Какими были дикие предки современных лошадей. Предки-славяне: кто они, где жили, религия, письменность и культура

Современные славянские народы формировались на протяжении долгого времени. У них было множество предков. К ним можно отнести собственно славян и их соседей, заметно повлиявших на быт, культуру и религию этих племен, когда они еще жили согласно устоям родоплеменной общины.

Анты и склавины

До сих пор историки и археологи выдвигают самые разные теории о том, кем могли быть предки-славяне. Этногенез этого народа происходил в эпоху, от которой почти не осталось письменных источников. Специалистам приходилось восстанавливать раннюю историю славян по мельчайшим крупицам. Большую ценность заключают в себе византийские летописи. Именно Восточной Римской империи пришлось испытать на себе давление племен, которые в итоге образовали славянскую народность.

Первые свидетельства о них относятся к VI веку. Предки-славяне в византийских источниках назывались антами. О них писал знаменитый историк Поначалу анты жили в междуречье Днестра и Днепра на территории современной Украины. В период своего расцвета они жили в степях от Дона до Балкан.

Если анты принадлежали к восточной группе славян, то к западу от них жили родственные им склавины. Первое упоминание о них осталось в книге Иордана «Гетика», написанной в середине VI столетия. Иногда склавинов также называли венетами. Эти племена жили на территории современной Чехии.

Общественный строй

Жители Византии считали, что предки-славяне - не знавшие цивилизации варвары. Это действительно было так. И склавины, и анты жили при народовластии. У них не было единого правителя и государственности. Раннеславянское общество состояло из множества общин, стержнем каждой из которых был определенный род. Такие описания встречаются в византийских источниках и подтверждаются находками современных археологов. Поселения состояли из больших жилищ, в которых жили большими семьями. В одном населенном пункте могло быть около 20 домов. У склавинов был распространен очаг, у антов - печь. На севере славяне строили срубы.

Обычаи соответствовали жестоким патриархальным нравам. К примеру, практиковались ритуальные убийства жен на могиле супруга. Предки-славяне занимались земледелием, которое было основным источником пропитания. Выращивалась пшеница, просо, ячмень, овес, рожь. Разводился крупный рогатый скот: овцы, свиньи, утки, куры. Ремесло было развито слабо по сравнению с той же Византией. В основном оно обслуживало домашние бытовые нужды.

Армия и рабство

Постепенно в общине выделился социальный слой воинов. Они часто организовывали набеги на Византию и другие соседние страны. Цель всегда была одной и той же - грабеж и рабы. Древнеславянские дружины могли включать по несколько тысяч человек. Именно в военной среде появились воеводы и князья. Первые предки славян сражались копьями (реже мечами). Также было распространено метательное оружие - сулица. Его использовали не только в бою, но и на охоте.

Доподлинно известно, что у антов было распространено рабство. Количество невольников могло достигать десятков тысяч человек. В основном это были пленники, захваченные на войне. Именно поэтому среди антских рабов было много византийцев. Как правило, анты содержали невольников, чтобы получить за них выкуп. Впрочем, некоторые из них были заняты в хозяйстве и ремеслах.

Нашествие аваров

В середине VI века земли антов оказались под ударом аваров. Это были кочевые племена, правители которых носили титул кагана. Их этническая принадлежность остается предметом споров: кто-то считает их тюрками, кто-то - носителями иранских языков. Предки древних славян хоть и оказались в подвластном положении, заметно теснили аваров по своему количеству. Такое соотношение приводило к путанице. Византийцы (например, Иоанн Эфесский и и вовсе отождествляли славян и аваров, хотя такая оценка была ошибкой.

Нашествие с востока привело к значительной миграции населения, прежде долгое время жившего на одном месте. Вместе с аварами анты сначала переселились в Паннонию (современную Венгрию), а позже стали вторгаться на Балканы, принадлежавшие Византии.

Славяне стали основой армии каганата. Самым известным эпизодом их противостояния с империей стала осада Константинополя в 626 году. История древних славян известна по кратким эпизодам их взаимодействия с греками. Осада Константинополя стала именно таким примером. Несмотря на штурм, славянам и аварам так и не удалось взять город.

Тем не менее натиск язычников продолжался и в дальнейшем. Еще в 602 году лангобардский король отправил к славянам своих мастеров по кораблестроению. Они осели в Дубровнике. В этом порту появились первые славянские корабли (моноксилы). Они приняли участие в уже упомянутой осаде Константинополя. А в конце VI столетия славяне впервые осадили Фессалоники. Вскоре тысячи язычников переселились во Фракию. Тогда же славяне появились на территории современной Хорватии и Сербии.

Восточные славяне

Неудачная осада Константинополя в 626 году подорвала силы Аварского каганата. Славяне повсеместно стали избавляться от ига чужаков. В Моравии восстание поднял Само. Он стал первым известным по имени славянским князем. Тогда же его соплеменники начали свою экспансию на восток. В VII веке колонизаторы стали соседями хазар. Им удалось проникнуть даже в Крым и добраться до Кавказа. Там, где жили предки славян и основывались их поселения, обязательно была река или озеро, а также пригодная для возделывания земля.

На Днепре появился город Киев, названный в честь князя Кия. Здесь образовался новый племенной союз полян, который в числе еще нескольких таких союзов пришел на смену антам. В VII-VIII веке окончательно сформировались три группы славянских народов, существующие и сегодня (западные, южные и восточные). Последние поселились на территории современной Украины, Белоруссии, а в междуречье Волги и Оки их поселения оказались в пределах границ России.

В Византии часто отождествляли славян и скифов. Это было серьезным греческим заблуждением. Скифы принадлежали к иранским племенам и говорили на иранских языках. В период своего расцвета они заселяли в том числе и днепровские степи, а также Крым. Когда туда добралась славянская колонизация, между новыми соседями начались регулярные конфликты. Серьезную опасность представляла конница, которой владели скифы. Предки славян на протяжении многих лет сдерживали их нашествия, пока, наконец, кочевники не были сметены готами.

Племенные союзы и города восточных славян

На северо-востоке соседями славян стали многочисленные финно-угорские племена, в том числе весь и меря. Здесь появились поселения Ростов, Белоозеро и Старая Ладога. Другой город Новгород стал важным политическим центром. В 862 году в нем начал княжить варяг Рюрик. Это событие стало началом русской государственности.

Города восточных славян появлялись в основном в местах, где пролегал Путь из варяг в греки. Эта торговая артерия вела из Балтийского моря в Византию. По пути купцы перевозили ценные товары: амбру, китовую кожу, янтарь, меха куниц и соболей, мед, воск и т. д. Товары доставлялись на ладьях. Путь кораблей пролегал по рекам. Часть маршрута пролегала по земле. На этих участках ладьи транспортировали волоком, вследствие чего на местах переволок появились города Торопец и Смоленск.

Восточнославянские племена долгое время жили обособленно друг от друга, а часто вовсе враждовали и воевали между собой. Это делало их уязвимыми перед соседями. По этой причине в начале IX века некоторые восточнославянские племенные союзы стали платить дань хазарам. Другие сильно зависели от варягов. «Повесть временных лет» упоминает дюжину таких племенных союзов: бужан, волынян, дреговичей, древлян, кривичей, полян, полочан, северян, радимичей, тиверцев, белых хорватов и уличей. Единая и культура у всех них сложилась только в XI-XII вв. после образования Киевской Руси и принятия христианства. Позже данный этнос разделился на русских, белорусов и украинцев. Это ответ на вопрос о том, чьими предками являются восточные славяне.

Южные славяне

Славяне, которые заселили Балканы, постепенно обособились от других своих соплеменников и составили южнославянские племена. Сегодня их потомками являются сербы, болгары, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы и словенцы. Если предки восточных славян заселяли в основном пустующие земли, то их южным собратьям достался край, в котором было множество поселений, основанных еще римлянами. От античной цивилизации остались и дороги, по которым язычники быстро передвигались по Балканам. До них полуостровом владела Византия. Однако империи пришлось уступить край чужакам из-за постоянных войн на востоке с персами и внутренних неурядиц.

На новых землях предки южных славян перемешались с автохтонным (местным) греческим населением. В горах колонизаторам пришлось столкнуться с сопротивлением влахов, а также албанцев. Также чужаки конфликтовали с греками-христианами. Переселение славян на Балканы завершилось в 620-е гг.

Соседство с христианами и регулярные контакты с ними оказали большое влияние на новых хозяев Балкан. Язычество славян в этом регионе было искоренено быстрее всего. Христианизация была как естественной, так и поощряемой Византией. Сначала греки, пытаясь понять, кто такие славяне, отправляли к ним посольства, а затем за ними последовали проповедники. Императоры регулярно отправляли к опасным соседям миссионеров, надеясь таким образом усилить свое влияние на варваров. Так, например, крещение сербов началось при Ираклии, правившем в 610-641 гг. Процесс шел постепенно. Новая религия утвердилась среди южных славян во второй половине IX столетия. Тогда крестились князья Рашки, после этого обратившие в христианскую веру своих подданных.

Интересно, что если сербы стали паствой восточной церкви в Константинополе, то их братья хорваты обратили свой взор на запад. Связано это было с тем, что в 812 году франкский император Карл Великий заключил договор с царем Византии Михаилом I Рангаве, согласно которому, часть адриатического побережья Балкан оказалась в зависимом положения от франков. Они были католиками и за время своего недолгого владычества в регионе крестили хорватов по своему западному обычаю. И хотя в IX веке христианская церковь все еще считалась единой, великий раскол 1054 года заметно отдалил друг от друга католиков и православных.

Западные славяне

Западная группа славянских племен заселила обширные территории от Эльбы до Карпат. Она положила начало польскому, чешскому и словацкому народу. Западнее всего жили бодричи, лютичи, лужичане и поморяне. В VI веке эта полабская группа славян занимала около трети территории современной Германии. Конфликты между разными по этнической принадлежности племенами были постоянными. Новые колонизаторы потеснили с берегов Балтийского моря лангобардов, варинов и ругов (говоривших на

Любопытным свидетельством присутствия славян на нынешней немецкой земле является название Берлина. Лингвисты выяснили природу происхождения этого слова. В языке полабских славян «бурлин» означало запруду. Их много на северо-востоке Германии. Вот насколько далеко проникли предки славян. Еще в 623 году эти же колонисты присоединились к князю Само в его восстании против аваров. Периодически при преемниках Карла Великого полабские славяне вступали в союз с франками в их походах на каганат.

Немецкие феодалы начали наступление на чужаков в IX веке. Постепенно славяне, жившие на берегах Эльбы, подчинились им. Сегодня от них остались лишь небольшие изолированные группки, включающие в себя по несколько тысяч человек, сохранивших собственное уникальное наречие, непохожее даже на польское. В Средние века немцы называли всех соседних западных славян вендами.

Язык и письменность

Чтобы понять, кто такие славяне, лучше всего обратиться к истории их языка. Когда-то, когда этот народ еще был единым, у него было одно наречие. Оно получило название праславянского языка. Никаких письменных памятников от него не осталось. Известно только то, что он принадлежал к обширной индоевропейской семье языков, что роднит его с множеством других языков: германских, романских и т. д. Некоторые лингвисты и историки выдвигают и дополнительные теории о его происхождении. Согласно одной из гипотез, праславянский язык на каком-то этапе своего развития был частью прабалтославянского языка, пока балтийские языки не обособились в собственную группу.

Постепенно у каждого народа появлялось собственное наречие. На основе одного из таких диалектов, на котором говорили славяне, жившие в окрестностях города Солуни, братья Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянскую христианскую письменность. Просветители сделали это по указу византийского императора. Письменность была необходима для перевода христианских книг и проповедей среди язычников. Со временем она стала известна как кириллица. Данный алфавит сегодня является основой белорусского, болгарского, македонского, русского, сербского, украинского и черногорского языков. Остальные славяне, принявшие католичество, используют латиницу.

В XX столетии археологи стали находить множество артефактов, ставших памятниками древней кириллической письменности. Ключевым местом для этих раскопок стал Новгород. Благодаря находкам в его окрестностях, специалисты узнали много нового о том, что представляла собой древняя славянская письменность и культура.

К примеру, древнейшим восточнославянским текстом на кириллице считается так называемая Гнездовская надпись, сделанная на кувшине из глины в середине X века. Артефакт был найден в 1949 году археологом Даниилом Авдусиным. За тысячу километров оттуда еще в 1912-м в древней киевской церкви обнаружили свинцовую печать с кириллической надписью. Археологи, расшифровавшие ее, решили, что она означает имя князя Святослава, правившего в 945-972 гг. Интересно, что тогда на Руси главной религией оставалось язычество, хотя христианство и та же кириллица уже были в Болгарии. в таких древних надписях помогают точнее идентифицировать артефакт.

Вопрос о том, была ли у славян своя письменность до принятия христианства, остается открытым. Отрывочные упоминания о ней встречаются у некоторых авторов той эпохи, однако этих неточных свидетельств недостаточно для составления полноценной картины. Возможно, славяне для передачи информации с помощью изображений использовали резы и черты. Такие письмена могли носить ритуальный характер и использоваться при гаданиях.

Религия и культура

Дохристианское язычество славян развивалось на протяжении нескольких столетий и обрело самостоятельные уникальные черты. Эта вера состояла из одухотворения природы, анимизма, аниматизма, культа сверхъестественных сил, почитания предков и магии. Оригинальные мифологические тексты, которые помогли бы приподнять завесу тайны над славянским язычеством, до наших дней не сохранились. Историки могут судить об этой вере только по летописям, хроникам, свидетельствам иностранцев и другим второстепенным источникам.

В мифологии славян прослеживаются черты, присущие другим индоевропейским культам. Например, в пантеоне есть и войны (Перун), бог потустороннего мира и скота (Велес), божество с образом Отца-Неба (Стрибог). Все это в той или иной форме также есть в иранской, балтийской и немецкой мифологии.

Боги для славян были высшими сакральными существами. От их благодуший зависела судьба любого человека. В самые важные, ответственные и опасные минуты каждое племя обращалось к своим сверхъестественным покровителям. У славян были распространены скульптуры богов (идолы). Их делали из дерева и камня. Самый известный эпизод, связанный с идолами, упоминался в летописях в связи с Крещением Руси. Князь Владимир в знак принятия новой веры повелел выбросить идолы старых богов в Днепр. Этот поступок стал наглядной демонстрацией начала новой эпохи. Даже несмотря на христианизацию, начавшуюся в конце X столетия, язычество продолжало жить, особенно в глухих и медвежьих углах Руси. Некоторые его черты смешались с православием и сохранились в виде народных обычаев (например, календарных праздников). Интересно, что славянские имена часто появлялись как отсылки к религиозным взглядам (например, Богдан - «богом дан» и т. д.).

Для поклонения языческим духам существовали специальные святилища, которые назывались капищами. Жизнь предков славян была тесно связана с этими сакральными местами. Храмовые помещения существовали только у западных племен (поляков, чехов), в то время как у их восточных собратьев таких построек не было. Древнерусские святилища представляли собой открытые рощи. На капищах устраивали обряды поклонения богам.

Помимо идолов, у славян, как и у балтийских племен, были священные камни-валуны. Возможно, этот обычай был перенят у финно-угров. Культ предков был связан со славянским погребальным обрядом. Во время похорон устраивались ритуальные пляски и песнопения (тризна). Тело покойника не предавали земле, а сжигали на костре. Прах и оставшиеся кости собирали в специальный сосуд, который оставляли у столба на дороге.

История древних славян была бы совершенно другой, если бы все племена так и не приняли бы христианство. И православие, и католичество включило их в единую европейскую средневековую цивилизацию.

Множество народностей почи­тают определенных живот­ных за своих предков. Особенно эта традиция сильна у т ex племен, которые не очень дав­но приняли какую-либо мировую ре­лигию или продолжающих оставаться язычниками.

Но в древности почти все племена почитали тех или иных животных как священных. Легенды многих народов утверждают, что те или иные племена произошли от различных животных. Одни своим предком считают волка, другие - крокодила, третьи - орла. А вдруг и вправду в этих легендах кро­ется истина? Может быть, древние лучше знали, от кого они произошли, а теория Дарвина и вовсе ошибочна? В одном из снов мне была показана история происхождения разных народов. И их предками были совсем не обезьяны, а скорее, все произошло наоборот.

…Все вокруг сковано холодом, сыплет мелкий снежок. Над стылой речкой занимается хмурый рассвет. Густой стеной стоит темный лес, и мрачные ели спустили свои лапы до земли. Ледяной ветер несет тяжелые тучи, а впереди - какое-то странное поселение.

И тут вдруг внутри себя слышу объяснение увиденному. Оказывается, я попала в далекое прошлое. По Земле недавно прокатился великий потоп, описанный в Библии. Погрузилась в морскую пучину Aтлантнда, а через некоторое время и последний остров Гипербореи. С севера надвигались ледники.

Люди уходили на юг, ведомые Арием, Рамой и Хануманом. Опустели некогда цветущие земли Страны Ханумана (См. тему «Сибирская история Ханумана и Рамы» ), располагав­шейся на территории современной Си­бири.

Но, как оказалось, не все покинули эти ставшие вдруг негостеприимными места. И было это около 10 с половиной тысяч лет назад, как было сказано.

Я вижу, что здесь еще остаются жители.

Какое-то племя предпочло не уходить с насиженных мест вслед за Рамой и Хануманом, а дождаться лучших времен на своей родине.

В лесу у реки стоят странные жили­ща этих людей. На фундаментах, сделан­ных из огромных валунов, громоздились низенькие бревенчатые стены, и все это покрывалось высокими крышами из войлока и шкур. Эти крыши мне очень на­помнили чумы северян.

Внезапно я оказалась внутри тако­го жилища, и, более того, я стала мест­ной женщиной.

…Вокруг - какое-то мрачное помещение. Посередине бьется огонь, это очаг. Здесь на рас­каленных камнях пекутся ле­пешки. Свет проходит только че­рез верхнее отверстие для дыма.

В неровном свете языков пламени можно различить едва заметные очертания металличес­кой и глиняной посуды, кожа­ные бурдюки и замысловатые узоры войлочных ковров. На возвышении стоят маленькие де­ревянные фигурки божеств и священной Медведицы.

Мы еще помним, что когда-то со звезд спустились боги и позволи­ли нашим предкам стать людьми, ведь раньше они были животными. Хотя не все наши предки были животными, некоторые из них сами были богами только в телах животных.

Так, когда-то давно мы были медведями, и боги привели нас сюда. Боги по­бедили силы тьмы и загнали их под землю, а потом поселились в блажен­ной стране на далеком севере (Гиперборея).

Тогда там не было льда и снега, а царило вечное лето. Боги помогли ду­хам наших предков воплотиться в че­ловеческих телах, и теперь мы рожда­емся только так.

Но мы помним и их, наших предков, нашу великую Мать-Медведицу. Она всегда с нами. Но она - мать не только нам и медведям, но и мохнатым людям леса (йети). Иногда ее можно увидеть плывущей по небу, словно облако или полупрозрачную тень.

Но на север пришел белый холод, и боги ушли в свою божественную стра­ну, а их посланцы - Рама и царь воло­сатого народа Хануман повели нас на юг. Труден был наш путь, как говорят деды, труден, опасен и далек. Это был путь в неизвестность.

Но когда-то же боги говорили, что отступят снега и льды, и уйдет холод. Поэтому мы решили остаться и не идти дальше.

День и ночь мы ждем тепла и солн­ца, а их все нет и нет. Ушли боги, ушли под Землю их Великие храмы. А с нами осталась только наша мать - священная Медведица.

В очаге потрескивают поленья, в лесу завывает ветер. Хорошо мне здесь, дома, сидеть, укутавшись в теплую шерстя­ную одежду, шитую из множества ма­леньких лоскутков. Они скрепляются только одним концом и образуют что- то наподобие чешуи пли перьев, они греют наши тела, как шерсть греет тела животных.

Мои темные волосы заплетены в ту­гие косы, уложенные по голове, они стянуты старинным золотым обручем.

Лепешки скоро испекутся, но как же там мой муж? Он должен вернуться с охоты вместе с другими мужчинами на­шего племени.

Мы уже не знаем, где брать себе про­питание. Земля так часто скована льдом и снегом, и мы испросили возможность охотиться у великой Медведицы на до­бычу медведей, а именно - на крупных мохнатых оленей и лосей.

Сегодня мужчины должны вернуть­ся с едой, ведь завтра будет священный обряд.

Уже вторую зиму мы пережили с мужем, а детей все нет. Может, хоть на этот раз Мать-Медведица смилуется и даст нам ребенка.

Завтра мы собираемся на холме и, как наши предки, будем молить нашу Мать.

К ней обращаются и мохнатые люди леса (йети), живущие рядом с нами испокон веков. Много ушло их из этих мест на юг вместе со своим вождем Хануманом.

…Вдруг время как бы пролетело, и я оказалась участницей древнего обряда. Я снова была той женщиной. Я не одна была обделена ребенком. И вот мы, семь женщин племени, кто хотел, но никак не мог родить, собрались у огромного валуна с большой выдолб­ленной ямой. Мы принесли угощение для хозяйки леса. Специально для этой цели мы собирали в дуплах мед, а на кустах - редкую мелкую красную ягоду, а мужья наши принесли мясо - лучшую часть до­бычи.

Когда я проснулась, то этот обряд мне живо напомнил уже виденный мною в одном из снов, когда древние кельты поклонялись медведице в камнях Стоунхенджа. (См. тему "Стоунхендж – ворота в другие миры") .

…Ну а сейчас я, конечно, ничего не по­мнила об этом и с замиранием сердца ждала появления Медведицы, погружа­ясь в тайны древней мистерии.

Тишина звенела в ушах, леденящий воздух сковывал дыхание. Но вот из леса появилась Она, обыкновенная бурая Медведица. Не обращая на нас внима­ния, она залезла на камень и в мгнове­ние ока проглотила угощение, а кусок мяса потащила в зубах, удаляясь в черноту хвойного леса.

Теперь в углубление, где лежали дары, забрался шаман. Круглый, расписанный орнаментами бубен взметнулся к небе­сам.

“Бо-о-а-у-мм...”, - раздался протяж­ный звук, огласивший Вселённую. А за­тем еще и еще, и зазвучали лес и небо, задрожали и запели камни, и стихло ле­дяное дыхание ветра.

На темнеющем небе проступила зо­лотая россыпь звезд. Вдруг все закружилось, и я поплыла вверх, как в тумане.

А там издали приближалась к нам полупрозрачная фигура Медведицы и тысячи ее медвежат, которых она дарила женщинам племени, чтобы они рожали детей.

И вот уже один из них оказался у меня на руках. Какое счастье, он будет хранить моего ребенка и спасать его от опасностей, как это делает и мой храни­тель. Я часто его вижу за спиной, и его мохнатая полупрозрачная мордочка все­гда рядом.

Шаманский ритуал и дух медведицы

Медведица посылает медвежат и дру­гим женщинам. К одной из них запрыг­нуло сразу два медвежонка, значит, будут двойняшки. А на уже довольно по­жилую женщину Медведица рычит. Уже несколько обрядов проходила она, но не давала ей медвежат наша Мать. Ведь когда-то прогнала она мохнатого малы­ша и сделала ему больно, убив нерож­денного сына.

Вдруг, изгнанный медвежонок сжа­лился над несчастной и сам запрыгнул к ней на плечо. Как счастлива была она! Сколько времени она ждала этого мгно­вения!

…Но тут я отделилась от тела женщи­ны и уплыла куда-то вверх.

Медведица и медвежата провели меня через какие-то ворота, и там я увидела то, что было неимоверно давно. Все это провернулось перед моим взором, как кадры кинопленки.

Это было время, когда на Земле еще никто не жил, а она была горячим ша­ром, который кипел и пузырился.

Но жизнь во Вселенной была во многих местах, впрочем, как и сейчас. Множество планет, несущих ее, было в туманности Ориона.

Там была планета, на которой оби­тала высокая цивилизация, выходцы из которой теперь стали Вознесенными учителями, как было сказано. На разных планетах жили разные цивилизации, например большие птицы с че­ловеческими головами, разумные крылатые ло­шади. Но нужно добавить, что многие планеты Ориона, системы Сириуса и других звездных систем находились и находятся не в том измерении, что наша Земля, и их оби­татели имеют полупрозрачные тела, которые могут сгущаться и разрежаться.

Жители тех планет могут летать, не применяя летательных аппаратов, а с помощью мысли. Так же они и переда­ют друг другу свои сообщения и раз­личные предметы на любые расстоя­ния.

Там родились те, кого люди назы­вали отцами и матерями богов. Египетский Осирис и индийская Сарасвати были из системы Сириуса, тибетская Тара – с Ориона. Но там же, на Орионе, были еще и другие цивилизации.

И кроме челове­ка, оказывается, существуют еще и другие фор­мы, достигавшие высокого развития, тех же из них, кто не достиг такого развития, мы встречаем на Земле в телах животных.

Так есть цивилизация кошек, ци­вилизация медведей, цивилизация сло­нов, драконов, собак, волков, сов, рыб и так далее.

Жители этих планет могут свободно изменять свои тела. Я видела, как там ходили полулюди-полумедведи.

Какая-то женщина человеческого вида, в одеждах, похожих на одеяние той, в чьем теле я только что была, шла по улице какого-то города. Вокруг сто­яли присадистые крепкие домишки.

Но вот навстречу ей идет, видимо, знакомый ей мужчина. Он коренаст и мускулист, на лице - густая борода. Он загляделся на нее и тут же стал пре­вращаться в медведя. Вот его тело уже медвежье, и только голова остается че­ловеческой. Женщина тоже вдруг об­рела тело медведицы.

И это было также привычно здесь, как если бы мы переодевались в дру­гие платья. Такие же вещи происходи­ли и на других планетах, где жили перетекающие, как было сказано цивилизации.

Та планета медведей как было сказано находится в созвездии Большой Медведицы. Там же есть еще и планета разумных медведей более плотного плана. Разумные существа там ходят в шерсти, в медвежьих телах, но на двух ногах и руки у них похожи на человеческие. Но живут они не в берлогах а в домах и у них есть вполне человеческая культура с языком, искусствами, наукой, более того они строят космические диски и летают в космос.

Было сказано, что нет разницы какое тело человеческое (гуманоидное) или другого вида, например как у земных животных. Высоких духовных состояний можно достичь и не только в человеческом обличье. Существуют высокие Учителя нечеловеческого вида. Достаточно вспомнить египетских богов с кошачьими, львиными, птичьими головами…

И вообще, как было сказано, Человеческий (гуманоидный) образ появился в результате смешения негуманоидных рас на духовном уровне. Так древние иерархи разных рас, например – драконов и птиц могли породить одну из гуманоидных рас. А медведи и волки другую. Ведь и гуманоидных рас в космосе очень много, а на Земле живут их потомки – потомки переселенцев из разных миров.

Так потомками медведей, сов, лебедей, волков были пришельцы с Сириуса. Они были людьми, но в их предках были расы, которые мы называем животными. Эти люди основали легендарную Гиперборею и стали богами для многих своих потомков – землян: арийцев, египтян и других.

Именно так еще не на Земле предками людей и богов их были расы разумных животных.

Люди, чьими предками были слоны, расселились на юге Индии, а бывшие когда-то волка­ми населили центральную Азию и Европу. Они шли по землям после по­топа параллельно с потомками медве­дей и смешивались с ними. Кровь тех и других течет в жилах русских и скан­динавов. Так у славян, скандинавов и кельтов в предках есть медведи и волки. Кроме того, у славян в предках есть птицы с человечиьми головами. Эта цивилизация обитает на одной из планет у Сириуса. Вспомним славянских Алконоста и Сирина, а также жар-птицу и Феникса. Калмыки, башкиры, татары произошли от волчьих. Ведь даже до сих пор башкиры называют себя “башкорт”, что значит “голова волка”, и до сих пор они носят волчьи хвосты на своих шап­ках. Племена жившие некогда в Месопотамии имели в предках быков.

От волков произошли так же германцы, латины (древние рим­ляне) и этруски. Последние в честь своего тотема поставили статую волчицы, которая потом стала символом Рима и Римской империи.

Ярким примером смешения волчьих и медвежьих являются скандинавы и кельты. У них даже имя такое было: “Беавульф, что значит “медведеволк”. Но со вре­менем древние понятия изврати­лись, и это стало обозначать обо­ротней.

Что же касается кошек, то от них произошли древние египтяне, а так же при смешении их потом­ки попали в арабскую, тюркскую и японскую нации. Но кошка, как было сказано, оз­начает не только обыкновенную кошку, но и тигров, львов, леопар­дов и т.д.

Лошади были одними из предков тюрок и монголов. Драконы – предки древних лемурийцев, а значит китайцев, корейцев, японцев и других народов Азии, чьими предками были лемурийцы, спасшиеся от потопа в стране Му.

Известные нам по мифам и работам Платона атланты произошли от смеше­ния кошачьих, дельфинов, осьминогов и глубоководных моллюс­ков. Но это произошло еще не на Земле, как и в случае с Гиперборейцами.

Темные иерархи антимира и их посланцы в нашем мире (анунаки и другие – см. другие темы сайта) как то сумели оттянуть время, предназначенное для поднятия монад в человеческое естество, и людьми успели стать те, кто не должен был.

Так появились племена людоедов, охотников за черепами, дикарей Африки, Америки и островов Океании. Они уже не помнят истинных богов и поклоняют­ся только своим предкам. Неразвитые народности, которые еще не должны были делаться людьми, стали поедать своих “предков”, охотясь на них, чтобы забрать себе их силу.

Но нужно оговориться – эти племена появились не на Земле, их тоже на Землю забросили разные пришельцы, посещавшие наш мир. Вообще, как было сказано, физическая эволюция не могла произойти на одной нашей планете. Слишком коротки сроки ее существования. Эволюция видов происходила и продолжает происходить в масштабах Вселенной и виды разносятся с планеты на планету.

Так же было сказано, что человек ни каким образом не происходит от обезьяы. А все как раз наоборот. Обезьяна – результат экспериментов анунаков – пришедших с Нибиру. Она появилась от смешения человека и животных, когда анунаки пытались сделать из потомков гиперборейцев и атлантов себе послушных рабов, непомнящих своих корней.

…Вдруг я снова увидела женщину из древнего племени, поклонявшегося свя­щенной Медведице. Она уже беременна, и ее народ все-таки решил уйти из этих мест, уйти от неотвратимых холодов.

И вот уже покатились повозки. И идут перед моим взором животные, ка­тятся тяжелые колеса, и люди двинулись в путь по земле: на запад, на восток и на юг, чтобы родить множество наций и народностей нашей планеты.

Записала Валерия Кольцова

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Опубликовано 09.06.2017 по предмету История от Гость >>

1 вариант

Чьими предками являются восточные славяне? Назовите основные племена славян; перечислите их основные занятия. Когда, как и при каком князе проходило крещение Руси? В чём значение принятия Русью христианства? Назовите причины феодальной раздробленности Руси. Перечислите названия известных вам княжеств. Когда и где состоялась битва русских воинов с немецкими крестоносцами? Опишите ход битвы. Как она называлась? В чём её значение? Кем являлись следующие исторические деятели: Нестор, Олег, Игорь, Ярослав Мудрый, Ю. Долгорукий, Чингисхан, Даниил, Д. Донской, Пересвет, Софья Палеолог. Назовите одно из событий, связанное с каждым из этих имен. Дайте определение понятиям: язычество, вотчина, натуральное хозяйство, погосты и уроки, «Русская Правда», посадник, баскаки, республика, пищаль. Какие события произошли в:

882 году;

1072 г.;

1147 г

1223 г.;

1238 г.;

1478 г. ?

2 вариант

1. Что Вам известно о религии восточных славян? Как она называлась? Каких славянских богов вы можете назвать?

2. Когда состоялся съезд князей в г. Любеч? Какие решения были приняты на этом съезде?

3. Почему монголо - татарам удалось быстро завоевать земли Руси? Какое княжество стало центром объединения русских земель? В чём причины возвышения этого княжества?

4. Какую битву называют «Мамаевым побоищем»? В чём значение этой битвы?

5. Кем являлись следующие исторические деятели: Кий, Рюрик, Ольга, Владимир Красно Солнышко, Владимир Мономах, А. Боголюбский, С. Радонежский, Батый, Иван Калита, Иван III. Назовите одно из событий, связанное с каждым из этих имен.

6. Дайте определение понятиям: полюдье, духовенство, вече, ярлык, тысяцкий, Золотая Орда, митрополит, поместье, товарное хозяйство.

7. Какие события произошли в:

945 году;

988 г.;

1237 г.;

1480 г.

1497 г.

Ответ оставил Гость

основные племена:древляне,дреговичи,полочане....Крещение Руси было в 988 году при князе Владимире.Принятие христианства укрепило государство,изменило быт и нравы его населения,способствовало развитию культуры.Главной причиной феодальной раздробленности является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания последних на землю.Княжества:Новгородское,Суздальское,Рязанское,Владимирское.Битва состоялась

5 апреля 1242 года на Чудском озере.Как только немецкое войска вступило на лед и двинулось на ополченцев,русские стали с боем отступать.Рыцари,считая сражение выигранным,устремились вперед.Тагда то,русские и атокавали немцев и разграми их.Называлась она-Ледовое побоище.Нестор-летописец,Олег-первый князь династии Рюриковичей,Игорь-сын Олега(правил после него),Ярослав Мудрый-князь,Долгорукий-князь,Чингисхан-хан Золотой Орды,Даниил-митрополит Всея Руси,Донской-князь,Пересвет-монах-воин,Софья Палеолог-племянница византийского императора Константина.Язычество-многобожие,Вотчина-земельное владение,принадлежащее феодалу потомственно,Натуральное хоз-во-хоз-во,при котором производство направлено на удовлетворение своих нужд,Погосты и уроки-виды дани,"Русская правда"-сборник правовых норм Древней Руси,Посадник-глава города,Баскаки-представители монгольского хана в завоеванных землях,Республика-форма государственного правления,Пищаль-длинноствольное оружие.882-начало правления князя Олега в Киеве,1072-съезд князей,1147-первое упоминание о Москве,1223-битва на Калке,1238-взятие Владимира,1240-невская битва,1478-присоединение Новгорода к Москве.

Древние тюрки, около 7000 лет назад, облюбовав речные долины евразийских степных рек и богатые ароматными травами широкие водораздельные пастбища, создали новую экономическую систему – подвижное кочевое скотоводство. Свидетели этих событий являются десятки тысячи древнетюркских курганов. Наиболее значительное курганное строительство, по мнению учёных, развернулось во времена эпохи бронзы (III-II тысячелетия до н.э.), когда в евразийских степях существовали ямная культура, катакомбная культура и срубная культура. Традиция сооружения курганов с некоторыми перерывами существовала до ХІІІ-ХІV вв., пока в степях не распространились такие мировые религии как ислам и христианство.
По словам российской исследовательницы Н.И.Шишлиной изучение курганной культуры, в первую очередь, необходимо начать с погребального обряда. В связи с этим Н.И.Шишлина пишет, что «погребальный обряд степных культур является основным источником по реконструкции многих сторон жизни населения эпохи бронзы региона. Ставя перед собой задачу фактического анализа всех его элементов, включая и погребальный инвентарь, можно вос¬создать как индивидуальные характеристики материальной культуры отдельных групп, оставивших курганные могильники, так и представить общую характеристику культур в целом, оценить развитие технологических навыков материального производства, смену идеологических представлений, выявить общие традиции и время распространения новаций, этнокультурные различия и этнические сюжеты».
Как известно, представители традиционной исторической науки до сих пор не хотят видеть в современных тюркских народах законных наследников создателей евразийской курганной культуры. Поэтому они время от времени выдвигают различные гипотезы о «мнимых» создателях курганной культуры (кочевые арии-индусы, скотоводы-индоевропейцы, северные степные иранцы, скифы-осетины и арии- славяне).
Попробуем выяснить какой народ древности всё же создал курганную культуру и постараемся ответить на волнующий сегодня многих людей вопрос: чьи далёкие предки захоронены в этих курганах?

Арии-индусы.

Сами современные индийские учёные и некоторые их западные коллеги утверждают, что индоарии не являются пришлым народом на территории полуострова Индостан, и поэтому они не могли быть создателями евразийской курганной культуры.
Канадский учёный Клаус Клостермайер в связи с этим пишут следующее: «Сегодня индийские ученые пишут историю своей страны заново. Один из главных пунктов пересмотра истории касается так называемой "теории вторжения ариев"; нередко ее именуют также "колониально-миссионерской", подразумевая тем самым, что она была измышлением колониальных захватчиков, у которых просто в голове не укладывалось, что какая-то более высокая культура могла быть не занесенной в "отсталую" Индию извне, и которые были убеждены, что религия может распространяться лишь путем политически подкрепленной миссионерской деятельности. Индийские ученые с самого начала указывали, что в Ведах нет упоминаний о какой-то миграции из-за пределов Индии, что все упоминаемые в Ригведе географические особенности характерны для северо-западной части Индии и что не существует никаких археологических свидетельств, которые бы подтверждали теорию арийского вторжения…В одной из недавних крупных работ приводятся «17 аргументов, почему не было никакого арийского вторжения». Пожалуй, здесь уместно будет вкратце изложить (некоторые из них- Г.Г.) и проанализировать:
-Модель арийского вторжения строится в основном на лингвистических гипотезах, которые неправомерны (и ошибочны).
-В древнеиндийских источниках нет никаких упоминаний о вторжении или крупномасштабной миграции – их нет ни в Ведах, ни в буддистских или джайнистских текстах, ни в тамильской литературе. Описываемые в Ригведе фауна и флора, местность и климат характерны для северной части Индии.
-Расовое разнообразие скелетов, найденных в поселениях цивилизации долины Инда такое же, как и в современной Индии; среди этих находок нет никаких свидетельств появления представителей новой расы».
Известный американский учёный Дэвид Фроули в книге «Миф об арийском вторжении в Индию» также утверждает, что индоарии не являются пришлым народом в Индии и пишет по этому поводу следующее: «Вся теория про кочевников с колесницами была оспорена. Колесницы не являются повозками кочевников. Они использовались только в древних городских культурах, причём там, где много равнин, и речные долины северной Индии весьма для этого подходили. Колесницы совершенно не годятся для пересечения гор и пустынь, что требовалось для так называемого арийского вторжения… Расовых свидетельств такого индоарийского вторжения в Индию нет; напротив, есть лишь свидетельства непрерывного проживания там группы народов, традиционно считающих себя ариями… Существует шаблон игнорирования письменных свидетельств или превратного их толкования в угоду превалирующей идее об арийском вторжении – вплоть до изменения смысла слов Вед... Имеющиеся сейчас археологические данные не подтверждают существования индоарийского или европейского вторжения в южную Азию в какой-либо исторический или доисторический период. Вместо этого можно археологически документировать ряд культурных изменений, отражающих аборигенное культурное развитие от доисторического периода …В гимнах Ригведы нет ничего, что бы показывало, что население, говорившее на ведическом языке, было пришлым…Ясно то, что всё сооружение, выстроенное вокруг теории арийского вторжения, начинает рушиться со всех сторон».
Необходимо отметить, что на территории Индостанского полуострова нет и никогда не было курганных захоронений. Древние индоарии, как и их современные потомки кремировали покойников, а их прах бросали в воду священных рек Индии.
Российский исследователь Сергей Рязанцев в книге «Тантология-наука о смерти» приводит некоторые сведения об этой традиционной для индусов форме погребения: «Индуистские обычаи кремации сохранились неизменными с незапамятных времен. Место сожжения мертвых – шамашан – располагается обычно на берегу реки. Погребальный костёр разжигают на пирамиде уложенных в несколько рядов дров. Если сжигают тело состоятельного человека, то в дрова непременно - добавляют несколько поленьев ароматного сандала. Обычно на этом печальном месте сооружается несколько невысоких каменных платформ. Некоторые из них под каменными же крышами, опирающимися на четыре столба, некоторые открыты небу. Для доставки тела к месту кремации индусы не используют гроб. Доставив покойника к месту кремации, его укладывают на землю. Брахманы начинают читать мантры, готовя все еще заточенную в теле душу к возрождению. После этого совершают последнее омовение и тело водружают на пирамиду дров. На колени кладут тяжелое бревно. Сын усопшего должен самолично зажечь погребальный костер. Если он хоронит мать, то огонь зажигает в ногах, если отца – то у головы. Сын и все представители мужского пола семьи семь раз обходят вокруг погребального костра. При этом они льют в огонь ароматические масла с тем, чтобы разгорающееся пламя охватило все тело покойного.
Обычно прах высыпают в воду одной из священных рек, выбранных по воле покойного. В течение десяти дней в доме покойного не готовят пищу. Еду приносят друзья и близкие. Эти десять дней после церемонии кремации считаются самыми важными, так как именно в эти дни душа находит себе новую оболочку».

Индоевропейцы.

Дж. П. Мэллори считает, что степная курганная культура к индоевропейским народам никого отношения не имеет: «Есть ли какие-то основания, позволяющие обводить кружком различные культуры от Прибалтики до Причерноморья или Прикаспия и заявлять, что все они – индоевропейские?.. Траектории европейских культур неолита и бронзы очень отличаются от причерноморско-прикаспийских… Крайне трудно доказать, что эти миграции (индоевропейских народов – Г. Г.) в начале неолита проходили через причерноморско-прикаспийский ареал, а затем в IV–III тыс. до н.э. захватывали Казахстан…Возможность объединения этих разрозненных географических элементов в единую «теорию поля», похоже, так же далека от индоевропеистов, как и построение сходной теории в физике».
А вот что пишут об этой проблеме российские исследователи В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский: «Когда в XIX в. было выявлено определенное сходство между языками, столь удаленными друг от друга на современной лингвистической карте и принадлежащими столь несходным друг с другом антропологически и культурно народам, как обитатели Северной Индии и большинство европейцев, то поначалу это вызвало по меньшей мере недоумение…Эту семью родственных языков сначала называли индогерманской, а в настоящее время за ней закрепилось наименование индоевропейской… Для воссоздания картины распада индоевропейской общности и формирования отдельных входящих в эту семью языков, а также истории их носителей ключевым является вопрос о локализации общей прародины индоевропейцев, т.е. определение территории, откуда все эти языки по мере своего выделения из праиндоевропейского единства распространялись в области своего последующего бытования. В настоящее время, несмотря на длительную историю изучения этой проблемы и на применение тщательно разработанной методики языковых реконструкций единства в толковании этой проблемы нет».
Дж. П. Мэллори пишет о том, что «За период более чем в 150 лет поиски индо-европейской прародины не привели к решению, которое было бы принято за пределами группы сторонников конкретной концепции или тех, кто вследствие недостаточной осведомленности начинал поддерживать ту точку зрения, с которой он соприкоснулся… Самой яркой иллюстрацией этого положения является тот факт, что спустя два столетия лингвисты по-прежнему резко расходятся относительно времени и места распада индоевропейской общности и в целом не используют каких-либо приемов или подходов, которые были бы общепринятыми».
Академик В. В. Иванов также утверждает, что индоевропейцы не являются аборигенным населением на территории евразийских степей: «Многие ученые до выхода нашей книги полагали, что именно Северное Причерноморье – прародина индоевропейцев. Но это противоречит расселению многих индоевропейских языков, которые с глубокой древности известны в Малой Азии и в других местах Ближнего Востока. И главное – противоречит общему культурному выводу о том, что культурные злаки, домашние животные и так далее, скорее, двигались в направлении от древнего Ближнего Востока в Европу».
В.А.Сафронов пишет, что: «Прародина индоевропейцев должна, вероятно, занимать среднегорье, предгорье и примыкающие к ним низинные территории. Эти данные сразу исключают из возможного варианта прародины индоевропейцев понто-каспийские степи».

«Степные иранцы».

Российский специалист по истории древних иранцев И.Н.Медведская пишет: «Аргументы в пользу ираноязычия срубно-андроновской общности в нашей науке собраны, предъявлены, но не до конца убеждают. Ну, нет же в Иране ни срубной, ни андроновской культуры!»
С.А.Григорьев в статье «Археологические основания ближневосточной локализации индоевропейской прародины на территории Евразии» пишет: «Не существует ни одной индо-иранской культуры южной зоны, которая формировалась под воздействием «степных» культур».
Л. С. Клейн утверждает, что курганные захорения резко отличаются от иранских, так как не имеют ничего общего с типично иранской заботой «о предохранении мертвых от соприкосновения с землей…Вообще преобладающие погребальные обычаи маздаистского характера у иранцев исторического времени это «башни молчания», астоданы, оссуарии, скармливание покойников собакам и птицам, срезание плоти с костей и т. п.».
Как известно, в Иране до принятия ислама в основном практиковались два вида погребений: каменные склепы (у ахеменидских царей) и выставление трупов (у зороастрийцев). У древних иранцев основное требование к погребальному обряду - сохранить в чистоте природные стихии. Для зороастрийцев, например, неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом. Зороастрийцы труп умершего выставляли на специальном сооружении (дахма) на съедение птицам. Очищенные таким образом от мяса кости в дальнейшем сохранялись в специальных сосудах - оссуариях (костехранилищах).
Как известно, ешё Геродот и Страбон писали о том, что во времена Ахеменидов персы натирали тело воском и хоронили умерших царей в особых гробницах или склепах, вырубленных в скалах Накше-Рустама. Маги или жрецы выставляли трупы на особого рода возвышения и погребали “не ранее того, как их разорвут птицы или собаки”. Однако уже при Сасанидах тело умершего выносилось за город, где его клевали хищные птицы; класть тело в могилу или сжигать запрещалось.
Английский исследователь М.Бойс в книге “Зороастрийцы. Верования и обычаи” пишет: «Царские гробницы находятся поблизости от Персеполя. Гробница Дария находится высоко в скале на торе Накши-Рустам, в нескольких милях от Персеполя, а гробницы трех его преемников расположены рядом. Три последовавших за ними царя этой династии похоронены в похожих гробницах в скале позади Персеполя. Хотя иконография рельефов гробниц свидетельствует о правоверном зороастризме, цари придерживались незоро¬астрийского обычая сохранения своих тел, но при этом старались тщательно изолировать трупы, считая их нечистыми. Геродот пишет, как Дарий огорчился, что не может пользоваться одними из ворот Вавилона, потому что над ними покоится в гробнице набальзамированное тело бывшей царицы (Геродот I, 187).
Старейшие археологические свидетельства зороастрийского ритуала похорон известны начиная примерно с 400 г. до н.э. Это высеченный в горах Ликии склеп в скале. Остальные могилы на этом кладбище принадлежат ликийским аристократам, но этот склеп отмечен надписями на арамейском и греческом языках. В последней говорится, что “Артим, сын Арзифия, сделал этот оссуарий”. Астодана (персидский), оссуарий (греческий) – “костех¬ра¬нилище, ящик дня захоронения костей”. Под именем “Артим” подразумевается, возможно, Артима, назначенный в 401 г. до н.э. персидским правителем Лидии. Оссуарий, который, как показывает греческая надпись, он соорудил для захоронения своих костей и костей потомков, состоит из двух небольших помещений, в каменном полу которых высечены прямоугольные углубления, покрывавшиеся для большей безопасности каменными крышками-плитами. В каждом углублении-кости нескольких человек, собранные после выставления мертвых тел на открытом воздухе. Может быть, Артима происходил из царского рода. Его гробница свидетельствует, что обряд выставления трупов принят персами к концу V в. до н.э… Начиная со времен средневековья трупы оставляли на особых похоронных башнях, но в древности (по-видимому, еще в авестийское время) их бросали на оголенном горном склоне или же в пустынном, каменистом месте. Для верующих было важно, чтобы мертвое тело, выброшенное на пожирание птицам и зверям, не соприкасалось с благой землей, с водой или растениями. После того как кости очищались на ветру и под лучами солнца, их собирали и захоранивали в землю, где они должны были дожидаться Дня Суда. Такой похоронный обряд, возможно, имел своей первоначальной целью, как уже было сказано, быстрое уничтожение оскверняющей плоти и освобождение души, чтобы она могла подняться к небу».

«Скифы»-осетины.

Как известно в Осетии никогда не существовала культура курганных погребений. До недавних времён осетины хоронили покойников в каменных склепах. Вот что по данному поводу пишет известный осетинский исследователь В.И. Абаев: «Те, кому приходилось путешествовать по Северному Кавказу в районах, населенных осетинами и ингушами, встре¬чали на своем пути странные города. В горах, довольно далеко от селений, раскинулись на большой площади маленькие домики, сложенные из камня, издалека напоминающие ульи. Когда вы подходите ближе, убеждаетесь, что эти города пусты. В окошках домов в полутьме можно различить человеческие останки: черепа, обветренные и потемневшие кости... Эти "города мертвых" - отголоски погребального обряда очень древней религии, распростра¬нившейся в эти районы из древней Персии... Сохранившийся у них обычай хоронить умерших в таких каменных склепах, не закапывая покойника, а оставляя тело на воздухе, не связан с нынешними религиозными традициями".
Следует подчеркнуть, что ареал распространения надземных склепов ограничивается лишь горной частью Северного Кавказа. На равнине и в предгорьях такие склепы не встречаются. Они и не могли быть характерными для равнины, так как в природно-географических условиях гор, помещенное в склеп тело мумифицируется. В равнинных условиях мумифицирование исключалось. Все эти склепы имеют по два или три лаза, через которые заносили внутрь покойника. Внутри склепов были устроены дощатые или каменные нары, на которые клали покойника. По сей день в осетинской деревне Даргавс находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «Городом мертвых». Здесь по южному склону горы Раминырах спускаются вниз к реке светло-желтые постройки, где нашли вечный покой целые поколения осетин. Этот архитектурный ансамбль «города мертвых» состоит из 97 сооружений, относящихся к трем основным типам: надземные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием, надземные склепы с двускатным перекрытием и полуподземные склепы, впущенные одной стороной в склон. Самыми монументальными и величественными являются склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием. В плане они квадратные. Камера деревянными настилами разделена на три этажа. Каждый этаж имеет свой четырехугольный лаз, доступный с земли. Некоторые этажи настолько наполнены погребениями, что проникнуть внутрь склепа невозможно: нет свободного места. Своды этих склепов высокие и весьма колоритные - по всем четырем граням они густо украшены рядами выступающих сланцевых полочек, а в верхней точке свода обычно ставился пирамидально отесанный камень - навершие. Полочки имели не только декоративное, но и практическое назначение - перекрывая ступени свода, они препятствовали проникновению воды в кладку свода и его разрушению. Обычай погребения в надземных склепах у осетин был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойников клали обычно на деревянные полки.
До принятия христианства в погребальном обряде осетин немаловажная роль также отводилась ритуальному использованию огня в похоронном процессе. Одним из основных элементов этого ритуала было разжигание костра у могилы. По словам информаторов, во-первых, тем самым могила предварительно очищалась от злых духов. Во-вторых, так решали важную задачу: передать покойному в иной мир частичку огня одной из основных святынь – домашнего очага. Именно от него наиболее влиятельной женщиной данной большой семьи разжигался примогильный костер. Предварительно в доме тело умершего ставили к очагу. По дыму примогильного костра судили о жизни умершего в ином мире. Так, дым, идущий вертикально вверх, означал, что боги даровали покойному вечное блаженство. На следующий после похорон день, к вечеру, женщины отправлялись на кладбище, взяв с собой горящие угли из очага («долю золы и огня»). Рядом с могилой разводили костер».
Кроме этого, у осетин еще недавно бытовал странный для стороннего наблюдателя обычай разжигать огонь на короткое время непосредственно на груди трупа перед помещением в склеп, что можно рассматривать как архаичную форму посвящения покойнику его доли огня. Для этого обычно иногда использовался небольшой заряд пороха. По представлениям осетин покойник нуждался не только в одежде и еде, но и в огне. К ритуальному разведению примогильного костра семантически очень близок еще один осетинский обычай – «Артганан». Семья, у которой в течение года кто-либо умер, разводит костер на третий день после Нового года. Мужчины села приходят со своими дровами и бросают их в общий костер. «Тех, кто не приносил дров упрекали – разве твои покойники не нуждаются в обогревании?!».
Некоторые другие специфические особенности традиционного погребального обычая осетин:
Погребальная пища, которой снабжали умершего представлена двумя видами:
1. Питье – в глиняном кувшине или в чайнике. Кувшины, которых большинство, обычно перекрыты полотняной тряпочкой (иногда обмотанной веревкой) и сопровождаются маленьким деревянным ковшом или чашкой. «Чайнику», видимо предназначенному для
хмельного напитка (вроде традиционного осетинского пива или медового напитка «ронг»), сопутствует не ковш, а бокал из рога с деревянным донцем, который насаживают на длинный носик чайника. Сколько можно судить, «чайник» с роговым стаканом являлся привилегией мужчин – и то, по-видимому, не всех, судя по сравнительно небольшому их числу по отношению ко всей массе керамики.
2. Пища – не мясная и в малом количестве: нечто вроде лепешек или творожников, которые укладывались в специальную «торбочку» – квадратную салфетку, шелковую или полотняную с шелковым квадратиком в центре, имеющую, кроме того, маленькую кожаную нашивку с отверстием – четыре конца салфетки скреплялись наверху.
Как мы видим, у осетин мясная пища (в отличие от того, что постоянно имеет место в степных курганных захоронениях) в погребальном ритуале не представлена. В Осетии иногда в изголовье покойника ставили бутылку с аракой и чурек. В ходе церемонии старик, ее проводивший, разбивал бутылку и отбрасывал чурек со словами: «Эта пища и это питье да будут, сколько бы ты ни употреблял их, неистощимы для тебя, пока не достигнешь ты рая!». До настоящего времени у осетин также считается обязательным отправить еще до начала похорон долю поминальной пищи на кладбище – тем, кому выпала печальная миссия рыть могилу покойному (это могут быть его дальние родственники или соседи).
В составе этой пищи, как правило, бывают и крепкие напитки. Закончив подготовку места захоронения, копатели (еще до появления траурной процессии) поминают умершего, желая ему всяческих благ в «истинном мире».
3. Следующая важная специфическая особенность осетинского погребального обряда – захоронения с мельничными жерновами. В осетинском фольклоре известен целый ряд проклятий, где пожелание смерти, гибели выражается как пожелание: «Чтобы твои жернова вертелись на твоей груди». Б.А. Калоев приводит данные о бытовании похорон с жерновами в ряде мест горной Осетии даже в 20-е гг. XX в. Интересно, что жернов возлагался только на могилу последнего представителя семьи или рода. Употребление проклятия «чтоб вы своими жерновами закрыли входное отверстие своего фамильного склепа» в тех районах Осетии, где главным видом погребений были склеповые, свидетельствует, что этот обычай был распространен и в XVI – XVIII вв. (112).
Необходимо отметить, что традиционно у осетин практически все основные категории погребального инвентаря – орудия труда, оружие, культовые предметы – часто присутствуют в захоронениях лишь символически: в виде части, заменяющей целое. Так, в женские могилы постоянно клались детали ткацких станков, а также приспособлений для вязания, плетения и т. п., причем именно детали, часто сломанные в древности (или иногда, видимо, специально, при самом акте погребения). При всем многообразии возможных объяснений этого явления его стабильность для самых разных категорий предметов наводит, прежде всего, на мысль о чисто формальном исполнении требований погребального ритуала, об элементе известного плутовства со своими умершими и своими богами. Тот же мотив, вероятно, лежал в основе всего процесса символизации инвентаря вообще.
У истоков процесса символизации стоит, как известно, замена ритуального убийства человека или животного символическим: так, например, коня, в частности, стали заменять на Северном Кавказе в могилах удилами еще в I тыс. до н. э. Архаической чертой в погребальном обряде у осетин является также ритуал «посвящения жены». Это когда вдова сходит в могилу, трижды ударяется головой об дно гроба и, затем отрезав косу, кладёт её на грудь умершего супруга в знак своей принадлежности ему.
Итак, как мы видим, археологические данные свидетельствуют о том, что современные осетины никого отношения не имеют к степной курганной культуре.
Антропологические данные также свидетельствуют о существенном различии антропологических типов современных и средневековых осетин и древнейшего евразийского степного населения. Известный российский антрополог В.П. Алексеев, даже будучи приверженцем ираноязычия скифов, утверждает, что современные осетины являются потомками горцев-кавказсцев: «Из факта древности и автохтонного формирования кавкасионского типа уже был сделан вывод, что осетины представляют собой потомков местных этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности».
Как известно, генетические исследования также свидетельствуют о том, что современные осетины не являются потомками степного населения древности (афанасьевцев, андроновцев, тагарцев, скифов). Так, если у степняков в основном (90,0 %) выявлена гаплогруппа R1а1, то у 75% обследованных генетиками осетин, обнаружена гаплогруппа G и только у 2,0% обследованных выявлена гаплогруппа R1а1.

«Славяне-арии».

В последние годы в России и на Украине появились авторы, которые в своих публикациях пытаются доказать, что «славяне-арии» являются предками не только русских и укараинцев, но также и скифов, создателей курганной культуры. Однако, большинство учёных считают, что славяне и их современные потомки, русские и украинцы, к курганной культуре никого отношения не имеют.
Так, например, украинский журналист Дмитрий Киянский в статье «И великие молчальники курганы охраняют сон степных владык» пишет: «Помню много лет назад в перерыве какой-то научной конференции знакомый археолог шепотом, чтобы никто не слышал, доказывал мне, что скифов, как таковых, в нашей истории вообще не было. Этот ученый полагал, что скифы - лишь общее название целого конгломерата разных, не очень сходных между собой народов. Однако, говорил он, заявить о подобных вещах вслух невозможно. За такие крамольные идеи могут запросто выгнать из института. Ведь считается, что скифы в какой-то мере наши предки... Строки из знаменитых «Скифов» Александра Блока (Да, скифы - мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами!) многие воспринимают буквально, считая скифов, обитавших в глубокой древности на территории нынешней Украины, нашими непосредственными, чуть ли не прямыми предками. Так ли это?». (114)
На этот вопрос Дм. Киянского отвечает заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук Вячеслав Юрьевич Мурзин: «У Блока скифы - яркий поэтический образ. Называть их своими «кровными» предками, мы, конечно, не можем. Подобное утверждение спекулятивно и, что называется, высосано из пальца. Но точно также нельзя и преуменьшать их роль в становлении поздней славянской культуры. Мы связаны с ними не столько в этническом плане, сколько в духовном».
Известный российский учёный Л.С. Клейн в интервью журналисту В.Е. Еременко, в весьма эмоциональной форме, выразил своё отношение к интересующей нас теме:
«В.Е.: «Скажите, пожалуйста, почему интерес публики к ариям столь силен? Публики, очень далекой от истории и археологии».
Л.Клейн: «А интерес публики – он разный. Часть публики подогрета националистической пропагандой – арии, нордическая раса, бремя белого человека, арийские славяне, русские в палеолите и т. п. Книг на эти темы уйма, причем профессиональных нет.Но почти все авторы этих книг об ариях – любители, прочитавшие два-три учебника и переводы немецких антропологических писаний XIX – начала ХХ веков. К сожалению, молодежь часто клюет на эту пропаганду. Особенно та ее часть, которую подзуживают националистическими речениями неумные политиканы, да еще в обстановке притока мигрантов из ближнего зарубежья, который вызывает раздражение. Тут и чувства национального унижения при виде нашего реального отставания от Запада, и ностальгия по утраченной империи, хотя в этой империи господами были вовсе не они».
В том, что в последние годы некоторые российские авторы, в качестве наследников скифов, решили осетин заменить на славян-ариев. В этом не последнюю роль сыграли ДНК исследования. Как известно, генетики выявили, что генотип захороненных в курганах Евразийской Степи в основном состоит из гаплогруппы R1a1, а у осетин этот показатель оказался весьма низким, в то время как у некоторых славянских народов, в том числе у русских, высоким. В связи с этим, некоторые российские генетики усиленно пытаются навязать всем мысль о том, что современное население России являются генетическими потомками древних ариев –славян.
Однако, необходимо отметить, что идентичная гаплогруппа R1a1 выявлена также почти у всех современных тюркских народов.
Кроме того генетики выявили, что «восточноазиатские» гаплогруппы (N, O, C), присущие монголидным народам, у «западных» тюркских народов (азербайджанцев, турков, туркмен, гагаузов, карачаевцев, балкарцев, кумыков) не обнаружены.
Ознакомившись с данными по ДНК генеалогии мы можем предположить, что гаплогруппа R1a1 изначально была древнетюркской гаплогруппой. А тот факт, что у всех мужчин, захороненных в евразийских курганах, обнаружена эта гаплогруппа, является ещё одним доказательством того, что так называемые андроновцы, афанасьевцы, тагарцы, «пазырыкцы», скифы, сарматы, аланы были тюркскими народами и являются древними предками современных тюрков.
Об этом в своих исследованиях пишут большинство зарубежных и российских генетиков. Так, например, российские исследователи Волков В.Г, Харьков В.Н., Штыгашева О.В., Степанов В.А в статье «Генетическое исследование хакасских и телеутских сеоков» пишут: «Практически все гаплотипы R1a1 у хакасов и шорцев входят в единую группу и отличаются от гаплотипов R1a1 других этносов, но имеют явное сходство с гаплотипами носителей тагарской археологической культуры. Таким образом, данные сеоки являются прямыми потомками тагарцев».
А в другом исследовании по генетике населения Южной Сибири «Эволюция и филогеография линий Y-хромосомы человека» генетики В.А. Степанов, В.Н. Харьков, В.П. Пузырев пишут, что «Большую часть в спектре вариантов Y-хромосомы в Южной Сибири занимает R1a1 (от 12 % у тувинцев до 55 % у южных алтайцев), носители которой – вероятно, древнеевропеоидное население этого региона – проникли сюда с миграциями по степной зоне Северной Евразии в эпоху от раннего неолита до бронзового века». (121).
Можно предположить, что к далёким предкам современных русских эта гаплогруппа, скорее всего, попала в тот период, когда их предки с предками современных тюрков были объединены в единый эль (договорное государственное образование) . Как известно, эль это древнетюркское государство, куда на добровольной договорной основе входили пред-ставители различных племен и народов древности (славяне, согдийцы, предки современных венгров, марийцев, монголов и т.д.). Из истории мы хорошо знаем, что такими тюркскими государствами -элями были государственные образования скифов, хуннов, гуннов, тюркютов, авар, хазар, булгар, огузов, кыпчаков. В какой-то мере элем были Золотая Орда и государство Хулагидов, а также средневековые Крымское, Казанское и Астраханское ханства в Восточной Европе. Последние крупные тюркские эли в Азии - это были тюркские государства Бабуридов, Сефевидов, Каджаров, а в Европе - Османская Империя, про-существовавшая до начала 20 века. Как известно, в разные годы в османском эле были объединены албанцы, австрийцы, армяне, абхазы, грузины, болгары, боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, греки, киприоты, молдаване, румыны, венгры, турки, чехи, черногорцы, украинцы, крымские татары, гагаузы, словаки и многие другие европейские народы. Как известно, османская империя просуществовала около 600 лет и не удивительно, что за время столь долгого совместного проживания в едином государстве у многих вышеперечисленных народов оказались схожие генетические данные.
О таком более раннем тюркско-славянском союзе пишет российский автор Г.Н. Клейменов в своей книге «История русской равнины»: «На среднем Дунае праславяне появились вместе с гуннами. Выйдя к границам Византии, славяне ещё долгое время не представляли самостоятельной политической силы. Они участвовали в войнах, но предводительствовали ими другие – гунны, авары. Примерно сто лет они осваивались в пограничье империи, а затем постепенно славяне стали переходить от участия в набегах к заселению весьма опустевших к этому времени Балкан...По мнению ряда исследователей, именно авары стали той силой, которая привела в движение славянские племена и вывела их на историческую арену. Начиная с последних десятилетий VI века, на пространстве от Венского леса и Далмации на западе до Потисья на востоке возникает аварская культура. Ее создателями были не только авары, но и более крупные племена, которые находились в их подчинении. Наиболее многочисленную часть населения Аварского каганата составляли славяне».
О древнем тюркско-славянском союзе также пишут В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский: «Славяне и степные номады, по-преимуществу тюрки, были «обречены» на соседство и взаимодействие самим ходом истории… Славяне участвовали не только в походах тюркоязычных болгар и варяжской руси: согласно византийским источникам, с момента появления славян на дунайской границе империи в VI в. они действовали совместно с кочевниками… В «Истории франков» Фредегара, составленной около середины VII в., говорится, что «Каждый год гунны приходили к славянам, чтобы провести у них зиму, они брали тогда жен и детей и пользовались ими, и к довершению остальных насилий славяне должны были [еще] платить гуннам дань». Данные археологии делают очевидными «законные» брачные узы, связующие древних тюрков (гуннов, авар, хазар, булгар) и «славянских жен».
Как известно, похоронный обряд является одним из наиболее консервативных эле-ментов культуры благодаря устойчивости определяющих представлений, на базе которых он сформировался.
Из числа специфических элементов древнеславянского погребального обряда следует назвать: погребальное сооружение в виде человеческого жилища (домовины) и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

Древнеславянский погребальный обряд-домовина.

Учёные считают, что причину появления новых представлений о какой-то внутренней связи между посудой для еды и местопребыванием праха предка следует искать, очевидно, в главной религиозной задаче первобытных земледельцев – в изобретении магических средств для обеспечения своей сытости, благополучия.
Погребальный обряд древних славян подробно рассмотрен в работе С.А.Андреевой: «Горшок с прахом предка зарывался в землю и прикрывался сверху домовиной или курганом. Горшок для варева становился не только вместилищем праха, но и как бы постоянным напоминанием предку о первых плодах, о празднике благополучия.
Связующим звеном между богом неба, богом плодоносных туч (отсюда “тучный”) и кремированными предками, души которых теперь, по новым представлениям, уже не воплощаются в живые существа на земле, а пребывают в небе, явился тот горшок, в котором уже много сотен лет первобытные земледельцы варили первые плоды и специальным празднеством благодарили бога
Отсюда оставался только один шаг до появления обряда захоронения останков кре-мированного предка в простом горшке-урне, зарытом в кормилицу-землю. Обряд трупосож-жения, идея которого заключалась в вознесении души умершего человека к небу, в какой-то мере отрывал умерших от земли. Аграрно-магическая обрядность навсегда осталась соеди-ненной с местом захоронения умерших, с домовиной на кладбище, под которой захоронен в горшке-урне прах предка. Обряд захоронения в урне объединял следующие идеи: представление о бестелесной душе (сожжение), заклинательную силу горшка для первых плодов (урна-горшок с прахом предка-покровителя), заклинание плодоносящей силы земли (зарытие урны в землю) и создание модели дома данной семьи (домовина над зарытой урной с прахом предка членов семьи).
На праславянской территории (в её западной половине) прах предка начали насыпать в горшок в XII – X вв. до н. э., а до этого на всей прародине славян встречаются сосудооб-разные конические предметы с большим количеством отверстий, своей формой напоминающие синхронные им печки-горшки с небольшим количеством отверстий.
Вместилище праха – горшок для приготовления пищи – связывал воедино идею культа предков и магическое содействие предка благополучию живых.
Первым, кто описал погребальный обряд древних славян был, живший в XIII в. монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет».
Рассмотрим текст Нестора, относящийся к славянам лесной зоны: “А Радимичи и Вятичи и Север одни обычай имеяху – живяху в лесе, якоже вьсякый зверь … И аще къто умьряше, – творяху тризнy над нимь. И посемь сътворяху краду велику и възложаху на крадy мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочий погании, не ведуще закона божия, нъ творяще сами собе закон”.
Описание Нестора очень точно соответствует археологическому понятию “полей погребальных урн”. Окончательно утвердиться в этом мы сможем после того, как разберем всю погребальную терминологию Нестора, ставшую частично непонятной уже в XIII в.».
Погребальный обряд славян в позднелатинский римский периоды не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и в более раннее время в Повисленье и в смежных с ним регионах безраздельно господствовал обряд сожжения умерших на стороне с последующим помещением кальцинированных костей с остатками погребального костра на дно могильной ямы. Преобладающими были безурновые и безинвентарные погребения.
Российские исследователи А.З. Винников и А.Т. Синюк в статье «Дорогами тысячелетий» пишут: «До принятия христианства на Руси, а в некоторых районах и много позднее умерших сжигали. Огонь- вот что почиталось, чему преклонялись; ничто не могло уравняться с его силой! Огонь горел в самых священных местах. У славянских племен было особое уважение к очагу, были обычаи гадания на углях, золе, пламени. Огню приносили жертвы, все важнейшие праздники проходили при особом почитании огня. На месте будущего захоронения, там, где предполагается насыпать курган, готовились принять остатки кремации. Сооружали деревянную камеру размером 1х2 метра, высотой около полуметра из дубовых плах. Это был ящик с крышей и полом, но с одной из сторон стенка отсутствовала и камера была открыта. Лишь после этого с погребального костра собирали остатки кремации человека и животных и, очистив их от золы, пепла, а может быть, даже и, помыв, помещали в глиняный сосуд (горшок, миску) и ставили в погребальную камеру».
Итак, мы убедились, что погребальный обряд славян существенно отличался от аналогичного обряда древнейшего скотоводческого населения Евразийской степи. Вывод: предки современных русских никого отношения не имеют к курганной культуре евразийской степи. Дмитрий Верхотуров в статье «Скифы между тюрками и славянами» пишет: «До начала XVIII века в литературе полностью господствовало верное представление о том, что предками тюрков были скифы. Это положение было позже доказано археологами, которые нашли целых пятнадцать параллелей между материальной культурой скифов и тюркских народов. 15 признаков - это значительно больше того, что можно было бы считать случайным совпадением. Вот это и не хотят никак признавать патриоты. Не хотят сказать, что на самых ранних этапах сложения древнерусского государства огромное влияние оказали тюркские народы: печенеги, половцы, хазары, булгары и другие. Если признать это влияние, то нужно будет признать влияние тюрков на сложение уже и русского народа, и сказать, что русский народ - это не чистые славяне, а народ полуславянского - полутюркского происхождения, наподобие дунайских болгар, в которых слились дунайские славяне и булгары. Вот это для патриотов страшно. Это разрушает их мировоззрение до основания. Отсюда и стремление удревнить славян настолько, чтобы там, в глубокой древности никаких тюрок не было, и была бы отговорка насчет того, что "был же древний и чистый корень".
Расставание с мифами о скифах-славянах и признание их тюрками ставят перед историками и археологами нелегкие вопросы. Придется признавать, что тюрки имели сильнейшее влияние на восточных славян, на сложение Киевской Руси, на сложение древнерусского государства и всего русского народа. Кому-то это, может быть, неприятно, но уйти от этого не получиться».
Итак, мы выявили, что ни у одного из так называемых «арийских» народов не было традиций курганных погребений. Ни индусы, ни индоевропейцы, ни арии иранцы, а также проосетины и славяне не хоронили своих близких в курганных могильниках. И, естестественно, что никакого отношения к евразийской курганной культуре не имеют.

Восточные славяне, их жизнь, этапы развития, происхождение являются объектом изучения представителей разных наук: антропологии, антропонимики, лингвистики, археологии. Также ученых волнует вопрос: чьими предками являются восточные славяне и кто жил на славянской территории до них.

Происхождение славян

Славяне в прошлом занимали территорию Центральной и Восточной Европы. В эпоху палеолита особой этнической группы славян еще не существовало. Просто на этих землях жили племена, которые объединялись для защиты земель и имущества от врагов, а также для добычи еды. Анализируя данный этап, ученые не смогла найти признаков национальной общности этих племен.

Об этногенезе славян можно говорить при рассмотрении периода с XII-X веков до нашей эры. Именно в эти века появились общины, в которых было своеобразное внутреннее устройство, элементы справедливого деления добычи, накапливалось совместное имущество.

В VI-V тысячелетиях до нашей эры люди начали одомашнивать животных, научились изготавливать оружие. В изготовлении оружия и освоении земледелия ключевым моментом стало покорение железа. Сначала люди научились обрабатывать медь, затем бронзу, в завершении - железо. Те племена, которые научились изготавливать предметы из железа, находились в преимущественном положении над теми, кому приходилось выменивать его на другое имущество.

Существуют различные мнения исследователей о славянской общности на этом этапе развития. Проводимые исследования не дают однозначного ответа. Можно опираться лишь на свидетельства греков, которые в то время были очень высокоразвитой цивилизацией. И из греческих письменных источников известно, что в VI веке до нашей эры славянские племена уже существовали. Византийские свидетельства говорят о двух больших племенах антов и склавинов, населявших территорию к северу от Византии.

Если обсуждать происхождение славян кратко, то надо отметить племена, населявшие земли между:

  • Днепром (Иорданом) и Дунаем (Истром),
  • Эльбой, Вислой и Одером (Прокопием).

Люди, населявшие эти земли, жили на невысоком уровне: небольшие приземистые дома, практически вросшие в землю, отсутствие письменности. Греки воспринимали это все как полное варварство.

Хотя в действительности ремесла были на достаточно высоком уровне. Оформление глиняной посуды, изготовление фигурок и рисунков было связано с верованиями в богов и духов. Данных об этих временах практически нет, так как покойников они кремировали, поэтому нет возможности изучить захоронения, а предметы быта до наших времен не дошли.

В трудах Геродота упоминаются еще и племена венедов, которые занимали низовья Висклы. Некоторые ученые считают, что именно венеды - прародители славян. Но однозначного ответа на вопрос, кто именно является предками славян, нет. Проблема заключается в отсутствии источников для изучения.

Лингвисты свои исследования могут строить только на общих для всех славян словах и прочих языковых единицах. По этим параметрам они соотносят славян с прабалтами и италийцами.

Генетики тоже имеют свое мнению. Они пристально анализируют Y-хромосому, содержащую информацию о предках. Но здесь тоже есть масса проблем. Ведь племена постоянно перемещались, воевали, происходило смешение представителей разных племен, поэтому говорить о чем-то определенном нельзя. И вопрос, чьими предками являются восточные славяне, по-прежнему остается открытым. Чаще всего балтов генетики называют предками славян вообще. Северные славяне имеют непосредственную схожесть с финно-угорской группой, западне славяне имеют связи с кельтами, а от южных тянутся нити к фракийцам.

Территория славянских племен

Восточнее славяне в прошлом обитали на территории нынешней Украины. Это подтверждается многими факторами, в том числе и раскопками, связанными с изучением двух культур: пражско-пеньковской и пражско-корчаковской. Есть мнение, что славяне больше связаны с готами, то есть с черняховской культурой. Названия древних общин зависели от географических пунктов, в районе которых они селились: рек, озер. Им приходилось часто мигрировать, менять место обитания, так как велись бесконечные войны за территорию. Отсюда и такие названия, как витичи, древляне, кривичи, поляне.

Образ жизни славянских племен

Для того чтобы выжить, поселения приходилось тщательно укреплять: обносить высоким забором, окружать рвами. Такие поселения назывались княжествами по названию правителей - князей. В военные времена жизнь находилась под руководством князей- военачальников. А из народа формировалась дружина. В мирное время правили князья союза общин, наделенные многими полномочиями. В решении вопросов, связанных с жизнью общины, они опирались на совет старейшин и на народное собрание (вече).

Религия была языческая. Она была основана на тотемизме и фетишизме. Славяне считали себя потомками животных и верили, что могут в них превращаться. Культура была основана на изготовлении тотемов для поклонения. Это были фигурки животных, их нашли при раскопках. Русские народные сказки также являются свидетельством таких верований, например, известная «Царевна-лягушка».

Еще одним объектом поклонения были объекты природы: леса, болота, реки, деревья. Впоследствии для поклонения были выделены определенные духи предков. Появились водяные, кикиморы, домовые, лесовички. И в довершении - высшее проявление - языческие боги.

Боги все олицетворяли явления природы, верховным был бог грома и молнии - Перун. Капища - это культовые сооружения, которые возводились в честь богов древними славянами. По сути, это были открытые площадки, на которых проводились определенные ритуалы. На этих площадках находились объекты, соответствующие тому или иному божеству. Некоторые источники утверждают, что "проведение религиозных ритуалов сопровождалось человеческими жертвоприношениями".

Все дальнейшее развитие данных племен, освоение новых видов деятельности привело к появлению такого государства как Киевская Русь.