Основной план действий и способы выживания

Многовековой опыт человечества показывает, что психологически подготовленные люди умеют быстро и без паники справиться в чрезвычайных ситуациях со страхом, волнением, тревогой и противостоять опасности. Те же, кто не умеет управлять своей психикой, чаще всего оказываются беспомощными перед надвигающейся бедой. Страх и паника парализуют волю и сознание человека, вызывают беспорядочное, неорганизованное поведение. В панике человек похож на загнанное животное, которое своими неосознанными действиями само себя губит.

Психологически подготовленные люди - это те, кто постоянно работает над повышением своего внимания, развитием своих ощущений (особенно зрительных и слуховых), над совершенствованием своей памяти, мышления, контролем за эмоциями и волей. Наука психология, с которой вы познакомились на уроках биологии, может предложить много упражнений по развитию у человека всех перечисленных качеств. Однако важно не только знать и хотеть, но и необходимо заниматься Психологическим совершенствованием, Потому что именно от этого зависит ваша возможность выжить в различных опасных ситуациях.

В основе человеческого характера лежит его темперамент. Психологи под Темпераментом Понимают характеристику человека по интенсивности, скорости, темпу и ритму его психических процессов и состояний.

Выделяют 4 основных типа человека по темпераменту.

сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный;

Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи;

Холерик - человек возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий;

Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего быстрее утомляется.

Образы мушкетеров из известного романа А. Дюма "Три мушкетера" стали давно классическими в практической психологии. Поэтому, чтобы определи 1ь своп тип темперамента, определитесь, кю больше всего вам нравшся из 4-х мушкетеров если взбалмошный и романтический д"Артаньянло вы скорее всего холерик: если молчаливый, замкнутый и таинственный Атос, то меланхолик: дружелюбный, самодостаточный и уравновешенный Портос - флегматик: сдержанный, целеустремленный и рассудительный Арамис - сангвиник

В чрезвычайных ситуациях люди в зависимости от темперамента могут вести себя по-разному. Например, в опасных ситуациях Холерик Начнет лихорадочно метаться, нервничать и, если не сможет взять себя под контроль, скорее всего поддастся панике. Меланхолик Впадает в глубокое уныние и начинает представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это. как правило, мешает ему принять правильное решение. Флегматик Из-за своей заторможенности чаще всего недооценивает опасность. Сангвиник Скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найдет в себе силы подшутить над происходящим. Но при этом ему не хватит чуткости к ближним.

Но если темперамент нам дан природой, то характер - это то. что мы формируем сами в себе. Чем человек старше, чем у него больше жизненного опыта, тем в большей степени формирование его характера зависит от него самого. Поэтому если при любой, даже самой незначительной опасности вы привыкли уходить от ответственности, постоянно прятаться за чью-то спину, то значит у вас вырабатывается несамостоятельный характер. И в случае опасности, когда никого не окажется рядом, он может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать самостоятельно в чрезвычайных ситуациях!

Любые чрезвычайные ситуации природного или антропогенного характера страшны прежде всего тем. что они, как правило, внезапны. К чрезвычайным ситуациям нельзя привыкнуть и полностью обезопасить себя от них. Практически все люди, пережившие их. имеют сильную психологическую травму. Но тем не менее, Помните: Вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайной ситуации свои знания, умения, силу воли, характера и способности! Выход из чрезвычайной ситуации, если она все-таки сложилась, должен быть найден. Главное - иметь уверенность в этом. Но ее не воспитать ни книгой, ни фильмом, ни беседой, хоть то и другое и третье принесут пользу. Нужен эксперимент и опыт.

Из средств массовой информации, из этой и других книг вы получаете знания о тех или иных чрезвычайных ситуациях, о правилах безопасного поведения при угрозе их возникновения и во время их действия. Если человек заранее предполагает возможность возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, продумает порядок действий, то при возникновении такой ситуации этот человек чувствует себя увереннее и спокойнее.

Однако иногда разрушительная сила стихийных бедствий, последствия чрезвычайных ситуаций бывают так велики, что даже видавшим виды, закаленным, психологически тренированным людям подчас бывает трудно справиться со своими эмоциями и чувствами. Поэтому при угрозе жизни и здоровью человек, независимо от характера и типа темперамента, может в той или иной степени пережить приступы паники. Во время паники в страхе люди могут совершать нелепые и порой опасные для себя и окружающих поступки, не могут осознанно принять меры к самоспасению и взаимопомощи.

Паника Имеет как физиологические, так и психологические проявления. К Физическим проявлениям паники Относятся:

Сильное сердцебиение:

Обильное потоотделение:

Рвота и расстройство желудка (так называемая "медвежья болезнь");

Сдавленность грудной клетки, невозможность вдохнуть полной грудью;

Дрожь во всем теле;

Онемение конечностей и покалывание в теле;

Плохой сон или бессонница;

Напряжение и боль в мышцах;

Быстрая утомляемость. Психологическими проявлениями паники являются:

Помутнение сознания, ощущение того, что вы сходите с ума;

Нереальное восприятие происходящего; тело становится словно не вашим;

Ощущение того, что вы умираете или вот-вот умрете;

Взвинченность; человек находится на I рани психологического срыва;

Пугливость;

Человек не может сосредоточиться или вообще отключиться от происходящего.

Помните: С паникой можно справиться! Научитесь выполнять следующие упражнения:

Расслаблять мышцы лица, конечностей, всего тела;

Спокойно и глубоко дышать:

Внушать себе желаемое состояние (есть и другие упражнения, с которыми вы познакомитесь на уроках биологии).

Психическое состояние людей при чрезвычайных ситуациях характеризуется как стрессовое. Стресс - это состояние организма, возникающее под влиянием значительных по силе или продолжительности неблагоприятных воздействий (так называемых ""стрессоров").

На неблагоприятные воздействия самого различного рода, вызывающие сильные негативные эмоции, переживания, волнения (страх, унижение, боль, болезнь - своя и близких, утрата, смерть близких, социальные потрясения, эпидемии, катастрофы), организм отвечает соответствующей реакцией. Стресс - это явление, в котором переплетены как психологические, так и физиологические механизмы. Создатель теории стресса канадский ученый Г. Селье определяет его как совокупность генетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих индивида к физической активности (сопротивлению или бегству).

Со слабыми отрицательными воздействиями на организм, не вызывающими негативной реакции, человек вполне справляется при помощи обычных защитных действий. Стресс же возникает тогда, когда влияние раздражителя (стрессора) превышает приспособительные возможности организма и психики.

Физиологический механизм стресса Заключается в том. что под действием сильного раздражителя в кровь выбрасываются определенные гормоны. Под их воздействием меняется режим работы сердца, повышается артериальное давление, частота пульса, меняются защитные свойства организма (например, увеличивается свертываемость крови). Психологический механизм стресса Проявляется в необходимости принятия особо ответственного решения, резкой смене стратегии поведения и т. п.

В развитии стресса выделяют 3 стадии:

1. Стадия тревоги. Продолжается от нескольких часов до 20-ти суток. Включает в себя Фазы шока И Противотока. Во время

Последней фазы происходит мобилизация защитных сил и возможностей организма.

2. Стадия сопротивляемости. Характеризуется повышенной устойчивостью организма к различным воздействиям.

3. Стадия стабилизации (выздоровления). Если уровень стресса превышает защитные резервные возможности, то состояние организма может ухудшаться вплоть до его гибели.

К сожалению, стресс является составной частью нашей жизни. Избежать его возникновения порой просто невозможно. Однако степень реагирования на него у различных людей разная. Одни реагируют на стресс активно, эффективность их деятельности продолжает расти до определенного предела (так называемый "стресс льва"), тогда как у других реакция преимущественно пассивная, а уровень деятельности резко снижается ("стресс кролика").

Нередко процесс ожидания опасности оказывается намного более неприятным, изматывающим, требующим большого напряжения, чем сама опасность. Доказано, что когда в жизни человека много стрессов, то резервы и защитные возможности его организма постепенно сокращаются. В результате развивается ряд так называемых психосоматических заболеваний (гипертония, язвенная болезнь, сердечно-сосудистые заболевания, аритмия сердца, вплоть до инфаркта и инсульта).

Специальные исследования позволили психологам описать различные формы стрессовых проявлений у людей после пережитых ими чрезвычайных ситуаций.

Истерика Проявляется в резком двигательном возбуждении: человек быстро передвигается или даже бегает без всякой видимой цели; издает непонятные звуки, что-то выкрикивает, восклицает; смеется или горько плачет по всякому незначительному поводу; становится агрессивным, перевозбужденным; быстро возбуждается.

Ступор - вторая, не менее распространенная форма поведения людей в чрезвычайных ситуациях. Такая реакция на стресс проявляется в форме обездвижения, оцепенения. Человек, находящийся в ступоре, часто молчит, стоит или сидит неподвижно, ссутулившись, скорчившись. Взгляд устремлен в никуда.

Апатия Или Депрессия Проявляется у человека в вялости, расстройстве сна, потере аппетита, повышенной раздражительности, в полном безразличии ко всему происходящему. Человек, находящийся в состоянии апатии, страдает от головокружений, часто падает в обморок.

Если рядом нет профессиональных психологов, способных помочь людям вернуться к нормальному самочувствию и поведению, то они должны это сделать сами. К тому же в экстремальной ситуации человеческий организм проявляет свои скрытые возможности - необычную физическую выносливость, силу, выдержку. Это своеобразная защитная реакция организма на стрессовую ситуацию.

Известно, например, что человек в обычной жизни использует интеллектуальные и физические возможности своего организма лишь на 10-20%. В истории известны случаи, когда в критические моменты жизни человеческий организм проявлял недюжие возможности: молодая мать поднимала голыми руками огромные плиты перекрытий, чтобы из-под завалов извлечь своего ребенка; солдат-ар гиллерист в период Великой Отечественной войны один затаскивал артиллерийское орудие на высокую гору, тогда как в обычной обстановке э го орудие с трудом передвигал специальный тягач; пожилая женщина выносила комод из горящего дома, который после пожара с трудом поднимали 2-е мужчин.

Чтобы легче было справиться со своим психическим состоянием при чрезвычайной ситуации и не поддаться панике, необходимо соблюдать следующие правила".

Не отчаивайтесь, находясь в одиночестве или в окружении людей в таком же психическом состоянии;

Окажите посильную помощь взрослым в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в разборе завалов, оказании первой медицинской помощи и т. п.), это отвлечет вас, особенно если в результате чрезвычайной ситуации пострадали близкие вам люди. Помните: Забота о ком-то - Вот спасение в тяжелой психологической ситуации!

Больше времени проводите в обществе тех, кто легче перенес опасность, займитесь с ними совместной работой;

Упорядочите режим дня;

Избегайте того, кто сеет панику, говорит о безысходности ситуации, постарайтесь изолировать паникера;

Если вы все-таки оказались в одиночестве, то озвучивайте все происходящее вокруг вас, выражайте свои мысли вслух (так называемый "метод чукчи"); если не можете говорить - пишите; Выговоритесь сами и дайте выговориться тому, кто также оказался в подобной ситуации;

Занимайтесь психологическим тренингом по совершенствованию своей воли и умения управлять своими эмоциями.

Постарайтесь понять свои и простить чужие ошибки;

Определитесь со своими жизненными ценностями и приоритетами Оцените свои силы и слабости, поставьте перед собой тостойные но реальные цели Иногда неимоверные усилия тратятся на неверно выбранные цели,

Будьте более терпимы и великодушны к поступкам других чюдей Избегайте дискомфортных жизненных ситуаций и людей, общение с которыми вам неприятно Жизнь слишком коротка, чтобы тратить на них время1

Радуйтесь общению с активными людьми, чувствуя энергию, которую они излучают1

Доверяйте себе, цените свои жизненные успехи даже если их очень мало

Основы выживания необходимо знать не только разумному мужчине, но всем людям поголовно, вне зависимости от статуса. Ситуаций, в результате которых человек может остаться один на один с природой, очень много. Можно банально заблудиться в лесу, собирая грибы, можно отстать от туристической группы, можно выжить после авиа или автокатастрофы и так далее…

Основы выживания: с чего начать?

Условия, в которых может оказаться случайный турист, могут быть самыми различными. Поэтому алгоритм действий и способ выживания в каждом конкретном случае уникальны. Многое будет зависеть от температуры воздуха, осадков, наличия или отсутствия укрытия и источников воды, ландшафта, количества людей. Плюс множество других факторов, облегчающих, или наоборот, отягощающих положение.

Исходя из всего этого, выжившим придется в каждой отдельной ситуации выстраивать и, возможно, корректировать действия для максимально разумного выживания. Основы этой суровой науки жизненно важно соблюдать вне зависимости от воздействующих факторов и угроз.

Кратко об угрожающих факторах

  • Жажда . Необходимо помнить, что человек без воды продержится не более трех дней. Таким образом, добыча воды всегда становится одной из первостепенных задач.
  • Температура . Будь то холод или жара, в любом случае они могут привести к отрицательным последствиям в организме. Тепловой удар, переохлаждение и тому подобное.
  • Психические проблемы (одиночество, уныние, страх) . Могут быть губительны для личности, если перерастут в тяжелую форму (паника, апатия, истерика).
  • Голод . В первое время отсутствие пищи не оказывает сильно отрицательного воздействия. Но, согласно основам выживания, по прошествии недели или другой истощение организма может стать серьезной угрозой.
  • Травмы и боль . Полученные травмы или заболевания существенно снижают шансы выживающих на благополучный исход.
  • Агрессивная среда . Включает в себя всевозможные нюансы обстановки: диких животных, ядовитые растения, болота и иные прелести среды обитания.
  • Переутомление . Чрезмерная усталость и физическое истощение рано или поздно сыграет с любым человеком злую шутку.

Исходя из этих факторов, выживающему необходимо выстроить для себя в голове план выживания . Какая бы ни была причина того, что пострадавший остался отрезанным от цивилизации – в первую очередь, он всегда должен попытаться определить свое местонахождение. Идеальным вариантом будет наличие карты и компаса, что при внезапной ЧС маловероятно.

Если рядом есть естественные укрытия или сломанные транспортные средства, разбитый самолет и так далее, то пострадавшему рекомендуется остаться на этом месте. Двигаться дальше стоит лишь в 2 случаях :

1) пропавшего в ближайшее время искать не будут;

2) пропавшему точно известно, как добраться до населенного пункта или лагеря.

При невозможности определить свое местоположение на местности необходимо осмотреться с наиболее удобной и высокой точки (холма, дерева). Обнаружив признаки цивилизации или водоем, следует выдвигаться к цели.

Если вокруг слишком однородная местность, то лучше остаться на месте и приступить к иным способам выживания. Сперва нужно понять, что выгоднее сделать в первую очередь. Если скоро закат, то стоит приступить к сооружению укрытия. При низких температурах есть смысл начать свои действия с разведения огня. Если дело обстоит утром и в летнее время, то можно заняться обеспечением воды (поиск, очистка, обеззараживание). Каждое действие должно быть логическим и последовательным.

Универсальный план выживания

Необходимо понимать, что, по большому счету, в условиях угрозы для жизни ничего универсального быть не может. Тем не менее, существуют некоторые основополагающие истины.

Элементы выживания вмещают в себя следующие понятия: пища, укрытие, огонь, вода, местонахождение и медицина. Для расстановки их приоритетов используется некая аббревиатура с говорящим названием: ПЛАН . Неважно, в какой точке планеты находится выживающий, приоритетность неизменна – будь то пустыня Гоби, джунгли Амазонии, Тихий океан или просторы Арктики.

П – протекция (защита)

В интересах человека, терпящего бедствие, обеспечить собственную защиту от агрессивной среды. Для этого нужно использовать все подручные средства, но без необходимости не делать «лишних движений». Всегда нужно помнить о целесообразности усилий. Предпочтение следует отдать организации укрытия и разведению огня.

Л – локализация (местонахождение)

Следующим по списку приоритетов будет определение местонахождения и оборудование сигналов бедствия. Выживающий должен всеми способами привлечь внимание и обозначить свое присутствие.

А – адаптация (провиант)

Ожидая помощи, следует постоянно вести поиск новых источников пищи и воды, аварийные запасы стоит употреблять только при крайней необходимости. Такой способ выживания можно охарактеризовать так: «сохранить и приумножить».

Н – навигация (маршрут)

Если надеяться на кого-то долго и бессмысленно, можно попробовать последний вариант. Для того чтобы выдвинуться в путь, требуется накопить достаточное количество ресурсов и припасов. Человеку, который отважился на такой шаг, нужно грамотно оценить свои силы и принять взвешенное решение, иначе этот поход может оказаться последним.

Помимо вышесказанного, необходимо предельно внимательно относиться к собственному здоровью и постоянно контролировать самочувствие. Раны нужно обрабатывать без промедления, не допуская инфекции и воспаления. Очищенная и кипяченая вода – залог успеха.

Дополнительные материалы

Основные способы выживания, которые нужно предпринять в самом начале «единения» с природой, остаются неизменными. Меняется лишь их порядок в зависимости от сопутствующих факторов. Каждый из аспектов жизни в дикой природе имеет свои нюансы и особенности, которые заслуживают отдельных материалов и статей.

Возникает вполне закономерный вопрос: какие темы следует освоить в первую очередь, приступая к изучению основ выживания?

Начинать нужно с четкого понимания, что любое автономное существование складывается из отдельных элементов, навыков, факторов. В связи с обширностью, на начальном этапе к прочтению рекомендуются следующие бесплатные материалы:

После изучения этих статей, целесообразно приступать уже к более конкретным способам выживания, необходимым навыкам и умениям. Книги в этом плане – незаменимый источник знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Г. Нижнекамск


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7:

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Г. Нижнекамск

Учебно-методический центр по гражданской обороне и

Чрезвычайным ситуациям г. Нижнекамск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Методическая разработка

Обсуждена и одобрена

На методическом совещании

УМЦ по ГО и ЧС

Г. Нижнекамска

Протокол № ________

От “____”_________ 2004 г.

Г. Нижнекамск

Учебные цели:

Довести до слушателей как организуется выживание в различных ЧС.

Время: 2 часа.

Метод проведения: Лекция.

Место: класс.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть:

Проверка подготовленности обучаемых - 5 мин.

Основная часть (изучение вопросов темы):

1. Основы выживания, оптимальные и экстренные

условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости

человека (условия, время, возможность возвращения к жизни) - 20 мин.

2. Физиологические оспекты выживаемости человека.

Возможные последствия для организма человека, пребывающего

в экстремальных условиях. - 30 мин.

3. Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, смешенные условия - 20 мин.

4. Выживание в природной среде. Орзанизация жилья, укрытий, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде - 20 мин.

Заключение:

Подведение итогов занятия - 5 мин.

Литература и методические пособия:

1. Учебник выживание в экстремальных ситуациях.-М.: ООО Изд-во Яуза, 2002.-352 с.



2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях: Выпуск 1. Чрезвычайные ситуации природного характера/ Под общ. ред. Воробьева Ю.Л.-М.: ЗАО “Папирус”, 1998. - 48с.

3. Учебник спасателя: Под общей ред. Ю. Л. Воробьева. -М., 1997.-520с.

Материальное обеспечение:

Плакаты, схемы.

В начале занятия преподаватель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия, которые надлежит усвоить и порядок их обработки.

Затем руководитель занятия переходит к изложению материала темы согласно поставленных вопросов в данной разработке.

В ходе всего занятия преподаватель организует обмен мнениями, добиваясь правильных ответов.

Занятие заканчивается подведением итогов, на которое следует отвести от 2 до 5 минут учебного времени.

Вопрос 1.

Основы выживания, оптимальные и экстренные условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни)

Основы

В основе выживания лежат простые вещи ваша психологическая подготовка, одежда, которую вы носите, и все, что берете с собой. Чтобы вы­жить, вам необходимо овладеть искусством вы­живания, особенно психологическим его аспектом, поскольку от этого в конечном счете и зависит, останетесь вы в живых или погибнете

Психология выживания

Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания, но только они одни вас не спасут. Прежде всего вам нужно правильное отношение к ситуации. Все знания в пире теряют свою ценность, если у вас не будет воли к жизни.

Воля к жизни есть основополагающий фактор в пиковой ситуации. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться.

Подумайте об этом. Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните - у вас есть необходимые ре­сурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффек­тивно работать на себя - и вы добьетесь прекрасных резуль­татов.

КАК СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЙ РАЗУМ НА ВЫЖИВАНИИ

Две огромные опасности для жизни таятся в нашем собст­венном мозгу. Это стремление к комфорту и пассивное созер­цание. Если их вовремя не подавить, они могут привести к деморализации и гибели. К счастью, с обеими этими угроза­ми может легко справиться каждый.

Стремление к комфорту является следствием современ­ных городских условий жизни. Западные их стандарты сдела­ли людей изнеженными, потому что большинство из них ого­рожено от агрессии сил природы и окружающей среды. За­падные люди - возможно, и вы в том числе - живут и работа­ют в теплых, уютных и надежных зданиях, к их услугам вы­сококлассная система здравоохранения и гарантированное снабжение продуктами питания и водой.

В экстремальной ситуации у вас, вероятно, ничего такого не будет, по крайней мере сначала. Вы будете располагать лишь одеждой, которая на вас надета, - ни пищи, ни воды, ни убежища Внезапное исчезновение привычных комфортных условий, которыми вы пользовались не задумываясь, само по себе является большим ударом по вашему самообладанию и может привести к полной деморализации Как же бороться с этим опасным состоянием разума, вызванным потерей ве­щей, которые вы считали безусловно необходимыми для нор­мальной жизни?

Во-первых, необходимо для себя уяснить, что ценности современной цивилизации не принципиальны для решения проблемы выживания Просто отбрось их Ведь можно же обойтись без деликатесов на обед, телевизора или кондици­онера Во-вторых, вам придется понять, что дискомфорт, ко­торый вы испытываете, - ничто по сравнению с бедами, кото­рые свалятся на вас в случае, если вы предадитесь унынию и жалости к себе.

Пассивное созерцание также является следствием приоб­щения к благам цивилизации. Бюрократическое общество из­бавляет человека от ситуаций, в которых необходимо принять критическое для жизни решение. Практически все решения, которые мы принимаем, повседневны и банальны Инициати­ва чахнет, и большинство людей склонно к пассивному, поч­ти овечьему созерцанию. Однако, попав в нештатную ситуа­цию, вы обязаны будете действовать независимо, абсолютно самостоятельно принимать все решения. Если что-то вас здесь смущает, подумайте, что результатом пассивности, ничегонеделанья, скорее всего, будет ваша гибель. Альтернати­вой же является взятие ситуации под свой контроль и - дол­гая жизнь Что вам больше нравится?

НЕ СТОИТ ХОРОНИТЬ СЕБЯ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ, ВЫ­БИРАЙТЕ ЦЕЛЬ И ДЕЙСТВУЙТЕ!

5.1. Понятие о среде обитания человека. Нормальные и экстремальные условия

жизнеобитания. Выживание

5.1.1. Понятие о среде обитания человека

Человек в течение своей жизни окружен объектами материального мира, составляющими окружающую человека среду, или среду обитания человека (среду жизнеобитания).Она состоит из неодушевленных (земля, вода, растения, здания, орудия труда и др.) и одушевленных (люди, животные и др.) объектов.

Содержание среды обитания человека зависит от места, времени и условий. Среда обитания человека в южных районах страны отличается от таковой в северных районах вследствие различия климатических условий. В то же время сам климат меняется во времени, температура атмосферного воздуха – в течение года и суток. Особенно существенны различия среды обитания в быту и на производстве.

Бытовая среда обитания человека определяется условиями пребывания человека в своем жилище, на лоне природы (отдых, работа на приусадебном участке и др.), в общественных местах, на улице, в транспорте, если это не связано с выполнением человеком его служебных обязанностей.

Производственная среда обитания человека определяется условиями труда человека на производстве, в организации, учреждении. В большинстве случаев условия производственной среды менее благоприятны для человека, чем бытовой. Однако в ряде случаев воздействие на человека некоторых факторов этих сред может быть близким. Например, воздействие солнечной радиации на человека, отдыхающего под солнцем, близко к таковому для рабочего, выполняющего работу на открытом воздухе на тех же широтах и при одинаковых погодных условиях.

В процессе жизнедеятельности человека среда обитания оказывает на него определенное влияние. Например, атмосферный воздух может нагревать или охлаждать человеческий организм, падающий предмет может причинить травму. Длительные воздействия окружающей среды одного характера в конечном итоге вызывают определенные изменения в организме человека, и под их воздействием человек приспосабливается к окружающей среде, изменяясь физиологически и психологически.

С точки зрения воздействия на человека окружающую среду можно представить как состоящую из факторов, которые делятся на природные (естественные) и антропогенные, или искусственные, порождаемые деятельностью человека. В историческом аспекте вначале существовали только природные факторы. Позднее к ним стали присоединяться и антропогенные факторы.

Ряд факторов обитания человека может оказывать на него неблагоприятное воздействие.

Природные неблагоприятные факторы имеют существенное значение в бытовой среде. Для быта, например, важное значение имеет климатический фактор, в значительной степени определяющий условия жизни в помещении и отдыха на открытом воздухе. Большое значение имеет водная среда, снабжающая человека питьевой водой, орошающая сады, но в то же время могущая принести с собой большие разрушения и жертвы (наводнения, штормы на море и т.д.). Столь же важны в быту воздействия вредных природных веществ (пыль, ядовитые газы и др.), температурного фактора (ожоги, отморожения) и др.



С развитием человеческого общества роль антропогенных неблагоприятных факторов возрастает. В настоящее время они имеют столь же важное значение, как и природные факторы. Достаточно вспомнить поражения от электрического тока, падение людей с ими же воздвигнутых сооружений, отравление газом, в том числе угарным, и многие другие примеры. В горной промышленности, например, основную опасность представляют обрушения горных пород в выработках как результат деятельности человека в недрах земли, а также транспортные средства в шахтах: на их долю приходится примерно половина смертельных несчастных случаев, происходящих в угольных шахтах.

Какие же факторы среды обитания являются для человеческого организма неблагоприятными? При ответе на этот вопрос необходимо исходить из следующего.

Развитие организма человека приспособило (адаптировало) его к некоторым средним значениям факторов среды обитания и к определенному диапазону их изменения относительно средних значений. Но в процессе жизни организма возможен и выход значений факторов окружающей среды за привычные для него пределы. К таким значениям организм не привык. Чем больше отклонения значений фактора от привычных пределов, тем более он неблагоприятен. Мы приходим к выводу: неблагоприятным является тот фактор среды обитания, значения которого периодически, но не часто, выходят за привычный для данного организма диапазон его величин. Например, для обитателей средних широт России привычной является температура наружного воздуха от +20°С до –20°С. Их организм адаптировался к этому диагнозу температур и в таких температурных условиях функционирует в среднем нормально, человек ощущает комфорт (удобство). Температура же + 30°С или - 25°С воспринимается уже дискомфортно, а при больших отклонениях от привычного диапазона температур у человека могут наступать неблагоприятные последствия. Следовательно, в данном примере неблагоприятными значениями температурам фактора можно считать температуру выше +25°С и ниже -20°С. Если же отклонения в диапазоне от +25°С до -20°С будут регулярными, но небольшими (например, отклонение от верхней границы привычных температур на +5°С и от нижней на -5°С) человек привыкает и к ним и они расширят диапазон комфортных температур. Отсюда следует вывод: неблагоприятным может быть в принципе любой фактор окружающей среды. Например, кислород в атмосферном воздухе необходим для жизни человека. Содержание его в воздухе – около 21%, и к такому содержанию организм человека приспособлен. При существенном уменьшении (увеличении) содержания кислорода в воздухе у человека начинаются изменения в функциях ряда органов, могущие привести к серьезным расстройствам и даже к смерти. Таким образом, кислород является благоприятным фактором для жизни человека, если его содержание находится в пределах 21%, при существенном недостатке или избытке он становится фактором неблагоприятным. Аналогичный пример можно привести с атмосферным давлением: нормальное атмосферное давление благоприятно для человека, его значения, существенно отличающиеся от нормального, делают атмосферное давление неблагоприятным фактором.

Поэтому следует говорить не о благоприятных факторах окружающей среды, а о неблагоприятных значениях факторов. Характер и степень влияния на живой организм того или иного фактора окружающей среды зависят от количественного значения этого фактора. Чем дальше значение рассматриваемого фактора от зоны его комфортных значений, тем неблагоприятнее воздействие фактора на живой организм.

5.1.2. Нормальные и экстремальные условия жизнеобитания. Выживание

Комфортные или близкие к ним значения факторов среды обитания человека имеют место, как правило, в нормальной жизни человека, в мирное время. Их часто называют нормальными условиями жизнеобитания.

Нормальные условия жизнеобетания предусматривают жизнеобеспечение населения для нормальной жизни, жизни мирного времени. В этих условиях живет практически каждый россиянин.

При возникновении чрезвычайных ситуаций люди, находящиеся в зоне ЧС, могут оказаться без крова, воды, пищи и медицинской помощи. Решить важнейшие вопросы жизнеобеспечения пострадавшего населения в этих экстремальных условиях оперативно и в необходимых объемах в большинстве случаев крайне трудно, ибо система обеспечения будет разрушена или ее возможности для полного удовлетворения всех потребностей пострадавших окажутся недостаточными.

В таких случаях оказывается важным наладить первоочередное жизнеобеспечение людей, предусматривающее вначале удовлетворение только физиологических потребностей человека, в первую очередь в продуктах питания.

Кроме того, в отдельных чрезвычайных ситуациях в начальный период их возникновения даже физиологические потребности человека в энергии не могут быть удовлетворены. Возникают трудности с жилищем, водой, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием и т.п. Подобные трудности могут иметь место и при других обстоятельствах, когда человек, независимо от планируемых действий и маршрута передвижения, географического положения, оказывается оторванным от внешнего мира и должен рассчитывать только на себя. Это и есть экстремальные условия жизнеобитания человека. Для человека, находящегося в экстремальных условиях, естественно желание выжить, т.е. сохранить себе жизнь.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Экстремальные условия, в которых человек ведет борьбу за выживание, характеризуются: отсутствием или недостатком продуктов питания (пищи); отсутствием или недостатком питьевой воды; воздействием на организм человека низких или высоких температур.

Пища обеспечивает потребности организма в энергии и функционирование всех органов и систем человека.

В состав пищи должны входить белки, жиры, углеводы, витамины.

Белки составляют основу каждой живой клетки, каждой ткани организма. Поэтому непрерывное поступление белка совершенно необходимо для роста и восстановления тканей, а также образования новых клеток. Наиболее ценны белки мяса, молока, яиц и овощей, в первую очередь картофеля и капусты и некоторых круп – овсяной крупы, риса, гречневой крупы.

Жиры и углеводы являются главными источниками энергии и определяют в основном калорийность пищи. Животные жиры считаются более полноценными, чем растительные. Наиболее полезны жиры, содержащиеся в молоке, сливках, сметане. Углеводами особенно богаты крупы, овощи, фрукты, некоторое количество углеводов содержится в молоке.

Витамины необходимы для правильного роста и развития организма, для нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, нервно-мышечного аппарата, зрения и т.д. Наиболее важные для организма витамин С, витамины группы В, витамины А, Д, Е.

Кроме того, в состав пищи должны входить минеральные вещества (кальций, магний, фосфор), необходимые для костной системы, а также сердечной и скелетной мускулатуры. Потребность в них покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.

В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) физических пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), сопровождающиеся образованием и выделением тепла. Это тепло необходимо для всех жизненных процессов, оно расходуется на нагревание выделяемого воздуха, на поддержание температуры тела, тепловая энергия обеспечивает деятельность мышечной системы. Чем больше мышечных движений производит человек, тем больше он потребляет кислорода, а, следовательно, тем больше производит затрат, для покрытия же их необходимо больше пищи.

Потребности в определенном количестве пищи принято выражать в тепловых единицах – калориях. Минимальное количество пищи, которое необходимо для поддержания организма человека в нормальном состоянии, определяется его потребностями в состоянии покоя. Это физиологические потребности человека.

Всемирная организация здравоохранения установила, что физиологические потребности человека в энергии составляют около 1600 ккал в сутки. Реальные же потребности в энергии значительно выше, они в зависимости от интенсивности труда превышают указанную норму в 1,4-2,5 раза.

Голодание – это состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ.

Различают абсолютное, полное и неполное голодание.

Абсолютное голодание характеризуется полным отсутствием поступления в организм пищевых веществ – пищи и воды.

Полное голодание – это голодание, когда человек лишен всякой пищи, но не ограничен в водопотреблении.

Частичное голодание наступает, когда при достаточном количественном питании человек недополучает с пищей некоторые питательные вещества –витамины, белки, жиры, углеводы и т.п.

При полном голодании организм вынужден переходить на внутреннее самообеспечение, расходуя запасы жировой клетчатки, белок мышц и т.п. Подсчитано, что человек среднего веса обладает энергетическими резервами примерно в 160 тыс. ккал., 40-45% которых он может израсходовать на внутреннее самообеспечение без прямой угрозы для своего существования. Это составляет 65-70 тыс.ккал. Таким образом, расходуя 1600 ккал в сутки, человек способен в условиях полной неподвижности и отсутствия продуктов прожить около 40 суток, а с учетом осуществления двигательных функций – около 30 суток. Хотя известны случаи, когда люди не принимали пищу по 40,50 и даже 60 суток и выживали.

В начальный период голодания, который обычно длится 2-4 суток, возникает сильное чувство голода, человек постоянно думает о еде. Аппетит резко повышается, иногда ощущается жжение, боли в поджелудочной области, тошнота. Возможны головокружения, головные боли, спазмы в желудке. При употреблении воды повышается слюноотделение. В первые четверо суток вес человека уменьшается в среднем на один килограмм ежедневно, а в районах с жарким климатом – до 1,5 кг. Затем ежесуточные потери уменьшаются.

В дальнейшем чувство голода ослабевает. Аппетит пропадает, иногда человек даже испытывает некоторую бодрость. Язык нередко покрывается белесым налетом, во рту может ощущаться запах ацетона. Слюноотделение не увеличивается, даже при виде пищи. Наблюдается плохой сон, продолжительные головные боли, повышается раздражительность. Человек впадает в апатию, вялость, сонливость, ослабевает.

Голод подтачивает силы человека изнутри и уменьшает сопротивляемость организма воздействию внешних факторов. Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит течение болезни. У него ослабевает умственная деятельность, резко падает работоспособность.

Вода . Недостаток воды ведет к снижению веса тела, значительному упадку сил, загустеванию крови и, как результат, перенапряжению сердца, которое затрачивает дополнительные усилия для проталкивания загустевшей крови по сосудам. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Обезвоживание организма на 15% и более может привести к необратимым последствиям, к гибели. Если лишенный пищи человек может потерять чуть не весь запас ткани, почти 50% белков и лишь после этого приблизиться к опасной черте, то потеря 15% жидкости смертельна. Голодание может длиться несколько недель, а человек, лишенный воды, погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата – и часы.

Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5-3 л в сутки.

Важно отличать истинный водный голод от кажущегося. Очень часто чувство жажды возникает не из-за объективной нехватки воды, а из-за неправильно организованного водопотребления. Поэтому не рекомендуется выпивать много воды залпом – это не утолит жажду, но может привести к отечности, слабости. Иногда бывает достаточно прополоскать рот холодной водой.

При интенсивном потоотделении, ведущем к вымыванию солей из организма, целесообразно пить слегка подсоленную воду – 0,5-1,0 г соли на 1 литр воды.

Холод. Согласно статистическим данным от 10 до 15% людей, погибших в различных экстремальных условиях, стали жертвами переохлаждения.

Решающее значение для выживания человека в условиях низких температур играет ветер. При фактической температуре воздуха – 3 0 С и скорости ветра 10 м/с общее охлаждение, вызываемое совместным воздействием фактической температуры воздуха и ветром,равносильно воздействию температуры –20 0 С. А ветер 18 м/с превращает мороз в 45 0 С в мороз 90 0 С при отсутствии ветра.

В местностях, лишенных естественных укрытий (лес, складки рельефа), низкие температуры в сочетании с сильным ветром могут сократить выживание человека до нескольких часов.

Долговременное выживание при минусовых температурах также зависит во многом от состояния одежды и обуви, качества построенного убежища, запасов горючего и еды, морального и физического состояния человека.

Одежда способна в экстремальных условиях защитить человека от холода лишь на небольшой срок, все же достаточный для возведения убежища (даже снежного). Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло мелкопористая ткань – чем больше микроскопических воздушных пузырьков заключено между волокнами ткани, чем они ближе расположены друг к другу, тем меньше такая ткань пропускает изнутри тепло, а снаружи – холод. Очень много воздушных пор в шерстяных тканях – общий объем пор в них достигает 92%; а в гладких, льняных – около 50%.

Кстати, теплозащитные свойства меховой одежды объясняются тем же эффектом воздушных пор. Каждая ворсинка меха - это маленький пустотелый цилиндрик с "запаянным" внутри него пузырьком воздуха. Сотни тысяч таких эластичных микроколбочек и составляют меховую шубу.

В последнее время широкое применение нашла одежда из синтетических материалов и наполнителей типа синтепон, нитрон и др. Здесь воздушные капсулы заключены в тончайшую оболочку из искусственных волокон. Синтетическая одежда немного уступает меховой по теплу, но зато она очень легка, не затрудняет движений, почти не ощущается на теле. Она не продувается ветром, к ней не пристает снег, она мало намокает.

Самый оптимальный вариант одежды – это многослойная одежда из разных тканей - лучше всего из 4-5 слоев.

Очень важную роль в зимних аварийных ситуациях играет обувь, ведь 90% всех отморожений приходится на нижние конечности.

Всеми доступными способами надо стремиться сохранить обувь, носки, портянки сухими. Для этого можно из подручного материала изготовить бахилы, обмотать ноги куском свободной ткани и т.д.

Убежище. Одежда, сколь бы теплой она не была, может защитить человека от холода лишь на часы, редко на дни. Никакая одежда человека от гибели не убережет, если вовремя не построить теплое убежище.

Матерчатые палатки, убежища из обломков транспортных средств, дерева, металла при отсутствии печки не спасут от холода. Ведь при возведении убежищ из традиционных материалов практически невозможно добиться герметической заделки швов и стыков. Убежища "продуваются" ветром насквозь. Теплый воздух улетучивается через многочисленные щели, поэтому при отсутствии печек, примусов и других высокоэффективных нагревательных приборов температура воздуха внутри убежища почти всегда бывает равна наружной.

Отличное убежище зимой можно возвести из снега, причем очень быстро – за 1,5-2 часа. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком, поднимается до минус 5-10 0 С при 30-40 градусном морозе на улице. С помощью свечи температуру в убежище можно поднять от 0 до 4-5 0 С и выше. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +30 0 С!

Основное достоинство снежных убежищ состоит в простоте строительства – их может построить любой человек, ни разу в жизни не державший в руках инструмента.

5.2 . Основные человеческие факторы, способствующие выживанию

Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на подсознательном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. В экстремальных условиях, при долговременном выживании инстинкт самосохранения постепенно утрачивается, рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие, его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасов продовольствия. 90% людей, оказавшихся после кораблекрушения на спасательных средствах, умирают в течение трех суток от моральных факторов. Не однажды спасатели снимали со шлюпок или плотов, обнаруженных в океане, мертвых людей при наличии продуктов и фляг с водой.

Выживание, основанное лишь на биологических законах самовыживания, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические реакции – действует психогенный поражающий фактор. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Это воля к жизни, когда желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. Воля к жизни подразумевает в первую очередь действия. Безволие есть бездействие. Нельзя пассивно ожидать помощи со стороны, надо предпринимать действия для защиты себя от неблагоприятных факторов, оказания помощи другим.

Общая физическая подготовка, закалка. Полезность общефизической подготовки для человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, доказывать не требуется. В экстремальной ситуации нужна и сила, и выносливость, и закаленность. Эти физические свойства в условиях экстремальной подготовки приобрести невозможно. Для этого требуются месяцы. Военнослужащие-спасатели приобретают их в ходе физзарядок, тактико-специальной подготовке, а также при индивидуальных занятиях отдельными видами спорта в свободное от занятий время.

Знание приемов самоспасения. Основа долговременного выживания – прочные знания в самых знания – рецептов приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.

Коробок спичек не спасет человека от замерзания, если он не знает, как правильно развести зимой или под дождем костер. Неправильно оказанная первая медицинская помощь лишь усугубляет состояние пострадавшего. Соблазнительно обладать исчерпывающими знаниями по самоспасению в любой климатической зоне страны, в любых экстремальных ситуациях. Но это сопряжено с усвоением большого объема информации. Поэтому на практике бывает достаточно ограничиться изучением конкретной климатической зоны и возможных в ней экстремальных ситуаций. Однако заранее важно изучить те приемы самоспасения, которые являются пригодными для любой климатической зоны, типовых экстремальных ситуаций: ориентирование на местности, определение времени, добыча огня примитивными способами, организация лагеря, сохранение продуктов питания, "добыча" воды, первая помощь, преодоление водных преград и т.п. Надо помнить девиз: "Знать – значит уметь, уметь – значит выжить!".

Навыки выживания. Знание приемов выживания должно подкрепляться и навыками выживания. Навыки выживания приобретаются практикой. Имея, например, оружие, но не владея навыками охоты, можно умереть с голоду при изобилии дичи. При овладении навыками выживания не следует "разбрасываться", пытаясь сразу овладеть всем объемом информации по тому или иному интересующему вопросу. Лучше уметь делать меньше, да лучше. Необязательно практически усвоить строительство всех типов убежищ из снега (их около 20), вполне достаточно уметь строить три-четыре убежища различных конструкций.

Правильная организация спасательных работ. Выживание группы, оказавшейся в экстремальной ситуации, во многом зависит от организации спасательных работ. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данный момент времени. Коллективное выживание позволяет сохранить жизнь каждому участнику группы, индивидуальное – ведет к гибели всех.

Работы внутри лагеря должен распределять руководитель группы сообразно с силами и возможностями каждого. Физически крепким, в первую очередь мужчинам, поручать наиболее трудоемкие работы – заготовку дров, постройку убежищ и т.д. Ослабленным, женщинам и детям давать работы, связанные со значительной затратой времени, но не требующие больших физических усилий – поддержание костра, сушка и ремонт одежды, сбор продуктов питания и т.п. Следует в то же время подчеркивать важность каждой работы вне зависимости от вложенных в нее трудозатрат.

Любая работа должна, насколько это возможно, проводиться в спокойном темпе с равномерным расходованием сил. Резкие перегрузки с последующим длительным отдыхом, неритмичность работы ведут к быстрому истощению сил, к нерациональному расходованию энергозапасов организма.

При правильной организации работ расход сил каждого участника группы будет примерно одинаков, что крайне важно при пайковом, то есть равном для всех, рационе питания.

5.3. Выживание в природной среде

5.3.1. Основы и тактика выживания в природной среде

Основы выживания в природной среде составляют прочные знания в самых различных областях, начиная с основ астрономии и медицины, и заканчивая рецептами приготовления пищи из нетрадиционных "продуктов", которые могут оказаться в месте выживания – кора деревьев, корни растений, лягушки, насекомые и т.д. Необходимо уметь ориентироваться без компаса, подавать сигналы бедствия, уметь соорудить убежище от ненастью, разжечь костер, обеспечить себя водой, защититься от диких животных и насекомых и т.п.

Большое значение имеет выбор тактики выживания в природной среде.

В условиях выживания возможно три вида поведения людей, три тактики выживания - пассивное выживание, активное выживание, комбинация пассивного и активного выживания.

Тактика пассивного выживания – это ожидание помощи спасателей на месте аварии или в непосредственной близости от нее, строительство сооружений для жилья, оборудование посадочных площадок, добыча продуктов питания и т.п.

Тактика пассивного ожидания оправдывает себя в случаях аварий, вынужденных посадок транспортных средств, исчезновение которых предполагает организацию спасательных операций для обнаружения и спасения пострадавших. Она применяется в ситуациях, когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать и когда доподлинно известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших.

Тактику пассивного выживания выбирают и тогда, когда среди пострадавших находится нетранспортабельный больной или несколько тяжело больных; когда в группе пострадавших преобладают женщины, дети и неподготовленные к активным действиям, плохо экипированные люди; при особо сложных климатических условиях, исключающих возможность активного передвижения.

Тактика активного выживания – это самостоятельных выход потерпевших аварию или спасателей к ближайшему населенному пункту, к людям. Она может быть применена в случаях, когда исключена надежда на скорую помощь; когда есть возможность установить свое местонахождение и есть уверенность в достижении ближайших населенных пунктов. Активное выживание применяют и в тех случаях, когда возникает необходимость срочно покинуть первоначальное место вследствие тяжелых погодных и других факторов и заняться поиском местности, удобной для пассивного выживания. Активное выживание применяется и в случае эвакуации пострадавших из района бедствия.

В некоторых случаях возможна совмещенная, то есть включающая в себя активную и пассивную форму тактика выживания. В этом случае общими усилиями пострадавших организуется долговременный лагерь (бивак), после чего из числа наиболее подготовленных создается маршрутная группа. Цель маршрутной группы – в кратчайшие сроки достичь ближайшего населенного пункта и с помощью местных поисково-спасательных служб организовать эвакуацию остатков группы.

5.3.2. Ориентирование на местности. Ориентирование по солнцу и звездам

А. Определение сторон горизонта днем

Если у вас нет компаса, можно по солнцу определить приме­рное направление на север (а зная, где север - все остальные стороны горизонта). Ниже приведен способ, с помощью кото­рого можно в любое время, когда солнце светит достаточно ярко, определить стороны горизонта по тени шеста (рис. 5.1).

Найдите прямой шест длиной в один метр и сделайте следу­ющее:

1. Воткните шест в землю на ровной, свободной от расти­тельности площадке, на которой отчетливо видна тень. Шест не обязательно должен стоять вертикально. Наклон его для получения лучшей тени (по размеру и направле­нию) не влияет на точность этого способа.

2. Отметьте конец тени небольшим колышком, палочкой, камнем, веткой, собственным пальцем, углублением в снегу или любым другим способом. Подождите, пока конец тени не передвинется на несколько сантиметров. При длине шеста в один метр надо подождать 10-15 мин.

3. Снова отметьте конец тени.

4. Проведите прямую линию от первой отметки до второй и продлите ее примерно на 30 см за вторую отметку.

5. Встаньте так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, а носок правой ноги - у конца проведенной линии.

6. Теперь вы стоите лицом к северу. Определите другие стороны горизонта. Чтобы отметить направления на земле (для ориентации других), проведите линию, пересекающую первую в виде креста (+), и обозначьте стороны горизонта. Основное правило при определении сторон горизонта.Если вы еще не уверены, поставить левую ногу или правую на первую отметку (см.п.5), запомните основное правило, отлича­ющеевосток от запада.

Солнце всегда восходит на восточной стороне и захо­дит на западной (но редко точно на востоке и точно на западе). Тень движется в противоположном направлении. Поэтому в любом месте земном шара первая отметка тени всегда будет в западном направлении, а вторая - в Восточном.

Для приблизительного определения севера можно пользова­ться обычными часами (рис.5.2).

В северной умеренной зоне часы устанавливают так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Линия с севера на юг лежит между часовой стрелкой и цифрой 12. Это относится к стандартному времени. Если часовая стрелка переведена на час вперед, то линия с севера на юг проходит между часовой стрелкой и цифрой 1. В летнее время, когда стрелки часов переводятся еще на час вперед, вместо цифры 1 надо учитывать цифру 2. Если вы сомневаетесь, с какой стороны линии находится север, запомните, что солнце в Северном по­лушарии до полудня находится в восточной части неба, а после полудня - в западной. Часами можно также пользоваться и для определения сторон горизонта в южной умеренной зоне, но несколько иначе, чем в северной зоне. Здесь цифру 12 следует направить на солнце, и тогда линия С-Ю будет проходить посере­дине между цифрой 12 и часовой стрелкой. При переводе часо­вой стрелки на час вперед линия С-Ю лежит между часовой стрелкой и цифрой 1 или 2. В обоих полушариях умеренные зоны нахо­дятся между 23 и 66° северной или южной широты. В пасмурную погоду к центру часов приставьте палочку и держите ее так, чтобы тень от нее падала вдоль часовой стрелки. Посередине между тенью и цифрой 12 будет проходить направление на север.


^

Рис. 5.1. Определение направления на север по тени шеста.


Рис. 5.2. Определение направления на север с помощью часов.

Можно ориентироваться и по созвездию Кассиопеи. Это созвездие из пяти ярких звезд имеет форму наклоненной буквы М (или W, когда оно низко). Полярная звезда находится прямо в центре, почти на прямой линии от центральной звезды этого созвездия, примерно на таком же расстоянии от нее. как и от Большой Медведицы. Кассиопея также медленно вращается вокруг Полярной звезды и всегда находится почти напротив Большой Медведицы. Такое положение этого созвездия оказы­вает большую помощь для ориентации в том случае, когда Боль­шая Медведица расположена низко и может быть не видна из-за растительности или высоких местных предметов.

В Южном полушарии определить направление на юг и отсюда все остальные направления можно по созвездию Южный Крест. Эта группа из четырех ярких звезд имеет форму креста, накло­ненного в одну сторону. Две звезды, образующие длинную ось или стержень креста, называются „указателями". От основания креста мысленно продлите расстояние в пять раз большее длины самого креста и найдите воображаемую точку; она и будет служить направлением на юг (рис. 5.4.). От этой точки смо­трите прямо на горизонт и выберите какой-либо ориентир.


Помочь в определении сторон света могут и растения. Кора деревьев, отдельные камни, скалы, стены старых деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайником (рис.5.5). Кора деревьев с северной стороны бы­вает грубее и темнее, чем с южной. В сырую погоду на дере­вьях (особенно это заметно у сосны) образуется мокрая те­мная полоса. На северной стороне ствола она сохраняется дольше и поднимается выше. У берез с южной стороны ствола кора обычно светлее и эластичнее. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

Весной травяной покров более развит и густ на северных окраинах полян, прогреваемых солнцем, в жаркий период лета наоборот - на южных, затененных. У муравейника более поло­гая сторона обращена к югу.

Весной на южных склонах снег как бы «ощетинивается», обра­зуя направленные на юг выступы (шипы), разделенные впади­нами. Граница леса по южным склонам поднимается выше, чем по северным.



Рис. 5.5. Определение направления на север по муравейнику, годовым кольцам и мху на камнях.

Наиболее точны астрономические приемы определения сто­рон света. Поэтому ими следует пользоваться в первую очередь. Все прочие применяйте лишь, в крайнем случае, - в условиях плохой видимости, ненастной погоды.

5.3.3. Определение времени

Способ определения направления на север по тени (рис. 5.6) можно использовать для определения приблизительного вре­мени дня. Это делается следующим образом:

1. Передвиньте шест до точки пересечения линий восток -запад и север-юг и установите его на земле вертикаль­но. В любом месте земного шара западная часть линии соответствует 6.00 часам, а восточная часть -18.00.

2. Теперь линия С-Ю становится полуденной линией. Тень от шеста является как бы часовой стрелкой на солнечных часах и при помощи ее вы можете определить время. В зависимости от вашего местонахождения и времени года тень может двигаться или по часовой стрелке, или против нее, но это не мешает определению времени.

3. Солнечные часы не являются часами в обычном пони­мании. Продолжительность „часа" в течение года на них неодинакова, но обычно принимается, что 6.00 всегда со­ответствует восходу солнца, а 18.00 - заходу. Однако солнечные часы вполне годятся для определения времени при отсутствии настоящих часов или для того, чтобы пра­вильно поставить часы.

Определение времени дня очень важно для назначения встречи, проведения запланированного согласованного действия отдельными лицами или группам, определения оставшейся продолжительности дня до наступления те­мноты и т.д. 12.00 по солнечным часам всегда будет дей­ствительно соответствовать полудню, однако другие пока­зания часовой стрелки по сравнению с обычным време­нем несколько отличаются в зависимости от местонахо­ждения и даты.

4. Способ определения сторон горизонта по часам может дать ошибочные показания, особенно в низких ши­ротах, что может привести к „кружению". Чтобы этого избежать, поставьте свои часы по солнцу, а затем опреде­лите по ним стороны горизонта. При таком способе устра­няется 10-минутное ожидание, необходимое для того, чтобы определить стороны горизонта по движению тени, и вы можете за это время получить такое количество пока­зателей, какое необходимо для того, чтобы избежать «кружения».

Рис. 5.6. Определение времени дня по тени.

Определение сторон горизонта таким видоизмененным спосо­бом будет соответствовать определению направления на север по тени от шеста. Степень точности обоих способов одинакова.

С точки зрения отношений с окружающей средой существование человеческой цивилизации по-прежнему остается крупнейшей экологической проблемой современности. В последние десятилетия действие техногенных факторов резко возросло, что привело к возникновению глобальных проблем загрязнения основных объектов среды обитания. В наше время каждый житель планеты представляет себе всю серьезность существующих экологических проблем. Одни проблемы носят локальный характер, другие – оказывают влияние на жизнь региона или Земли в целом. Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский писал, что «наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли и существенно повлиявшую на биосферу. Изменилась структура и характер общественных процессов, весь образ жизни человека». Каждая из глобальных (т. е. влияющих на всю планету) экологических проблем – комплексная, одна влияет на другую или на несколько других. Зачастую невозможно точно определить, та или иная проблема является причиной или следствием других. Численность населения Земли растет экспоненциально, и постоянное увеличение количества людей ведет к непрерывному повышению объемов производства пищи и энергии, использования природных ресурсов и усилению воздействия на биосферу Земли. Увеличение количества всех видов транспорта, работающих на традиционных энергоносителях, способствует загрязнению атмосферы и, как следствие, почв и вод продуктами нефтепереработки, тяжелыми металлами, угарным газом и диоксидом углерода. Постоянно увеличивается количество как промышленных, так и бытовых отходов. Их сжигание приводит к попаданию в атмосферу большого спектра вредных веществ, в том числе диоксинов. Захоронение отходов ведет к замусориванию территории, загрязнению почв и грунтовых вод. Атмосфера Земли загрязнена огромным количеством продуктов человеческой деятельности – промышленности, автотранспорта и коммунально-бытового хозяйства. Наиболее распространенные загрязнители воздуха: взвешенные частицы; летучие органические соединения; оксиды углерода, серы, азота; тропосферный озон; свинец и другие тяжелые металлы. Фотохимический туман (смог) – это многокомпонентная смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. Фотохимический смог образуется в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и повышенной не менее суток инверсии. Устойчивая безветренная погода, которая обычно сопровождается инверсиями, нужна для создания высокой концентрации реагирующих веществ. Такие условия возникают чаще в июне– сентябре и реже зимой. Кислотные осадки формируются из-за попадания в атмосферу соединений серы и азота, основные источники которых – промышленность и транспорт. Кислотные осадки приводят к ухудшению качества вод и, следовательно, гибели обитателей водоемов. Они вызывают деградацию лесов, значительно снижают устойчивость деревьев к вредителям и болезням, увеличивают выщелачивание биогенов в почвах, что ведет к снижению плодородия. Одна из наиболее серьезных проблем – изменение климата. Главные ее причины – накопление в атмосфере парниковых газов (в первую очередь диоксида углерода С02, метана СН4, тропосферного озона О3, закиси азота N2O, фреонов и некоторых других газов). Изменение климата может привести к серьезным последствиям: деградации земель в ряде регионов; потерям урожая; увеличению частоты и интенсивности ураганов и бурь, опасности наступления сильных паводков и засух; таянию части ледников: повышению уровня моря и изменению количества осадков; сокращению продуктивности Мирового океана. С середины 1980-х гг. началось активное изучение проблемы истощения озонового слоя. Все живое на Земле защищено от жесткого ультрафиолетового излучения слоем озона в стратосфере. Увеличение проникновения ультрафиолетовых лучей ослабляет иммунитет человека, более 2/3 видов сельскохозяйственных культур страдают от повышения ультрафиолета, в океанах он убивает планктон – основу пищевых цепей. Озоновая «дыра» над Антарктидой захватывает все большие площади Южного полушария, появились озоновые «дыры» в Арктике, наблюдается регулярное снижение содержания озона над средними северными и южными широтами. Основные вещества, способствующие разрушению озонового слоя, – хлорфторуглероды, используемые в холодильниках и аэрозольных товарах. На уменьшение озонового слоя влияют также разложение минеральных удобрений, полеты ракет и сверхзвуковых самолетов, ядерные взрывы. Наибольшее загрязнение морских экосистем происходит по причине излива нефти в результате аварий танкеров, широких нефтедобывающих работ на шельфе, аварий на нефтепроводах. В Мировой океан со стоком рек, ливневыми стоками, аэрозолями и другими путями попадает большое количество загрязняющих веществ. Природные воды суши во многих регионах загрязнены разнообразными химическими соединениями, попадающими с удобрениями, пестицидами, канализационными и промышленными стоками. Повышается уровень бактериального и теплового загрязнения вод. В реках и озерах погибают многие виды животных и растений. Грунтовые воды, обычно обладающие прекрасным качеством и без всякой очистки удовлетворяющие требованиям стандартов по питьевой воде, загрязняются вредными химическими веществами свалок, подземных резервуаров и трубопроводов, пестицидами, удобрениями и др. Почвенный покров планеты постоянно подвергается опасности. Самое разрушительное влияние на почву оказывает эрозия, причины которой – распашка и культивация, перевыпас и сведение лесов, засоление почв при орошении. В результате эрозии земля может терять плодородие до тех пор, пока не превратится в пустыню. Основные результаты загрязнения почв представлены на рис. 6. Сокращение площадей, занятых лесами. Почти половина лесов, некогда покрывавших Землю, исчезла. Леса, ранее занимавшие более половины территории суши, в настоящее время покрывают 51,2 млн км2 (37%). Ухудшились и качественный состав лесов, и продуктивность лесных насаждений. Значительно истощены запасы древесины наиболее ценных пород, исчезли или находятся под угрозой вымирания в связи с разрушением лесов и изменением их структуры тысячи видов животных и растений. Леса сводятся по трем основным причинам: освоение новых территорий под сельскохозяйственные культуры и пастбища; получение древесины для строительства, деревообрабатывающей и бумажной промышленности; получение топлива для приготовления пищи и обогрева, а также добыча полезных ископаемых, строительство и рекреационная нагрузка. Несмотря на то что каждая из обсуждавшихся здесь глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными губящими природу недостатками. К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого «Green Peaсe’а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и порой заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы например. Загрязнение почв: - повышение содержания нитратов - повышение содержания тяжелых металлов - гибель деревьев, растений - гибель микрофлоры - уменьшение количества дождевых червей - уменьшение плодородия - увеличение количества нитратов в растительных продуктах - деградация почв, эрозия, рост оврагов - загрязнение грунтовых вод - повышение заболеваемости населения - снижение пищевой ценности растений Все экологические организации функционируют в одной из форм: общественные, частные, государственные либо организации смешанного типа. Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг». В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей выделяет также внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов. Закон о техническом регулировании регулирует отношения, возникающие при установлении как обязательных требований, так и добровольных правил и характеристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также по оценке соответствия. Документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования – технический регламент (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: 1) безопасность излучений; 2) биологическую безопасность; 3) взрывобезопасность; 4) механическую безопасность; 5) пожарную безопасность; 6) безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); 7) термическую безопасность; 8) химическую безопасность; 9) электрическую безопасность; 10) радиационную безопасность населения; 11) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; 12) единство измерений. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ). Для разработки проектов технических регламентов должны использоваться полностью или частично в качестве основы международные и национальные стандарты. Целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции; содействие соблюдению требований технических регламентов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; стандарты организаций; своды правил; международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2011№ 255-ФЗ). Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области (Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ). Как закреплено в Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии, что означает право жить в такой окружающей среде (ОС), в которой не возникает угроз для его здоровья и условий деятельности. Это право обеспечивается нормированием качества ОС («экологическим нормированием»). Экологическое нормирование – это установление показателей качества окружающей среды и предельно допустимых воздействий на нее, научная, правовая, административная деятельность, направленная на установление предельно допустимых норм воздействия (экологических регламентов, нормативов) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградации экосистем, гарантируется сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения. Нормирование в области охраны окружающей среды – центральная идея Федерального закона «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 26июня 2007 г.), где подробно излагаются основы нормирования, требования к нормативам, нормативы, а также требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, различных отраслей промышленности. В природоохранной практике России экологическое нормирование фактически уже давно служит одной из основных мер охраны окружающей среды, а введение государственных норм качества ОС и установление порядка нормирования хозяйственной деятельности на окружающую среду является важнейшей функцией государственного экоменеджмента. Нормативы качества ОС устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим показателям. Если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив его предельно допустимой концентрации, то состояние воздуха или почвы является благоприятным. Таким образом, установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества ОС служат одним из главных юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды. Экологическое нормирование в широком смысле представляет собой не только деятельность по установлению нормативов качества, но и деятельность по установлению нормативов воздействия человека на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. В целях государственного регулирования хозяйственной деятельности, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды Законом «Об охране окружающей среды» (2007 г.), определена система природоохранных нормативов, которая включает: нормативы качества окружающей среды по химическим, физическим, биологическим показателям состояния компонентов окружающей среды и природных объектов с учетом природных особенностей территорий и акватории и целей использования; нормативы воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы качества окружающей среды, технологические нормативы на допустимые выбросы и сбросы; нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды в соответствии с природоохранными требованиями. Конечная цель нормирования, как и Закона «Об охране окружающей среды: обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечения экологической безопасности. В российском экологическом праве деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям определяется как экологическая сертификация. Экологическая сертификация – это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов – документов, выдаваемых государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющих соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом Объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлениями Правительства РФ и номенклатурой, утверждаемой Госстандартом России. Проводится также добровольная сертификация: 1) объектов окружающей природной среды (прежде всего особо охраняемых природных территорий, а также природных объектов, предназначенных для использования); 2) природных ресурсов (почвы, древесины «на корню», семян, племенной продукции); 3) отходов производства и потребления (в особенности, опасных); 4) технологических процессов (с природными ресурсами и природоохранных); 5) товаров (работ, услуг), претендующих на экологическую этикетку или предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей среде (т. е. товары, работы и услуги природоохранного назначения). Экологическая сертификация часто опирается на заключения экологической экспертизы или экологического аудита. Одним из организационно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять требуемое засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический аудит (экоаудит). Это вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита. Экологический аудит – независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды – объектов и экологического аудирования. Экологический аудит представляет собой систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки или о несоответствии определенным критериям. Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и(или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей среды, которая предпринимается с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на объекты окружающей среды, существующим нормативнометодическим документам. Помимо государственной в России существует еще и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу. Таким образом, законы являются средством закрепления государственной, в нашем случае экологической, политики и принимаются органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Основополагающим законом экологического права России как отрасли является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. В Законе даны следующие основные определения: Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Следующим объемным законом рассматриваемой области является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. Он устанавливает, что гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.