, народные традиции и обычаи, это интересно, уделите пару минут времени своего на прочтение.

Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января. Предшествует празднику довольно таки длительный рождественский пост, который длится аж 40 дней. Правда, он не такой строгий, как Великий пост, можно кроме среды и пятницы мирянам есть рыбку, можно скромно с рыбным столом отпраздновать в кругу семьи Новый год, помолившись Господу и поблагодарив Его за все блага, которые Он послал нам за прошедший год. А с 1 января пост уже более строгий, рыбу уже вовсе нельзя есть, нужно больше молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, готовиться к наступлению праздника с чистой совестью и душой.

6 января (его еще называют Сочельник) обычно люди ничего не едят, пока не появится на небе первая звезда. Часто (по народной традиции) все садятся за семейный ужин, на котором накрыто 12 постных блюд (в честь 12 апотостолов). Хотя воцерковленные люди в это время больше на службе бывают, чем у плиты стоят, такое количество блюд выготавливая! Главным блюдом является кутя или сочиво, которое готовится обычно с разваренных зерен пшеницы с добавлением меда, орешков и мака. Все едят, произносят молитвы, в ожидании светлого праздника Рождества, которое наступает в полночь.

Приснодева Мария носила во чреве Иисуса, когда из Рима пришел указ о переписи всех жителей Палестины. Люди обязаны были прийти в города, где они родились, и отметиться там. Иосиф и Мария пошли в свой родной город Вифлеем. Но народу оказалось там в это время слишком много, что и гостиницы, и дома у местных жителей были заняты прихожанами, поэтому хозяин одного дома показал им пещеру, где зимой он скрывает скот от холодного ветра.

Именно в этой пещерке в ночь знаменательную на 7 января родился Иисус, и на небе загорелась звезда, которая выделялась среди остальных своей яркостью (отсюда и название Вифлеемская звезда). Ирод, царь иудеев, увидев это чудо в небе, понял, что родился Спаситель и сильно обеспокоился, ведь Младенцу предсказано стать царем! В это время к нему зашли волхвы, которым было открыто, что Богомладенец родился, и они искали Его найти и преподнести Ему дары. Ирод, узнав, что Младенец родился, сказал волхвам, чтобы сообщили и ему о месте рождения, якобы для того, чтобы воздать Ему хвалу, а на самом деле — погубить.


Волхвы отправились на поиски, их вела звезда. Когда они пришли в Вифлеем Иосиф с Марией уже были не в пещере, а в доме. Волхвы преподнесли подарки Иисусу: золото (почитая в нем будущего царя), ладан (видя в нем Бога) и смирну (предполагая, что как человек, он смертен).

Ангелы велели волхвам не возвращаться к их царю, зная, что он задумал.Ирод в злобе приказал уничтожить всех младенцев примерно возраста Иисуса, а Иосиф с Марией и дитем отправились в Египет, подальше от Ирода и вернулись на родину после его смерти.

С тех пор самым главным праздником православных считает Рождество Христово.
Весь день и всю ночь в церквях идут службы, горят свечи, поются радостные колядки. Праздники (Святки) длятся вплоть до Крещения господня, которое отмечается православными 19 января.

Рождество — народные традиции

Рождество всегда праздновали в народе весело и ярко — с колядками, ряжеными, песнями и танцами. Ходили от дома к дому, пели колядки, хозяева их за это угощали, а ряженые желали им мира и добра. Считалось, чем больше колядников посетит дом, тем больше счастья принесет на весь год его обитателям. Везде устраивают вертепы, изображающие пещерку, где родился Богомладенец, поют песни, и все присоединяются к большому и светлому празднованию Рождества Господня. Дети по обычаю носят вечерю своим крестным родителям. Им заворачивали в платочек гостинцы — калачи и сладости, а в ответ крестные родители угощали их и давали подарки.

На рождество принято запекать рождественского гуся и всей семьей собираться к праздничному столу. В Болгарии пекут пирог погачу, в который вкладывают серебряную монетку — кому попадется — тому и больше всего счастья привалит! Многие на святки гадают — конечно, церковь не приветствует такие вещи, как гадания, знахарство, магию и заигрывания с потусторонними силами, в народе говорят: сегодня Христос родился, и вся нечисть хвост поджала! Но лучше все же в такие игры не играть, пусть этот обычай останется в древнем язычестве!

Корагодина Елена

Обсуждение: 4 комментария

    Вот и снова на пороге прекрасный и радостный праздник Рождества — такой волшебный, сказочный и таинственный… Сразу вспоминается детство. Чудесная статья — погрузила в атмосферу предстоящего праздника, всё в ней коротко, просто и понятно! Спасибо Вам за информацию!

    Ответить

    Рецепт сочива или кутьи, как мы всю жизнь делаем - очень вкусно!
    Берете пшеницу, растираете ее немного в ступке, чуток взбрызгивая водой, чтобы отшелушить верхнюю оболочку, просеиваете и ставите варить (часто перед Рождеством бабки на рынке уже продают отшелушенную пшеничку, она такая как немного лохматая).
    Как хорошо разварится пшеница, оставьте остывать. а пока сделайте заправку для нее. мак разотрите в ступке хорошо, залейте медом, добавьте дробленые орешки. Потом как мы делаем - как надо тарелку или мисочку сделать кутьи - насыпаем половину пшеницы, заливаем таким вот соусом и пусть постоит, чуток напитается - можно кушать! а еще варим узвар из сухофруктов, можно им тоже пшеничку заливать, и на стол узвар тоже в тарелку наливается. В сочельник как раз это только до первой звезды и можно есть.