Какая бывает мотивация у ребенка к учению. Методики воспитания

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Всем родителям приходится рано или поздно столкнуться с отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по одиннадцатый класс, у других лишь время от времени случаются периоды нелюбви к урокам. Но даже родители самых прилежных отличников не застрахованы от того, что в один прекрасный день их чадо не начнет приносить в дневнике низкие оценки и замечания учителей, или попросту не откажется идти в школу.

Почему ребенок не хочет учиться?

Снижение мотивации детей к учебе может происходить по самым разным причинам:

  1. Состояние здоровья. Если ваш ребенок совсем не хочет учиться, прежде всего убедитесь, что он здоров. Может быть, из-за сосудистых проблем у него болит голова в моменты умственного напряжения; или сосредоточиться не дает аллергия на какое-нибудь горшечное растение, находящееся в классной комнате. Недомогания могут быть самые разные, часто они могут обостряться именно во время уроков, а по возвращении домой ребенок может чувствовать себя лучше и просто-напросто забывать о своем плохом самочувствии. Кроме того, далеко не все педагоги столь внимательны, чтобы быстро заметить ухудшение состояния ученика. Поэтому, пока вы сами не расспросите своего ребенка об этом, вы ничего не узнаете и, соответственно, не отведете его вовремя к врачу.
  2. Психологические проблемы, комплексы. К сожалению, чаще всего родители сами провоцируют появление у ребенка таких проблем. Бурно негативная реакция на плохую оценку, сравнение не в пользу ребенка со старшими братьями или сестрами или, того хуже, с одноклассниками или детьми приятелей и т.д. – все это может надолго нанести рану уязвимой детской психике. Когда мы показываем свое недовольство "неуспехами" ребенка в школе, в его сознании это преображается в послание: «С тобой что-то не так, ты нас не устраиваешь, ты неполноценный». Родители должны всегда, в любой ситуации, быть союзником и другом своему ребенку. Конечно, не нужно веселиться по поводу заваленной контрольной работы или невыученного стихотворения, но и драматизировать это не стоит, а стоит вместе с ребенком разобраться в причинах проблем и постараться помочь. Мешать учебе могут и сложные взаимоотношения ребенка с педагогом, и трудности адаптации в школьном коллективе – ко всем этим моментам родители относиться с большим вниманием.
  3. Индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам. Не следует путать отсутствие мотивации к учебе вообще и отсутствие интереса к отдельным предметам. Например, если у вашего ребенка гуманитарный склад ума, а педагог по математике предъявляет ко всем ученикам высокие требования, в лучшем случае не ждите высоких оценок по этому предмету, а в худшем – не удивляйтесь, когда ваш сын начнет прогуливать математику. В таких случаях, если доверительный разговор с ребенком и беседа с педагогом не помогают смягчить ситуацию, возможным выходом будет перевод ребенка в школу с уклоном.

Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Для профессионалов это отдельная тема, требующая большого внимания. На тему мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников проводятся научные исследования, составляются специальные программы. Родители, впрочем, должны относиться к этому вопросу не менее серьезно и знать, какие особенности характерны для мотивации к учебе для первоклашек.

Особенности мотивации младших школьников

  • первоклассник еще не осознает реальных, «взрослых» причин, почему ему необходимо учиться; перспектива поступить в престижный вуз, найти хорошую работу (являющаяся действенным мотивом для старших школьников) для него слишком отдаленна и непонятна, чтобы быть настоящим стимулом к усвоению знаний;
  • у учащихся младших классов еще сильна игровая мотивация, то есть они воспринимают учебный процесс как интересное занятие, возможность общаться друг с другом, а не как средство достижения каких-либо целей;
  • игровая мотивация со временем развивается и перерастает в социальную, коллективную, мотивацию сотрудничества;
  • младший школьник еще принимает цели и задачи взрослых за свои; но совсем скоро наступит момент, когда он начнет ставить и формулировать свои собственные цели и задачи;
  • сильным мотивом в младшем школьном возрасте является получение поощрения за хорошие успехи, усиливает этот мотив наличие в школе системы оценок успеваемости.

Как повысить мотивацию к учебе?

Повышение учебной мотивации школьников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно. У педагогов на вооружении есть свои, сугубо профессиональные способы повышения мотивации детей. Мы же, родители, должны иметь представление, как мы можем внутри семьи повысить мотивацию ребенка к обучению. Что можно для этого сделать?

Это лишь некоторые общие советы, которыми вы можете воспользоваться. Каждый ребенок индивидуален, и кто как не родители подберет ключ к раскрытию его способностей и потенциала? Желаем вам легкого решения этой задачи, доверительных, дружеских отношений с ребенком и успехов в учебе и во всех делах!

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Здравствуйте, дорогие читатели! Еще вчера вы сами просили еще 5 минуточек, иногда прогуливали школу, а сегодня будите на учебу своего ребенка. Вы как никто теперь понимаете, что мало просто ходить на занятия. Хочется, чтобы это еще и нравилось. В этом и заключается секрет счастливой жизни.

Сегодня разберем как мотивировать ребенка к учебе, советы психолога и любящих родителей, которым удалось достигнуть на этом поприще определенных успехов.

Говорите, отвечайте, поддерживаете

Если ребенок задает вопрос, интересуется чем-то, не отсылайте его спрашивать у гугла. Даже если вы сами не знаете ответ, проявите участие к его проблеме. Попросите принести словарь, энциклопедию, чтобы вместе с ним отыскать ответ на вопрос.

Покажите, что вы поощряете его интерес. Процесс познания может быть интересным и узнавать что-то можно и нужно вместе. В следующий раз, когда подростку не будет хватать внимания, он не устроит , а поработает над какой-то темой, которая вас объединяет и расскажет свои результаты.

Даже в 14-15 лет вы можете заинтересовать ребенка новыми фактами. Проведите немного времени в интернете, посмотрите на что способно тело человека, найдите забавные исторические факты о жизни Наполеона или Александра Великого, подкиньте ему книгу, которую сами недавно прочитали. Совсем скоро вы поймете, чем ребенок интересуется больше всего и поддержите в нем это желание.

Пусть у вас появится общая тема для бесед. Дети всегда очень охотно проводят время с родителями. Вы развиты куда больше, у вас есть опыт. Дайте подростку новые факты, о которых он и не думал раньше.

К примеру, если вы увидели, что он читает «Преступление и наказание » Достоевского или эта книга просто лежит у него на столе, поделитесь своими впечатлениями, спросите, как он сам к ней относится. Вы можете даже сами сесть и почитать ее, открыв на телефоне, пока он увлечен бумажным вариантом.

Посмотрите вместе с ним исторический фильм. Подготовьтесь заранее, поищите в интернете какие неточности в нем есть. К примеру, в одном из кадров фильма «Храброе сердце», заметна пластиковая бутылка и автомобиль. Вовлеките подростка в эту игру. Это не только мотивирует его учиться, но и разовьет хорошую .

Окружение

В 12 лет дети очень зависимы от общества. Им нравиться общаться. Поспособствуйте тому, что ребенка будут окружать люди, заинтересованные теми же вещами, что и он сам. Запишите его в . Если друзья учатся хорошо и достигают успехов, то и он постарается им соответствовать.

Помните, что не все дети рождены для спорта. Прежде чем заставлять ребенка ходить в секцию, посмотрите, чем он интересуется в действительности. Быть может музыка или рисование ему ближе. Даже если ему нравится выращивать растения или ухаживать за животными – постарайтесь найти соответствующую секцию.

Не все из нас становятся олимпийскими чемпионами. Ваша цель сейчас должна заключаться не в реализации собственных несбывшихся мечт, а в развитии дисциплины, социализации и создании благоприятной обстановки вокруг ребенка.

Если он никуда не хочет ходить, предложите ему осуществить его мечту в обмен на 5 занятий. После того как он выполнит свою часть обязательств, реализуйте его желание. Затем спросите, не хочет ли он получить что-то еще за 5-10 походов или эта секция в действительности ему не нравится, а вам стоит подобрать нечто другое.

Ребенок, начиная уже с 10 лет, способен принимать решения. Если вы будете относиться к ним с пониманием, то ваши отношения сложатся в разы лучше. будет комфортной, а дети .

Ни в коем случае не давите, когда дело касается хобби. В мире столько всего интересного, уверена, что среди этого многообразия найдется то, что действительно понравится вашему ребенку. Даже если он обожает компьютерные игры – относитесь к этому правильно, не кричите и не настаивайте, не доказывайте, что он тратит время впустую. Тысячи взрослых людей делают тоже самое, а этому человечку всего 12.

Предложите кружок программирования или 3D моделирования. Быть может именно в этой сфере он захочет развиваться и впоследствии добьется успеха.

Школа

Иногда дети не хотят учиться в школе из-за неблагоприятной обстановки. Если класс слабый, то у него не будет желания выделяться. Постарайтесь узнать о школьной жизни как можно больше. Кто является , с кем ребенок дружит. Если вы не будете задавать прямых вопросов, вы только выиграете и получите действительно правдивые ответы.

Вообще, постарайтесь почаще общаться с ним как с взрослым. Представьте, что вас бы спросили: «Не обижают ли тебя на работе?». Согласитесь, вы бы тоже не ответили, даже если бы это было правдой. Это же унижает человека, делает его слабым. Возможно, вам удалось вырастить смелого, сильного человечка, который желает сам справляться с неприятностями.

А вот вопрос: «С кем ты учиться? Кто тебе там нравится и почему?» — даст больше шансов получить действительную оценку ситуации.

Не спешите разбираться с учителями и учениками, вы можете сделать только хуже. Помогите ему и поинтересуйтесь, сможет ли справиться самостоятельно. В зависимости от обстоятельств принимайте решение вмешиваться или нет, это не должно вредить вашему ребенку.

Если вы слишком часто , совершая какие-то поступки, то провоцируете его скрывать от вас правду. Как и любой человек, ему не хочется терять контроль над ситуацией. Старайтесь больше обсуждать, выяснять чего хочет именно он и только в крайнем случае, когда другого выхода нет, действуйте.

Могу посоветовать вам книгу Пэг Доусон «Ваш ребенок может все ». Она помогает раскрыть и развить организационные навыки. Она поможет определить сильные и слабые стороны, уравновесить недостатки, подскажет способы развития нужных навыков, таких как дисциплинированность и даже научит общаться с ним во время сложных жизненных ситуаций.

Ну и последний совет, который я могу вам дать, никогда не унижайте авторитет учителя в глазах ребенка. Это точно не способствует тому, что он захочет принимать информацию из его уст. Если мама его не одобряет, то почему малыш должен?

Ну вот и все. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.