Центурион (танк). Центурион (танк) Танк центурион мк 1


Средний танк Centurion разрабатывался с июня 1943 года фирмой АЕС в качестве крейсерского танка под индексом А41. Программа производства, принятая в августе 1945 года, предусматривала выпуск 800 танков. Первые 100, практически идентичные прототипам, получили обозначение Centurion Mk.1 (A41"), остальные, оснашенные новой литой башней, - Centurion Mk.2 (A41A). На танках этой модификации, начиная со 101-й машины, стала устанавливаться новая 20-фунтовая пушка и они получили обозначение Centurion Mk.3. Первые серийные танки Centurion Mk.1 покинули заводские цеха в феврале 1946 года. Официально танк Centurion был принят на вооружение британской армии в 1947 году как средний пушечный танк. Серийно производился фирмами Leyland Motors и Vickers Limited, a также государственными арсеналами (Royal Ordnance Factory) в городах Лидсе и Вулвиче. С 1945 по 1962 год изготовлено 4423 единицы.

Особенностью парка танков Centurion является то, что танки ранних выпусков постоянно модернизировались до уровня более поздних модификаций. Основа большинства из них - модификация Centurion Mk.3, самая массовая из всех изготавливавшихся.

Танки Centurion активно поставлялись на экспорт в Австралию (143 единицы), Голландию (343). Данию (226), Израиль (1080), Индию (100). Иорданию (293), Ирак, Канаду. Кувейт (50). Ливан (40), Сингапур (63), Сомали (30), ЮАР (300), Швейцарию (300) и Швецию (350). В составе армий ряда этих государств они активно использовались в военных конфликтах. Австралийские «центурионы» воевали во Вьетнаме, израильские, иорданские и иракские участвовали в многочисленных ближневосточных войнах.

В ходе эксплуатации в разных странах эти танки неоднократно подвергсшись модернизации, связанной главным образом, с заменой вооружения, установкой мощных дизельных двигателей, современных систем управления огнем, динамической защиты и т.д.

Средний танк Centurion Mk.12Танк Centurion выполнен по классической компоновочной схеме с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. В передней части корпуса танка наиболее распространенной модификации Centurion Mk.3 справа расположено отделение управления, в котором помешается водитель, а с левой стороны размешены боеприпасы, ящик для хранения имущества и бак для питьевой воды. В крыше отделения управления имеется люк механика-водителя, в крышках которого установлены два перископических прибора наблюдения. В боевом отделении, расположенном в средней части танка, размешаются справа от пушки наводчик и командир танка, слева - заряжающий.

На крыше башни справа находится командирская башенка с люком, по периметру которой установлены скошенные блоки триплекс. В крыше башенки устанавливается перископ, левее командирской башенки расположен люк заряжающего. Для наблюдения за местностью заряжающий пользуется перископическим смотровым прибором. У наводчика установлен перископический прицел. В кормовой части башни предусмотрен круглый люк, закрываемый крышкой. Под полом боевого отделения установлены аккумуляторные батареи.

Все вооружение расположено в башне танка. Радиостанция размещена в кормовой части башни, на крыше которой установлены три штыревые антенны. В передней части башни снаружи слева и справа от подвижной бронировки установлено по одному шестиствольному гранатомету калибра 51 мм для постановки дымовых завес. На бортах башни закреплены яшики, в которых укладываются чехлы, маскировочные сетки, палатка, одеяла и т. п. На корме башни закреплены запасной бачок с водой емкостью 20,5 л и катушки с кабелем.

В башне танка установлена 83,8-мм (20-фунтовая) нарезная пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 1020 м/сек и подкалиберного - 1325 м/сек. С пушкой спарен пулемёт калибра 7,92 мм. Пушка танка выполнена без дульного тормоза. Зенитный пулемет на танке не устанавливается. Меткость стрельбы из танка с ходу обеспечивается установкой стабилизатора вооружения в двух плоскостях наведения. Вертикальные углы наведения пушки танка составляют: угол возвышения +20° и угол склонения -10°. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки пушки имеют электрический привод. Боекомплект составляет 65 выстрелов к пушке и 3600 патронов к пулемету. Башня танка литая. Ее масса в сборе с вооружением - около 13 т. Диаметр погона башни - около 2300 мм.

В кормовой части танка за боевым отделением расположено силовое отделение. В перегородке, отделяющей боевое отделение от силового отделения, имеется люк, облегчающий доступ к двигателю.

На танке Centurion установлен бензиновый 12-цилиндровый двигатель Meteor жидкостного охлаждения, развивающий мощность до 650 л.с. при 2550 об/мин. Бензиновые баки размещены внутри корпуса по обоим бортам силового отделения. Слева от основного двигателя помешается вспомогательный двигатель мощностью 8 л.с. приводящий во вращение генератор, используемый для питания потребителей электрической энергии и зарядки аккумуляторных батарей при остановленном основном двигателе танка.

Радиаторы системы охлаждения двигателя расположены над силовой передачей горизонтально. Они могут поворачиваться и занимать вертикальное положение, обеспечивая доступ к агрегатам трансмиссии. От двигателя на ведущие колеса мощность передается через фрикцион, силовую передачу типа Merritt-Brown, которая представляет собой механическую пятискоростную коробку передач, выполненную в одном агрегате с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи. Силовая передача обеспечивает танку пять передач для движения вперед и две передачи заднего хода. Число радиусов поворота равно числу передач. Минимальный радиус поворота равен В/2. Бортовая передача танка представляет собой простой двухступенчатый редуктор.

В подвеске танка применена блокировка двух сдвоенных опорных катков в одной тележке с горизонтальным расположением буферных пружин и амортизаторов. Корпус танка подвешен на шести таких тележках.

Для внутренней связи между членами экипажа используется переговорное устройство. Для связи экипажа танка с пехотой, непосредственно взаимодействующей с танками, на кормовом листе корпуса танка установлен телефон.

На надгусеничных полках закреплены шанцевый инструмент и яшики для запасных частей, инструмента, продуктов питания, переносной кухни, брезента, веревок и т,п.

Танк Centurion - этапная машина в британском танкостроении. С неё начался отход англичан от концепции деления танков на пехотные (предназначенные для поддержки действий пехоты) и крейсерские (предназначенные для самостоятельных действий в оперативной глубине в составе бронетанковых соединений). Впервые в английском танкостроении была сделана попытка оптимально сочетать мошную броневую зашиту, сильное вооружение и достаточно высокую подвижность.

Модификации

Centurion Mk.1 (А41*) - первый серийный вариант. Башня - литая, с вварной крышей. Лобовая броня башни - 127 мм, Боевая масса - 46,7 т. Габариты: 9035x3374x2821 мм. Вооружение: 17-фунтовая пушка Мк 6, спаренный пулемет Besa калибра 7.92 мм; боекомплект 74 выстрела, 3375 патронов. Двигатель Rolls-Royce Meteor IV мощностью 650 л.с.; механическая трансмиссия Merrit-Brown Z51R; подвеска - балансир-ная пружинная, типа Хорстман. Экипаж 4 человека.

Centurion Mk.2 (А41А) - литая башня больших размеров с лобовой броней 152 мм, Новая командирская башенка. Боевая масса 48 т. Двигатель Meteor IVA.

Centurion Mk.3 - это Centurion Mk.2 с 20-фунтовой пушкой Мк I. Боевая масса 49,3 т. Помимо вновь произведенных машин до уровня Centurion Mk.3 в 1951-1952 годах было модернизировано большинство танков Centurion Mk.2.

Centurion Mk.4 (A41T) - танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей Мк IV. Боевая масса 45,6 т. Серийно не производился.

Centurion Mk.5 - спаренный пулемет Browning М1919А4 капибром 7,62-мм. Рядом с командирским люком смонтирована зенитная турель для пулемета М1919А4. Боекомплект пушки 64 выстрела. До уровня Centurion Mk.5 было модернизировано значительное число танков Centurion Mk.3.

Centurion Mk.5/1 (FV 4011) - это Centurion Mk.5 с дополнительной бронезащитой лобовой части корпуса толщиной 45 мм. Боевая масса 50 т.

Centurion Mk.5/2 - это Centurion Mk.5 со 105-мм пушкой L7A1. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда 1470 м/с.

Centurion Mk.6 - это Centurion Mk.5 - с дополнительной бронезашитой и 105-мм пушкой L7A1. Боекомплект 68 выстрелов, Боевая масса 51 т.

Centurion Mk.6/1 - это Centurion Mk.6 с ИК-прииелом.

Centurion Mk.6/2 - это Centurion Mk.6 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12.7 мм.

Centurion Mk.7 (FV 4007) - 20-фунтовая пушка Мк I с эжекционным устройством для продувки канала ствола, спаренный и зенитный пулеметы Browning М1919А4 калибра 7.62 мм. Боекомплект 63 выстрела, 4500 патронов. Дополнительный бронированный топливный бак в кормовой части корпуса. Усовершенствованная система управления огнем. Боевая масса 50 т.

Centurion Mk.7/1 (FV 4012) - Centurion Mk.7 с дополнительной бронезащитой.

Centurion Mk.7/2 - Centurion Mk.7 со 105-мм пушкой L7A1,

Centurion Mk.8 - новая литая маска пушки, вращающаяся командирская башенка. Двигатель Meieor IVB. Боевая масса 50.8 т.

Centurion Mk.8/1 - Centurion Mk.8 с дополнительной бронезашитой.

Centurion Mk.8/2 - Centurion Mk.8 105-мм пушкой L7A1.

Centurion Mk.9 (FV4015) - Centurion Mk.7 с дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7A1. Боекомплект 70 выстрелов. Боевая масса 51 т.

Centurion Mk.9/1 - Centurion Mk.9 с ИК-прицелом.

Centurion Mk.9/2 - Centurion Mk.9 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12,7.

Centurion Mk.10 (FV 4017) - Centurion Mk.8 с дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7A1.

Centurion Mk.10/1 - Centurion Mk.10 с ИК-прицелом.

Centurion Mk.10/2 - Centurion Mk.10 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12,7 мм.

Centurion Mk.11 - Centurion Mk.6 с ИК-прицелом и пристрелочным пулеметом Browning М2НВ- Боекомплект 68 выстрелов, 700 12,7-мм и 4250 7,62-мм патронов,

Centurion Mk.12 - Centurion Mk.9 с ИК-прииелом и пулеметом Browning М2НВ

Centurion Mk.13 - Centurion Mk.10 с ИК-прицелом и пристрелочным пулеметом Browning М2НВ,

Боевое крешение «центурионы» получили в ходе войны в Корее. В боевых действиях принимали участие 45 танков Centurion Mk.3 8-го собственного его Величества Королевского Ирландского гуcapcкого полка (8th King"s Royl Irish Hussars). В дальнейшем в составе британской армии танки этого типа использовались только на Ближнем Востоке. Так. например, 5 ноября 1956 года танки Centurion Mk.5 6-го Королевского танкового полка высадились в Порт-Саиде в составе англо-французской группировки, На рубеже 1960-х годов Centurion применялись английскими войсками в полицейских и противопартизанских операциях на юге Аравийского полуострова. С 1967 года их начали снимать с вооружения британской армии и заменять основными боевыми танками «Чифтен».

29-09-2016, 12:42

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Дорогие СТ-воды, сегодня у нас в гостях весьма противоречивая машина, имеющая одновременно очень существенные недостатки и отличные преимущества. Перед вами британский средний танк восьмого уровня - это Centurion Mk. I гайд.

ТТХ Centurion Mk. I

Без лишних слов перейдем сразу к разбору параметров нашего британца и первое, что бросается в глаза - его отличный базовый обзор в 400 метров, в то время как запас прочности у нас типичный по меркам одноклассников.

Что касается живучести, то в далеком патче 0.9.0 наш танк получил HD-модель, с этого момента Centurion Mk. I характеристики бронирования стали сильно хуже. Будьте готовы к тому, что в лоб корпуса нас пробивают все орудия, имеющие пробитие больше 150 миллиметров. Вдоль борта у нас есть экран, но сильно он не спасает, брони тут, как видите, совсем немного.

Башня у нас более крепкая, она часто способна получать непробития и рикошеты от танков 7-8 уровней (хотя, и тут бывают печальные исключения), но все, кто выше, пробивают Centurion Mk. 1 World of Tanks в лоб башни без какого-либо труда.

Хочу также отметить, что при пробитии нашей машины в лоб, очень часто критуют боеукладку, это сильно портит нам жизнь.

Теперь хотелось бы сказать, что данный агрегат имеет очень большие для среднего танка габариты, весит тоже довольно много, так что привыкайте к тому, что Centurion Mk. I WoT обладает посредственной максималкой, динамикой и поворотливостью. Нашего британца без угрызений совести можно назвать медлительным.

Орудие

Теперь поговорим о гораздо более приятных вещах, ведь вооружения в нашем случае действительно достойно уважения, хотя, тут тоже будут свои недостатки.

Итак, Centurion Mk. 1 орудие обладает отличными, лучшими среди СТ-8 параметрами пробитием базовым снарядом. Это практически избавляет нас от надобности возить голду, хотя для непредвиденных ситуаций прикупить 10-15 снарядов не будет лишним, боекомплект тут огромный.

В то же время нам дали маленький альфастрайк, но благодаря хорошей скорострельности Centurion Mk. I танк может наносить около 1725 единиц чистого урона в минуту, что вполне неплохо.

Еще одной положительной чертой в нашем случае будут комфортные углы вертикальной наводки, пушка опускается вниз на 10 градусов, благодаря чему будет удобно отыгрывать от рельефа местности.

А теперь обещанные недостатки - британский средний танк Centurion Mk. I World of Tanks получил небольшой разброс, но вот стабилизация тут плохая и сводится пушка долго, с этим обязательно нужно что-то делать.

Преимущества и недостатки

Все что нужно знать о танке для его правильного применения в бою мы рассмотрели, но чтобы вам было легче ориентироваться, давайте разберем наиболее важные сильные и слабые стороны отдельно.
Плюсы:
Довольно крепкий лоб башни;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Отличный обзор;
Хорошая скорострельность;
Лучшее на уровне бронепробитие.
Минусы:
Слабое бронирование в целом;
Плохая подвижность;
Сарайные габариты;
Маленький альфастрайк;
Посредственная точность;
Частые криты боеукладки.

Оборудование для Centurion Mk. I

Для повышения комфорта игры вам необходимо правильно подобрать дополнительные модули, ведь они могут хорошо повысить имеющие преимущества, а также скрасить недостатки. В случае Centurion Mk. 1 оборудования ставится следующее:
1. - этот модуль всегда в почете, ведь он позволяет сделать наш урон в минуту еще более опасным.
2. - ввиду того что с точностью и стабилизацией у нас беда, этот вариант обязателен.
3. - даст прирост к ДПМу, улучшит обзор, ускорит сведение, тут есть все, что нужно для нагиба.

В качестве альтернативы последнему пункту можно поставить , если у вас еще не прокачаны перки на обзор. А если вас достали криты или даже взрывы боеукладки, можно даже поставить , хотя, этот вариант совсем запасной.

Обучение экипажа

Еще более ответственным и важным вопросом всегда будет выбор и прокачка умений экипажу. В нашем случае в танке сидит 4 танкиста, заряжающий выполняет одновременно две роли, так что на Centurion Mk. I перки качать будет в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Заряжающий (радист) - , , , .

Снаряжение для Centurion Mk. 1

Ну а с расходниками, как всегда, ситуация предельно простая. Если вы ограничены в запасах серебра или золота, можно кататься с , , . Но ввиду больших габаритов танка, слабой брони и критуемости боеукладки, лучше возить на Centurion Mk. 1 снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании можно заменить на .

Тактика игры на Centurion Mk. I

Первое, о чем вы всегда должны помнить при игре на данном агрегате - он имеет слабое бронирование и большие габариты. По этой причине, куда бы вы ни поехали, действовать нужно предельно осторожно.

Но есть еще один нюанс - точность у нас тоже не верх совершенства, так что на Centurion Mk. I тактика ведения боя, все-таки, сводится к позиционированию на первой или второй линии.

Если вы решили подъехать поближе, необходимо играть в тандеме с более бронированными союзниками, ведя огонь из-за их крепких спин и стараясь беречь свой запас прочности. В таких реалиях Centurion Mk. 1 World of Tanks является превосходным танком поддержки и благодаря своей скорострельности способен внести значимый вклад в продавливание направления.

Касательно игры на второй линии, нужно постараться занять выгодную позицию, с которой будет открывать хороший прострел, и мы сможем скрывать свою большую тушку от арты и остальных противников. В такой тактике Centurion Mk. I танк должен сводиться до конца, чтобы стрелять более результативно.

Еще одной оправданной стратегией будет игра от рельефа. В нашем случае башня является наиболее крепкой частью машины, а углы вертикальной наводки дают возможность эти пользоваться. Прячась в складках местности, постоянно выныривая, производя выстрел и прячась назад, средний танк Centurion Mk. I WoT может выигрывать дуэли, получая рикошеты и сохраняя свой запас прочности.

В остальном все как обычно, следите за мини-картой, опасайтесь артиллерии, которая без труда попадает по нашей медлительной и большой тушке, а также старайтесь максимально эффективно использовать свои сильные сторон и нивелировать слабые.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» - танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект - входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Верхняя граница массы танка определялась в 40 т.

Разработка проекта, получившего шифр А41, началась на фирме АЕС. В проекте, в первую очередь, учитывался собственный опыт англичан, но ряд конструктивных решений заимствовался у немецких и советских танкостроителей (В статье, опубликованной в журнале «Интернешнл Дифенс Ревю» и посвященной 25-летию принятия на вооружение танка «Центурион», прямо говорится о том, что к его разработке приложили «руку» специалисты технической разведки Великобритании).

Уже через месяц после начала работ конструкторы пришли к выводу, что выполнить все требования по бронезащите в рамках заданной массы в 40 т невозможно. Генеральный штаб установил новую верхнюю границу - 60 т. Столь быстрое согласие военных на значительное увеличение массы танка объяснялось довольно просто: можно выиграть в весе, но потерять во времени, которое понадобится на поиск конструктивных решений и их проверку, в то время как машина, способная противостоять «тиграм», требовалась армии срочно.

Окончательно техзадание к проекту А41 появилось в феврале 1944 года. В соответствии с ним предусматривалась установка 17-фунтовой пушки, одного-двух спаренных пулеметов BESA калибра 7,92 мм или 20-мм пушки «Польстен»; еще один пулемет BESA следовало смонтировать в шаровой установке кормовой ниши башни. В боевом отделении необходимо было создать избыточное давление воздуха для уменьшения загазованности пороховыми газами при стрельбе и защиты экипажа от боевых отравляющих веществ. Особо оговаривались отказ от пулемета в вертикальном лобовом листе корпуса и замена самого лобового листа на плоскую монолитную бронеплиту.

При выборе типа подвески предпочтение отдали блокированной балансирной подвеске Хорстмана.

Силовой блок включал бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и механическую трансмиссию фирмы «Меррит-Браун». Топливные баки обеспечивали расчетный запас хода в 170 км, однако еще на стадии проекта его признали явно недостаточным (похоже, англичане ориентировались скорее на советские требования: так, запас хода по шоссе Т-34-85 - 430 км, ИС-2 - 220 км, в то время как «Пантеры» - 200 км, «Тигра» - 100 км).

Оценивая проект, английские специалисты пришли к выводу, что вместо «Бритиш Тигр» получилась «Бритиш Пантера», что, тем не менее, тоже было совсем неплохо.

Проекту А41 была дана «зеленая улица». К маю 1944-го изготовили деревянный макет; по результатам оценки макетной комиссии, генеральный штаб заказал 20 предсерийных образцов. Все прототипы изготавливались из обычной, а не броневой стали; масса опытного танка составила 45 т. Первый экземпляр был готов в сентябре 1944-го, последний - в январе 1945 года. В победном мае, когда закончились предварительные испытания, шесть новых машин отправили на континент для обкатку в строевых частях, имевших боевой опыт.

«Центурион» Mk.1

Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий.

Вскоре их название изменили на «Центурион» Мк.1 (*«Центурионом» первоначально назывался «танк поддержки» АЗО, спроектированный на базе «Кромвеля». После его переименования в «Челленджер» название «Центурион» освободилось.). Всего было построено 100 машин первой модификации.

Танк был спроектирован по классической схеме: с отделением управления в передней части, боевым отделением - в средней и МТО - в кормовой.

Корпус машины - сварной, из катаных бронелистов, бортовые листы для удобства компоновки ходовой части устанавливались с небольшим развалом наружу. На крыше корпуса в районе расположения башни имелись местные уширения.

Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, бортов - 51 мм. Место механика-водителя находилось справа от оси танка.

Трехместная башня - литая, крыша башни крепилась сваркой. Башня имела незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина лобовой брони башни равнялась 152 мм. В башне размещались 17-фунтовая (76,2-мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Польстен» (по замыслу конструкторов, она предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми орудиями), а в шаровой установке кормовой ниши - 7,92-мм пулемет BESA. Углы вертикального наведения основной пушки - от -10° до +20°. Места командира и наводчика располагались справа от оси башни, заряжающего - слева. В крыше башни были предусмотрены люк командира с откидывающейся назад крышкой и люк заряжающего с двустворчатой крышкой. В левой стенке башни и в корме имелись люки для выброса стреляных гильз.

Двигатель - 12-цилиндровый бензиновый мотор «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия - механическая «Меррит- Браун» Z51R. Емкость топливных баков - 550 л. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков «Кромвель» и «Комета». Моторное отделение оборудовалось противопожарной системой.

Ходовая часть имела по шесть опорных катков среднего диаметра и по два поддерживающих катка на сторону. Пружинно-балансирная подвеска соединяла в одну тележку два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применялись цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтировалась снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы.

Ходовую часть прикрывали трехсекционные стальные экраны толщиной 6 мм.

Радиооборудование включало приемопередающую радиостанцию УКВ-диапазона, танковое переговорное устройство и аппаратуру подключения ТПУ к полевой телефонной линии.

Для преодоления водных преград по верхнему периметру корпуса крепился водонепроницаемый резиновый чехол с металлическим каркасом, при форсировании рек каркас поднимался с помощью пневмоцилиндров. Корпус танка был герметичным.

Масса машины - 48 т, экипаж - 4 человека.

«Центурион» Mk.2

Первый экземпляр варианта Мк.2 изготовили летом 1946 года. В отличие от предыдущей модели, его башня выполнялась сварной, с командирской башенкой, оборудованной смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки устанавливался традиционный спаренный с основным орудием пулемет BESA калибра 7,92 мм, а на месте кормовой шаровой пулеметной установки находился аварийный люк.

Боекомплект - 70 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулемету. На танке была смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях с электромашинными приводами.

Всего построено более 700 таких машин.

«Центурион» Mk.З

Танки Мк.З представляли собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой Mk.l. Их серийное производство началось в 1947 году. Все машины модификации Мк.2 в 1951 - 1952 годах модернизировали до уровня Мк.З. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.

FV201

Требования к проекту А41 предполагали разработку крейсерского танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, то есть наличия в войсках пехотных и крейсерских танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым унифицировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков. Танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую унификацию еще в 1942 году, поэтому параллельно с проектом А41 создавался вариант пехотного танка с лобовой броней, увеличенной до 6 дюймов (152 мм). Работы эти шли, что называется, ни шатко ни валко. Черту под ними подвел фельдмаршал Монтгомери, выдвинувший в июле 1944 года идею универсального танка, совмещавшего в себе качества пехотных и крейсерских машин. В сентябре 1946-го было разработано техзадание FV200, предусматривавшее разработку на едином шасси не только танка, но и огнеметной машины, мостоукладчика, бронетранспортера и САУ.

Из всех британских танков по своим характеристикам в наибольшей степени этим задачам соответствовал «Центурион». Его «универсальный» вариант получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнили вертикальными, башню оснастили оптическим дальномером, вооружение усилили вторым пулеметом, установленным на левой надгусеничной полке. Двигатель был оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека.

В итоге, проектирование универсальной машиной вылилось в создание тяжелого танка. К 1949 году англичане осознали, что для борьбы с советскими танками такого же класса требуется пушка калибра не менее 120 мм. «Центурион» для этого не подходил, и в серийное производство был запущен FV214- «Конкерор».

«Центурион» Мк.4

Танк огневой поддержки, вооруженный гаубицей калибра 95 мм.

«Центурион» Мк.5

В конце 1952 года появился вариант Мк.5, до которого модернизировали значительное число танков Мк.З. Пулемет BESA калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО. Кроме того, была несколько изменена форма башенных люков, а рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919А4. Вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.

Нерешенной проблемой для разработчиков «Центуриона» оставался малый запас хода. На пятой модели его попытались увеличить за счет установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, но по ряду причин более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составляла 1,3 т.

«Центурион» Mk.6

Эта модель представляла собой Мк.5, оснащенный дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием Запада. «Центурион» дал путевку в жизнь этой пушке, которая устанавливалась на американских танках М-60, германских - «Леопард-1», швейцарских - Pz-61 и ряде других. Боевая масса машины достигла 51 т. В дальнейшем танки Мк.6 оборудовались ИК-прицелом и 12,7-мм пристрелочным пулеметом.

«Центурион» Mk.7

Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 году. До этого все работы по модернизации «центурионов» осуществляли специалисты фирмы «Виккерс-Армстронг», а над Мк.7 трудились уже конструкторы фирмы «Лейланд Моторс». На машинах предыдущих вариантов основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» - компоновочному решению корпуса. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.

«Центурион» Mk.8

В 1955 году для «Центуриона» была разработана новая башня. Она отличалась вращающейся командирской башенкой с двустворчатым люком, новым прицелом и упругой установкой цапф орудия, снижающей вероятность поломки при резких ударах танка (аналогичное конструктивное решение впервые применили немцы на «Ягдпантере»). В башенке размещались перископический прицел и пульт управления стрельбой. Теперь вести огонь из пушки мог не только наводчик, но и командир.

«Центурион» Mk.9

Танк Мк.9 поступил на вооружение в 1959 году. На нем было усилено бронирование лобовой части корпуса, а самое главное - резко повышена огневая мощь за счет установки 105-мм пушки L7, не приведшей к серьезным изменениям в компоновке танка. Пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела; эжектор устанавливался в средней части ствола.

В варианте Мк.9/1 танк оборудовался ИК-приборами ночного видения, а на Мк.9/2, наряду со спаренным 7,62-мм пулеметом, в маске пушки ставили еще один пулемет калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки орудия на дальних дистанциях.

«Центурион» Mk.10

Мк.10 приняли на вооружение в 1960 году. Он представлял собой танк модификации Мк.8, на котором были установлены 105-мм пушка и командирская башенка новой конструкции. Вариант Мк.10/1 имел ИК-аппаратуру ночного видения, Мк.10/2 - пристрелочный 12,7-мм пулемет в маске пушки.

«Центурион» Mk.11, Mk.12, Mk.13

Танки этих вариантов оснащались активными подсветочными приборами ночного видения (у командира и механика- водителя), а также оборудованием для подводного вождения. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета на них устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. В варианты Мк.11/12/13 переоборудовались танки Мк.6/9/10 соответственно.

Серийное производство танков «Центурион» осуществлялось в Великобритании заводами «Лейланд Моторс», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг» с 1945 по 1962 год. Всего изготовлено 4423 машины.

«Центурионы» разных вариантов состояли на вооружении Австралии, Австрии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирака, Канады, Кувейта, Ливана, Нидерландов, Сингапура, Сомали, Швеции, Швейцарии (под обозначением Pz-55 и Pz-57). По данным на начало 2000 года, эти боевые машины оставались в танковых войсках только в ЮАР. Совсем недавно, в конце 1990-х годов, их сняли с вооружения в Иордании, Израиле, Швеции и Дании. Шведские «центурионы» (290 танков) снимались с вооружения по мере поступления танков «Леопард-2А5», датские - «Леопард-2А4», иорданские- «Челленджер 1» (местное название «Апь Хуссейн»), В Австрии башни отслуживших свой срок танков установлены в альпийских укрепрайонах и используются как долговременные огневые точки.

В 1944 году фирма АЕС в Саутхолле (графство Миддлсекс) начала работы по проектированию крейсерского танка А41 «Centurion». Серийное производство новых машин было развернуто на королевском арсенале в Лидсе и в Элсвике, на предприятиях фирм «Виккерс» и «Лейланд моторс». В последние дни войны со сборочной линии завода сошли шесть прототипов, но когда они прибыли в Германию, все уже было кончено.


Танк «Centurion» был создан в качестве машины, объединяющей в себе свойства крейсерских и пехотных танков и способной выполнять все основные задачи, возлагаемые на бронетанковые войска. В отличие от предшествующих английских танков на данной машине было существенно усилено и усовершенствовано вооружение, а также улучшена броневая защита. Однако, вследствие весьма просторной компоновки, вес танка оказался слишком большим для машин данного типа. Этот недостаток значительно ограничил подвижность танка и не позволил осуществить достаточно сильное бронирование.
Первые образцы танков «Centurion» появились в 1945 году, а уже в 1947 году на вооружение была принята основная модификация – «Centurion» Mk 3 с 20-фунтовой пушкой калибра 83,8-мм.

Прочие модификации того времени различались следующим образом:
на Mk 1 была установлена сварная башня со спаренной системой 76,2-мм и 20-мм пушек;
на образце Mk 2 – литая башня с 76,2-мм пушкой;
на Mk 4 – такая же башня, как и на Mk 2, но с 95-мм гаубицей.
Все эти образцы были выпущены в ограниченном количестве и впоследствии часть их была переделана на вспомогательные машины, а другая часть модернизирована до уровня модели Mk 3.
В 1955 году на вооружение были приняты более совершенные модели танка «Centurion» – Mk 7, Mk 8 и Mk 9.
В 1958 году появился новый образец – «Centurion» Mk 10, вооруженный 105-мм пушкой. По новой английской классификации танки «Centurion» относились к среднепушечным танкам.
Сварной корпус «Centurion» Mk 3 выполнялся из катаной стали с целесообразным наклоном носовых броневых листов. Бортовые листы корпуса располагались с небольшим наклоном наружу, что позволило более удобно разместить вынесенную из корпуса подвеску. Для опоры башни были предусмотрены местные уширения. Борта корпуса прикрывали бронеэкраны. Башня была литой, за исключением крыши, которая приваривалась с помощью электросварки, изготавливалась без рационального наклона броневых поверхностей и имела вытянутую нишу.

Роль экранов на башне выполняли установленные по бортам ящики для инструмента и вспомогательного оборудования.
В целом броневая защита танка была резко дифференцирована. На лобовой части башни устанавливались мортирки для постановки дымовой завесы. На крыше башни размещалась вращающаяся командирская башенка. Место механика-водителя находилось впереди справа, три остальных члена экипажа размещались в башне: командир танка и наводчик – справа, заряжающий – слева, поэтому левая часть отделения управления была использована для размещения части боекомплекта. Трансмиссия и двигатель располагались в корме машины.


Длинноствольная пушка с весьма высокой начальной скоростью снаряда была оборудована обычными клиновым затвором и противооткатными устройствами и устанавливалась в башне непосредственно на цапфах. Секторный механизм вертикального и дифференциальный механизм горизонтального наведения имели электроприводы и управлялись от одной рукоятки.
Благодаря электрической связи командирской башенки с механизмом поворота башни командир мог грубо наводить пушку в горизонтальной плоскости (система командирского наведения). У наводчика был установлен перископический прицел с переменным увеличением. Боекомплект пушки располагался в носовой части корпуса, по бортам и на вращавшемся полу боевого отделения.

На танке «Centurion» Mk 3 были применены стабилизаторы вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения. Разработка двухплоскостной, надежно работающей системы стабилизации явилась серьезным успехом английского танкостроения, поскольку при наличии двухплоскостной системы стабилизации вероятность попадания в танк противника при средних условиях движения незначительно отличается от вероятности попадания при стрельбе с места. Следует иметь в виду, что стабилизатор повышает не только точность стрельбы, но и среднюю скорость движения танка на поле боя, уменьшая тем самым его уязвимость.
Моторно-трансмиссионная установка танка была создана в результате дальнейшего совершенствования соответствующих агрегатов танков «Кромвель» и «Комета».
На танке «Centurion» Mk 3 устанавливались бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и трансмиссия «Меррит-Браун».
В трансмиссии были использованы трехдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения и поперечно расположенная пятиступенчатая коробка передач с зубчатыми муфтами, объединенная с многорадиусным планетарным механизмом поворота с фрикционными элементами сухого трения. Трансмиссия связана с главным фрикционом и двухрядными бортовыми передачами муфтами с резиновыми упругими элементами.

В ходовой части танка «Centurion» Mk 3 были использованы гусеницы с открытыми шарнирами, опорные катки среднего диаметра, поддерживающие катки и блокированная по два катка подвеска с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. В тележке каждый каток монтировался на двуплечем балансире. Между верхними плечами балансиров располагались три вставленные одна в другую винтовые пружины. В верхней части тележки находились два поршневых амортизатора, связанных с балансирами с помощью тяг.
В качестве средств связи на танке «Centurion» Mk 3 применялись ультракоротковолновая дуплексная радиостанция, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.


В состав стандартного оснащения танка «Centurion» Mk 3 входило стационарное противопожарное оборудование, а также оборудование для преодоления водных преград на плаву. С этой целью корпус танка был герметизирован и к нему по верхнему периметру крепился брезентовый водонепроницаемый кожух с металлическим каркасом.
Перед погружением в воду кожух поднимался с помощью пневматических цилиндров и механического привода типа «ножницы». Танк двигался по воде со скоростью около 10 км/ч с помощью двух гребных винтов, шарнирно укрепленных на кормовой части корпуса и приводившихся от ведущих колес посредством цепных передач. В «сухопутном» положении винты откидывались кверху.

Недостатками такого оборудования являлась уязвимость кожуха от ружейно-пулеметного огня противника и невозможность использования собственного вооружения, закрытого кожухом.
Более поздние образцы «Centurion» Mk 7 и «Centurion» Mk 8 отличались от «Centurion» Mk 3 рядом усовершенствований и многочисленными мелкими изменениями, но по существу являлись лишь модернизацией последнего, а не новыми машинами.
Пушка этих модификаций была оборудована эжекционным устройством для удаления пороховых газов, выполненным по образцу американских конструкций. В командирской башенке вместо смотрового прибора имелись перископический прицел и дополнительный пульт управления механизмами наведения. Таким образом, как и на американских танках, командир располагал своей системой управления огнем и при необходимости мог точно навести пушку на цель и произвести выстрел.
За счет более рациональной компоновки моторно-трансмиссионного отделения удалось установить дополнительный топливный бак и существенно увеличить общий запас топлива. Мощность двигателя была незначительно повышена, но вес танка сохранился почти прежним.

«Centurion» Mk 10 существенно отличался от предшествующих модификаций новой 105-мм пушкой и несколько большей толщиной ответственных броневых деталей. Пушка обладала весьма высокой пробивной способностью благодаря использованию бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном и высокой начальной скоростью, равнявшейся 1415 м/сек. Такая же пушка использовалась также на американском танке М60. На танке «Centurion» Mk 10 было предусмотрено автоматическое выбрасывание стреляных гильз.


Несмотря на то, что «Centurion» был создан более пятидесяти лет тому назад, этот танк до сих пор остается весьма эффективной боевой машиной. Одна из причин такого успеха заключается в его способности легко приспосабливаться ко все возрастающим требованиям современной войны: «Centurion» допускает установку более мощного вооружения и усиления бронирования. Его единственный недостаток – невысокая скорость и малый запас хода. У первых моделей он не превышал 104 км, и для того, чтобы устранить этот недостаток, приходилось идти на различные ухищрения.
Одним из способов увеличения автономности танка была установка у него на корме дополнительных топливных баков, однако бочки с топливом в любой момент (особенно в бою или при движении по сильно пересеченной местности) могли стать источником пожара. Существовало и другое решение проблемы: «Centurion» Mk 1, например, буксировал за собой одноосный прицеп-цистерну с 909 литрами топлива. На более поздних моделях имелись дополнительные топливные баки, которые обеспечивали запас хода до 190 км.

Модификация Mk 13 – это последняя модель танка «Centurion», которая представляла собой модернизированную версию Mk 10. Всего же за время производства этого танка было создано по меньшей мере двадцать пять версий «Centurion».
На танке «Centurion» Mk 13 в башне кругового вращения устанавливалась отличная 105-мм пушка серии L7, стабилизированная в двух плоскостях и имевшая вертикальный угол наведения от +20° до -10°. С пушкой был спарен 7,7-мм курсовой пулемет, второй такой же находился на командирской башенке.
Это вооружение дополняли 12,7-мм крупнокалиберный пулемет и две батареи по 6 дымовых гранатометов, которые располагались по обе стороны башни. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 600 патронов калибра 12,7 мм и 4750 патронов калибра 7,7 мм.
Когда «Centurion» еще только принимался на вооружение, он не имел приборов ночного видения, но последующие модификации оснащались инфракрасными фарами для ночного вождения и инфракрасным прожектором, который устанавливался слева от пушки. Танк мог без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,45 м, но, как ни странно, на нем не прижилось оборудование для плавания, разработанное специально для него.

В качестве силовой установки на Mk 13 использовался усовершенствованный авиационный двигатель «Метеор» фирмы «Роллс-Ройс», которым во время второй мировой войны оснащались истребители «Спитфайр» и «Харрикейн».
В ходовой части применялась подвеска типа Хортсман – три тележки с попарно сблокированными опорными катками на борт. Ведущее колесо находилось впереди, а направляющее – сзади. Кроме того, в состав ходовой части входили шесть поддерживающих катков. Верхнюю часть шасси прикрывали бронированные фальшборты, которые уменьшали эффект от воздействия кумулятивных снарядов.
Всего было построено 4000 танков «Centurion» различных модификаций, причем последние серийные машины обходились казне почти в 50000 фунтов стерлингов каждая.
За время боевых действий в Корее, Индии, Саудовской Аравии, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно в зоне Суэцкого канала «Centurion» проявил себя как один из наилучших танков послевоенного периода.



Технические характеристики танка «Centurion» A41:
Боевая масса, т: 43 – 51;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 7200, ширина – 3390, высота – 3010;
Бронирование, мм: лоб корпуса 76…126, борт корпуса – 51, корма корпуса – 32, днище – 16, крыша корпуса – 13…30, лоб башни – 152…202, маска орудия – 200, борт башни - 112, корма башни – 90…112, крыша башни – 30…51;
Вооружение (Mk 13): 105-мм пушка L7A2, соосный 7,62-мм пулемет MG, зенитный 7,62-мм пулемет MG, 2 х дымовой гранатомет;
Двигатель: Rolls-Royce Mk IVB, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 600;
Скорость, км/ч: по шоссе – 35, по пересечённой местности – 25;
Запас хода по шоссе, км: 192;
Удельная мощность, л. с./т: 14;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,914; ров, м - 3,352; брод - 1,45; брод с подготовкой - 2,74