Влияние компьютера на здоровье человека

Оглавление
Эволюционно тело человека предназначено для физических нагрузок. Среди врачей есть образное выражение: «человек приспособлен для того, чтобы мало есть и много бегать». Но многие современные люди работают в офисах и ведут малоподвижный образ жизни. С появлением компьютеров проблема только усугубилась.

Больше времени возле мониторов стали проводить дети и подростки. Многие дети предпочитают играм на свежем воздухе виртуальные «стрелялки» и «бродилки». Это негативно сказывается на состоянии здоровья .

Влияние компьютера на позвоночник


Как работа на компьютере влияет на позвоночник и окружающие его мышцы :
  • Неподвижная поза . Это приводит к ослаблению мышечного корсета позвоночника . Одни мышцы выключены из работы, а другие постоянно напряжены, в итоге может возникать миофасциальный болевой синдром . Длительные статические нагрузки приводят к преждевременному изнашиванию позвонков и межпозвоночных дисков.
  • Согнутая спина . Если монитор расположен слишком низко, во время работы на компьютере человек вынужден постоянно наклоняться вперед, выгибать спину «колесом». Это усиливает нагрузки на передние края межпозвонковых дисков и может приводить к их протрузиям (выпячиваниям за пределы позвонка), грыжам.
  • Малоподвижный образ жизни и неполноценное питание . Многие люди, которым приходится подолгу работать за компьютером, перестают следить за своей физической формой и рационом. Это негативно сказывается на состоянии позвоночника и всех суставов.
Нарушение осанки и сколиоз – распространенные проблемы, вызванные длительной работой на компьютере. У таких людей раньше развивается остеохондроз, повышены риски развития межпозвонковых грыж .

Нередко компьютер становится причиной болей в шее , спине, пояснице, плечах, головных болей . Они могут быть связаны с миофасциальным синдромом – напряжением мышц, или с более серьезными патологиями. Если вас стали беспокоить боли в спине , нужно посетить врача, разобраться в их причине и при необходимости начать лечение.

Меры профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом, вызванных длительной работой на компьютере :

  • Используйте специальное офисное кресло . Оно поможет уменьшить нагрузки на позвоночник и плечевой пояс.
  • Ваши ноги должны стоять на полу, быть согнуты под углом 90° C в коленных и тазобедренных суставах. Не кладите ногу на ногу.
  • Держите спину ровно. Отрегулируйте офисное кресло так, чтобы вы могли сидеть с прямой спиной.
  • Делайте перерывы. После каждого часа работы нужно встать и 10 минут походить.
  • Выполняйте упражнения. Малоподвижный образ жизни вреден не только для опорно-двигательного аппарата, но и для сердечно-сосудистой системы, внутренних органов. Выделяйте каждый день хотя бы немного времени на физические упражнения. Старайтесь больше ходить пешком, а не ездить на автомобиле и в общественном транспорте.

Влияние компьютера на здоровье человека: правила безопасной работы за компьютером - видео

Синдром компьютерных глаз (компьютерный зрительный синдром)


Синдромом компьютерных глаз называют проблемы с органом зрения , которые вызывает частая и длительная работа с компьютером. Это не какое-либо одно определенное состояние: термин «синдром компьютерных глаз» обозначает весь спектр нарушений, включая сухость, боль и пр.

Согласно американской статистике, от 50% до 90% людей, которым приходится подолгу работать с компьютером, испытывают те или иные проявления синдрома компьютерных глаз.

Обычно это состояние рассматривают как «профессиональную болезнь» офисных работников. Но компьютерный зрительный синдром в настоящее время встречается довольно часто и среди детей, которые любят поиграть в игры на компьютере или мобильных устройствах. Нагрузки на глаза повышаются при плохом освещении и неправильном расположении монитора.

Почему возникает синдром компьютерных глаз?

Особенности функционирования глаз во время работы на компьютере :
  • Зрение должно постоянно фокусироваться на экране, поэтому движения глазных яблок ограничены – это неестественное состояние.
  • Все картинки на экране постоянно находятся в одной плоскости. Человек не переводит взгляд с ближних объектов на дальние и наоборот. Поэтому мышцы, ответственные за изменение кривизны хрусталика и фокусировку зрения, постоянно находятся в напряжении.
  • Экран компьютера сам испускает свет. А глаз человека привык воспринимать окружающие предметы в отраженном свете. Особенно большие нагрузки на орган зрения приходятся в случае, если на мониторе настроена слишком высокая яркость.
  • Во время напряженной работы на компьютере, когда нужно сосредоточиться, человек «забывает» моргать. Это приводит к повышенной сухости глазных яблок . В норме человек моргает 15-25 раз в минуту, при этом каждый раз глаз увлажняется слезной жидкостью.
Во время работы на компьютере глаза испытывают более высокое напряжение, чем при чтении книги. Изображения на компьютерном экране обычно более контрастны, он мерцает (хотя это и незаметно невооруженным глазом, так же, как мигание лампочки и экрана телевизора), дает блики.

Синдром компьютерных глаз с большей вероятностью развивается у людей, страдающих близорукостью , астигматизмом .

С возрастом работать за компьютером становится всё сложнее, так как уменьшается гибкость хрусталика – естественной линзы глаза. Способность глаза фокусироваться на предметах, находящихся вблизи и вдалеке, снижается. Обычно это состояние начинается после 40 лет и называется пресбиопией («старческое зрение»).

Проявления компьютерного зрительного синдрома

На данный момент нет никаких доказательств того, что синдром компьютерных глаз может приводить к каким-либо хроническим заболеваниям или серьезным осложнениям. Однако это состояние сопровождается дискомфортом, приводит к неприятным ощущениям, способствует ухудшению самочувствия и снижению работоспособности.

Компьютерный зрительный синдром может проявляться в виде следующих симптомов :

  • Помутнение зрения («туман перед глазами»).
  • Сухость, покраснение глаз .
  • Двоение в глазах.
  • Головные боли.
  • Раздражение, зуд глаз.
  • Боли в шее и спине.
Если не бороться с этими симптомами, со временем они будут оказывать всё более сильное негативное влияние на производительность труда.

Лечение синдрома компьютерных глаз

В большинстве случаев для того чтобы справиться с синдромом компьютерного зрения и предотвратить его, бывает достаточно внести некоторые изменения в рабочую среду:


Влияние компьютера на здоровье человека. Синдром компьютерного зрения: как спасти глаза при долгой работе за монитором - видео

Влияние компьютера на здоровье человека: упражнения для глаз при работе за компьютером - видео

Влияние компьютера на нервную систему, мышление, познавательные навыки, поведение

Во время работы на компьютере человек напрягает внимание, вынужден обрабатывать большие объемы информации в единицу времени. Это способствует более быстрому наступлению утомления.

Однако, как показывают исследования, компьютеры могут благотворно влиять на познавательные навыки.

Компьютер и риск познавательных нарушений


К познавательным функциям человеческого мозга относят способность обучаться, усваивать новую информацию, запоминать её, передавать другим людям и использовать. С возрастом в этой сфере происходят ухудшения. Сильные познавательные нарушения возникают при деменции (слабоумии), наиболее распространенной формой которой является болезнь Альцгеймера , возникающая преимущественно у пожилых людей.

Вероятность развития деменции зависит от разных факторов. Ученым уже давно известно о том, что люди, которые постоянно поддерживают умственную активность и решают разные интеллектуальные задачи, лучше защищены от подобных расстройств, часто до глубокой старости сохраняют ясный ум.

В марте 2016 года было проведено исследование, которое показало, что люди, которые регулярно используют в работе компьютер, имеют на 42% более низкие риски снижения познавательных способностей с возрастом.

Влияние компьютерных игр на поведение


Тема агрессивного поведения подростков, да и взрослых людей, увлекающихся компьютерными играми, не нова. Считается, что агрессию провоцируют жестокие сцены, которые человек видит на экране. Однако результаты исследований показывают, что дело не только в этом. В 2014 году ученые обнаружили, что агрессивное поведение может быть во многом связано со слишком сложным прохождением игры, неспособностью освоить её.

Данные исследования показывают, что геймеры зачастую ведут себя агрессивно, когда не могут пройти игру, даже если в ней нет сцен насилия и нецензурной лексики.

В августе 2014 года американские ученые наблюдали за пятиклассниками в трех городах США. Оказалось, что дети, которые играют более 2-х часов в игры со сценами жестокости, имеют более выраженные симптомы депрессии по сравнению с теми, кто играют менее 2-х часов в день в игры без жестоких сцен.

В ноябре 2013 года ученые из США, Италии и Нидерландов провели исследование с участием 172-х итальянских старшеклассников. Детей разделили на две группы. Одни играли в нейтральные компьютерные игры (пинбол или гольф), а другие – в более агрессивные.

Первый эксперимент состоял в том, что перед каждым ребенком во время игры ставили корзинку с шоколадом и говорили, что он может брать столько сладостей, сколько захочет, но это вредно для здоровья. Дети, которые играли в более агрессивные игры, съедали больше шоколада.

Затем детям предложили пройти логический тест, состоящий из десяти вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получал лотерейный билет, который можно было обменять на призы. В конце тестирования школьнику говорили, сколько правильных ответов он дал, и предлагали самостоятельно взять из конверта соответствующее количество лотерейных билетов. Ученые обнаружили, что дети, которые играли в агрессивные игры, в восемь раз чаще обманывали экспериментаторов и брали больше билетов, чем им полагалось.

На основании этих результатов были сделаны выводы о том, что увлечение агрессивными, жестокими компьютерными играми снижает самоконтроль.

Но есть в компьютерных играх и положительный момент. Крупное исследование, завершившееся в марте 2016 года, показало, что увлечение ребенка компьютерными играми оказывает положительное влияние на психическое здоровье, познавательные и социальные навыки.

Кистевой туннельный синдром

Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала ) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.

Почему у компьютерщиков развивается синдром запястного канала?

Срединный нерв – один из нервов, обеспечивающих чувствительность и движения кисти – проходит в ограниченном пространстве, в так называемом запястном канале , образованном соединительной тканью и костями запястья.

Во время работы на клавиатуре кисти рук постоянно испытывают следующие воздействия :

  • Постоянные, монотонные сгибания и разгибания в лучезапястных суставах.
  • Кисти постоянно пребывают в напряжении.
  • Вибрация во время ударов пальцами по клавиатуре.
В результате этого происходит постоянная травматизация структур запястного канала. В них развивается воспаление и отек . Это приводит к сдавлению срединного нерва и возникновению характерных симптомов.

Проявления кистевого туннельного синдрома


При кистевом туннельном синдроме симптомы в основном затрагивают большой, указательный, средний, в меньшей степени – безымянный палец кисти. Это соответствует зоне иннервации срединного нерва.
  • В начале заболевания беспокоят неприятные ощущения в кисти: покалывание, жжение, онемение .
  • Боль – один из основных симптомов. Она тупая, ноющая, может захватывать пальцы, кисть , часть предплечья .
  • Чувство онемения кистей по утрам.
  • Постепенно развиваются нарушения со стороны мышц. Человеку становится сложно удерживать пальцами мелкие предметы, они выпадают из рук. Возникают сложности с выполнением точных движений.
  • Так как нервы регулируют функции сосудов, могут развиваться и сосудистые нарушения. Кисти могут стать бледными или приобрести синюшный оттенок, часто холодеют.
  • Нарушение иннервации потовых желез приводит к повышенной потливости или сухости кожи .
  • Нарушение иннервации и кровоснабжения кожи и ногтей приводит к ухудшению их внешнего вида.

Как сохранить здоровье кистей и лучезапястных суставов, работая на компьютере?

Правильное использование компьютерной мышки :
  • Ладонь должна располагаться таким образом, чтобы нижняя часть мышки находилась возле запястья.
  • Безымянный и большой палец должны находиться немного по бокам и слегка касаться боковых граней мышки.
  • Указательный палец должен легко лежать на левой кнопке мышки, средний – на правой.
  • Во время перемещения мышки старайтесь не совершать сильные движения в лучезапястном суставе – вся рука должна свободно двигаться за мышкой.
Правильное использование клавиатуры :
  • Руки должны быть расслаблены, согнуты в локтях под углом 90° и свободно лежать на столе.
  • Пальцы должны быть слегка согнуты. Кнопок клавиатуры нужно касаться только подушечками, нанося короткие мягкие удары.
  • Во время набора текста совершать движения лучше не в лучезапястных суставах, а пальцами.
  • Не кладите ладони на стол и на клавиатуру.
Если вам приходится долго работать на компьютере, нужно периодически делать перерывы, разминать кисти. Существуют простые комплексы упражнений.

Влияние компьютера на сердечно-сосудистую систему

Главный фактор, который негативно влияет на состояние сердца и сосудов при частой и долгой работе на компьютере – малоподвижный образ жизни.
Нарушения, которые могут развиваться :
  • Атеросклероз , повышенное артериальное давление . Из-за малоподвижного образа жизни, особенно если при этом человек увлекается жирной и сладкой пищей, развивается избыточная масса тела, на внутренних стенках сосудов начинает откладываться холестерин . Повышается кровяное давление . Если долго не заниматься профилактикой и лечением этих проблем, со временем они могут привести к тяжелым состояниям, таким, как инфаркт , инсульт .
  • Венозная недостаточность, варикозное расширение вен на ногах . Из-за действия силы тяжести крови сложно возвращаться из сосудов нижних конечностей к сердцу. Ситуация усугубляется, если человеку приходится подолгу стоять или сидеть. Вены растягиваются, клапаны в них перестают нормально справляться со своей функцией, происходит застой крови. Поначалу это проявляется в виде болей, неприятных ощущений, чувстве усталости в стопах и голенях. Возникают отеки на ногах . Обычно симптомы возникают ближе к вечеру. Когда вены растягиваются достаточно сильно, они становятся видны под кожей в виде синих извитых «червей».
  • Геморрой . По сути, это тоже разновидность варикоза . В результате сидячего образа жизни кровь застаивается в венах, окружающих прямую кишку.
  • Застой крови в венах таза . Проявляется в виде тянущих болей, дискомфорта, неприятных ощущений. Это состояние не так безобидно: оно повышает риск воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы у мужчин и женщин, со временем даже может стать причиной бесплодия .

Влияние компьютера на здоровье человека: постоянная работа за компьютером ухудшает внешность и портит здоровье, как этого избежать - видео

Компьютерная игромания: зависимость от игр


Зависимость от компьютерных игр – это разновидность психологической зависимости . Некоторые ученые ставят пристрастие к компьютерным играм в один ряд с наркоманией и алкоголизмом , считают его очень опасным. Такие утверждения достаточно спорны, но, как минимум, капля истины в них есть.

Почему возникает зависимость от компьютерных игр?

Эффекты наркотических веществ и алкоголя в организме изучены достаточно хорошо. Того же нельзя сказать о компьютерных играх. Кое-что известно: например, ученые знают, что во время игры в головном мозге выделяется большое количество вещества под названием допамин .

Однако, по мнению исследователей, в игромании есть нечто большее, чем просто биохимические процессы в нервной системе. Игра становится для зависимого человека тем местом, куда можно убежать от повседневных проблем, где он чувствует себя комфортно. В реальной жизни у него может быть много сложностей, а в виртуальном мире всё хорошо. Человек старается больше времени проводить там, где чувствует себя комфортно.

Не все компьютерные игры обладают одинаковой способностью вызывать зависимость. Наиболее опасны в этом плане сетевые игры в жанре MMORPG – их главная отличительная особенность в возможности взаимодействия между большим количеством игроков.

Как проявляется компьютерная игромания?

Компьютерная игромания обладает классическими признаками, присущими любому виду зависимости:
  • Непреодолимое влечение к некоему веществу или деятельности.
  • Если лишить человека этого вещества или возможности заниматься данной деятельностью, он начинает плохо себя чувствовать, становится раздражительным .
Если человек помногу играет в компьютерные игры, это еще не говорит о том, что он страдает игроманией. Вопрос в том, насколько он способен контролировать свою игровую деятельность?

«Первые звоночки» игровой зависимости, которые должны насторожить:

  • Постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в игре.
  • Постоянные мысли и разговоры об играх во время других занятий и мероприятий.
  • Стремление сесть за компьютер и поиграть каждый раз, когда хочется убежать от тревоги и депрессии.
  • Зависимый человек стремится скрыть, что он проводит много времени в игре, из-за этого лжет родным и друзьям.
  • Раздражение, гнев, агрессия при попытке близких сократить время игры.
Зависимый человек выпадает из социума, становится менее общительным, отказывается от прежних хобби.

Чаще всего компьютерной игроманией страдают подростки и мужчины младше 30-ти лет. Как правило, это умные и творческие люди, но у них нет друзей, снижена самооценка, они испытывают проблемы в социуме.

Чем опасная игровая компьютерная зависимость?

Болезненное пристрастие к компьютерным играм может разрушить жизнь человека. Школьнику, который по 4-5 часов в день проводит в любимой игре, некогда выполнять домашние задания, заниматься хобби, спортом , общаться со сверстниками. На выходе можно получить, к примеру, 21-летнего парня, психологическое развитие которого находится на уровне 12-ти лет. Он не умеет общаться с людьми, у него нет друзей, отсутствуют многие важные умения и навыки, необходимые взрослому человеку.

У взрослых людей зависимость от компьютерных игр может разрушить карьеру, семейные отношения.

В 2011 году было проведено исследование, во время которого ученые показали, что компьютерная игромания может приводить к таким последствиям, как депрессия, повышенная тревожность , социальная фобия (боязнь выполнения общественных действий).

Как бороться с игровой зависимостью?

Так как зависимость от компьютерных игр часто развивается у школьников, родителям важно вовремя заметить первые признаки патологии. Для того, чтобы понять, является ли пристрастие ребенка к играм болезненным, стоит вести тетрадь и выписывать в неё:
  • Сколько времени ребенок проводит за игрой каждый день.
  • Проблемы в поведении, школьной успеваемости и в других сферах, которые возникают из-за игр.
  • Реакция ребенка на попытки родителей ограничить время, проводимое в игре.
Для борьбы с игроманией лучше обратиться к специалистам, которые занимаются этими проблемами. В современном обществе нельзя избежать компьютеров. В конце концов, у многих людей они являются неотъемлемой частью профессии. Игроман должен научиться жить с компьютером, но без компьютерных игр. Если зависимость уже есть, нельзя просто сократить время игры до часа или менее, так же как человек, страдающий алкоголизмом, уже никогда не сможет «пить культурно».

Влияние компьютера на здоровье человека: как проявляется компьютерная и игровая зависимость (игромания), ее причины и методы лечения, отзывы врачей-психиатров и психологов - видео

Что лучше: компьютер или ноутбук?


Во многих современных домах и офисах на смену стационарным компьютерам пришли ноутбуки. Они удобны, так как не занимают много места, их можно переносить куда угодно, и даже брать с собой в путешествия. Но работа на ноутбуке имеет некоторые недостатки в плане влияния на здоровье:
  • Неудобный набор текста . Главное неудобство ноутбука по сравнению с компьютером в том, что клавиатура присоединена к экрану, её нельзя подвинуть. Эта проблема решается легко – можно купить отдельную usb-клавиатуру.
  • Экран сложно разместить на нужном уровне . Он всегда находится ниже, чем нужно, из-за небольших размеров.
  • Вы вынуждены сидеть, скрючившись . В этом снова виновато низкое расположение экрана – во время работы с ноутбуком человеку приходится сильнее наклоняться вперед и выгибать спину дугой. Это приводит к болям в спине, плечах и шее, таким проблемам, как спондилез и межпозвонковые грыжи .
  • Выше риск развития компьютерного зрительного синдрома . Из-за небольшого размера экрана движения глазных яблок еще больше ограничены, человек реже моргает.
  • Повышается риск кистевого тоннельного синдрома . Если вы печатаете на «родной» клавиатуре ноутбука, вам приходится опираться о нее запястьями. Это неудобно и оказывает повышенные нагрузки на запястья, особенно в случае с маленькими ноутбуками.
  • С ноутбуком часто работают, находясь в неудобных позах . Если вы используете ноутбук в качестве «походного» компьютера, вы можете работать с ним лежа, сидя, поставив его на колени, в других не совсем естественных позах. Это может негативно сказываться на состоянии опорно-двигательной системы, нервов, сосудов.

Как сохранить здоровье, если вы работаете на ноутбуке? Полезные советы:

  • Используйте внешнюю usb-клавиатуру и мышь . Это сделает работу более удобной и снизит нагрузки на спину, шею, руки.
  • Используйте специальный держатель для ноутбука, который помогает поднять его на необходимую высоту. Если у вас нет возможности приобрести такой держатель – под ноутбук можно что-то подложить.

Начнем с напоминания о том, что сейчас активным образом происходит деградация человечества и игровой мир не стоит в стороне от этого. Можно судить о том, что будущее совсем не безоблачное, как может некоторым казаться.

Уровень влияния популярной компьютерной игры на человека обычно является отрицательным, хотя и не всегда. Вот совсем недавно был проведён опрос как раз на эту тему. Населению задали, казалось бы, простой вопрос. «Звездные войны» правда, это или вымысел. Лишь 40% респондентов посчитали этот фильм фантастическим. Это весьма точно отражает суть нашей проблемы. Под влиянием практически любой продаваемой компьютерной игры на мозг человека — он тупеет и становится неприспособленным к жизни. Во всех боевиках отсутствует умный компонент, там не нужно что-либо продумывать, а ведь именно в подобных развлечениях максимальное количество продаж.

Теперь переходим к самой основе компьютерного вычисления. Вспомним самый первый калькулятор – он кардинально упростил жизнь людям. Влиять устройство стало так сильно, что жителям больше не требовалось напрягать мозги, даже при самых простейших подсчётах. В качестве обновления появились более могущественные компьютеры, которые стали выполнять ещё больше повседневных задач.

Компьютерная игра и калькулятор влияют на мышление и преобладают над человеком – то есть уменьшают его рабочие извилины. Использовать подобные возможности для дел весьма удобно, поскольку в наши дни требуется делать кучу сложных или умеренных вычислений. В магазинах это особенно актуально, но таблицу умножения человеку забывать не следует.

С компьютерными играми дела будут похуже, обычно они убивают всё мышление в человеке, которое могло накопиться за более правильный период прожитой жизни. Тут мнения не так однозначны, как кажутся на первый взгляд. Я бы рекомендовал отделить понятия плохого и хорошего.

Итак, рассмотрим лидеров рынка. Лидерами продаж и спроса являются Экшены и стратегии. В первом случае — это игры, в которых воюют и стреляют друг в друга от первого лица, либо бродят от 3-го и рубят всех любым холодным оружием. Во втором типе – строят производственные здания и технику, а потом уничтожают противника. Это компьютерное чудо направляет человека к плохому влиянию от игр, ухудшая его психическое состояние. Он становится неадекватным и старается выплеснуть насилие в реальном мире. Именно от этого люди с игровой зависимостью такие грубые.

Примеры отрицательного влияния

Потребители хотят агрессии, это и есть отклонение от здравого смысла. Намного полезнее поиграть в более мирные развлечения, будь то спортивные симуляторы или логические в виде приключений.

Рассмотрим уровень влияний стрелялок на человека. Положительным моментом является увеличение скорости реакции. Если это основная цель, то вперёд к её достижению. Однако мышление в них стремится к абсолютному минимуму, поскольку сила есть – ума не надо. Хотя даже и силы тут не требуется, она виртуальная. Самое страшное в этих влияниях – разрушение нервной системы. Человек, который сильно увлечётся процессом — обязательно станет вспыльчивым, трусливым и пугливым, а также приобретёт психическую болезнь. Кстати недавно создали особые больницы для геймеров.

Тут за примером далеко ходить не надо. У меня есть знакомый подверженный влияниям, который основательно застрял в компьютерном мире и играет даже ночью, спит только 6-8 часов и всё остальное время долго и упорно мучает игру вместе с компьютером и периферийными устройствами. При этом всегда ругается, почти ничего не ест и всем недоволен. Жить невозможно, ничего не делает! А я напомню, что это всего лишь развлечения и не более того. Они должны развлекать, а не наоборот.

Что делать?

  • Влияние компьютерных игр на человека разное, поэтому в боевые игры старайтесь играть крайне редко, только чтоб действительно развлечься вечерком часок, раз в неделю. Я рекомендую брать из них пользу.
  • Играйте в развивающие, обучающие и логические игры. От них есть и польза и удовольствие. Только не идите на поводу у рынка, ибо там одна военная штамповка, созданная для ухудшения жизни и кошельков людей.

В заключении запомните главное проверенное правило – не ругайтесь на игру или персонажа! В подавляющем большинстве случаев вы сами себя оскорбляете тем, что перепутали кнопки и т.п. Если что-то не нравится – лучше выключить компьютер и сделать дела по дому, при повторе ситуации можно удалять эту плохо влияющую на сознание игру.

В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх: вреда или пользы? Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. К сожалению, родители не совсем понимают, что в этой проблеме есть и их собственная вина. Однако вернуть на землю заблудившегося в Сети ребенка их долг.

В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным.

Дети начинают вести себя так на улице, ночами им снятся кошмары, пытаются повторить движения. Это особая степень концентрации на каком-либо объекте внутреннего или внешнего мира. В компьютерных играх внимание концентрируется на повторяющихся, стереотипных действиях (бежит - стреляет), происходящих на экране. Теряется ощущение реального времени, ребенок погружается в своеобразный транс. Если часто и подолгу используются игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то постепенно закладывается и закрепляется на бессознательном уровне информация о том, что можно убить и не понести за это наказания. Такое бессознательное отношение к насилию может резко снизить психологический барьер на подобные поступки в реальной жизни.

Существует проблема «зависания» в виртуальном мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При этом ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития.

При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Особое внимание нужно обратить на детей с минимальными органическими поражениями нервной системы (связанными с патологическим течением беременности и родов у матери или инфекциями у ребенка в первые месяцы жизни). Такие дети невнимательны, гиперактивны или, наоборот, медлительны и вялы. Их нервная система испытывает повышенную потребность в защитной реакции - трансе. Процессы бессознательного запечатления информации и развития компьютерной зависимости проходят у них быстрее.

Но кроме физического здоровья детей, важно задумываться и об их психическом здоровье.

Ученые доказали, что в больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями.
Как же влияют компьютерные игры («игрушки») на психическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость? Существует немало коммерческих компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, глазомер, быстроту реакций, формируют у ребенка навыки планировать умственные действия. Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии». Они также способствуют развитию отдельных способностей игрока, но одновременно негативно влияют на психику ребенка. Несмотря на это, большинство детей любят их гораздо больше, чем не агрессивные познавательные и развивающие игры. Еще бы, играя, ребенок чувствует себя «крутым» всесильным супергероем.

Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но кто это учитывает? А родители вообще не задумываются над этими вопросами. Разве может какая-то компьютерная игрушка нанести вред? Оказывается, может, да еще и немалый. Психологические исследования, в частности отечественных ученых, свидетельствуют, что коммерческие компьютерные игры западного производства, которые доминируют сегодня на рынке, воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, управляя героем или размещенным на нижней панели дисплея оружием, ребенок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Зачастую в таких играх именно число «убитых» и «раненых» является количественным показателем уровня достижений игрока: чем больше число жертв, тем больше очков начислит машина, следовательно, тем больше ребенок будет доволен собой. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!» Многие игр пропагандируют насилие, грубую речь.

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» дает ребенку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьезных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры. Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино- и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия. И, наконец, дети, особенно младшие, могут на основании увиденного начать считать насилие допустимой моделью поведения и даже способом решения своих проблем.

Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдается симулятору «FIFA». Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми.
Как же помочь ребенку выбраться из «плена»?
Нужно ограничивать время работы за компьютером и игр на нем, ведь длительное пребывание перед экраном монитора может негативно сказаться на физическом самочувствии ребенка. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже наиболее защищенных современных мониторов - большая нагрузка на зрение и осанку еще формирующегося детского организма. Учитывая это санитарно-гигиенические требования достаточно категоричны: не более 30 - 40 минут в сутки для детей младшего школьного возраста и не более часа - для подростков и юношей.

В заключение можно сказать следующее. Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания для ребенка, им следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

Никифоровоа Дарья Сергеевна

Цель работы: Исследовать влияние компьютерных игр на человека

Задачи работы: Рассмотреть, что такое компьютерные игры, их виды и подвиды, изучить как позитивное, так и негативное влияние компьютерных игр на человека, провести опрос и исследовать его результаты, подумать над ближайшим развитием компьютерных игр, подвести итоги.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа ученицы 9 «А» класса ГБОУ Гимназии №1526

Никифоровой Дарьи Сергеевны

Руководитель: Ивкина Елена Сергеевна

  1. Цели и задачи работы
  2. Введение
  3. Что такое компьютерные игры их классификации, раскрытие понятий
  4. Влияние компьютерных игр на человека
  • Геймеры
  • Игроманы
  1. Опрос и его результаты
  2. Возможное будущее компьютерных игр
  3. Заключение. Выводы работы

Цель работы: Исследовать влияние компьютерных игр на человека

Задачи работы: Рассмотреть, что такое компьютерные игры, их виды и подвиды, изучить как позитивное, так и негативное влияние компьютерных игр на человека, провести опрос и исследовать его результаты, подумать над ближайшим развитием компьютерных игр, подвести итоги.

Введение

Думаю, в наше время многие из нас играют в компьютерные игры. Кто-то играет ради развлечения, кто-то – по работе, а также есть люди, которые пытаются сбежать от реальной жизни в иллюзорный мир, создаваемый компьютером. Разберемся, что такое компьютерные игры и их значение в нашей жизни.

Что такое компьютерные игры, их классификации, раскрытие понятий

Чтобы узнать, как могут влиять игры на человека, разберемся, что же такое компьютерные игры? Обратимся к Википедии. Компьютерная игра - компьютерная программа , служащая для организации игрового процесса (геймплея ), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра . Обычно их создают на основе фильмов или книг (также и наоборот). Составляющими компьютерных игр являются сеттинг (место, время и условия действия), гемплей (сам игровой процесс), музыка в компьютерных играх.

Изучив интернет источники, я поняла, что классификаций компьютерных игр крайне много. Рассмотрим две из них: по жанрам и тематике.

По жанрам компьютерная игра может быть:

  • Приключенческой
  • Боевиком*
  • РПГ (ролевой игрой)
  • Стратегической**
  • Симулятором***
  • Другими (головоломка, обучающая игра, аркада и т.п.)

*Боевик (или экшн) – игра в основном со сценами сражений, боев и т.д. Подразделяется на:

  1. Шутеры (или, просторечно, «стрелялки»)
  2. Файтинги (драки)
  3. Ужасы
  4. Стелс (основная цель – быть незамеченным)

**Стратегия – игра, подразумевающая под собой управление таким процессами как строительство городов, ведение бизнеса, командование армией и др.

***Симулятор – имитатор реальной сферы жизни (например, симулятор вождения самолета)

По тематике компьютерные игры подразделяются на:

  • Фэнтези (игра на основе мифологических или сказочных мотивов)
  • Исторические
  • Космические
  • Постапокалиптические (игра в жанре научной фантастики или катастрофы)
  • Киберпанк (игра в жанре научной фантастики, с тяготением к «ближайшему будущему»)
  • Стимпанк

Влияние компьютерных игр на человека.

Перейдем непосредственно к теме моего проекта. Как я говорила ранее, компьютерные игры в наше время становятся популярны. Определенно, даже если общество этого и не ощущает, игры влияют на их психику. С возникновением компьютерных игр появились и люди, интересующиеся, играющие и изучающие игры. Снова обратимся к Википедии и узнаем, как же их называют.

  • Геймеры

Человек, играющий в компьютерные игры и интересующийся ими. Возможно, этим же термином могут именовать и людей зависимых от компьютерных игр.

Геймеры – люди не особо зависящие от компьютерных игр. Но есть и другие, увлеченные ими даже чересчур. Таких называют игроманами. Игромания считается психологической зависимостью. Порой зависимость доходит до поражающих пределов. К примеру, в 2005 году, в октябре одна китайская девочка умерла от истощения. Она играла, не выходя из-за компьютера в течение нескольких суток. Ее звали Snowly. После ее смерти, в игре организовали виртуальные похороны.

Сейчас существуют программы лечения от игровой зависимости. Изучающие эту проблему сравнивают это с такими зависимостями как алкоголизм или наркомания. Представьте, насколько далеко это порой заходит!

Игра – дело приятное, но есть и побочные эффекты. Часто компьютерные игры изображают военные действия или какие-либо бои, вследствие чего, после длительного проведенного в игре времени может появиться агрессия, злость, ярость. Иногда случается так, что эмоции, прочувствованные в игре выходят в реальный мир, что, бывает, отрицательно сказывается на человеческих и общественных отношениях. Также, есть примеры того, как люди, у которых много проблем на работе или в школе, у переживших какое-либо несчастье или психологическое потрясение сбегают от реальности в мир компьютерных игр, как я указала ранее. Это одна из причин появления зависимости. В виртуальной реальности ты не думаешь о своих проблемах, ты решаешь задачи данного тебе персонажа, что и отвлекает от мира вокруг. Ты погружаешься в игру с головой и начинаешь забывать обо всем на свете. Я думаю, из этого можно сделать такой вывод: играть – это не так уж и плохо, но, как говорят, все хорошо, что в меру. Не стоит сильно увлекаться этим. Ученые советуют играть максимум 3-4 часа в день. Бейте игровые рекорды, но умейте вовремя остановиться.

Но есть и положительные аспекты компьютерных игр. Давайте вспомним об обучающих программах, симуляторах и играх подобного рода. Например, насколько я осведомлена, компьютерные симуляторы используют для подготовки шоферов или летчиков, для тренировки и некоторой практики врачей и представителей других специальностей. Также, игры используют для раннего дошкольного образования детей, для развития их внимания и мыслительных способностей, обучения новым навыкам. Такими играми могут являться головоломки, лабиринты и те же самые симуляторы какого-либо вида деятельности. Вдобавок ко всему выше сказанному, существуют программы для создания чего-либо: к примеру, музыки, фильмов/мультфильмов, других игр и т.п. Возможно, под влиянием компьютерных игр была создана такая музыка, как дабстеп, транс и т.д. или, проще говоря, электронная музыка. (конечно, не обязательно, что так и есть). Плюс ко всему выше перечисленному, изучив просторы Интернета, я узнала про некоторые программы полезные для здоровья. Существует ряд компьютерных игр, лечащих косоглазие. Одну из таких игр назвали Diplopia. В основе принципа работы лежит манипуляция контрастностью изображения, что позволяет человеку как бы заново учиться представлять мир двумя глазами. Также, в Алабаме создали контроллер, объединивший в себе как удовольствие от игры, так и физическую нагрузку. Сам контроллер представлен в виде беговой дорожки со множеством кнопок. Создатели проекта надеются, что на этот дивайс обратят внимания не только геймеры, но и люди с лишним весом.

Опрос и его результаты.

Чтобы наглядно изучить влияние компьютерных игр на человека, я провела опрос среди учащихся ГБОУ Гимназии № 1526 и своих сторонних друзей, увлекающихся компьютерными играми. В опросе участвовало n кол-во человек. Результаты этого опроса вы можете увидеть на слайде, сначала детально, а далее систематизировано, в виде таблицы. Проведя его, я пришла к следующему выводу: люди играют в компьютерные игры достаточно часто, что свидетельствует о том, что игры становятся популярны. Также, по данным опроса мы видим: играет в основном молодежь в возрасте от 12 до 18 лет. Наверное, поэтому развлекательные игры популярней, чем обучающие. Большинство опрошенных считает, что компьютерные игры не отвлекают их от учебной или рабочей деятельности и не влияют на их сознание. Правы ли они – трудно судить. Компьютерные игры – сфера перспективная, дальнейшее развитие игр и их влияние на общество, возможно, изменится. В положительную ли сторону или отрицательную, мы не знаем. Как говорится – время покажет.

Возможное будущее компьютерных игр.

Как я указала в результатах опроса, компьютерные игры – сфера перспективная. Можно долго рассуждать о том, какое будущее их ждет. Здесь, я дала волю своей фантазии. Как мне кажется, популяризация компьютерных игр достигнет высшей точки. Возможно, создадутся отдельные касты геймеров, исследовательские центры компьютерных игр. Игры станут использоваться для создания каких-либо материальных вещей, для выполнения основной работы, показания обучающих программ и пособий в оригинальной форме. Конечно, это мое субъективное мнение.

Говоря о будущем, нельзя забывать и о настоящем. К этому моменту времени в некоторых странах компьютерные игры признают одним из видов современного искусства и называют киберспортом. Также, начали проводится исследования игр и появилась даже академическая дисциплина, посвященная этой теме – философия видеоигр.

Заключение. Выводы работы.

Честно говоря, я очень много нового узнала о мире компьютерных игр. Никогда не думала, что он так разнообразен и многогранен, меня поразила изученная мной информация. В итоге могу сказать, что с поставленной задачей я, наверное, справилась: мы рассмотрели, что такое компьютерные игры, их виды и подвиды, изучили положительные и отрицательные аспекты влияния компьютерных игр на человека, провели опрос и исследовали его результаты, обсудили ближайшее развитие компьютерных игр. Главное помните: не злоупотребляйте временем за компьютерными играми, не меняйте реальную жизнь на виртуальную. Не стоит бежать в компьютерную реальность, надо решать проблемы здесь. Играйте, побеждайте, но в пределах разумного. Помните о временных рамках и старайтесь придерживаться игр. Возможно, это будет даже некоторым способом организации вашего времени, установка некоторого контроля над своими действиями и самим собой.

«Если перейдешь меру,
то самое приятное станет самым неприятным».
Демокри́т Абдерский

В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх: вреда или пользы? Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. К сожалению, родители не совсем понимают, что в этой проблеме есть и их собственная вина. Однако вернуть на землю заблудившегося в Сети ребенка их долг.

В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным.

Дети начинают вести себя так на улице, ночами им снятся кошмары, пытаются повторить движения. Это особая степень концентрации на каком-либо объекте внутреннего или внешнего мира. В компьютерных играх внимание концентрируется на повторяющихся, стереотипных действиях (бежит - стреляет), происходящих на экране. Теряется ощущение реального времени, ребенок погружается в своеобразный транс. Если часто и подолгу используются игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то постепенно закладывается и закрепляется на бессознательном уровне информация о том, что можно убить и не понести за это наказания. Такое бессознательное отношение к насилию может резко снизить психологический барьер на подобные поступки в реальной жизни.
Существует проблема «зависания» в виртуальном мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При этом ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития.

При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Особое внимание нужно обратить на детей с минимальными органическими поражениями нервной системы (связанными с патологическим течением беременности и родов у матери или инфекциями у ребенка в первые месяцы жизни). Такие дети невнимательны, гиперактивны или, наоборот, медлительны и вялы. Их нервная система испытывает повышенную потребность в защитной реакции - трансе. Процессы бессознательного запечатления информации и развития компьютерной зависимости проходят у них быстрее.
Но кроме физического здоровья детей, важно задумываться и об их психическом здоровье.

Ученые доказали, что в больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями.
Как же влияют компьютерные игры («игрушки») на психическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость? Существует немало коммерческих компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, глазомер, быстроту реакций, формируют у ребенка навыки планировать умственные действия. Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии». Они также способствуют развитию отдельных способностей игрока, но одновременно негативно влияют на психику ребенка. Несмотря на это, большинство детей любят их гораздо больше, чем не агрессивные познавательные и развивающие игры. Еще бы, играя, ребенок чувствует себя «крутым» всесильным супергероем.

Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но кто это учитывает? А родители вообще не задумываются над этими вопросами. Разве может какая-то компьютерная игрушка нанести вред? Оказывается, может, да еще и немалый. Психологические исследования, в частности отечественных ученых, свидетельствуют, что коммерческие компьютерные игры западного производства, которые доминируют сегодня на рынке, воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, управляя героем или размещенным на нижней панели дисплея оружием, ребенок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Зачастую в таких играх именно число «убитых» и «раненых» является количественным показателем уровня достижений игрока: чем больше число жертв, тем больше очков начислит машина, следовательно, тем больше ребенок будет доволен собой. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!» Многие игр пропагандируют насилие, грубую речь.

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» дает ребенку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьезных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры. Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино- и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия. И, наконец, дети, особенно младшие, могут на основании увиденного начать считать насилие допустимой моделью поведения и даже способом решения своих проблем.

Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдается симулятору «FIFA». Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми.
Как же помочь ребенку выбраться из «плена»?
Нужно ограничивать время работы за компьютером и игр на нем, ведь длительное пребывание перед экраном монитора может негативно сказаться на физическом самочувствии ребенка. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже наиболее защищенных современных мониторов - большая нагрузка на зрение и осанку еще формирующегося детского организма. Учитывая это санитарно-гигиенические требования достаточно категоричны: не более 30 - 40 минут в сутки для детей младшего школьного возраста и не более часа - для подростков и юношей.

В заключение можно сказать следующее. Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания для ребенка, им следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.