Немецкие танки pz. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание. Оборудование для Pz.Kpfw. VII

(Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.


Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Силовая установка.
Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.



Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

4-02-2017, 21:43

Привет всем любителям нововведений, с вами сайт! Друзья, довольно скоро прогремит обновление 0.9.17, которое принесет с собой очень много нового, а сейчас всем доступен тестовый клиент, на котором появился новый немецкий тяжелый танк десятого уровня и сейчас перед вами Pz.Kpfw. VII гайд .

Дело в том, что с приходом патча в игре появится альтернативная ветка развития немецких тяжей. В нее переехали уже знакомые вам машины и , ну а логическим завершением будет новый Pz.Kpfw. VII танк WoT . Давайте же познакомимся с этим нововведением поближе, чтобы вы могли понять, стоит ли его качать.

Но спешу вам напомнить, что сейчас идет открытая стадия тестирования, соответственно, к моменту релиза параметры этой машины еще могут поменяться. Кроме того, по своему внешнему виду Pz.Kpfw. VII имеет брата близнеца - это также топовый немецкий тяж, но выдавали его в качестве награды за бои на глобальной карте, имя ему или как любят говорить игроки - "тапколев". Впрочем, по ТТХ эти машины тоже схожи, но и различий тут довольно много.

ТТХ Pz.Kpfw. VII

Как всегда, начнем мы с того, что данный немец получил в свое распоряжение не рекордный, но весьма достойный по меркам ТТ-10 запас прочности, а также хорошую базовую дальность обзора в 400 метров.

Отдельного внимания в случае тяжелых танков всегда заслуживает их защищенность и в нашем случае этот вопрос не менее важен. У Pz.Kpfw. VII характеристики бронирования с одной стороны, очень хороши, но с другой, тут есть свои серьезные нюансы.

Для начала, корпус в лобовой проекции бронирован очень серьезно, тут везде толщина бронеплит составляет 240 миллиметров, да еще и под хорошим углом, что на 40 миллиметров весомее чем у VK 72.01(K). В общем, танковать можно действительно эффективно, но стоит бояться голды и выстрелов топовых ПТ-САУ.

Башня у нашего героя идентичная той, что установлена на "тапкольве" и со лба у Pz.Kpfw. VII World of Tanks защищена несколько хуже чем корпус. Однако практически всю переднюю часть закрывает огромная маска орудия, которая имеет очень выгодную рикошетную форму, да и щеки отлично скошены, благодаря чему можно ловить массу рикошетов и непробитий.

А вот с бортами тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет серьезные проблемы и сейчас вы поймете, о чем идет речь. Номинально 160 миллиметров брони – это весьма плохо, с задним расположением башни можно было бы отлично танковать обратным ромбом. Но из-за того, что передняя часть корпуса узкая, при довороте врагу открывается основание башни, стреляя туда, нас будут пробивать очень легко.

В вопросе ходовых характеристик, сразу можно сказать, что среди немецких топовых тяжей мы практически лучшие, но это не значит, что танк очень подвижен. Pz.Kpfw. VII WoT имеет неплохую максимальную скорость (которая уступает максималке VK 72.01(K)), но получил слабенькую динамику и маневренность. То есть движемся мы не откровенно медленно, скорее туговато, так что в целом подвижность слабая.

Орудие

Пушка является основополагающей чертой каждого танка и забегая вперед скажу, что в нашем случае вооружение получилось по-настоящему грозное. Кроме того, данный ствол не имеет ничего общего с тем, что установлен на VK 72.01(K), а вот лучше он или хуже, судите сами.

Итак, у Pz.Kpfw. VII орудие имеет действительно мощный альфастрайк, а также, что немаловажно, хорошие показатели скорострельности, благодаря чему есть возможность наносить около 2100 единиц чистого уровня в минуту.

Помимо хорошей огневой мощи, немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VII располагает выдающимися параметрами пробития. Вы сможете пробивать большинство встреченных противников обычным бронебойным снарядом, но для конфронтации с тяжами стоит возить с собой порядка 10-15 подкалиберов.

С точки зрения точности, снова все хорошо, так как Pz.Kpfw. VII World of Tanks получил весьма приятный ля своего калибра разброс, хорошую скорость сведения и завидную стабилизацию, что делает нас крайне опасным соперником.

Единственным не совсем комфортным параметром можно считать угол вертикального склонения орудия, но при заднем расположении башни возможность опустить пушка на 7 градусов – это также весьма достойный показатель.

Преимущества и недостатки

По большинству характеристик, известных на данный момент, можно сделать вывод, что этот немецкий тяж действительно хорош. Но чтобы реализовать потенциал, заложенный в Pz.Kpfw. VII WoT , нужно четко понимать его преимущества и недостатки, так что стоит заострить внимание на этих подробностях.
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Мощный альфастрайк и достойный ДПМ;
Высокая пробивная способность даже у ББ;
Отличные параметры точности;
Неплохие углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабая подвижность;
Уязвимое бронирование бортов;
Довольно большие габариты.

Оборудование для Pz.Kpfw. VII

Чтобы правильно укомплектовать машину дополнительными модулями, необходимо знать ее сильные и слабые стороны. В нашем же случае нужно будет сделать упор в повышение уже имеющихся преимуществ, так что на танк Pz.Kpfw. VII оборудование лучше ставить по такому принципу:
1. – это оптимальный и самый востребованный модуль для большинства танков, ведь благодаря ему увеличивается скорострельность и ДПМ.
2. – при уже имеющейся отличной точности такой выбор позволит наносить урон очень эффективно и комфортно.
3. – с параметрами обзора у нашего немца тоже все в порядке, а с оптикой вы без труда добьетесь максимального «зрения».

Но как это часто бывает, третьему пункту есть достойная замена и в нашем случае это будет . Буст в 5% ко всем необходимым характеристикам практически никогда не бывает лишним, а если у вашего экипажа прокачаны перки на обзор, то и по этому параметру вы сильно не просядете.

Обучение экипажа

Нет смысла напоминать вам о важности прокачки экипажа, все и так прекрасно понимают, что от выбранных умений зависит очень многое. Вы только должны понимать, что в ваших руках настоящий тяжелый танк, который должен сдерживать врага, но при этом может наносить тонны урона. Таким образом, для Pz.Kpfw. VII перки учатся следующие:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Pz.Kpfw. VII

Купленное снаряжение также отыгрывает далеко не последнюю роль в бою и от вашего выбора может зависеть не только сэкономленный запас прочности. Однако в тех случаях, когда запасы серебра невелики, можно обойтись набором из , , . В противном случае гораздо надежнее возить на Pz.Kpfw. VII снаряжение в виде , , , а при желании последний вариант вы можете заменить на .

Тактика игры на Pz.Kpfw. VII

Если судить по тому, что собой представляет данный тяж на данный момент, то в наших руках действительно сильная машина, хоть и не лишенная недостатков. Беря во внимание подвижность Pz.Kpfw. VII World of Tanks , можно сказать, что это танк одного направления, так что если вы неуверены в своей команде, лучше не уезжайте далеко от базы.

В то же время нам самое место на передовой, ведь для Pz.Kpfw. VII тактика строится на том, чтобы сдерживать врага, продавливать направления и наносить массу урона, благодаря своему отличному вооружению. Говоря о танковании, необходимо занять позицию, на которой по вам не сможет стрелять арта и принимать урон только лбом, слегка пританцовывая. Доворачивать корпус опасно, так как мы показываем уязвимое основание башни, в которое нас будут пробивать.

В то же время не стоит постоянно находиться под огнем, Pz.Kpfw. VII танк WoT имеет действительно грозную пушку и даже несмотря на ее скорострельность, лучше играть от альфы. Выкатываемся из укрытия подставляя только лоб корпуса или башни, делаем выстрел и прячемся, все довольно просто.

В остальном, как уже говорилось, смотри по сторонам и на мини-карту, берегитесь выстрелов артиллерии, прячьте борта и не давайте себя каруселить. Тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет слабую подвижность, это значит, что любой подвижный СТ может нас убить без труда, если у него будет пространство для маневра.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный аппарат имеет довольно много общих черт со специальным танком VK 72.01(K), особенно это касается внешнего вида (тяжи практически близнецы) и параметров бронирования. Однако на данный момент видно, что Pz.Kpfw. VII танк защищен несколько лучше и на мой взгляд вооружением у него более универсально и грозное. Что же получится на практике и каковы будут конечные ТТХ нашего сегодняшнего гостя, время покажет.

Pz.Kpfw.V «Пантера» (Panther) - это, безусловно, один из наиболее известных тяжелых танков, которые принимали участие в сражениях Второй мировой войны . Этой машины вообще не должно было быть в немецкой армии, толчком для ее создания стало появление на поле боя советского Т-34 . Изначально «Пантера» задумывалась немцами как массовый средний танк, но вместо этого получилась тяжелая боевая машина, выпущенная в гораздо больших количествах, чем знаменитый Pz.Kpfw.VI Tiger.

«Пантерами» планировали заменить средний танк Pz.Kpfw. IV, но этого так и не случилось: и «четверка» и Pz.V Panther выпускались немецкой промышленностью параллельно до самого окончания войны. Некоторые специалисты считают это серьезной стратегической ошибкой германского руководства.

«Пантера» была весьма грозным противником: с момента своего появления и до самого окончания войны эта машина доставила много головной боли советским, английским и американским танкистам.

Еще можно добавить, что ни один из немецких танков данного исторического периода не вызывает таких ожесточенных споров и настолько противоречивых оценок, как Pz.Kpfw.V Panther. Причем это характерно как для современников этой машины, так и для более поздних специалистов. В обзорах спектр оценок колеблется от восторженных, до сдержанно-негативных. Дебютом «Пантеры» стало огненное пекло Курской дуги , свой последний бой этот танк дал на улицах осажденного Берлина.

История создания

Решение о создании нового немецкого среднего танка было принято в 1941 году уже после нескольких месяцев боевых действий на Восточном фронте. Несомненным катализатором этого процесса стал реальный шок, который испытали немецкие танкисты после знакомства с советскими танками Т-34 и КВ .

Следует сказать, что работы над созданием нового среднего танка, который мог бы заменить PzKpfw III и PzKpfw IV, велись в Германии еще с 1938 года. Их проводили сразу несколько компаний, и к началу боевых действий на Восточном фронте его конструкция в общих чертах была готова. Вопрос не двигался дальше по одной весьма простой причине: военные не ощущали острой необходимости в новой машине, их вполне устраивали надежные и проверенные в боях танки.

Однако после встречи с новыми советскими танками мнение немецких военных по этому поводу резко изменилось.

В ноябре 1941 года компании Daimler-Benz и MAN получили техническое задание на создание новой боевой машины со следующими характеристиками: масса — 35 тонн, броневая защита — 40 мм и двигатель с мощностью 600-700 л.с. Новый перспективный танк получили название «Пантера».

Еще ранее началась разработка нового танкового орудия калибра 75 мм, способного пробивать 140 мм брони на дистанции в один километр.

Прежде чем продолжить рассказ, необходимо несколько слов сказать о разных типах классификации танков, которые были приняты в РККА и германской армии. В советской армии классификация была основана на массе машины, легкими считались танки до 20 тонн, средними – машины с весом до 40 тонн, а масса тяжелых танков превышала 40 тонн.

В основу немецкой классификации был положен калибр основного оружия машины. Тяжелыми танками считались машины, вооруженные орудиями с калибром выше 75 мм. Поэтому по немецкой классификации Pz. V считался средним, а по советской классификации - тяжелым (его масса составляла 44 тонны).

Немецкими конструкторами были тщательно изучены советские трофейные образцы, были отмечены их следующие сильные стороны: дизельный танковый двигатель, наклонное расположение броневых листов, широкие катки и гусеницы.

Уже весной следующего года обе компании представили свои прототипы новой машины.

Прототип нового среднего танка, который был создан конструкторами Daimler-Benz, очень сильно напоминал «тридцатьчетверку» и внешне, и по своей конструкции. В немецком министерстве вооружений посчитали, что подобное внешнее сходство может быть причиной обстрела танка своей же артиллерией. Конструкция машины также во многом повторяла Т-34: трансмиссия и моторное отделение находились сзади, танк предлагали оснастить дизельным двигателем и широкими гусеницами. Впрочем, несмотря на такой откровенный плагиат, новая машина очень понравилась Гитлеру, он даже приказал сделать первый заказ на 200 танков.

Прототип, представленный компанией MAN, имел традиционную для немецких машин компоновку, с передним расположением трансмиссии и задним расположением двигателя, торсионную подвеску и переднее расположение ведущих колес.

Кстати, обе компании отказались от подвески конструкции американского инженера Кристи, которая была использована на Т-34, признав ее негодной и архаичной.

Из-за разногласий, которые возникли при выборе победителя конкурса, была организована специальная «Пантер-комиссия», что и должна была решить судьбу танка. В мае комиссия подготовила свои заключения, в соответствии с которыми однозначно лучшим признавался танк, разработанный конструкторами компании MAN.

К концу 1942 года были построены две опытные машины, их эксплуатация показала многочисленные недоработки, которые приходилось исправлять в кратчайшие сроки. Первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther покинула заводской конвейер 11 января 1943 года.

Кстати, название «Пантера» без указания индекса было введено специальным указом Гитлера только в начале 1944 года, до этого момента танки называли Pz.Kpfw.V.

Модификации машины

Первые серийные образцы (20 машин) получили название Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 довольно сильно отличались от последующих модификаций. Они никогда не участвовали в боях и использовались в тылу для подготовки танковых экипажей. «Пантера» серии D1 оснащалась двигателем HL 210 P45, коробкой скоростей ZF7 и имела толщину лобовой брони 60 мм.

Первой модификацией танка, которая пошла в крупносерийное производство, стала машина с индексом Ausf. D2. Хотя, сказать, что эта модификация танка сильно отличалась от «нулевых» машин нельзя. Изменения касались конструкции командирской башенки и дульного тормоза – он стал двухкамерным и приобрел хорошо узнаваемый «пантеровский» вид. Также на новых машинах была усилена лобовая броня (до 80 мм), машины получили новый двигатель HL 230 P30 и коробку передач AK 7-200. Танки этой серии оснащались телескопическим прицелом TZF-12 с отличным обзором. Курсовой пулемет располагался в бугельной установке.

Осенью 1943 года появилась следующая модификация «Пантеры» — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. А. Машины этой серии получили новую башню, которая не имела небольших люков, а также амбразур для стрельбы из личного оружия. Слишком сложный прицел TZF-12 заменили на монокулярный TZF12a. Не слишком эффективную бугельную установку курсового пулемета заменили на привычную шаровую. Броню большинства этих машин покрывали циммеритом, многие из них были оснащены фальшбортами.

В марте 1944 года начался выпуск самой массовой (3740 машин) серии танка — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. G. У новых танков было усилено бронирование: толщину бортовой брони довели до 50 мм, а лобовой – до 110 мм, изменили угол наклона бортовой брони. Некоторые из «Пантер» этой серии получили маску орудия со специальной «юбкой», которая защищала башню от заклинивания при попадании снарядов противника. Также было сделано множество других незначительных изменений.

В целом, машины этой модификации имели более простой и технологичный корпус.

Также осенью 1944 года начались работы над последней модификацией этого среднего танка: — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. F. На этой машине планировалось еще более увеличить броневую защиту (лобовую броню - до 120 мм, борта – до 60 мм), изменить наклон броневых листов, уменьшить размеры башни. До конца войны успели сделать несколько башен и корпусов для новой модификации танка, но ни одного готового прототипа произвести так и не успели.

Осенью 1943 года начались разработки танка «Пантера II», которую планировали вооружить 88-мм пушкой (такая же стояла на «Королевском тигре») и оснастить новой башней Schmalturm. По сути, такая машина должна была стать облегченным вариантом «Королевского тигра». Однако к «Пантере II» так и не смогли ни подобрать, ни сконструировать подходящего двигателя.

На базе Pz.V Panther была создана противотанковая самоходная установка — «Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173). Эта машина считается одной из лучших «самоходок» своего исторического периода. «Ягдпантера» была вооружена мощным длинноствольным 88-мм орудием StuK43 L/71 и надежной броневой защитой. Кроме того, машина получилась скоростной и довольно маневренной, что делало ее очень опасным противником для любых танков союзников.

Сталь для лобовой брони «самоходки» брали из запасов военно-морского флота, это металл был сделан еще до войны и отличался очень высоким качеством.

На базе «Пантеры» планировали создать целое семейство самоходных артиллерийских орудий, но этим планам не суждено было осуществиться. Также на базе Pz.Kpfw.V хотели создать зенитную самоходную установку, на это также не хватило времени.

Описание танка Pz.V

Средний танк Pz.Kpfw.V Panther имел классическую для немецких машин схему компоновки: трансмиссия у него находилась в передней части машины, а силовой отделение – в задней.

Корпус и башня танка состояли из катанных броневых листов, собранных «в шип» и соединенных двойным сварным швом.

В передней части корпуса находился отсек управления, в нем размещалось место механика-водителя и радиста-пулеметчика. Здесь же располагалась коробка передач, приборы управления, курсовой пулемет и радиостанция.

Место водителя находилось слева от трансмиссии, он осуществлял обзор с помощью двух перископов, которые были установлены на крыше отделения. Один из них был направлен в правую сторону, а другой – в левую. Следует отметить, что эта система не обеспечивала надежного обзора.

Справа от водителя находилось место радиста-пулеметчика. В крыше отделения управления для водителя и радиста были установлены два люка, крышки которых не поднимались, а отводились в стороны.

Боевое отделение находилось в центральной части танка. Здесь размещалась башня, в которой было установлено орудие со спаренным пулеметом, приборы наблюдения и управления, механизмы горизонтальной и вертикальной наводки, места для командира танка, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении находилась основная часть боекомплекта. На башне находилась командирская башенка с перископами, которые обеспечивали командиру машины прекрасный обзор. На более поздних модификациях Panther на командирскую башенку устанавливался зенитный пулемет.

Башня танка приводилась в движение гидравлическим поворотным механизмом. При отключенном двигателе это приходилось делать вручную.

В кормовой части корпуса танка располагалось силовое отделение, в нем находился двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Моторное отделение делилось на три отсека, центральные из которых (где находился двигатель) был водонепроницаемым. Силовой отсек был отделен от боевого броневой перегородкой.

На первых машинах стоял карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 210 P30 (21 литр), который впоследствии был заменен Maybach HL 230 P45 с большим диаметром поршней.

Трансмиссия состояла из коробки переключения передач, главного фрикциона, карданного вала, дисковых тормозов и механизма поворота. Коробка переключения передач имела семь ступеней, с безынерционными конусными синхронизаторами.

Ходовая часть «шахматного» типа состояла из восьми сдвоенных обрезиненных катков на один борт. Подвеска – торсионная, ведущие колеса расположены спереди. Ходовая обеспечивала танку прекрасную плавность хода даже по пересеченной местности, но была очень сложна в производстве и обслуживании. Чтобы добраться до внутреннего диска, нужно было снять до трети внешних.

Основным вооружением Pz.V Panther являлась 75-мм нарезная пушка KwK 42. С ней был спарен 7,62-мм пулемет.

Моторное отделение было оснащено автоматической системой пожаротушения. Частые возгорания двигателя – это одна из «визитных карточек» «Пантеры». Если температура двигателя достигала 120 градусов, то автоматическая система пожаротушения начинала заливать его специальной смесью.

На танках модификаций D устанавливались бинокулярные прицелы TZF-12, а на более поздних сериях – монокулярный прицел TZF-12А. Прицелы отличались удобством и обеспечивали отличный обзор.

На командирских машинах поздних серий впервые были смонтированы приборы ночного видения. Вместе с инфракрасным прожектором подобный прибор позволял осматривать местность до 200 метров.

Боевое применение, преимущества и недостатки Pz.V Panther

Немцы впервые применили Pz.V в ходе боев на Курской дуге. Этими машинами были укомплектованы два танковых батальона. Опыт первых боев показал как сильные стороны «Пантер», так и их недостатки. К сильным сторонам танка, несомненно, можно было отнести его мощную пушку, что позволяла поражать все советские САУ и танки на основных дистанциях боя в лоб, а также хорошую защиту передней проекции машины, которая была неуязвима для всех видов советских танковых и противотанковых орудий. Также заслужили положительные отзывы приборы наблюдения и прицельные приспособления, обеспечивавшие танкистам отличный обзор. Машина была очень удобна для экипажа.

Однако были и недостатки: танк довольно легко поражался в боковые проекции, был не слишком надежным, его двигатель часто горел.

Технические характеристики танка

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм – 80
Борт корпуса, мм – 50
Днище, мм – 17-30
Лоб башни, мм – 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года

Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов - до 40 мм, башни - до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40-41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц - до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год

Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год

Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года

Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года

Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года