Навыки и качества успешных людей. Успешная личность

Альберт Эйнштейн является самым ярким примером великих неудачников, заслужив первое место в списке. В детстве он начал говорить лишь в 4 года и не мог научиться читать до 7 лет. Учился он настолько слабо, что учителя (да и родители) считали его «тупым» и «умственно отсталым» и говорили, что он никогда ничего не добьется.
Но Эйнштейн просто мыслил по-иному. В 1921 году он получил Нобелевскуюпремию по физике за свое объяснение фотоэффекта и «за служение теоретической физике». Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, общественный деятель-гуманист, почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, автор более 300 научных работ и около 150 книг и статей в разных областях, разработавший несколько значительных физических теорий и предсказавший «квантовую телепортацию», сегодня считается одним из самых выдающихся ученых 20-го века.

Уолт Дисней

Человек, подаривший миру Диснейленд и одну из культовых фигур массовой культуры – Микки Мауса, был уволен из газеты за «недостаток воображения и отсутствие оригинальных идей». Его первая студия анимации обанкротилась. Согласно легенде, Диснею отказывали 302 раза, прежде чем он получил финансирование для создания Диснейленда.
Сегодня нам трудно представить свое детство без удивительных мультфильмов этого великого продюсера, режиссера, сценариста и художника-аниматора. И хотя один из самых известных мультипликаторов всех времен и народов и претерпел не один крах нескольких своих начинаний, но на сегодняшний день корпорация, известная как The Walt Disney Company зарабатывает в среднем около 30 миллиардов долларов в год.

Билл Гейтс

Самый до неприличия богатый человек мира был отчислен из Гарвардского университета, где его до сих пор называют «Самым успешным отчисленным».
Основатель и крупнейший акционер компании Microsoft, который буквально изменил всю мировую культуру 20-го века, упростив использование компьютеров, уже более 10 лет считается самым богатым человеком на планете, чье состояние в 2012 году оценивалось журналом Forbes в 66 млрд долларов.
Самое смешное то, что основывая компанию по производству программного обеспечения (которой и стала Microsoft), он купил программное обеспечение у «кого-то» всего за 50 американских долларов.

Стив Джобс

Через 6 месяцев после поступления в Рид-колледж, Джобса отчислили, хотя он еще целый год посещал некоторые занятия с позволения декана. В 30 лет его бесцеремонно «по умолчанию» убрали из компании, которую он же и основал. Но его весьма короткая академическая история не прошла мимо.
Скорее всего, Apple Computer, iMac и iPad не увидели бы своего существования, если бы Стив Джобс остался в колледже. А у Mac не было бы множества шрифтов, если бы он не увлекся курсом каллиграфии в Риде.

Уинстон Черчилль

Маленький Уинстон Черчилль плохо учился в школе и имел проблемы речи. В 6-м классе был последним по успеваемости, экзамены в Королевское военное училище, где тоже успешностью особо не блистал, сдал лишь с третьей попытки и проигрывал на каждой государственной должности, которую занимал.
Однако, в возрасте 62 лет Черчилль стал премьер министром Великобритании во времена Второй мировой войны. Сегодня его признают одним из самых значительных лидеров британской и мировой истории.

Томас Эдисон

В детстве учитель Эдисона как-то сказал ему, что он слишком тупой, чтобы что-то выучить. А еще, до появления первой рабочей лампочки, он создал около 9 тысяч неудачных экспериментов.
Учитывая все это, список успешных неудачников не был бы полным, без Томаса Эдисона, владельца 1093 патентов, который подарил миру уйму изобретений, кардинально изменивших жизнь в 20-м веке.
Хотя, поговаривают, что Эдисон был еще тем проходимцем и мошенником, укравшим все свои изобретения у других ученых…

Стивен Спилберг

Вылетев со школы в раннем возрасте, его уговорили вернуться в класс для детей с трудностями в обучении. Но и это счастье не продлилось долго. Через месяц его снова отчислили уже навсегда. Но не это печалило Стивена Спилберга больше всего, а невозможность поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии, о которой он мечтал. Ему отказывали трижды, мотивируя это тем, что он «слишком бездарен».
Вместо этого Спилберг поступил в Калифорнийский университет в Лонг Бич, и закончил тем, что стал режиссером самых больших блокбастеров в истории кинематографа, стоящим 2,7 миллиарда долларов, получил 3 Оскара, Орден Почётного легиона, Медаль Свободы, а также почётную учёную степень в 1994 году от киношколы, которая три раза ему отказывала.

Мэрилин Монро

Всю жизнь скитаясь по приемным семьям, по подсказке фотографа из военного журнала, Норма Джин Мортенсон, решила испытать судьбу в Голливуде. В 1947 году, через год после подписания контракта, компания 20th Century-Fox отказывает молодой актрисе, посчитав ее непривлекательной и неспособной играть.
В конечном итоге Мэрилин Монро стала самой популярной блондинкой человечества, одной из самых культовых актрис, поп идолом и секс символом всех времен и народов.

Соичиро Хонда

После Второй мировой войны Соичиро Хонда получил отказ во время собеседования на должность инженера в Toyota Motor Corporation.
Безработный механик-самоучка начал делать мотоциклы, которые покупали соседи, что и привело к открытию собственной компании «Honda», выросшей в самую большую международную промышленную компанию-производитель автомобилей и мотоциклов, превзошедшую GM и Chrysler, а своего основателя сделавшую миллиардером.

Фред Астер

На первых кинопробах Фреда Астера судьи написали в отчете: «Не умеет играть. Не умеет петь. Лысоват. Немного танцует».
Сегодня Астер является танцующей и поющей легендой кинематографа, одним самых выдающихся танцоров всех времен и народов, а в придачу еще и величайшим сердцеедом.

Опра Уинфри

Когда-то давно Опру Уинфри уволили с должности телерепортера, мотивировав тем, что она «не подходит для телевиденья».
На сегодняшний день Опра является синонимом современного телевиденья, благодаря своему ток-шоу «Шоу Опры Уинфри». Ее воспринимают, как весьма влиятельную особу, вдохновляющую людей своими позитивными и оптимистичными программами.

Винсент Ван Гог

За всю свою жизни непризнанный гений Винсент Ван Гог продал всего лишь одну картину, да и то своему другу. Очень часто художник голодал, но создал около 800 картин, которые никому не нужны были.
Сегодня он считается классиком постимпрессионизма, одним из самых выдающихся художников всех времен и народов, создавшим бесценные произведения искусства, самое дорогое из которых оценивают в $142.7 миллионов.

Генри Форд

Первая компания Форда обанкротилась. Вторую он бросил сам из-за разногласий. Третья пошла по наклонной из-за снижения продаж.
Все это не остановило Генри Форда на пути к созданию Ford Motor Company, первой в мире применившей сборочный конвейер в производстве доступных автомобилей. Он не только произвел революцию в индустрии Соединенных Штатов и Европы, но и чрезвычайно повлиял на экономику и общество 20-го века. Комбинация массового производства, высоких зарплат и низких цен породила понятие «Фордизма», сделав его одним из трех самых известных и богатых людей в мире того времени.

Джоан Роулинг

В какой-то момент своей жизни Джоан Роулинг сидела без копейки, в глубокой депрессии, разведенная, безработная, вынужденная воспитывать дочь самостоятельно на социальное страхование, попутно создавая рукопись первой книги о Гарри Поттере. Чтобы жизнь не казалась совсем сладкой, эту рукопись отвергли 12 издателей.
На сегодняшний день Роулинг является всемирно признанным гением за 7 книг о Гарри Поттере, ставшем глобальным брендом, оцениваемым в 15 миллиардов долларов. Это первый случай миллиардера, заработавшего на писательстве.

Стивен Кинг

Стивен Кинг мог бы быть рекордсменом по отказам от издателей. Его первый роман «Керри» отвергали 30 раз. Поэтому Кинг и выбросил рукопись в мусорное ведро, от куда позже был извлечен его женой и, видимо, не зря.
Около 50 его романов разошлись примерно в 350 миллионов копий по всему миру. Это он, тот король ужаса, который заставил нас бояться клоунов…

Майкл Джордан

Майкл Джордан говорил: «Я не забил в корзину более 9000 мячей в своей карьере. Я проиграл почти 300 игр. В 26 случаях на меня возлагали ответственность забить победный мяч, а я промахивался. Я снова и снова терпел неудачи, и именно поэтому я получил такой успех». Но мало кто знает, что еще в школе Джордана выкинули со школьной баскетбольной команды за «недостаток навыков». Тогда он вернулся домой, заперся в своей комнате и рыдал весь день.
Но, прошло время, и Майкл Джордан стал величайшим баскетболистом всех времен и народов, чей гордый 23 номер жаждали носить на своей майке все мальчишки увлеченные спортом. Этот феноменальный спортсмен, сочетающий в себе уникальную комбинацию грации, скорости, силы, мастерства, способности импровизировать и неутолимой жажды соперничества, без посторонней помощи сумел переопределить понятие суперзвезды НБА.

«Beatles»

Сложно поверить в то, что четверке музакантов-энтузиастов отказывали многие звукозаписывающие компании, утверждая, что «гитарные группы отживают свое». А в Decca Recording Studios так и сказали: «Нам не нравится их звучание. У них нет будущего в шоубизнессе».
Кто же знал, что «Beatles» подпишут контракт с EMI, привезут Биттлманию в Штаты и станут величайшей группой в истории музыки, чья слава будет потрясать еще многие поколения долгие годы после распада самой группы.

Кому-то повезло, у кого-то были связи, а кто-то родился талантливым и не мог не стать успешным. Так думает абсолютное большинство, которое и палец о палец не готово ударить, чтобы что-нибудь изменить в своей жизни.

Некоторые из них действительно работящие люди, но они так погрязли в ежедневной рутине жизни, что забыли, о чем они когда-то мечтали.

Более того, они даже будут бороться, отстаивая свои убеждения и возводя барьеры для людей, одержимых своим успехом.

Жизнь большинства людей напоминает маршрут автобуса с табличкой «Роддом – Кладбище». И в этом не было бы ничего плохого, если бы на указанном маршруте присутствовали промежуточные остановки, достойные неподдельного изумления, уважения и гордости, но их как правило нет.

Получить образование, работу, завести семью может абсолютно любой человек.

И несмотря на то, что жизнь обычного человека нелегка и представляет собой ежедневную борьбу, это просто пустяки в сравнении с теми препятствиями, которые приходится преодолевать совершенно другим людям, тем, которые посмели стать на путь успеха и не отводить взгляд от своей мечты.

Талант, способности, деньги, связи, нечестные способы достижения успеха… Это все просто пустые, ничего не значащие слова для тех, кто может называть себя успешным, это причины объяснить собственную лень и нежелание менять свои ценности, это просто пыль.

На самом деле качества успешных людей не имеют ничего общего с устоявшимся общественным мнением.

Качества успешного человека

1. Целеустремленность

Успешный человек максимально ясно понимает, чего хочет, и каким способом он сможет этого добиться. Он не идет за толпой, а ведет ее за собой.

Но даже если все отвернутся от него, он никогда не повернется к своей мечте спиной.

Он полностью сфокусирован на своей цели, которая на столько велика, что успешный человек не может не замечать ее.

2.

Успешный человек настолько увлечен своим любимым делом, что не замечает внутренних страхов и каких-либо предрассудков.

Он начинает делать свое дело раньше остальных и заканчивает позже, он не может спокойно спать, пока не разгадает очередную головоломку, отделяющую его от следующей ступени на пути совершенствования в любимом деле.

3. Дисциплина

Недостаток этого качества сломил многих людей, которые начали менять ценности и вышли на тернистый путь успеха, но по каким-то причинам сошли с дистанции.

Постоянно делать шаг за шагом на пути к успеху на фоне отсутствия результата в самом начале может лишь незначительная доля людей.

Только так совершенствуются навыки и меняются ценности.

4. Готовность к поражению

Успешный человек не боится потерпеть поражение. Он понимает, что поражение может настигнуть его в любой момент, причинив неслыханную боль.

Но желание достигнуть своей цели на столько велико, что страх рассеивается и уходит прочь.

5. Способность вставать после падения

Подняться после поражения и продолжать движение к своей мечте – это качество чемпионов.

Встать после полнейшего разгрома… На такое способны лишь единицы, это истинное испытание силы духа и веры в себя.

6. Видение своего успеха и визуализация

Успешные люди визуализируют свои цели. Они видят себя в том будущем, которое одарит их успехом, они знают, что почувствуют в момент достижения цели.

Эта мысль просто переворачивает все внутри и вырабатывает в неизбежности успеха.

В действительности они просто очень сильно и искренне хотят дотянуться до мечты.

7. Должный уровень

Успешный человек уверен, что достоин получить, чего хочет. «А что если это не для меня»… Таких мыслей он не допускает. Я хочу – я могу.

Путь к успеху невероятно сложен, но тот, кто осмелился пройти его, начинает испытывать радость от дискомфорта, в котором он оказался.

Успешный человек получает удовольствие от того, что в отличие от других он способен делать то, что должен делать, для достижения своего успеха. И ты можешь стать таким, даже не сомневайся.

Люди ошибочно считают, что успех – это деньги, недвижимость, высокая должность, стремительная карьера, популярность у определённой группы в социуме. Но в действительности всё не так просто. Успех – это состояние человека, определённый набор свойств личности, которые позволяют добиваться поставленных в жизни целей. Чтобы приблизить признание, нужно разобраться, какими качествами должен обладать успешный человек.

Понятие успеха

Каждый человек по-своему понимает успех. Это зависит от интеллектуального и культурного уровня личности, принятых в обществе правил, особенностей воспитания, ценностных ориентиров. Универсального понятия успех не существует, но можно составить перечень классических черт, которые характеризуют его.

Аспекты, которые образуют успех:

  1. Вера в будущее, наличие мечты и чётких целей. Позитивное отношение к происходящему.
  2. Любовь к своей деятельности.
  3. Нестандартное мышление, креативность.
  4. Честность по отношению к себе и другим.
  5. Адекватная реакция на ошибки. Обучение на своих и чужих недочетах. После каждой неудачи проводится анализ причин, приведших к фиаско. Делаются адекватные выводы, которые позволят избежать однотипных ошибок в будущем. Любая неудача делает только сильнее.
  6. Структурированность и организованность повседневной жизни.
  7. Сосредоточенность на саморазвитии и самосовершенствовании. Умение видеть преимущества и возможности. Инвестирование в своё развитие и совершенствование.
  8. Забота о своём организме, занятия спортом, активный образ жизни, полноценный сон, правильное питание.

Основываясь на вышеперечисленных аспектах можно попробовать сформировать простое понятие рассматриваемого явления.

Успех – это достижение поставленных целей путём продуманных и планомерных решений и действий. В более узком смысле, успех – это положительный результат в какой-либо деятельности, признание достоинств человека в социуме.

Характеристика успешного человека

Требования к успеху в различных социально-культурных группах существенно разняться. В профессиональной сфере успех может подразумевать:

  • карьерные победы, получение руководящей должности;
  • практические достижения, заключающиеся в совершении реальных открытий, достижении выдающихся показателей.

Успех нужно оценивать с позиций относительности, приложения к конкретной сфере деятельности. Популярный актёр – успешный человек в плане узнаваемости, профессиональной востребованности и доходов. Но такие люди часто сталкиваются со сложностями в личной и бытовой сферах. В этих областях они терпят неудачу за неудачей, что не позволяет считать их успешными. Всё относительно и зависит от угла зрения, под которым рассматривается проблема.

В современном мире с его простотой коммуникаций существует возможность узнавать о качествах и умениях успешных людей в социальных сетях, на форумах и на сайтах. Так, специальный сервис аск (ask.fm) позволяет спросить у любого пользователя, которого вы считаете примером для подражания, какие качества являются ключевыми для достижения успеха.

Девять качеств успешного человека

Успешным человека делает определённый набор личностных и психологических характеристик. В каждой сфере деятельности востребованы свои качества успешного человека. Но, несмотря на такую условность, можно выделить ключевые свойства и характеристики, которыми важно обладать.

Уверенность в себе и своих силах

Любой человек может решать ключевые жизненные задачи. Но в жизни ничего не даётся просто так. Для того чтобы что-то получить, нужно сначала приложить определённые усилия. Не стоит ждать, что кто-то принесёт вам желаемое, в жизни людям никто ничего не должен. Добиваться целей необходимо своим трудом и усердием.

Поэтому важно верить в себя и свои силы. Не нужно обращать внимание на сложности и неудачи, они будут всегда и везде.

Целеустремлённость

Нацеленность в мыслях и действия на достижение поставленной цели. Упорство, непреклонность на пути к решению задачи.

Самодисциплина и самоконтроль

Дисциплина и контроль подразумевают осмысленный характер своего поведения, умение определять приоритеты в списках дел. Контроль своего поведения позволяет избегать ненужных и вредных ситуаций. Дисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении самых актуальных задач. Для успеха важно формировать эти качества так, чтобы они были присущи без давления извне. Люди, не обладающие ими, не могут заниматься полезной деятельностью без контроля со стороны родителей, руководителя, супруга.

Умение планировать и управлять временем

Наличие целей, постановка задач, формирование чёткого и структурированного плана позволяет видеть свой путь, избегать бесполезных действий, понимать, зачем необходима эта деятельность, что последует за решением этой задачи.

Умение планировать автоматически приводит к формированию навыка управления временем. Чёткая последовательность действий снижает вероятность отвлечения, выполнения бесполезных шагов.

Высокая трудоспособность

Для достижения целей нужно много работать и действовать. Организм должен обладать соответствующими ресурсами физического, интеллектуального, психологического и эмоционального характера. Если человек знает куда идти, он верит в достижение результата, у него не будет проблем с трудоспособностью. При отсутствии целей и уверенности в себе человек будет ленив, он не сможет найти в своём организме нужных ресурсов.

Коммуникабельность

Успех в большинстве сфер деятельности зависит от положения в обществе. Для признания в социуме, налаживания связей и продуктивного обмена информацией важно быть коммуникабельным. В этом контексте важны факторы: гибкости в общении, способности подстраиваться под собеседника, умения находить общие темы и интересы.

Важный навык для любого человека умение не только рассказывать, но и слушать. Люди ценят тех, кто умеет с интересом поддержать тему.

Терпение

Достижение успеха - долгий и кропотливый путь, на котором человека ждёт множество сложностей и проблем. Истории успешных учёных, бизнесменов, политиков показывают, что прежде чем получить признание, людям пришлось пережить многочисленные неудачи. Прийти к успеху им позволили терпение, воля и настырность. После каждой неудачи они находили силы начать всё с начала.

Ответственность

Умение планировать действия с оценкой последствий для себя и окружающих. Участие в деятельности, которая посильна. Отказ от задач, выполнение которых невозможно или может принести негативные последствия.

Независимость

Деятельность человека должна быть подчинена целям и индивидуальным интересам. Вмешательство в личную жизнь не допускается. На поступки и решения не должны влиять мнения и желания других людей. Успешные люди сосредоточены на себе, своих жизненных целях. Для них не существует понятия зависти, т. к. чужая жизнь их не касается.

Для целеустремлённых людей недопустимы разговоры о других людях, сплетни и обсуждения. Беседы направляются на практические, взаимовыгодные и полезные вещи.

Четыре шага к успеху

Универсального рецепта, который позволит сформировать все качества успешного человека, нет. Но есть определённые шаги, которые поспособствуют развитию, полезных для достижения жизненных целей, личностных свойств.

Шаги для достижения успеха:

  1. Постановка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. Важно, чтобы они отвечали цели, были конкретными и логичными. Наличие небольших задач, позволит с помощью последовательных шагов добиваться серьёзных результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Каждой из них нужно отводить разумные сроки. Задачи и цели должны быть гибкими, чтобы их можно было корректировать в ответ на изменившиеся внешние условия.
  2. Чтение и самосовершенствование. Важно постоянно обучаться, узнавать о новинках в сфере, где поставлена цель достижения успеха. Под эти задачи нужно подбирать и литературу. Чтение не должно быть спонтанным, так же как и тренинги, курсы и обучающие программы. Всё должно быть систематизировано и структурировано.
  3. Для оттачивания качеств самоконтроля, дисциплины и планирования стоит начать фиксировать всё на бумажный или электронный носитель. Наличие осязаемого плана на год, месяц или день позволит легче придерживаться его без нарушений и отступлений. Для лучшего понимания себя, самоанализа можно начать вести дневник, куда заносить все свои мысли, успехи и неудачи, сильные и слабые стороны.
  4. Важно выстроить свою жизнь так, чтобы все её сферы были контролируемы. Нужно ежедневно заниматься спортом, читать, дышать свежим воздухов, правильно питаться, отказаться от вредных привычек. Расширять свой кругозор за счёт путешествий и новых знакомств.

Таких шагов можно сформулировать множество. Но даже если вы реализуете лишь четыре шага, указанных выше, вы заметите, как изменится в лучшую сторону жизнь: отношение к жизни станет более осмысленным, сформируются базовые качества успешного человека. А это половина пути в процессе достижения успеха в жизни.

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование социальной компетентности, которая предполагает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, ответственное отношения человека к состоянию того общества, в котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности определена как приоритетная в Мероприятиях по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы [с.6, с.10, с.19].

Однако само понятие жизненной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание успешный - такой, который дает положительные результаты, заканчивается успехом.

Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?

Категории успеха и жизненной успешности человека являются предметом исследования психологии (А.Маслоу, Д.МакКелланд, Дж.Аткинсон), социологии (П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Девис, У.Мур, М.Вебер, У.Уорнер), педагогики (Дж.Дьюи, А.С.Белкин), социальной работы (М.Ричмонд) и социальной педагогики (М.А.Галагусова, А.В.Мудрик), литературы (Ф.М.Достоевский, П.Коэльо) и конечно же философии (Ф.Ницше, Ч.Пирс, В.Джемс, С.Хук, Ф.Шиллер, Э.Фромм).

Попробуем проанализировать и обобщить наиболее значимые и известные из существующих концепций и моделей жизненной успешности человека.

Стремления человека к достижению успеха обусловлено врожденными животными программами. Биологическая “успешность” человека выражается в обладании физической силой и быстротой поведенческих реакций, более развитыми мыслительными способностями, умением ориентироваться в нестандартной ситуации и т.д. Это позволяет индивиду рано или поздно занять более высокую статусную позицию в группе и обществе. С биологической точки зрения, более высокий статус повышает шансы индивида для спаривания, а, следовательно, для воспроизводства большего количества особей, обладающих нестандартными, выдающимися качествами. Это дает возможность в дальнейшем виду как таковому выйти на более качественный уровень и больше шансов сохраниться в межвидовой борьбе.

Первоначально возникшее на ранних этапах развития человечества неравенство вследствие природных различий людей по физическим данным, личностным качествам и т.д. было неустойчивым и не приводило к закреплению статусов. Однако со временем начинается нормативное закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе. Произошло разделение общества на богатых, зажиточных и бедных.

Долгое время понятие жизненного успеха в сознании людей связывалось именно с богатством. Этому способствовало и появление идеологической основы в виде религиозной концепции пуританства или кальвинизма, получившей широкое распространение в Соединенных Штатах и Европе. Согласно ей главная задача человека - прославлять Бога - и не молитвами, но земными делами, своей профессиональной деятельностью. Приумножение славы Господней есть приумножение богатства.

Идеи кальвинизма получили свое развитие в философском течении, возникшем в 70-х гг. XIX-го в. в США, получившем название прагматизма (от греческого pragma - дело, действие).

Основные идеи прагматизма как философского учения выдвинул американский философ, логик и математик Ч.Пирс (1939-1914). Представителями данной школы являются американцы В.Джемс, Дж.Дьюи, С.Хук, английский философ Ф.Шиллер.

Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие и возможность достижения богатства и счастья. Основным героем философии прагматизма является человек-делец, энергичный, умеющий быстро действовать, проникнутый духом индивидуализма, привыкший опираться во всем на свои силы, добивающийся успеха.

Идеи прагматизма в течение нескольких десятилетий были широко распространены в США, где они оказали огромное влияние на науку, право, политику, образование. В начале 20-го в. американский прагматизм проник в страны Западной Европы и в некоторые страны Азии, в том числе Китай. После второй мировой войны это течение уступает место другим течениям, однако и сегодня оно остается одним из наиболее влиятельных в западной философии.

В целом эту стратегию жизненной успешности можно охарактеризовать одним словом - “иметь”.

Однако параллельно этой концепции развиваются и другие, которые можно было бы условно назвать “быть”.

Основоположником этого направления можно считать Ф.Ницше, выдвинувшего идею “сверхчеловека”. Сверхчеловек Ницше - независимая, самостоятельная личность, полюбившая себя, принявшая себя, осознавшая свои желания и потребности. Это человек, превзошедший себя, оторвавшийся от “стада”, способный критически взглянуть на мир вокруг себя, на устоявшиеся ценности. Он не просто разрушает то, что было создано до него, он обладает волей для создания новых ценностей, соответствующих его миропониманию, его мироощущению, его собственному “Я”.

Учение Ф.Ницше о “сверхчеловеке” получило свое развитие в теории самоактуализации А.Маслоу.В своей книге “Мотивация и личность” (1970 г.) А.Маслоу определяет самоактуализацию, “как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности”. Самоактуализирующиеся люди – это люди, развивающиеся до состояния полностью адекватного их возможностям и полностью реализующие все, на что они способны. С точки зрения А.Маслоу, мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базальных потребностей (физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях). Успешный же человек - это человек, ориентированный на удовлетворение потребностей более высокого уровня - “потребностей роста”:

Потребностей в уважении, которые включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других - в признании ими личностных качеств и достижений; во-вторых, потребность в самоуважении;

Потребностей самоактуализации – это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного “Я”.

Подобной точки зрения в вопросе жизненной успешности человека придерживается и Паоло Коэльо - бразильский писатель, являющийся на сегодняшний день самым читаемым автором в мире. Произведения Коэльо - философские притчи, героями которых становятся как наши современники, так и библейские персонажи и сказочные герои. Но всех их связывает одно - поиск собственного предназначения на Земле. Пройдя через испытания, иногда горькие и тяжелые, они учатся распознавать свою мечту, стремятся к ее осуществлению, идя по дорогам своей Судьбы. По мнению Коэльо, успешный человек - это прежде всего человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтания как собственное предназначение, ведь “каждый человек, чем бы он не занимался, играет главную роль в истории мира” . Только познание и принятие самого себя дает человеку веру в свои возможности и способность реализовать свои мечты. Только осознание своей Судьбы, своего пути как смысла жизни приносит человеку ощущение жизненной полноты, счастья, душевного равновесия, а значит - делает успешным.

Обобщая вышесказанное, обратимся снова к стратегиям жизненной успешности, для которых характерной является установка “иметь”. Можно ли считать такую личность по-настоящему успешной? Вряд ли. Вечная погоня за материальными ценностями никогда не приносит полного удовлетворения (ведь всегда есть кто-то, у кого чего-то больше) и, в конце концов, приводит к душевному опустошению. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.

А как же дело обстоит на самом деле? Проведенное несколько лет назад в нашей школе исследование ценностных ориентаций учащихся показало, что большая часть вступающих в жизнь выпускников школы желает достичь успеха в профессии, но только половина из них связывает этот успех с хорошей учебой, талантом и трудом. При этом более 50% выпускников видят свою будущую жизнь неопределенно или как “мрак”. Хотя большое количество подростков ценит счастливую семейную жизнь, любит своих родителей, но при этом более половины из них не ценят свою Родину, ее природу, не считает нужным помогать людям, беречь свое здоровье. В большинстве своем юноши и девушки озабочены повышением собственного материального благополучия, желают иметь много денег, ибо они, по представлению подростков, являются эквивалентом жизненного успеха. Большую роль в формировании подобных смысложизненных установок играют, конечно же, средства массовой информации и прежде всего телевидение, активно пропагандирующее через, так называемый, “американский образ жизни” идеи прагматизма. А происходит это с молчаливого согласия или, что еще хуже, с поддержки, как семьи, так и школы.

Данные, полученные в ходе нашего исследования ценностных ориентаций, послужили поводом для пересмотра всей системы воспитательной работы в школе. Были определены приоритетные направления воспитательной работы (патриотическое воспитание, экологическое образование и воспитание, профессиональная ориентация, создание системы ученического самоуправления, развитие системы дополнительного образования и т.д.), создана программа работы с педагогами, детьми и родителями.

В общих чертах работу школы по формированию жизненной успешности учащихся можно представить следующим образом:

Виды деятельности

Сферы личности

Самооценка

Нравственное “Я”

Профессиональное “Я”

Социальное “Я”

Само-актуализация - информирование о стратегиях жизненной успешности и ее составляющих;

Мотивация на самопознание, самосовершенствование, самореализацию

- определение уровня жизненных

притязаний

Само-

познание

- изучение уровня сформированности ценностных ориентаций;

Соотнесение собственных ценностных ориентаций с нормами, существующими в обществе

- изучение собственных способностей, талантов, интересов и т.д.;

Соотнесение профессиональных интересов и своих возможностей;

Определение уровня развития для дальнейшей профессиональной самореализации

- изучение особенностей, закономерностей и значения межличностных отношений;

Изучение особенностей своего поведения при общении с другими людьми;

Разработка программы коррекции и развития коммуникативных умений;

- определение соответствия собственных возможностей уровню притязаний
Само-

совершен-ствование

- формирование и коррекция ценностных ориентаций средствами КТД, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми и т.д.;

Коррекция аморального поведения

- определение учебных дисциплин, нужных для освоения профессии;

Дополнительные занятия по предметам;

Дополнительное образование

- обучение новым формам поведения и межличностного взаимодействия;

Обучение способам разрешения конфликтных ситуаций;

Тренинг коммуникативных умений

- коррекция заниженной и завышенной самооценки, внесение корректив в жизненные планы
Само-

реализация

- участие в социально-значимых делах;

Участие в органах ученического самоуправления;

- участие в подготовке и проведении КТД;

Участие в олимпиадах, конференциях, викторинах и т.д.;

Трудовая практика

- гармонизация отношений с окружающими;

Укрепление статусной позиции внутри группы;

Появление и развитие дружеских взаимоотношений

- адекватность самооценки;

Принятие решения о стратегии жизненной успешности;

Составление жизненного плана

Результат адаптация индивидуализация интеграция чувство

удовлетворения

успешная социализация

Целенаправленная работа всех компонентов воспитательной системы школы в этом направлении позволила внести значительные коррективы в смысложизненные ориентиры наших учащихся.

Об этом позволили судить результаты анкетирования “Жизненная успешность человека”, проведенного в мае 2005 года среди выпускников школы.

Первый вопрос анкеты предлагал учащимся подобрать синонимы к слову “успешный”. Для абсолютного большинства ребят (72%) “успешный” означает “уверенный в себе”. 59% считает, что успешный человек это “мастер своего дела, профессионал”, 36% - “образованный” и “ответственный”, 32% - “физически здоровый” и “оптимистичный”. 23% школьников ассоциируют успешность с богатством и умом, 5% - с красотой, честностью, талантом.

При ответе на второй вопрос старшеклассникам предлагалось проранжировать качества успешного человека. В результате получилась следующая картина:

Качество

Умение ставить и достигать цели
Иметь свое мнение
Уверенность в себе и завтрашнем дне
Ответственность за свои поступки

Наличие хорошего образования

Внутренний комфорт
Профессиональная самореализация
Иметь благополучную семью
Иметь много друзей
Продвижение по карьерной лестнице
Материальный достаток
Быть лучшим во всем
Привлекательность, успех у противоположного пола

А что нужно сделать для того, чтобы ощутить себя успешным человеком? 77% учащихся считает, что для этого нужно реализовать свои таланты и способности, 55% - подняться над своей социальной средой, сделать карьеру, 50% - достичь материального благополучия, 23% - выделиться среди всех, иметь то, чего нет у других, 14% - быть не хуже других и только 5% - стать знаменитым, прославиться.

Обладание какими вещами, с точки зрения выпускников, может рассказать о жизненной успешности человека? 32% учащихся считает, что успешный человек имеет квартиру, 27% - автомобиль, 23% - компьютер, 18% - мобильный телефон, 9% - стиральную машину, микроволновую печь, цветной телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, загородный дом, 5% - домашний кинотеатр. Большинство же ребят (59%) считает, что все это иметь успешному человеку необязательно. То же самое можно сказать и об одежде. Только 9% выпускников считает, что успешный человек одевается в дорогих магазинах, бутиках, 5% - в больших магазинах, рассчитанных на средний класс. Подавляющее же большинство одиннадцатиклассников (86%) думает, что для успешного человека не важно, где он одевается.

В настоящее время считают себя успешным 77% выпускников, неуспешными – 14%, 9% учащихся затруднились ответить на этот вопрос. Однако относительно своей успешности в будущем не выразили сомнение только 64% выпускников и 36% затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на вопрос о том, от чего более зависит их успешность в будущем, одиннадцатиклассники из предложенных вариантов однозначно выбрали ответ “от меня самого, моей целеустремленности, активности”.

Таким образом, модель жизненной успешности, выбираемая нашими выпускниками сегодня, выглядит следующим образом. Успешный человек, прежде всего, это уверенный в себе мастер своего дела, профессионал. Он умеет ставить и достигать цели, всегда имеет свое мнение, уверен в своем завтрашнем дне, имеет хорошее образование и несет ответственность за свои поступки. При этом успешный человек не стремится к приобретению каких-либо вещей, для него не важно, где он одевается. Главное для него – реализовать свои таланты и способности. Хотя есть ребята, которые не считают себя успешными в настоящем и не уверены в своей успешности в будущем, все они твердо знают: их жизненная успешность – в их руках, только собственная целеустремленность и активность поможет им в самореализации.

Исследование профессиональных намерений будущих выпускников школы показало также, что большинство ребят имеют четкое представление о своей будущей профессии, о том, в каких учебных заведениях готовят специалистов данного профиля, на какие учебные дисциплины им нужно обратить внимание при подготовке к поступлению. У большинства уже есть четкий план дальнейшего образовательного пути.

Как результат, 45% наших одинадцатиклассников поступили в высшие учебные заведения, 41% - в колледжи, с намерением после их окончания работать и продолжать обучение в ВУЗах заочно или дистационно. 9% ребят поступили в профессионально-технические училища, 5% - начали трудовую деятельность.

Подводя итог нашей работе, мы можем смело утверждать, что у подавляющего большинства наших одинадцатиклассников нам удалось сформировать мотивацию кем-то “быть”, а не что-то “иметь”. А это значит, что успешной была и наша работа.

Литература

  1. История философии: Учебн. Пособие для вузов/ А.Н.Волкова, В.С.Горнов, Р.Н.Данильченко и др.; Под ред. В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1997.
  2. Карпов А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.
  3. Коэльо П. Алхимик. Перев. с португ. - К.: “София”; М.: ИД “София”, 2003.
  4. Краткий толковый словарь русского языка. Издательство “Русский язык”, 1978.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность/ Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1997.
  6. Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы/ Вестник регионального образования. 2004. №2.
  7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во “Фолио”, 1998.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53000 слов. Изд. 7-е, стереотип. М., “Сов. Энциклопедия”, 1968.
  9. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: “Проспект”, 1998.

Наверняка, вы не раз размышляли и думали, как добиться успеха, что для этого нужно, какие качества делают человека успешным, почему одни добиваются успеха, а другие – нет. Конечно, качеств, способствующих успеху, очень много. Мы остановимся на основных.

1. Стремление (и даже одержимость) большой целью

Все мы в течении своей повседневной жизни решаем большие и не очень тактические задачи. Но многие из нас даже не задумываются, в какую общую цель эти задачи складываются. Сколько людей могут четко обозначить, хотя бы себе самому, к каким целям более высокого порядка они идут? А если четко обозначенных целей нет, то нет и результата. Добиться успеха будет гораздо легче, если вы будете четко знать свои желания и развивать свои возможности. Запомните это навсегда.

2. «Вижу цель, не вижу препятствий»

Успешный человек не мыслит категориями «проблем», любая так называемая проблема для него – возможность. Возможность узнать что-то новое, научиться чему-то, найти новое решение ситуации, возможность стать лучше. Мир предоставляет нам массу возможностей постоянно, главное, не сидеть и не ждать своего шанса. Как говорится: «Как долго ждать успеха? – Если ждать, то долго».

3. Мыслите позитивно

Не всё всегда бывает гладко. Даже если все получилось не так, как вы планировали – извлеките опыт и двигайтесь дальше. Главное, никогда не опускать руки. Позитивное восприятие мира всегда дает силы двигаться вперед. Запомните, не всегда мотиватором должен служить успех, иногда мотиватором может стать и неудача. Ведь в неудаче всегда есть развитие. Да и разве это интересно, когда все дается легко?

4. Достижение максимального результата

Если вы делаете свою работу «кое-как» и лишь бы избежать наказания, вы вряд ли добьетесь успеха. Действительно успешным человеком движет желание развития и достижения новых высот, ему не нужно, чтобы его постоянно кто-то подгонял.

5. Уверенность в себе и высокая самооценка

Тут подразумевается обоснованно высокая самооценка, не самомнение и нарциссизм. Именно стабильная уверенность в себе поможет адекватно реагировать как на победы, так и на поражения, а также всегда адекватно воспринимать советы и обратную связь.

6. Умение брать на себя ответственность

Если вы всегда убеждены, что в ваших несчастьях виноваты все, кроме вас: коллеги, внешние обстоятельства, рыночная ситуация и даже погода – успеха достичь вам будет очень сложно. Нужно иметь силу осознать и принять тот факт, что большинство вещей и событий в жизни зависит в первую очередь от вас.

7. Умение слушать и слышать других

Умение выслушать человека даст вам немало выгод в жизни. Люди, умеющие слушать, всегда выделяются на фоне других. Всегда помните, что есть не только вы и ваша точка зрения. Даже если вам кажется, что этот человек неправ, выслушайте его, возможно вы узнаете что-то новое или просто получите расположение этого человека.

8. Анализ ситуации и системность мышления

Всегда анализируйте свою жизнь. В чем причина произошедшей неудачи? А почему в это раз у вас все получилось? Подумайте над тем, те ли действия вы делаете для достижения своих целей. Успешные люди всегда воспринимают ситуация системно.

9. Способность рисковать

Безусловно, риск должен быть обоснованным. Но вы не должны его бояться. Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Не стоит трусить и отказываться от возможностей, которые вам предоставляет жизнь.

10. Работоспособность

Если цель поставлена, тол ни в коем случае нельзя откладывать ее реализацию. Вам не должны мешать страх, лень, обстоятельства. Если вы действительно испытываете интерес к своей цели и желание ее достичь, работоспособность станет вашим неотъемлемым качеством. Если вы уже заставили себя сдвинуться с места, но какой смысл останавливаться?

11. Саморазвитие и самообразование

Постоянно учитесь и узнавайте что-то новое. Бизнес-тренинги, семинары, чтение профессиональной литературы расширяют кругозор, улучшают ваши личные и профессиональные навыки, помогают находить новы пути решения задач. Выделяйте на чтение хотя бы полчаса в день. Запомните, если вам кажется, что вот теперь то вы знаете всё – вы остановились в развитии.

12. Разумное отношение к деньгам.

Старайтесь правильно распределять денежные ресурсы, копить, находить новые источники дохода. Трижды подумайте, прежде чем совершать крупную покупку. Всегда планируйте свои доходы и расходы и постарайтесь отказаться от кредитов. И помните, деньги должны быть средством, а не целью.

13. Умение грамотно расставить приоритеты

Приоритеты –достаточно сложный психологический аспект, зачастую это выбор между тем, что хочется, и тем, что нужно. Успешный человек всегда основывает свой выбор на долгосрочной перспективе и иногда для этого бывает нужно перешагнуть через свои эмоции и сиюминутные желания. Звучит довольно трудно, но ведь путь к успеху и не может быть легок.

14. Внутренняя гармония с самим собой

Ваши мотивационные устремления не должны противоречить друг другу. Если вы будете сопротивляться собственным действиям, вы никогда не сможете продвинуться дальше. Внутри вас не должно быть преград к достижению успеха, выстроенных вами же.

15. Успех невозможен без отдыха

Устраивайте себе выходные с полным или частичным отказом от гаджетов. Проводите время на природе или занимайтесь спортом, делайте то, что вам нравится и доставляет положительные эмоции. Отдых необходим любому – без передышки работающий двигатель однажды перегорит.

Если вы дочитали статью до конца, то вы, вероятнее всего, стремитесь стать успешным человеком или уже являетесь им. Наша команда состоит как раз из таких людей. Может быть, мы давно ищем именно вас?

– присоединяйся к команде!