Избрание м.с. горбачева президентом ссср на третьем съезде народных депутатов ссср. Учреждение поста президента в ссср

Введение должности Президента СССР видится сейчас закономерным итогом политической реформы СССР, известной сначала под именем «демократизация», но больше вошедшей в историю как Перестройка.

Решение о радикальной реформе политической системы СССР было провозглашено XIX Всесоюзной конференцией КПСС, состоявшейся 28 июня – 1 июля 1988 года. Сам этот форум, предполагавший свободную дискуссию о назревших проблемах общества, сознательно противопоставлялся формализованным партийным съездам, хотя решения конференции и не имели обязательного характера. До сих пор неизвестно, вёл ли уже тогда М.С. Горбачёв дело именно к такому финалу, то есть стать Президентом СССР. Но уже очевидным было его стремление стать своего рода общенациональным демократическим лидером, независимым от партийной олигархии. Все его последующие действия полностью укладываются в эту логику.

Важным было решение конференции разделить функции партийных и советских органов. Правда, одновременно рекомендовалось, чтобы первые секретари территориальных комитетов КПСС обязательно занимали должности председателей исполкомов соответствующих Советов. Но в тот период, когда авторитет партии ещё мог казаться высоким, это могло расцениваться как способ придания большего авторитета именно Советам.

Важнейшей же рекомендацией конференции было начало реформы органов государственной власти СССР. Её ключевым моментом становилось создание нового высшего органа власти – Съезда народных депутатов – на основе (впервые с 1918 года!) конкурентных выборов. Правда, соревновались пока не партии, а личности, причём высшее руководство КПСС избиралось на Съезд по отдельному списку. Но это было чрезвычайно важное нововведение, масштабы и последствия которого, вероятно, не вполне осознавались самими организаторами.

Теперь именно Съезд народных депутатов выдвигался на первое место в политической жизни, вместо съездов КПСС и ЦК КПСС. Это ещё сильнее подчеркивалось новой структурой руководящих органов Съезда. Прежний коллективный Президиум Верховного Совета СССР был служебным органом по подписыванию бумаг, присылаемых ему из Политбюро ЦК. Теперь создавался единоличный пост Председателя Верховного Совета СССР, и этот пост на I Съезде, состоявшемся в мае-июне 1989 года, занял сам Горбачёв.

Он продолжал сохранять при этом функции Генерального секретаря ЦК КПСС, но центр тяжести власти перенёс именно на вновь учреждённую должность. Председатель высшего советского органа впервые за историю Советского государства (такой вот парадокс!) стал реально выше вождя партии, хотя такая перестановка и произошла пока в рамках одного и того же лица. Впрочем, ретроспективно оценивая, мы вынуждены признать, что только благодаря этому лицу такой исторический переворот и смог состояться.

Но функции Председателя Верховного Совета заключали в себе много ограничений со стороны Верховного Совета и Съезда. На этом посту Горбачёв имел не больше власти, чем Генсек, а следовательно на него могло (и продолжало) давить в нежелательном направлении консервативное Политбюро.

Обстановка для дальнейшего лишения монополии КПСС на власть складывалась как никогда благоприятная. На I Съезде впервые в истории СССР оформилась легальная парламентская оппозиция (Межрегиональная депутатская группа – МДГ), поведшая атаку на эту самую монополию. Горбачёв, отражая атаки МДГ, формально выступал представителем консервативного большинства. Но поскольку прежняя власть Политбюро была уже делегитимирована (хотя пресловутая 6-я статья Конституции пока действовала), это большинство было готово вручить Горбачёву всю полноту прежней власти КПСС, но теперь уже как главе государства. Это был блестящий, прямо-таки в традициях несвойственного России британского парламентаризма разыгранный, ход в рамках конституционного реформизма и уникальной почти что мирной трансформации авторитарного режима в демократический.

Вопрос о введении поста Президента СССР был предрешён уже на II Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в декабре 1989 года. А тут обострилась обстановка в некоторых республиках (например, события в Баку в январе 1990 года). Горбачёв убедительно сигнализировал старым партократам, что нужна оперативность принятия решений для сохранения единства Союза, и обеспечить её может только он как полномочный глава государства.

Учреждённый в марте 1990 года на III Съезде пост Президента СССР можно вкратце охарактеризовать так: в руках Президента совершенно официально сосредотачивались все высшие функции власти, которыми до тех пор абсолютно нелегально, но фактически пользовалось Политбюро ЦК КПСС. При этом Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием граждан СССР (правда, для Первого Президента было сделано исключение – он был избран на Съезде), а число кандидатов на этот пост не ограничивалось.

Историческое значение совершившейся тогда конституционной революции подчёркивается тем фактом, что тот же Съезд переформулировал 6-ю статью Конституции СССР таким образом, что КПСС лишалась «руководящей роли», и открывалась возможность для создания легальных конкурирующих за власть политических партий.

Теперь, называясь по-прежнему – СССР, политически это было совсем другое государство, чем за все годы, начиная с 1922. Вероятно, тут открывалась развилками с несколькими историческими путями. Похоже, страна пошла не по самому лучшему из возможных. Но это уже другая история.

Мало кто в современной политической истории удостоился такой прижизненной славы и в то же время подвергся таким резким нападкам и осмеянию, как человек с простой русской фамилией Горбачёв - "Горби", как его несколько фамильярно, но с явной симпатией прозвали на Западе.

У этого человека достаточно титулов и наград, его биографии на разных языках занимают целую полку, а со временем, несомненно, о нём снимут не один художественный фильм - уж слишком противоречивы зигзаги его политической карьеры. Ни одно решение, принятое им в годы нахождения у власти, не было однозначным, будь то антиалкогольное законодательное решение или Он занимал самые разнообразные должности, но если выбрать из них наиболее "эксклюзивную", то звучит она так: Первый Президент СССР. Уникальность этой должности в том, что она просуществовала очень недолго, менее двух лет, а затем канула в историю вместе с самим государством, Советским Союзом.

Первый Президент СССР был избран в марте 1990 года на третьем (отмечу, внеочередном!) Съезде народных депутатов, который в то время выполнял функции высшего органа государственной власти. В СССР никогда ранее не существовало политического поста под названием "президент страны". В этой связи любопытно вспомнить, что иерархия советского государства разительно отличалась от общепринятой системы в мире, это создавало массу щекотливых проблем в дипломатическом общении. Кому, например, адресовать поздравления по случаю главного общенационального праздника?

Во всём мире президент какого-либо государства пишет президенту другой страны, премьер-министр - своему коллеге, а как быть в случае Понятно, что самый влиятельный человек в СССР вовсе не председатель совета министров, а Генеральный секретарь но ведь это партийный, а не государственный пост...

С некоторой натяжкой президентом страны мог называться Председатель то есть глава высшего законодательного органа советского государства. Первый Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв как раз и занимал эту должность вплоть до своего избрания на пост, который теперь позволял ему считать своим коллегой даже самого непримиримого антикоммуниста, например, президента Соединенных Штатов Америки Рональда Рейгана.

Именно М. Горбачёв и Р. Рейган считаются творцами нового мирового порядка, навсегда покончившего с эпохой Фамилия последнего Президента СССР не сходила со страниц самых респектабельных газет и журналов, славящих его как политика, сумевшего сделать нашу планету более безопасной для проживания. Нобелевская премия мира - самое весомое доказательство признания заслуг М. Горбачёва на этом поприще.

Впрочем, первый, он же последний Президент СССР в своей стране чаще удостаивался совсем иных эпитетов - таких, как разрушитель, предатель, осквернитель и прочие. Что-то в этих обвинениях, возможно, справедливо, но по большей части - все-таки нет. Последнее слово в любом случае останется за Историей, а пока что одно только имя Михаила Сергеевича Горбачёва до сих пор действует на некоторых не слишком умных людей как сильнейший раздражитель.

Но он к этому давно привык и не обращает внимания на потоки обвинений и прямой клеветы - на то он и Михаил Горбачёв, единственный в своём роде первый Президент СССР!

Правообладатель иллюстрации AP

15 марта 1990 года III внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал президентом страны Михаила Горбачева. Ему довелось отработать лишь треть установленного пятилетнего срока.

Съезд открылся 12 марта. Кроме учреждения поста президента, он внес в конституцию еще одно историческое изменение: упразднил 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС.

В прениях выступили 17 депутатов. Мнения варьировались от "Мы видим в президентской власти важный залог единства нашей федерации" (Нурсултан Назарбаев) и "Наша страна вырастила лидера мирового масштаба, автора нового политического мышления, лидера, выступающего за разоружение, за мир" (Федор Григорьев) до "Перестройка захлебнется президентством" (Николай Джиба).

Не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева Александр Яковлев

"Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения", - заявил сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев. Академик Виталий Гольданский возразил: "Мы ждать не можем, нужна реанимация, а не санаторное лечение".

Предложение запретить совмещение поста президента и лидера политической партии, поддержанное как радикальными демократами, так и ортодоксальными коммунистами, мечтавшими увидеть в роли генсека соответственно Александра Яковлева и Егора Лигачева или Ивана Полозкова, получило 1303 голоса и прошло бы, если бы речь не шла о конституционной поправке, для чего требовались две трети голосов.

14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.

Мы торопились с избранием Президента. Но, может быть, избрав, не стоило сразу же здесь, на сцене Кремлевского Дворца, возводить его на этот пост. Следовало отложить это на один день, объявив, что торжественное действо состоится, к примеру, в Георгиевском зале Кремля. В присутствии депутатов, правительства, представителей трудящихся столицы, воинов, дипкорпуса, прессы газета "Правда"

Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.

По предложению сменившего Горбачева на посту председателя Верховного Совета Анатолия Лукьянова избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной.

"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.

В темпе военной операции

Кому принадлежала идея введения поста президента, неизвестно.

Тема обсуждалась в СМИ с декабря 1989 года, но в порядке гипотез и дискуссий.

Помощник Горбачева Анатолий Черняев писал в воспоминаниях, что в январе 1990 года "архитектор перестройки" и секретарь ЦК Александр Яковлев под страшным секретом ему рассказал: как-то Горбачев зашел в его кабинет, расстроенный, озабоченный, одинокий. Мол, что делать? Азербайджан, Литва, экономика, ортодоксы, радикалы, народ на пределе. Яковлев сказал: "Надо действовать. Самое главное препятствие перестройке и всей вашей политике - это политбюро. Необходимо в ближайшее время собрать съезд народных депутатов, пусть съезд изберет вас президентом". И Горбачев согласился.

Решение о президентском правлении созрело так срочно, что решили пойти на созыв внеочередного съезда. Я такой срочности не понимал, так как после II Съезда народных депутатов, где этот вопрос даже не обсуждался, прошло лишь два с половиной месяца Николай Рыжков

Как бы там ни было, 14 февраля, неожиданно для всех, Горбачев озвучил идею на сессии Верховного Совета, а уже 27 февраля парламент постановил созвать внеочередной съезд. Времени на подготовку и общественное обсуждение, прямо сказать, отвели маловато.

Поспешность вызвала критику со стороны как левых, так и правых, подозревавших какой-то подвох и настойчиво, но безуспешно пытавшихся получить от Горбачева внятное объяснение, зачем это ему понадобилось.

Официальная версия, изложенная в проекте закона об учреждении поста президента и внесении соответствующих дополнений в конституцию: "В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не удовлетворяла. Можно подумать, у Горбачева прежде было недостаточно власти!

По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым .

После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.

Используя полномочия генсека, Горбачев как раз и укрепляет власть компартии. В том числе и власть ее над самим генеральным секретарем. Две идеи - отмена 6-й статьи и введение президентства - тесно связаны. Лишь получив всю полноту государственной, а не партийной власти, Горбачев может провести упразднение партийной монополии. Иначе он просто потеряет власть Анатолий Собчак

Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.

После событий в Тбилиси и Баку оказалось сложно выяснить, кто принимал решения использовать армию, и усилились разговоры о том, что нужен "человек, который за все отвечает". Впрочем, президентство не помешало Горбачеву уйти от ответственности за вильнюсскую драму.

Имелось еще одно практическое соображение.

По традиции, заложенной Леонидом Брежневым, генсек одновременно возглавлял высший представительный орган. Но, начиная с весны 1989 года, Верховный Совет перешел на работу в постоянном режиме. Председательствовавшему в нем Горбачеву пришлось проводить массу времени на заседаниях. Так же поступали другие члены руководства, всегда копировавшие поведение первого лица.

Призываю голосовать за президентскую власть и верю, что при этом условии будет социальная справедливость, национальная защищенность, в том числе и русского народа Депутат Иван Полозков, ортодоксальный коммунист

Естественно, это затрудняло управление страной. Да и в обществе возникал вопрос: кто же занимается делами, пока идут дебаты?

Между тем высказывалось мнение, что Горбачев по своему складу больше подходил для роли именно спикера, нежели главы государства. Манипулировать большой разнородной аудиторией и добиваться нужных ему результатов голосования он умел блестяще.

Анатолий Собчак в книге "Хождение во власть" отмечал, что при личном общении магия воздействия Горбачева была неотразима. "Поддайся этому обаянию, и ты начнешь действовать, как под гипнозом", - писал он.

Главная загадка

Основной вопрос, над которым по сей день ломают голову исследователи - почему Горбачев не пошел на всенародные выборы? Тем более, что это предусматривалось законом о введении поста президента, и лишь для первого случая сделали специальную оговорку.

Многие считают это роковой ошибкой. Как доказал впоследствии Борис Ельцин , всенародно избранного президента очень сложно законно отстранить от власти.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По мнению ряда историков, Горбачев не хотел напрямую мериться популярностью с Ельциным

Избрание не гражданами, а депутатами сделало статус Горбачева недостаточно убедительным, поскольку легитимность самого съезда была подмоченной. Он избирался при 6-й статье, в отсутствие организованной оппозиции везде, кроме Москвы, Ленинграда, Свердловска и Прибалтики, треть депутатского корпуса составляли представители общественных организаций.

Одни историки предполагают, что Горбачев, даже при объективном преимуществе, испытывал мистический страх перед Ельциным, у которого как-то все получалось. Другие - что он пошел на поводу у номенклатурного окружения, в принципе не любившего прямую демократию и опасавшегося, что предвыборная кампания даст реформаторам дополнительную возможность пропагандировать свои взгляды.

В условиях политической и экономической нестабильности еще раз испытывать судьбу и идти на всенародные выборы - риск, и немалый Анатолий Собчак

В публичных выступлениях Михаил Сергеевич упирал в основном на то, что обстановка сложная, и страна без президента лишнего дня не обойдется.

"Они [депутаты-межрегионалы] тоже высказывались за президентство, но обусловили его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс. Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Введение института президентства сегодня необходимо для страны", - заявил он на сессии Верховного Совета 27 февраля.

Позиция демократов

Считая в Принципе институт президентства прогрессивной по сравнению с нынешней формой государственного управления, вопрос о Президенте СССР и о процедуре его выборов нельзя решать наспех, без участия новых Верховных Советов республик, без развитой многопартийной системы в стране, без свободной прессы, без укрепления нынешнего Верховного Совета. Этот вопрос должен быть увязан с конституциями республик, с новым Союзным договором. Без этих непременных условий принятие решения о президентстве несомненно приведет к новому обострению отношений между Центром и республиками, к ограничению самостоятельности местных Советов и самоуправления, к угрозе восстановления в стране диктаторского режима Из заявления Межрегиональной депутатской группы

Сторонники перестройки и обновления по вопросу о президентстве Горбачева раскололись.

Одни продолжали видеть в нем единственный шанс и считали, что Горбачева надо поддерживать во всем, потому что он знает, что делает, и потому что иначе будет еще хуже. Точку зрения этих людей высказал в реплике с места на съезде не представившийся депутат: "Разве дело в том, что у нас нет продуктов? Самое главное, что мы нашли в истории такого, как Горбачев, человека чистого, какого нам больше не найти".

Некоторым просто импонировало слово "президент": вот, и у нас будет, как в цивилизованных странах!

Другие указывали, что этот термин ассоциируется не только с Америкой и Францией, но и с латиноамериканскими и азиатскими диктаторами, а главное, требовали всенародных альтернативных выборов.

"Я считаю, что только народ может принять соответствующее решение", - заявил в прениях на съезде член Межрегиональной группы Александр Щелканов.

Житель Зеленограда Шувалов в день открытия съезда объявил голодовку на Театральной площади "в знак протеста против избрания президента только депутатами".

Сторонником президентства Горбачева на выдвинутых им условиях был Анатолий Собчак, противниками - Юрий Афанасьев и Юрий Черниченко. Последний, в частности, опасался, что "мы вновь дадим себя облапошить; если депутаты не могут реально контролировать действия председателя Верховного Совета, то уследить за президентом тем паче не удастся".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Одним из главных оппнентов Горбачев на съезде был депутат Юрий Афанасьев

Борис Ельцин, насколько известно, публично по данному вопросу не высказывался.

Собчак писал в воспоминаниях, что незадолго до кончины Андрея Сахарова пытался обсудить с ним перспективы президентства Горбачева, но академик интереса к теме не проявил, считая вопрос несущественным по сравнению с разработкой новой конституции.

Не новая идея

Нам надо отбросить страхи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности. А они у нас огромные. Русский народ и все народы, объединившиеся с ним в великое многонациональное государство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязательно добьются этого на путях перестройки и социалистического обновления Из речи Михаила Горбачева на съезде после избрания

Идея учреждения в СССР поста всенародно избираемого президента достаточно серьезно обсуждалась в прошлом: в ходе подготовки "сталинской" конституции 1936 года, в последние годы правления Никиты Хрущева и на заре перестройки.

Почему ее отверг Сталин, не вполне ясно. Уж ему-то 99,99% голосов были гарантированы, а всенародное изъявление поддержки "любимому вождю" можно было превратить в мощное воспитательно-пропагандистское мероприятие.

Хрущеву, по мнению исследователей, просто не хватило времени, а его преемники руководствовались отличавшим их глубоким консерватизмом и нелюбовью к нововведениям.

По свидетельствам знавших его людей, Леониду Брежневу во время зарубежных визитов нравилось обращение "господин президент", но узаконивать титул он не стал.

Третья попытка

В 1985 году "архитектор перестройки" Александр Яковлев предложил Горбачеву начать политическую реформу с партии и выдвинул развернутый план: устроить общепартийную дискуссию, по ее итогам разделить КПСС на две партии - реформаторскую народно-демократическую и консервативную социалистическую - провести выборы в Верховный Совет и поручить победителям формирование правительства.

Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте Олжас Сулейменов, депутат, казахский поэт

По замыслу Яковлева, обе партии должны были заявить о приверженности базовым ценностям социализма, вступить в альянс под названием Союз коммунистов, делегировать в состав его Центрального совета равное количество членов, а председателя совета выдвинуть совместным кандидатом на пост президента СССР.

Политическая конструкция, в которой две партии, соперничающие друг с другом на выборах, одновременно входят в некую коалицию с единым лидером, явила бы миру очередное "русское чудо". Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что реализация "плана Яковлева" позволила бы плавно перейти к многопартийной демократии и избежать развала СССР.

Тогда Горбачев идею не поддержал. Через пять лет оказалось поздно.

Пиррова победа

Горбачев метался в поисках альтернатив, компромиссов, оптимального сочетания прежних и новых методов руководства. Были ошибки, просчеты, опоздания, просто нелепости. Но не в них причина начавшегося разложения общества и государства. Оно было неизбежно по самой природе уникального в мировой истории перехода общества, закомплексованного и развращенного долгой диктатурой, к свободе Анатолий Черняев, помощник Горбачева

Историки считают пиком политической карьеры Горбачева I Съезд народных депутатов в мае 1989 года, а избрание президентом - началом ее конца. Вскоре рейтинг лидера стремительно и необратимо пошел вниз.

То был последний кредит доверия, выданный обществом.

Консерваторы надеялись, что президентские полномочия нужны Горбачеву для "наведения порядка", демократы - для смелых реформаторских шагов. Когда не случилось ни того, ни другого, хотя он получил все, чего хотел, разочарование оказалось всеобщим и убийственным.

Сбылось предсказание, сделанное на съезде депутатом Теймуразом Авалиани: "Вы будете метаться туда и сюда, а в это время будет происходить то, что мы имеем сейчас".

Через 660 дней Горбачев ушел (точнее, был вынужден уйти) в отставку.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

31 декабря 1999 года Владимир Владимирович Путин стал исполняющим обязанности президента РФ.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

Президент СССР - должность главы государства. В СССР введённая 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внесшим соответствующие поправки в Конституцию СССР. До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва. По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу. Первым и единственным Президентом СССР был Горбачёв Михаил Сергеевич. В первой половине 1990 года практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня 1990).

С 1992 и до настоящего времени М.С. Горбачев является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонда). Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991 года не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. В 1991 году 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ) 25 декабря 1991 Горбачев заявил о сложении с себя полномочий президента СССР.

Анализ института Президентской власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, несомненно, является одним из актуальных направлений в современных государственно-правовых исследованиях. Спектр проблем, касающихся политико-правового статуса Президента РФ, весьма широк и разнообразен. Практически он затрагивает все стороны и аспекты института президентской власти в стране: во-первых, саму её сущность, назначение, место и роль в системе других государственных органов; во-вторых, предпосылки и необходимость её учреждения; в-третьих, правовые полномочия и функции Президента РФ;

в-четвёртых, общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам на пост президента; в-пятых, общественно-политический статус; в-шестых, границы президентской власти, механизм её осуществления и многие другие. Можно с уверенностью, констатировать факт, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционно-правового статуса Президента РФ.

Однако, первоначально среди указанных проблем необходимо рассматривать причины учреждения поста Президента в Российской Федерации в начале 90-х годов.

Согласно ч.1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года - «Президент РФ является главой государства». В отечественном конституционном праве под главой государства традиционно принято понимать должностное лицо (или орган) занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и должностей, осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической деятельности и во взаимоотношениях с другими государствами.

Своим существованием в современном мире институт главы государства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии. В момент образования буржуазной государственности мышление нового господствующего класса было ограниченно историческими рамками конкретной эпохи. Это проявилось, прежде всего, в том, что буржуазия находила многие учреждения и институты феодального государства привлекательными для себя. Поэтому она заимствовала институт главы государства, который по существу являлся чисто феодальным институтом.

Вот почему вводя даже самую прогрессивную, на этом историческом отрезке времени, форму правления - республику, она сохранила, в принципе этот феодальный институт - институт главы государства.

Практика конституционного строительства современных государств свидетельствует, что глава государства может быть, как должностным лицом, так и специальным органом. В ряде стран имеет или имело место в прошлом организация института главы государства в виде высшего коллегиального органа: Федеральный Совет в Швейцарии, состоящий из 7 членов; Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей численностью до 170 членов; Государственный Совет Ассамблеи Народной Власти на Кубе из 31 члена и т.д., которые наряду с высшими органами народного представительства представляют собой высшие коллегиальные органы государственной власти. Возглавляемые, как правило, Председателем, осуществляющим самостоятельно лишь те полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально (например, принимать отзывные и верительные грамоты аккредитуемых в стране послов и иных представителей иностранных государств). При этом, место указанных Советов (Президиумов и т. п.) в системе органов государства определялось тем, что они во всей своей деятельности были подотчётны избравшим их высшими органам народного представительства.

Так, подотчётность Президиума перед Народным (Национальным) Собранием выражалось в том, что оно может заслушивать отчёт о его деятельности, в случае необходимости сменить часть членов Президиума, избрав вместо них других, или даже полностью переизбрать Президиум до истечения срока его полномочий.

В советский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства - Президиум Верховного Совета СССР, состоящий по последней Конституции СССР 1977г. из 39 членов (ст. 120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главы государства, необходимо учитывать, что всё это началось ещё в период существования СССР. Сначала, в марте 1990г., был введён пост Президента СССР, а затем - во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной государственности, поскольку советской республике, такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были органически несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти - поста президента. Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципа полновластия советов.

Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г. 14 марта 1990г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Согласно изменённой Конституции (Ст. 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССР должен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти и управления. Конституция СССР предусматривала выборы

Президента СССР гражданами, т.е. прямые выборы. Однако избрание первого Президента СССР (оказавшегося, как показала практика и последним) в соответствии с законом от 14 марта 1990г. произошло на Съезде народных депутатов СССР. Вскоре, после этого начался аналогичный процесс установления института президентской власти и в союзных республиках, где решения об этом принимались соответствующими Верховными Советами.

Рассматривая вопрос о назначении и причинах возникновения института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и как бы суммировало те многочисленные и порою весьма противоречивые взгляды и предложения, которые высказывались учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в стране. При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.

Во-первых, это размежевание функций партии и государства. Ранее все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звено государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структуры оказались для этого неприспособленными. Из названных обстоятельств только последнее было более или менее ясно, так как нередко надо оперативно реагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделает лучше, чем коллегия. Тогда существовал пост Председателя Верховного Совета СССР, но Председатель руководил работой Верховного Совета и Съезда народных депутатов, (если шли его заседания) и выполнял функции главы государства, и в то же время часто не был самостоятельным, что связывало его возможности.

Другие факторы носили несколько неопределённый характер. Например, если функции переходили от партийных органов к государственным, то, в конце концов они могли частично перейти к парламенту, частично к правительству. Непонятно также почему именно разделением властей была обусловлена потребность в координирующем их органе. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, а не повышенные возможности одного органа по отношению к другим. В конечном счёте, можно было бы усилить функции Председателя Верховного Совета СССР или сделать его лицом, согласовывающим деятельность центральных органов.

Мировая практика свидетельствует о том, что соответствующее государство может пойти на концентрацию в руках одного лица функций и задач, которые в других странах рассредоточены. Такие задачи и функции связаны с представительством и благом государства, его граждан и общества в целом и более эффективны при осуществлении их одним человеком, нежели коллегией. Это лицо: во-первых, является символом конкретного государства, его единства, представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа, стоит выше социальных, партийных, национальных и других однолинейных интересов и тем более разногласий, координирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несёт персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность указанного положения, принимает оперативные меры и решения по обеспечению порядка и безопасности, по выполнению международных обязательств государства; в-четвёртых, стоит во главе исполнительной ветви государственного аппарата, либо над нею, направляет её деятельность; в-пятых, объявляется верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны и тем самым влияет на оборону государства и прохождение гражданами военной службы; в-шестых, осуществляет назначения на высшие должности в аппарате исполнительной власти, а не редко - и на все должности судей, то есть в данном смысле это как бы высшее должностное лицо страны, «главный государственный чиновник»; в-седьмых, является высшим защитником интересов «простого человека», решает вопросы гражданства, осуществляет награждение и помилование в отношении граждан государства, рассматривает их жалобы и т.д. Естественно, это общетеоретический взгляд, а на практике применение перечисленных положений может иметь место в их различном сочетании. Так, лицо являющееся главой государства, может быть либо монархом, либо президентом.

Монархии в большинстве случаев прошли путь от сильной власти к её резкому ослаблению и оставлению за главой государства в основном репрезентативных функций (исключения сегодня составляют лишь некоторые ближневосточные короли и шейхи). Президенты тоже могут официально стоять во главе государства, но возможности их реального участия в управлении существенно ограничены в пользу правительства. Однако существуют и такие модели, в которых наоборот, ключевой фигурой юридически являются именно Президент. Возможны также ситуации, когда он юридически ограничен, например, провозглашается контроль парламента за его деятельностью, но на практике вполне самостоятелен.

Всё это необходимо было учитывать при введении поста президента в нашей стране. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и некоторые сугубо отечественные обстоятельства. Так, например, при И.В. Сталине, а в ряде отношений и позже наша страна познала, что представляет собой личная власть, к каким негативным последствиям она ведёт. Поэтому в связи с введением поста президента сразу же возникал вопрос: не будет ли это означать реставрацию режима личной власти? В своё время чтобы предотвратить очередной культ личности, ЦК КПСС провозгласил принцип коллективного руководства. Но даже тогда власть генеральных секретарей ЦК КПСС была непререкаемой как в партии, так и в государстве. Возникал вопрос, что будет, если теперь один человек по конституции страны, то есть легитимно, получит в свои руки все нити руководства страной! Далее возникал и вопрос о том, имеется ли достаточная «ниша» для президентских дел, ведь представительские функции можно возложить на Председателя Парламента, а задачи оперативного управления страной на Председателя Правительства.

С учётом изложенного выявляются следующие причины введения поста Президента СССР в нашей стране: во-первых, демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала, что увлекающийся дискуссиями Парламент и Правительство оказались реально не в состоянии принимать оперативных решений и быстро их осуществлять, поэтому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал ежечасно за текущие дела; во-вторых, в условиях становления системы разделения властей, на данном историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и особенно Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, брали на себя огромное количество дел и присваивали чуть ли не безапелляционное право решать любые вопросы. Президентство СССР в этом случае, стало бы противовесам крайностей отечественного парламентаризма; в-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо альянса нескольких партий в Парламенте (или в его нижней палате), Президент объективно будет вынужден брать на себя функцию формирования Правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти; в-четвёртых, в процессе складывания идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального Секретаря КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничения своих полномочий, введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны; в-пятых, очевидно объективное стремление самого М.С. Горбачёва освободиться от опеки «родной партии». Так как, нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС и при этом опасаться того, что его не только свергнут с партийного олимпа, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку члены КПСС среди других народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство. Таким образом, президентство представляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также реально и в автономных республиках) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а там где они видели в коммунистической партии постоянную угрозу своей власти, как например, в РСФСР, вообще запретить её. Последнее обстоятельство является как бы отечественным, в том числе и российским, проявлением игровой тенденции к введению сильных президентских режимов, именно, там где внутригосударственные противоречия, давление различных сил, включая и сторонников лиц, пришедших к президентскому посту, побуждают соответствующие личности бороться за президентство с ощутимыми полномочиями так называемое супер президентство.

Изложенные причины введения президентства стали хорошо понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчёркивать то, что оно способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, да ещё то, что о никаком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идёт; наоборот, он контролирует деятельность Президента, может отменить указы последнего и досрочно освободить его от должности в случае нарушения им Конституции и законов СССР.

Фактически Президент СССР был изначально сильной политической фигурой, что обеспечивалось как Конституцией СССР, так и личным авторитетом М.С. Горбачёва. В дальнейшем появился ряд конституционных новелл, свидетельствовавших о последовательных попытках усилить позиции Президента СССР. Так, например, первоначально он слабо влиял на формирование Правительства и руководство им. Но уже при изменениях и дополнениях Конституции СССР 26 декабря 1990г. Было закреплено, что Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, что Правительство подчиняется Президенту, что последний формирует Кабинет Министров по согласованию с Верховным Советом СССР. Таким образом, в указанный период модель института президентской власти в стране находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять из себя Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было. Очевидно, было лишь одно: Президент нужен России - как, в прочем, и любой другой союзной республики в то время - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался не менее сложно. Первоначально Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, тогда по инициативе трети депутатов был назначен на 17 марта 1991г. Всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост был учрежден. После проведения референдума данный вопрос уже не вызвал столь оживлённые прения и политическую конфронтацию, какие имели место ранее при обсуждении всех «за» и «против» введения поста союзного Президента. По мнению Л.А. Окунькова, вероятно, большинство депутатов разделяли мнение по поводу будущего приоритета Парламента во взаимоотношениях с Президентом. Поскольку и при столь серьёзном изменении системы высших органов России главная роль по-прежнему оставалась за Съездом и Верховным Советом РСФСР. Так как, во-первых, все полномочия Президента определялись самим Парламентом; во-вторых, власть бюджета, власть денег, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировались бы Парламентом; в-третьих, Парламент оставляет за собой право отменить любой указ Президента; в-четвёртых, при этом Президент должен издавать указы только на основании Конституции и законов, то есть подзаконные нормативные акты; и в-пятых, Парламент оставляет за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за учреждение Закона «О Президенте РСФСР». По итогам референдума были приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991г. и «О вступлении в должность Президента РСФСР» от 27 июня 1991г. Законом РСФСР от 24 мая 1991г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978г., в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных изменений первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991г. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Таким образом, введение поста Президента РСФСР стало следствием тех непростых, но в целом весьма прогрессивных, демократических процессов, которые происходили и происходят в российском обществе и в его политической системе с начала 90-х годов. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций, в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента и Советы. Это, как представляется, основное, главное, но не исчерпывающее объяснение происшедших в механизме политической власти страны структурных и функциональных изменений. При этом следует учитывать, что имеется много других, неразрывно связанных с указанной - объективных и субъективных причин, которые также нуждаются в отдельном специальном рассмотрении. К ним следует отнести: во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум» власти, который возник в стране, в процессе проведения экономических и политических реформ, в результате осуществления в разных сферах жизни советского общества радикальных, но не всегда последовательных и не всегда предсказуемых по своим последствиям преобразований. Создалась ситуация, которую верно подметил ещё на Съезде народных депутатов бывший секретарь ЦК КПСС В.А. Медведев, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления, изжила себя и демонтируется. Разворачиваются процессы становления и развития новой парламентской демократической системы. Но эти процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия». Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей, чтобы видеть в институте президента, устанавливаемом в такой сложной многонациональной стране как Россия, своего рода верховного арбитра, избранного всеми народами. Президент РСФСР должен был выступать в первую очередь координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками. В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и в системе разделения властей, но и в самом обществе. В-четвертых, необходимость усиление исполнительной власти и повышения эффективности управления. Дело заключается помимо всего прочего в том, что учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счёт оперативности президентской власти нейтрализовать негативные последствия, вызываемые медлительностью в деятельности и принятии решений представительных органов, их известной инертностью, неэффективностью коллегиального руководства, особенно когда нужно было принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Нельзя недооценивать и субъективные причины. Среди них в первую очередь: во-первых, очевидную рецепцию этого поста у общесоюзного руководства, это выразилось, прежде всего в том, что российская политическая элита нашла его привлекательным для себя. Во-вторых, стремление, бывшего тогда, Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина упрочить свой статус в системе органов государственной власти, для проведения назревших общественно-политических и социально-экономических реформ. Несмотря на очевидность необходимости, в силу указанных причин, введения поста Президента РСФСР, открытым оставался серьёзный вопрос, какую именно модель президентской власти выбрать. Мировой опыт предлагал несколько вариантов. Во-первых, президент - глава государства, с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, а осуществляет лишь репрезентативные полномочия (присваивает награды и звания, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и т.д.), при этом всю серьёзную работу по управлению страной выполняет Премьер-министр. Во-вторых, президент - то же глава государства, но не для антуража, т.е. правитель страны, который сам делает, либо предопределяет всё. В-третьих, президент представляет из себя главу государства и главу исполнительной власти, т.е. одновременно и лидер страны, и руководитель государственного аппарата. Эта модель сильно ориентировала бы президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащие к другим ветвям власти. В-четвёртых, президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель ориентирует президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели могут быть различные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент официально глава правительства, формирующий его состав, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом и т.д. Естественно из-за первого варианта не имело смысла вообще затевать в России введение поста президента. Так как, речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов. Использование второй модели при учреждении поста президента было мало реальным, поскольку была сильна авторитарность этой должности, что вообще могло бы похоронить идею президентства. Ввести такую модель можно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего президента (как это было во Франции в 1958г.), но не от начала этого конституционного института. По тем же соображениям первоначально сложно использовать третью модель. Поэтому объективно оставался четвёртый вариант. Он и был отражён в нормативных актах РСФСР.

В дискуссиях по вопросу о введении поста Президента России высказывались и отрицательные доводы, в которых высказывались мысли, о том, что утверждение этого поста с сильной, почти неконтролируемой властью может создать предпосылки для возрастания авторитарных тенденций в стране, для воскрешения режима личной власти, для узурпации её одним лицом или его окружением.