Занимательные факты на тему: Занимательная филология

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский…

Для нас с вами родным является русский язык. Все, кто живет в России, должен говорить на русском языке, т.к. он является государственным языком Российской Федерации. И книги мы с вами читаем на русском языке, при этом пользуясь литературным русским языком, созданным еще А.С.Пушкиным!

О русском языке писали поэты многих национальностей. Например, стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь:

Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьянины очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает.
В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет
Мне детство
Пушкин – чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце – верилось – взойдет…
День брезжит новою зарею –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Ее язык, ее людей.

В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье -- тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.

В наши дни грамотность стала всеобщей. Но и мы часто сталкиваемся с вопросами, связанными с русским языком. Почему так говорят? Что означает то или иное слово? Откуда появился необычный фразеологизм?

Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в нашей рубрике ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИДОЛОГИЯ, познакомимся с интересными и познавательными сведениями о языке, целью которых является воспитание, обучение и развитие детей , решим нашу главную задачу -- привить школьникам интерес к чтению, научить грамотно анализировать художественный текст, объяснять многие фразеологизмы . Дети должны научиться понимать, какие объекты в литературном произведении уже не существуют в современности, а какие присутствуют в сегодняшней жизни.

Откуда родом русский язык?

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского.

Среди славянских языков русский - самый распространенный

Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

Праславянский язык - это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме.

Где же, на какой территории жили наши общие предки?

Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор - из-за отсутствия надежных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат.

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского ) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Всё трын-трава

Таинственная « трын-трава » - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась « тын-трава », а тын - это забор. Получалась « трава подзаборная », то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Мастер кислых щей

Кислые щи - немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Подложить свинью

По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.

Всыпать по первое число

Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Кстати, эта же воспитательная мера дала ещё один фразеологизм - прописать ижицу.

Прописать ижицу

Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще выпороть. А вы ещё ругаете современную школу!

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле « сокол » - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая (« голая ») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно « казанская »? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Непутёвый человек

В старину на Руси « путём » называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: "Непутёвый человек".

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Знать всю подноготную

Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

Водить за нос

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала « точить балясы » означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Не ко двору

Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится - заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!

Зарубить на носу

В этом выражении слово « нос » не имеет ничего общего с органом обоняния. « Носом » называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, « перевод » которого выглядит примерно так: « Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! » На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: « К черту! ». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое « баклуши », кто и когда их « бьёт »? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось « баклуши бить ». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - « баклушечниками », и пошла наша поговорка.

После дождичка в четверг

Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в « свой день » - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка « После дождичка в четверг » стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Попасть в переплёт

В диалектах ПЕРЕПЛЁТ - сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное. "

А что значит реветь белугой? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.

Козёл отпущения

История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живёт...

Дым коромыслом

В старой Руси избы часто топили по-чёрному: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.

Волосы дыбом

Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

Переть на рожон

Рожон - это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!

Вверх тормашками

Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало ходить. Значит, вверх тормашками - это всего-навсего вверх ходилками, вверх ногами.

Тёртый калач

Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - тёртый калач. Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица - не тёрт, не мят, не будет калач. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.

Выводить на чистую воду

Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду, т.е. в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

И на старуху бывает проруха

А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться.Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха(укр.)ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда.

Язык до киева доведёт

В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: "Откуда ты, Никита?" , он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Шаромыжники

...1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра ми (" дайте мн"). Вот русские и стали их так называть(одна из гипотез)

Великий и Могучий

или любопытные факты о русском языке

МОРФЕМИКА

  1. В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок.
  2. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть ).
  3. Единственные слова в русском языке с тремя буквами « е » подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее , например, криво-, коротко-) и "змееед".
  4. Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой.
  5. В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, - итог и итого и а- - авось (устар. а вось « а вось не повезёт »), образовавшимися от союзов и и а .

Слова "впрок", "ва-банк" и "анфас" - наречия.

В русском языке понятия индеец (абориген Америки ) и индиец (житель Индии ) обозначены разными словами (не являются омонимами ). Практически во всех западноевропейских языках эти два слова пишутся одинаково.

  1. Русские поэты и писатели придумали много новых слов: вещество (Ломоносов ) , промышленность (Карамзин ) , головотяпство (Салтыков-Щедрин ) , стушеваться (Достоевский ), бездарь (Северянин ), изнемождённый, лётчик (Хлебников ).
  2. Даль предлагал заменить иностранное слово "атмосфера" на русские "колоземица" или "мироколица".
  3. В Толковом словаре 1940г под редакцией Ушакова есть такое определение слова "Фигли-мигли" (!): "...употребляется для обозначения каких-нибудь уловок, шуток или каких-нибудь подходов для достижения чего-нибудь, сопровождающихся любезностями, ужимками, выкрутасами, подмигиванием").

В названии романа Льва Толстого « Война и мир » слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное « миръ » ), а не в значении « окружающий мир » (дореволюционное « мiръ »). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием « Война и миръ », и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix» . Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как « мiръ », до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.

Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву "а" не начинаются(!)
Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы
« а », - заимствованные. Существительных русского происхождения на « а » в современной речи очень мало - это слова « азбука », « аз » и « авось ».

  1. Слова бык и пчела - однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как « бъчела ». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения « реветь, гудеть, жужжать » и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных - производящий определённый звук.
  1. Монгольские воины носили доспехи, которые назывались « хуяг » . Во времена войн Руси с Золотой Ордой это слово проникло в русский язык, но в облагороженной форме - восточные доспехи бригантинного типа стали называть « куяк ».
  1. Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение) . Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.
  1. Слово « зонтик » появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом оно было воспринято в народе как уменьшительно-ласкательное, и для больших зонтиков стали употреблять слово « зонт ».

А ЕЩЁ...

  1. В 19 веке в русских переводах "Айвенго" называли по-русски - "Ивангое"
  2. До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами"
  3. С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии Ы

САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ…

Самая «солнечная» геометрическая фигура?

Самый большой медведь?

Самый большой хищный зверь?

Самый зубастый столовый прибор?

Самая походная сумка?

Самая плавательная обувь?

Самый острый каблук?

Самый небесный цвет?

Самый детский театр?

Самый зубастый балет?

Самый геометрический головной убор?

Самый посудный головной убор?

Самый плачущий персонаж древнерусской литературы?

Самая известная песня Соловьёва-Седого?

Самый мирный итог поединка?

Самое детское плавательное средство?

Самое крупное спортивное мероприятие?

Самая длинная дистанция в лёгкой атлетике?

Самое «спортивное» женское имя?

Самый первый школьный учебник?

Самый южный материк?

Самое высокое научное звание в России?

Самый лучший пернатый певец России?

Самая известная нянюшка самого известного российского поэта?

Самый умный вид спорта?

Самые большие волны?

Самый высокий милиционер?

Самая длинная параллель?

Самый большой кусок льда?

Самая балетная юбка?

Самый добрый доктор?

Самый кровавый пиратский капитан?

Самое верное человеку животное?

Самый звёздный флаг мира?

Самое большое в мире ущелье?

Самая медленная стрелка часов?

Самый лёгкий из химических веществ газ?

Самая спортивная деревня?

Самая известная театральная фраза, с которой начинали свою карьеру многие знаменитые актёры.

Самый музыкальный цветок?

Самый лучший знаток и рассказчик сказок?

Самый правдивый барон на свете?

Самое древнее лекарство?

Самая сильная сказочная девочка?

Самая овощная сказка?

Самый известный житель Цветочного города?

Самый уральский камень?

Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса?

Самый популярный инструмент на Чёрном континенте?

Самая красивая птица в мире?

Самый знаменитый во всём мире турист?

Самый походный музыкальный инструмент?

Самая длинна клавиша на стандартной компьютерной клавиатуре?

Самый большой в мире орех?

Самая яркая звезда на нашем небе?

Самый космический мыс?

Самый сказочный русский художник?

Художник - создатель самой загадочной улыбки?

Самая «американская» статуя?

Самый печальный рыцарь?

Самая кривая из линеек?

Самый быстрый способ спортивного плавания?

Самая известная башня в мире?

Самая знаменитая в мире стена?

Самый большой футбольный стадион?

Самый русский музыкальный инструмент?

Самый свадебный марш?

Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны?

Самый лучший в мире крокодил?

Как называется книга, рассказывающая о самом-самом?


Слова-рекордсмены

Самое длинное слово, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса, встречается в венгерском языке. Оно состоит из 44 букв: megszentségteleníthetetlenségeskedéseitekért. При попытке его точного перевода специалисты расходятся во мнении, да и выговорить этот «ребус» явно получится не у всех. По некоторым версиям, слово приблизительно можно перевести так: «по причине (вашего) стремления сохранить незапятнанную репутацию».

Сложности с тем, чтобы верно произнести иностранное слово, возникают нередко. Так, весной 2010 года вулкан в Исландии Эйяфьядлайёкюдль (Eyjafjallajökull) серьезно потрепал нервы авиакомпаниям и пассажирам, а для ведущих новостей стало настоящим испытанием правильное произнесение его названия.

В Книге рекордов Гиннесса также упоминается слово, которое имеет наибольшее количество значений в английском языке – это слово «set». Во втором издании Оксфордского английского словаря (1989 года) слово «set» имеет 430 различных значений.

Самый редкий звук, встречающийся в европейских языках, – это чешский [рж]. Самый распространенный звук – гласная [а], в мире нет ни одного языка, в котором его не было бы.

При этом в сербском и хорватском языках встречаются слова, не содержащие гласных, - например, название острова Крк в Адриатическом море.

Люди-рекордсмены

Одним из величайших полиглотов считается Пауэлл Александр Джанулус (74 года), бывший сотрудник суда канадской провинции Британская Колумбия – он владеет 41-м языком. Еще одним великим полиглотом XVIII-XIX вв. считался кардинал Джузеппе Меццофанти, знавший 38 языков и 50 диалектов, при этом он ни разу не покидал родную Италию.

Больше всего слов в минуту смогла произнести итальянка Ванесса Морабито (Vanessa Morabito) 8 февраля 2012 года. Ей удалось сказать 380 слов за отведенные 60 секунд. А вот Шишир Хатва установил другой рекорд: 12 мая 2012 года он сумел за 1 минуту 23 секунды произнести 50 слов наоборот.

Удивительные факты о языках

Язык басков, распространенный на севере Испании, не входит ни в одну языковую группу. Носителями этого языка являются 800 000 человек, а большая их часть проживает на территории так называемой Страны Басков – в автономном регионе Испании.

Энантиосемия известна как языковое явление, когда одно и то же слово имеет противоположные значения.

Существует также межъязыковая энантиосемия, которая часто проявляется в славянских языках. Так, польское uroda означает «красота», zapominać - «забывать». Чешское čerstvý значит «свежий», potraviny - «продукты», pozor! - «внимание!», úžasný - «восхитительный», а сербское «вредност» переводится как «ценность».

Любопытно отметить, что «Россия» в некоторых европейских языках звучит довольно непривычно. Например, для эстонцев она «Венемаа» (Venemaa), а для финнов – «Веняйя» (Venäjä).

10 мифов о русском языке

Какого рода «кофе», следует ли писать «президент» с большой буквы и прилично ли говорить «кушать» вместо «есть».

Есть эталонные ошибки, на которые любят ссылаться блюстители русского языка: неправильное ударение в слове «одновременно» или путаница с родовой принадлежностью «кофе». Но существуют более интересные случаи. Большинство носителей языка, например, неправильно произносят фразу «мнения разнятся»: норма гласит, что ударение в этом глаголе должно ставиться на первом слоге. Мы выбрали 10 самых распространенных заблуждений о русском языке на основе лекции главного редактора портала Грамота.ру Владимира Пахомова о мифах в русском языке.

Кофе

Кофе - заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е», но мужского рода. В огромном большинстве такие слова приобретают в нашем языке средний род - так уж он устроен, и эта тенденция необыкновенно сильна. Например, «метро» было раньше тоже мужского рода (от «метрополитен»), даже выходила газета «Советский метро». Для иностранцев всегда загадка, почему в русском языке «кафе» среднего рода, а «кофе» - мужского. Но мужской род поддерживается наличием устарелых форм «кофий» и «кофей». Такой своеобразный языковый мемориал.

«в Строгине»

Анна Ахматова сильно возмущалась, когда при ней говорили «я живу в Кратово» вместо «я живу в Кратове». Другой литератор предлагал всем, кто говорит «из Кемерово», по такому же образцу говорить «из окно». Видимо, за то десятилетие, за которое распространился новый несклоняемый вариант, мы успели забыть о том, что это правило всегда звучало иначе. Несклоняемые названия населенных пунктов возникли из языка военных, которым важно было давать начальные формы в сообщении. Возьмем, допустим, то же Кратово - из склонения «в Кратове» не ясно, Кратов это или Кратово. Один из наиболее авторитетных словарей сегодня, словарь Зализняка, пишет о несклоняемой форме так: «степень распространенности этого явления так велика, что, по-видимому, оно уже приближается к статусу допустимого».

«звОнить»

«Звонит» - этот жупел возникает в любой тематической дискуссии. Есть логика, по которой в языке смещаются ударения, и, хотим мы того или нет, эти законы работают. Перенос ударения с окончания на корень закономерен - «куришь», «варишь» и «даришь» раньше тоже произносились с ударениями на последний слог, просто они этот путь уже прошли. Несмотря на то, что это злит всех очень сильно, мы действительно в будущем будем говорить «звОним».

Президент и Патриарх

На самом деле с прописных эти слова пишутся только при официальном титуловании, в текстах официальных документов. Например, в тексте Указа Президента Российской Федерации это слово пишется с большой буквы. А в газетной статье нет никаких оснований для этого, и нужно писать со строчной. Еще очень живуч миф, что «день рождения», поздравляя человека, нужно писать с двух больших букв - нет, оба слова пишутся с маленьких.

«в Украине»

Это очень болезненный вопрос, и он постоянно выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся такой позиции: нормы русского языка складываются столетиями, и они не могут за пять, десять или двадцать лет измениться в угоду каким-то политическим процессам. Поэтому по-русски правильно говорить «на Украину». Вообще, образование предлогов не всегда поддается объяснению. Почему, например «в школе», но «на заводе»? Так сложилось. Это многим не нравится, всем надо докопаться до сути. «Всему должно быть объяснение» - это еще один миф, очень многие вещи в языке нельзя объяснить.

Всегда должен быть один правильный вариант

Нехорошо, когда есть две нормы, как в случае со словом «творог». Это очень распространенный миф. Вариантность - это ни в коем случае не изъян для языка, наоборот, это его богатство. И ведь варианты бывают разные. Есть варианты равноправные, как в случае с творогом. Есть варианты категории «предпочтительный/допустимый», «современный/устаревший», и даже для ошибок в словарях есть свои градации. В орфоэпическом словаре, в словаре трудностей есть четкая система помет на этот счет. Допустим, нерекомендуемый вариант - «вандал», например. Есть неправильные варианты, есть грубо неправильные. Подход, при котором считается, что нужен только один вариант, характерен для словарей, адресованных работникам радио и телевидения. Есть словари, которые нацелены именно на то, чтобы показать динамику изменений и богатство норм языка. Словарь - это ведь не учебник, он не должен фиксировать единственно возможные варианты.

Вместо «кто последний» нужно говорить «кто крайний»

Об этом мифе еще Успенский писал в пятидесятые годы в книге «Cлово о словах». Успенский в книге объясняет еще, что у каждого предмета - у той же очереди - есть два края, и вопрос, таким образом, несостоятельный. У Колесова есть объяснение, что это использование «крайнего» вместо «последнего» заимствовано из украинского языка. Есть еще суеверие: все повально стали говорить «это был мой крайний спектакль, крайняя лекция, крайняя передача». У слова «последний» есть несколько негативных оттенков. Например, «плохой» - последний негодяй. Понятно, почему употребления этого слова избегают люди, рискующие жизнью: альпинисты, водолазы, цирковые артисты и летчики. Но когда мы в речи обычного человека слышим «когда я крайний раз был там-то», это звучит смешно.

Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди

Была такая рекомендация в словаре речевого этикета, согласно которой можно употреблять этот глагол по отношению к детям, так могут говорить о себе женщины, но не должны говорить мужчины. Не знаю, насколько она справедлива, но она есть - в качестве простой рекомендации.

Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквы

На самом деле «вы» пишется с заглавной буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах определенных жанров: личные письма, служебные записки, листовки. Это, кстати, и для филологов не всегда очевидно. На Грамоте.ру есть раздел «Календарь конференций», куда приходят заявки от пользователей портала, и почти в каждом объяснении приходится править, потому что обращение к уважаемым коллегам включает местоимение «вы» с прописной буквы.

Электронные словари менее надежны, чем печатные

На сайте Грамота.ру выкладываются электронные версии печатных словарей - это один и тот же материал. У нас по объективным причинам есть случаи расхождения в рекомендациях. Допустим, часто спрашивают, как ставить ударение в слове «тирамису». Раньше мы отвечали, что норма словарно не определена, и так как это слово не устоявшееся, вы имеете право выбрать тот вариант, который вам больше нравится. Вышло академическое издание орфографического словаря 2012 года, и там зафиксировано «тирамису» с ударением на последнем слоге. То есть теперь, когда это слово получило прописку в языке и словарную фиксацию, мы станем отвечать по-другому. Но, допустим, для слова «руккола» такой фиксации еще нет. Колебания в написании недавно заимствованных слов - это вполне естественно для языка. То же касается слов twitter, facebook и прочих. До сих пор не определено, как их писать. Я бы писал по-разному: в статье написал бы «Фейсбук», используя кавычки и прописную букву, а в чате - со строчной и без кавычек.

В данный момент, являясь учителем начальных классов, я работаю в 3 классе, на базе которого в прошлом году была открыта экспериментальная площадка по мультилингвальному обучению "Оптимизация системы мультилингвального обучения в общеобразовательном лицее".

Объектом ее исследования является процесс обучения младших школьников двум иностранным языкам немецкому и английскому с одновременным стартом. Цель данного эксперимента - создание эффективной системы организации процесса мультилингвального обучения.

Совместно с учителем иностранного языка Гунькиной О.В. были намечены задачи, способствующие реализации данной цели, в частности, это

  • привести в соответствие содержательную часть образовательного процесса по иностранным и родному языкам;
  • разработка интегрированных уроков на базе предметов РЯ, ИЯ1 и ИЯ2, а также других предметов;
  • разработка внеклассных и отчётных мероприятий по ИЯ1 и ИЯ2 и РЯ

В рамках данного эксперимента мною разработана программа факультативного курса

"Занимательная лингвистика".

Программа факультативного курса "Занимательная лингвистика"

Пояснительная записка

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.

Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

Цель программы "Занимательная лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.

В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Главная задача данного курса - содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему, убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства.

Данная цель достигается через:

  • знакомство с основными разделами языкознания,
  • совершенствование навыков лингвистического анализа,
  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
  • уточнением и обогащением словарного запаса
  • проведение интегрированных уроков.

В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

  • основные лингвистические термины и понятия;
  • основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
  • орфограмма и условия их выбора;
  • словосочетания и предложения;
  • - звуки и буквы, ударение, слог, слово;
  • - лексическое значение слова
  • -основные правила орфоэпии;
  • жанры публицистического стиля (статья, заметка)
  • -происхождение некоторых слов и выражений;
  • иметь представление о русском языке как системе;
  • -правильно употреблять слова в речи;
  • -различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
  • -составлять предложения разных видов;
  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
  • писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • брать интервью;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

Программа рассчитана на 34 часа.

Примерное тематическое планирование. 3 класс.

Тема Основные понятия
1 Великий, могучий, волшебный язык. Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов.
2 Чудесные превращения слов. Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши
3 В гости к фонетике и графике. Орфографический словарь. Орфография. Что такое орфограмма?

Знакомство с орфографическим словарем.

4 Как звучат слова? Наш друг ударение. Орфоэпический словарь. Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

Ударение. Культура речи.

5 Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. Слово, слог. Толковый словарь.

Многозначные слова.

6 Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Этимология. Этимологический словарь.
7 Что означают наши имена? Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество.
8 Времена года. Откуда пришли названия месяцев? Происхождение названий месяцев. История русского календаря.
9 Почему их так называют?

Путешествие в мир растений.

Названия растений. Происхождение названий растений.
10 Почему их так называют?

Путешествие в мир животных.

Названия животных. Происхождение названий животных.
11 Путешествие в сказку. Имена сказочных героев.
12 Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы. Словарь омонимов.
Слова-друзья. Словарь синонимов Синонимы. Словарь синонимов.
14 Употребление синонимов в речи.
15 Слова - враги. Словарь антонимов. Антонимы. Словарь антонимов.
16 Слова-старики и слова-младенцы. Устаревшие слова, архаизмы, неологизмы.
17 Путешествие по Фразеологии. Знакомство с фразеологическим словарем. Фразеология. Фразеологический оборот. Крылатые слова. Фразеологический словарь.
18 Красна речь пословицей. Пословицы и поговорки. Их толкование.
19 Слово под микроскопом.

Знакомство со словообразовательным словарем.

Словообразование. Морфема. Словообразовательный словарь.
20 Приключения в стране Морфологии. Морфология. Морфологический разбор.
21 Присмотримся к падежам. Падеж существительного и прилагательного. Падежное окончание.
22 Путешествие в страну Действий. Куда наклоняется глагол? Глагол- как часть речи. Наклонение глаголов.
23 Путешествие в страну Признаков. С ловарь эпитетов. Прилагательное. Эпитеты.
24 "Казнить нельзя -помиловать".

Путешествие в страну Невыученных уроков.

Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания.
25 Орфографические сказки.
26 В гостях у безударных гласных. Правила проверки безударных гласных.
27 Сундучок с непроверяемыми безударными гласными. Словарные слова
28 Согласные -двойняшки. Удвоенные согласные.
29 Невидимки в тумане. Непроизносимые согласные.
30 В гости к шипящим. В гостях у царевича Ц. Правила написания слов с шипящими.
31 В гости к буквам - молчунам. Слова с ь и ъ.
32 Слитно или раздельно. Работа со словарями.
33 Кроссворды по русскому языку Лексика.
34 Турнир знатоков русского языка Обобщение пройденного материала


Существует такой исторический анекдот. Как-то яростным ревнителям "истинно русского" языка, настаивающим на том, что заимствованные слова нам славянам совершенно ни к чему, предложили озвучить на том самом "истинно русском" фразу: "Франт идет по бульвару из театра в цирк". И знаете, что у них получилось? "Хорошилище грядет по гульбищу из позорища на ристалище". Как видите, эксперимент не удался.


Почему этого не произошло, вы узнаете, прочитав замечательную книгу Найджела П. Брауна "Странности нашего языка. Занимательная лингвистика".

Каково происхождение падежей?

Об этом вы узнаете из статьи к.п.н. В.И. Ковалёва

Испания - мадрэ
Италия - мадрэ
Франция - маман
Персидский - маман, аннэ
Грузинский - дэда
Нидерланды - ма
Иврит - има
Украина - Мати
Киргизия - апа
Литва - мамитэ
Япония - хаха (о своей маме)
окаа-сан (о чужой маме)
Башкирия - Эсэй
Турция - ана
Болгария - мамо, майка
Швеция - мур
Корея - омма
Азербайджан - ана
Греция - митэра, мана
Казахстан, апа, ана, шеше

Источник: http://englishworks.ucoz.ru/forum/25-61-1

Жили-были...

В Москве живут москвичи, в Одессе - одесситы, в Перми - пермяки. Это знают все. А вот манкунианцы живут в Манчестере (Великобритания), палешане - в поселке Палех (Ивановская область), ивуарийцы - в государстве Кот-д"Ивуар, донетчане - в Донецке (Украина), монегаски - в Монако, челнинцы - в городе Набережные Челны, варненцы - в Варне (Болгария), арлезианцы - в Арле (Франция), мальгаши - на острове Мадагаскар в одноименном государстве, бергамаски - в Бергамо (Италия), там же, где жил знаменитый слуга двух господ Труффальдино.

Источник: О.А.Деркач, В.В.Быков "1000 заданий на смекалку", М: "АСТ-ПРЕСС СКД", 2006.

Не говорите людям спасибо

Мало кто из живущих в современных городах знает, что обычное и привычное слово "спасибо" в глубинке воспринимается хуже ругательства...

Валерий Розанов, доктор психологии, рассказывает в своей статье о том, какие слова следует употреблять для того, чтобы выразить человеку свою благодарность.