Развивать речь ребенка 1.5 2. Как стимулировать речь ребенка. Как развивать речь ребенка

27.4.2000 18:52:29, Марго Моему сыну полтора года. Он знает много слов, составляет простые предложения. Но говорит только по первому слогу от каждого слова. Например, корова "ко", листик "ли" и т.д. Такое чувство, что мы застряли на этом этапе. Словарный запас растет. А понимать его становится все сложнее. "Ба" - это и бабочка, и батон, и банан. Посоветуйте, пожалуйста, как развить его разговорную речь.

  • 27.4.2000 18:52:29, Марго
    Моему сыну полтора года. Он знает много слов, составляет простые предложения. Но говорит только по первому слогу от каждого слова. Например, корова "ко", листик "ли" и т.д. Такое чувство, что мы застряли на этом этапе. Словарный запас растет. А понимать его становится все сложнее. "Ба" - это и бабочка, и батон, и банан. Посоветуйте, пожалуйста, как развить его разговорную речь. Может, у кого-то подобные проблемы? Мы и читаем емучасто (он это любит), и стараемся слова четко произносить. Что нужно делать в подобных случаях?
    • 29.4.2000 20:24:18, Мария Д.
      Есть одна идея: вместе с ребенком придумывать ЗНАКИ для слов. Это и с маленькими совсем отлично работает, а в полтора вообще замечательно. То есть обращаете внимание, какое движение ребенок делает при слове "собака" или сами делаете (только должна быть в основном крупная моторика, например, "собаку гладить" всей рукой) и повторяете движение несколько раз, говоря "собака". Ребенок через несколько таких движений понимает, что это новое слово. Некоторые дети сами целый словарь создают такой, и могут на нем предложениями об"ясняться. Сразу скажу, предвосхищая вопросы: это развитию устной речи ПОМОГАЕТ. Дело в том, что для развития речи нужно "продвинуто" общаться причем самим говорить, а не только слушать (кто иностранные языки учил, знает). А для общения нужна речь, плюс необходимые связи и структуры в мозгу (понятия об идее словосочетания, предложения и т.п.). Такой вот "порочный круг". А знание ЛЮБОГО языка, даже своего собственного изготовления:-), развивает эти структуры. Если непонятно рассказала, спрашивайте о деталях, я про это пару книг прочла, так что смогу рассказать...
    • 1.5.2000 13:11:54, Марго
      Я так поняла, что все новые слова надо подкреплять жестами. Но вот что интересно: слова, которые он узнал в последние несколько недель, он говорит полностью (например "яма", "река"). А что раньше говорил по одному слогу - так и продолжает. Может быть, попробовать жестикулировать на "неправильные" слова? Мария, если я не ошибаюсь у Вас есть свой сайт. Не могли бы Вы сообщить его адрес?
    • 1.5.2000 16:48:42, Мария Д.
      Именно так, как Вы говорите (подкреплять слова жестами), плюс "подхватывать" жесты и звуки ребенка и вносить их в этот "словарь". При этом лучше, конечно, произносить и общее слово и "слово" ребенка, так сказать, сразу давать перевод:-). Еще, уже писали, большой стимул - общение с новыми людьми, которые действительно не понимают. Если Вы сами не понимаете, что он имеет в виду, то можно ему это об"яснить, даже напечатанные слова показать, с подкрашенными ключевыми частями, типа: "Видишь, "конь" и "корова" начинаются с одного слога "ко", а мы их различаем по остальным частям..." Скольких людей я видела, кто притворялся, что не понимают, у всех дети на это обижались (но видела я всего несколько, конечно). Разве что игру из этого устроить, но чтобы ребенок понимал, что это игра. Дочка использует почему-то ПОСЛЕДНИЙ слог слова, или даже последнюю букву... Например, "к" - это любой детеныш (щенок, олененок). Мой сайт:
      На русском (только про малышей): http://www.naturalmath.com/baby/russian/ .
      На английском (математика и unschooling): http://www.naturalmath.com
    • 29.4.2000 9:20:51, Катя
      Мы недавно купили замечательную книжку с упражнениями пог развитию речи для детей от года до трех. Издательство "Эксмо" Н.С. Жукова "Учимся говорить правильно". Мне нравится очень. Там и артикуляционные упражнения, и стимульные материалы. Картинки, правда, аляповатые (на мой взгляд), но сыну (1.9) очень нравится. Эта книга у нас стала любимой.
    • 29.4.2000 8:56:41, Аля
      Недавно одна мама рассказала мне историю про то, как ее дочь начала говорить после приезда бабушки. А когда она уехала, благополучно перестала. Оказалось, бабушка постоянно разговаривала с внучкой. Причем стихами. Видят дерево - три стихотворения о дереве, машину видят - стихи о машине и т.д.
    • 28.4.2000 23:6:43, Ната
      И у нас в вашем возрасте была такая проблема.Но,зная что в принципе сын может произнести правильно, говорила "Извини, дружок, я не понимаю". Он повторял, я опять не понимала до тех пор, пока он не произносил 2-3 слога. Через пару недель я и это не понимала, и к 2 годам ребенок говорил абсолютно чисто. Еще мы пели Зайцевские таблицы - очень укрепляет артикуляционный аппарат.
    • 28.4.2000 21:25:9, Cтелла
      Сейчас столько дефектов речи у детей, как никогда раньше, по словам нашего логопеда, дети 4-5 лет к ней ходят, которые кроме мама еще 5-8 слов знают и все, это самые тяжелые случаи. А легких дефектов столько, что у нее даже все выходные почти полностью забиты, вот сколько работы. Совет - и постоянно говорить с ребенком, очень медленно, игры на концентрацию внимания. Пока для такого малышки достаточно.
    • 28.4.2000 10:27:14, Нюша
      Опять я с тем же самым, но уж больно оно мне нравится...
      РАЗВИТИЕ РЕЧИ (Марина Васильева)
      упражнения на развитие речи, которые рекомендовали в Центре здоровья и .
      1. Упражнения на язык и губы:
      - движения высунутого языка: вверх, вниз, по кругу, высунуть-всунуть, и т.д. Если ребенок еще не понимает (невозможно ему объяснить), то пусть повторяет за вами.
      - облизывать губы, как бы варенье слизывать (мы на самом деле мажем губы вареньем, иначе не делает:-))), облизывать зубы языком
      - облизывать языком ложку, тарелку после еды (конечно, это в ущерб воспитанию:-))
      - движения рта - открыть, закрыть, "о", "и", "у", "а" - ну и так далее, для более старших - ... как бы это объяснить? - сквозь губы выдыхаете, и губы "вибрируют", что ли, как бы "Бр-р-р".
      - дуть-задувать. Задувать свечку, дуть на горячую еду.
      2. Как разговаривать с ребенком.
      - надо "забыть" о том, что ребенок все понимает, и сложные фразы, и очень много слов. Надо говорить с ним короткими предложениями (двусложными), очень четко проговаривая буквально каждую букву. Нараспев, отделяя каждый слог, можно даже постукивать в такт (один удар на каждый слог). Выделять ударный слог. Повторять по нескольку раз. (ох, как же тяжело все это описывать словами, нам-то показывали:-))
      Например: Па-ро-ВОЗ! Е-дет па-ро-ВОЗ! Чух-Чух! Па-ро-ВОЗ! Как е-дет па-ро-ВОЗ? Чух-чух! Па-ро-ВОЗ! Хорошо бы, чтоб ребенок пытался повторять, хотя бы первую букву или слог. Если произнес, то еще 2-3 раза повторите.
      - немного "шантажировать". Просит он что-нибудь, а вы ему: "Что тебе дать? Машину? Ма-ШИ-на! Скажи "Ма-ШИ-на!" Скажи: "Дай!"" (ну, конечно, в разумных пределах, не доводя до слез).
      - перестать "понимать" его язык жестов
      3. У нас еще была проблема - некоторые буквы ребенок вообще не умел произнести. Нас учили произносить:
      "в" - в момент, когда ребенок что-то произносит, легонько прижмите его нижнюю губу к зубам (надо, чтоб она коснулась верхних зубов, поэтому, если рот широко открыт, немного прикройте ему рот - за подбородок)
      "д" - опять же в момент, когда ребенок что-то произносит, нажмите ему (легонько!) под подбородком, там еще ямка под челюстью - получается "д". Только это надо делать как-то в игре, чтоб не испугать.
      4. Ну, естественно, упражнения на мелкую моторику. Она ведь что-то говорит непонятное? Например, если она говорит: "Кысь", Вы поддерживаете беседу: "Киса, да, киса говорит "мяу", или она говорит "котки", а Вы: "Колготки, мама оденет дочке на ножки, колготки" и т.д. То есть, находите слово очень похожее на то, что она сказала и его "обыгрываете", рассказываете про это слово, несколько раз его повторяете. Это очень действенная методика. Или просто говорите все названия всех предметов, которые попадаются Вам с дочкой на пути, показываете их и несколько раз называете. Называйте несколько раз все, на что она обращает свое внимание.
    • 28.4.2000 9:2:48, oksana
      Как ни странно, речь можно развить,развивая мелкую моторику пальчиков.
    • 27.4.2000 20:56:34, Юлия
      У нас таже проблема. Он у меня вообще долго молчал, а в год начал говорить толи слогами, толи звуками ко-га-ка-уу ну и тому подобное. Причем незавтсимо от того что спрашиваешь, любой звук какой придет в голову... Но ведь ВСЕ понимает, сасранец такой, все что надо покажет, принесет. САМ сидит "читает" себе книжки(мы ему с 6 месяцев читаь начали). Но вот молчит и все тут... Даже МАМА говорит только тогда,когда ревет. Нам 1,5 года вчера стукнуло, но не слова еще от него не услышала. Моя мама говорит, что я вообще до 3 лет молчала, а потом "прорвало" так что остановить нельзя было. А еще говорят, что мальчики позже начинают говорить. Так что мы сидим и ждем.
    • 30.4.2000 14:24:4, Наташа
      Вот и у нас также. 1.10 сыну. Правда, говорит: мама, гага.. Все что не мама - это гага. А чего напрягаться - итак понимают. Но я заметила, что когда его сильно доставала наша непонятливость, он напрягался и "выдавал": лзя! (в смысле - можно), не надя!, кыр!(кефир)(а потом напрочь забывал о своем достижении) Но, кстати, заболели и прорвало (дней 5-7 назад): был понос - появилось слово "кака", ждали в больнице папу и он принес куклу, кот. кричит: папа - и сразу появилось: папа, папка, бабака, куку, кря-кря (уточка, купаться), аааам (вместо мяу), ступеньки считаем (ав,ва,ры,ыре,...)
    • 28.4.2000 11:40:30, Галина
      У нас тоже самое, один в один. Сыну сейчас 1г и 5 мес и тоже молчит. Все исследования прошли, все в порядке. Остается только ждать, пока заговорит. И "мама" тоже говорит, когда ревет. И я тоже молчала до 3-х лет, зато потом прорвало и сразу чистая речь целыми предложениями. Просто удивляюсь такому совпадению.
    • 28.4.2000 2:6:25, Ирина
      Старайтесь больше провоцировать ребенка на употребление речи. Делайте вид, что "не понимаете" его - удивляйтесь, переспрашивайте, одевайте не то, идите не туда и т.д. И всегда активно радуйтесь каждому правильно произнесенному слову. Поиграйте в игру "Это что?" с призами. (По очереди участники спрашивают друг у друга - Это что?, причем, можно называть вещи чем угодно, "придумывать" их. Например, показывая мячик:Это что?- Это земля (солнышко, арбуз, колобок); то есть, кто больше назовет предназначений предмета).
    • 28.4.2000 12:45:9, Слоник
      Еще список упражнений, которые можно задействовать встретила здесь http://www.angelfire.com/pop/mchulova/vse/read.html

Обсуждение

Дочке Саше 1,5 года (родилась на 6 недель раньше срока), общается в основном жестами (понимает примерно около 1 тыс. слов), не говорит, если и скажет слово то раз в месяц (любимые слова "буду", "Саса"-Саша, "ам-ам"-еда, "буль"-купаться, "са"-собака, "ж-ж-ж"-летать), т.е. она не немая, в основном словарный запас состоит из глаголов, существительных практически нет, как ее разговорить? я дома с дочкой сижу одна, но она не хочет со мной общаться, хочет общаться с другими людьми, но словарный запас бедный и диалога не получается

03.10.2007 14:44:57, Альгиз

В полтора года не стоит волноваться из-за недостаточной развитой фонетической стороны речи. Уделяйте пока больше внимания развитию мелкой моторики, внимания (слухового, зрительного, тактильного...), памяти, восприятия...

Комментировать статью "Развитие речи 1,5 годовалого малыша"

Книги серии «Читаем с малышом» ─ библиотека из 7 книг. Каждая книга составлена из произведений, предназначенных на определённый возраст: 0-1, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Вместе с этими книгами ребёнок будет расти и получать необходимые базовые знания. И. Токмакова, Н. Пикулева, М. Дружинина ЧИТАЕМ С МАЛЫШОМ. ОТ 0 ДО 1. ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ Малыш, только родился, а уже с любопытством рассматриваем мамино лицо, слушает первые звуки, слова – своё имя, которое мама произносит нежно и с...

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике». В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках. «Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти...

Коротенькая заметка о наиболее частых проблемах в развитии речи у детей, такие как многократное повторение отдельных слогов или целых слов и растягивание слов. Дисфункция может появиться в возрасте от 1 до 5 лет. Дисфункция обычно указывает на то, как у ребенка развивается его восприятие языка (понимание языка) и выражение языка (использование языка). Заикание может появляться и пропадать, речевые навыки Вашего малыша продолжают развиваться. Распространенная дисфункция для детей повторение...

Все методики развития памяти основаны на том, что человеческий мозг заканчивает свое развитие в самом раннем возрасте (3-5 лет). И согласно нетрадиционным учениям, если ребенку до годовалого возраста не втолковать - кто был первым президентом Америки, то позже подобные данные объяснять повзрослевшему ребенку будет достаточно трудно. Иначе, детей 5-6 лет научить читать и считать гораздо легче, чем малышей 7-8 лет, ребят 3-4 лет быстрее, чем - 5-6 и т.д. Сегодня очень много литературы для...

1, 5 годовалые капризы. Поскажите, как у вас?. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Немного из того, что она говорит: Это ме мама пупи (это мне мама купила). При этом развития темы нет, просто одно предложение и указание пальчиком. логопед ставит звуки, но у вас речи как таковой нет, давно пора к неврологу, вы описываете речь 1. 5 годовалого ребенка...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Целый день мама занята домашними делами: то посуду помыть, то белье постирать, то кушать приготовить. И обязательно нужно поиграть с ребенком. Если Вашему ребенку больше года, и он уже самостоятельно может ходить, то игрой для него может быть участие в маминых хлопотах. Можно заняться вместе развешиванием постиранного белья. Можно вместе складывать вещи в стиральную машину. Маленький помощник подает Вам по одной вещичке, а Вы кладете их в стирку. Маленький помощник учится вешать свои...

Стоит водить своего кроху в ясли? Этот вопрос зачастую волнует родителей, особенно занятых работой. Посещение яслей, советуют родителям большинство специалистов, ведь это полезно с любой точки зрения науки, будь то медицина, социология, психология, педагогика. Вождения ребенка в соответствующее заведение, имеет массу плюсов, но и не меньше минусов. Посещение яслей способствует развитию и воспитанию малыша. Ребенок с раннего детства контактирует с воспитателями и детьми, в процессе чего он...

Что должен говорит ребенок в 1 год

Да ничего ему в 1 - 1, 5 не понятно. Требовать от годовалого малыша осознанного поведения Притом, развитие его не всегда (!) будет уступать развитию детей, которые в 2 года читают И нежелание читать, и задержка речи, и привычка швыряться вещами может оказаться...

Обозначим возраст раннего развития детей: 1 - 3 года Ведущая деятельность – предметная Вид игровой деятельности – сюжетно-отобразительная игра (к трем годам – предпосылки сюжетно-ролевой игры) В процессе действия с предметами происходит изучение физических, динамических, пространственных свойств предметов, разделение целого на части и составление из частей целого, складываются представления о функциональном назначении предметов и способах действия с ними. Составляя программу раннего развития...

Малыш сломал передний зубик:(. Зубы. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. У Вашей подруги в 8-9 лет передний зуб был постоянным.Его безусловно нужно было восстанавливать.А в год и 2 месяца речь идет о...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Питание (меню для малыша 1. 5 года аллергика). Чем кормить 1. 5 годовалого аллергика.

Календарь развития ребёнка. Ночные кормления 1. 5 годовалого ребенка. Дочке полтора года, и она на грудном вскармливании. Днем меня кушает редко - если ее отвлекать, то может всего пару раз за день покушать.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Вобщем набор слов как у 1. 5 годовалого.(При проведении М Р Т выявлены постгипоксические изменения.

Развитие речи 1, 5 годовалого малыша. Развитие речи 1, 5 годовалого малыша. 27.4.2000 18:52:29, Марго Моему сыну полтора года. Он знает много слов, составляет простые предложения.

Развитие речи 1, 5 годовалого малыша 27.4.2000 18:52:29, Марго Моему сыну полтора года. Он знает много слов, составляет простые предложения. Но говорит только по первому слогу от каждого слова.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: (нефтеюганск 1, 5 годовалый малыш вернули родителям).

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 - 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева.

Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

  1. Дети из неблагополучных семей - плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» - они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода - накопления словаря, в другой - овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные - а, у, о, и; согласные - п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. - 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы - его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, словокаша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или словопапа - пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам - 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев - около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев - около 90 слов;
  • к концу 2-го года - 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество - от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора - два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников - мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 1,5 года ребенок уже задает вопросы на своем собственном... Каждый родитель должен знать особенности...

Ребенок в полтора года – настоящий исследователь. Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 18 месяцев ваш непоседа уже задает вопросы на своем собственном языке. И для того, чтобы научить малыша скорее говорить, каждый родитель должен знать особенности развития ребенка этого возраста.

Если ваше чадо в семье уже не первое, то опыт определенно есть. Но возможно несколько советов и толика новых знаний помогут научить ребенка разговаривать быстрее.

Вопрос первый – нужен ли вам вундеркинд?

Все без исключения родители уверены, что их ребенок особенный. Оно и понятно — ведь на свете другого такого нет и никогда не будет. А вот воплощать свои несбывшиеся мечты за счет любимого карапуза не стоит. У него свои желания, капризы и мечты. Ведь именно в этом возрасте вы закладываете фундамент будущей жизни ребенка, как бы странно это ни звучало для родителей полуторагодовалых малышей.

Сейчас все большей популярности набирает тенденция раннего обучения ребенка иностранным языкам. Взрослые стараются научить малыша в 18 месяцев английским, немецким, французским словам. Нужно ли это делать и оправданы ли усилия? Однозначный ответ – в полтора года категорически нет.

Ваш ребенок только начинает познавать мир. Ему и родной язык еще как иностранный для вас. Он учиться разговаривать на том языке, который слышит вокруг себя повсеместно: дома, в магазине, на прогулке.

Кроме того, исследования детских психологов показали, что учить малыша в 18 месяцев иностранным языкам — тормозить его речевое развитие. Мозг еще не может воспринимать такое количество новой информации, создавать стойкие нейронные связи.

Тематический материал:

Вопрос второй – первые слова

Ребенок в возрасте от 9 месяцев и до 1 года и 2 месяцев обычно начинает активно ходить. Именно в это время появляются первые слова, первая схематическая речь. До года это существительные, обозначающие тех людей (в некоторых случаях и предметы) которые постоянно окружают малыша: мама, папа, дядя, тетя, баба, деда.

Причем карапуз говорит слова, которые заканчиваются на гласную – ему так легче. Звукоподражетельные: ав-ав (собачка), му (корова) и так далее, тоже получаются весьма легко.

Иногда слова имеют очень замысловатую форму и состоят из части слова, обозначающего предмет. Например «бака» — собака, «ися» — киска. Если это не просто набор звуков, а осмысленное слово, оно будет повторяться каждый раз, как только малыш увидит то, о чем говорит.

Проследите за тем, какие именно слова любит ваш ребенок. Есть категория детей, которые предпочитают существительные – это (по последним психологическим исследованиям) говорит о том, что у карапуза будет аналитический склад ума с уклоном в гуманитарную сторону.

Если же малыш предпочитает слова, обозначающие действие: дай, уйди – будет человек деятельный, активный, с техническим складом ума. Сколько в этом правды – увидите сами.

Зачастую дети обобщают под одно слово несколько предметов, причем совершенно далеких друг от друга. Например «ням-ням» может означать как желание покушать, так и еду или жующего человека. Важно, чтобы такие слова сопровождались жестами. Значит, ребенок осмысленно говорит и понимает сам свои слова, стараясь обратить ваше внимание.

На вопрос: «Сколько слов должен говорить ребенок в 1.5 года» мнения специалистов значительно разняться. В среднем словарный запас должен составлять около 30-40 слов, включая краткие или схематические слова.

Вопрос третий – что делать с «Ы»?

В 10-11 месяцев ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Он пытается вас спросить о том, что его интересует. А делает он это, тыкая пальчиком в заинтересовавший предмет и произнося «Ы!» — такая у него сейчас речь!

Ни в коем случае не запрещайте ему это делать. Он должен знать о том, что привлекло его внимание как можно больше. Именно с таких вопросов и ваших ответов и начинается развитие осмысленной речи.

Отвечайте на вопрос обстоятельно, а не односложно. Например: «Это большая машина. Она делает как?» и вместе с малышом воспроизведите звук бибикающей машины. И так со всеми предметами, на которые ребенок обратил внимание. Ваше чадо делает первые открытия в своей жизни – оказывается каждый предмет имеет свое название и каждое слово имеет свой смысл.

Таким образом, вы формируете пассивный словарь (слова, которые малыш понимает, но пока не говорит). При правильно развитии речевых навыков очень скоро эти слова из пассивного перекочуют в активный и вы услышите их из уст своего чада.

Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?

Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.

Самый простой способ, который подходит для малышей в 11-12 месяцев, как первый опыт тактильного познания мира путем эксперимента.

Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.

Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.

С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.

  1. Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
  2. Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
  3. Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
  4. Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.

Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Теперь же, к 1,5 годам Физическое развитие ребенка несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами. В этот период совершенствуются навыки, приобретенные ранее. Познание окружающего мира - одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться со множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «какой вкус у песка?», «высыпается ли стиральный порошок из пакета?», список этот можно продолжать до бесконечности, юный исследователь не даст скучать ни вам ни себе. С 1,5 до 2-х лет - на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.

Что новенького

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Полезно знать

В возрасте около полутора лет у всех малышей непреодолимое желание лазать: залезает на любую мебель, стулья, диваны, столы, пытается перелезть через ограждения. Родителям стоит вовремя позаботиться о безопасности маленького альпиниста. Любит вытаскивать ящики, проверяет, что лежит на столе, на полке, поэтому предметы на стол следует ставить не ближе 30 см от края.

Развивается самосознание ребенка, он осознает собственное «Я». Малыш начинает понимать, что он, мама и папа, это семья, что у вас есть дом, что у других людей есть другой дом, что у него есть вещи, и он ими управляет. Сфера интересов ребенка характеризует его наклонности. Кто-то начинает увлеченно рисовать, другой танцевать или слушать музыку. Это отличный период, для того чтобы определить уникальность и индивидуальность вашего ребенка, для того, чтобы помочь ему в дальнейшем развивать свои способности. Ваша главная задача дать малышу как можно больше информации о разнообразии окружающего мира.

Вы заметите также, что ребенок стал менее эгоцентричным, он учится жалеть других, проявлять к ним сострадание. Активно развивается фантазия, малыш занимается естествознанием, начинает самостоятельно строить и конструировать. Он по-прежнему проверяет во всем границы дозволенного, что потребует от вас особого терпения.

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака - «ав-ав», кошка - «кис», машина - «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Как выглядит ребенок в 1.5 года


Физическое развитие ребенка в 1.5 года

Хорошо самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под ноги. Почти не падает.

Уверенно сам, не держась за предметы, встает на ноги. При ходьбе без затруднений держит игрушку, но может и уронить. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в нем. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Начинает кидать мяч после того, как ему покажут, как это делать. Учится бросать мяч вниз, вперед, вверх.

Катит перед собой коляску. При ходьбе тянет игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.

Еда ребенка в 1.5 года

Уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Ложку держит еще по-детски, в кулачке. Может пользоваться вилкой.

Большинство детей в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.

Бытовые навыки. Раздевается с небольшой помощью взрослых. Тапки, шапку, варежки-рукавички, носки может снять самостоятельно. Пытается снимать с себя колготки перед купанием. Расстегивает молнию на одежде. Также с помощью взрослого может надеть носки, обувь или шапку.

Пытается помогать взрослым по дому. Выполняет ваши бытовые просьбы: принесет из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, выкинет мусор в мусорную корзину или ведро. Понимает и выполняет более разнообразные и новые указания: закрой дверь и т.д.

Если вы уже редко пользуетесь памперсами, то ребенок сообщает родителям, что намочил или запачкал штанишки, то есть не удержал мочу или кал.

Приучайте ребенка к новым гигиеническим навыкам - чистить зубы детской пастой. Если ребенок сопротивляется, то временно отложите эту процедуру.

Игры ребенка в 1.5 года

Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками.

Радуется собственным удачам и огорчается, если что-то не получается. Самостоятельно строит башню из двух кубиков. Если показать, как сделать более высокое строение, то может построить башню и из трех-четырех кубиков. Научите малыша строить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ваше дитя понимает вас, как исправляет ошибки, как обучается.

По примеру взрослого, а затем самостоятельно может построить машинку. Малыш кладет кубик на продолговатую деталь конструктора и двигает эту постройку, воспроизводя движение машины.

К 18 месяцам некоторые дети собирают пирамидку уже из трех - пяти колец, но пока еще без учета их размера.

Необходимо иметь дома по одной пирамидке разной формы: одну с круглыми кольцами, а другую с квадратными, нанизываемыми сегментами. При этом пирамидки должны быть примерно одинаковой величины. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной кольца все круглые, а на другой - квадратные бруски с дырками для нанизывания. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: «Покажи - где круглые кольца, а где квадратные бруски?» Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые - с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по круглой пирамидке: «Смотри, какая она гладкая». И по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками». Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне, поэтому сложенная пирамидка будет неровной. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы. Научить ребенка аккуратно сопоставлять бруски можно будет через несколько месяцев.

Продолжайте с ребенком игру-тренировку на вкладывание предметов, как это описано в предыдущем периоде. Кроме вкладывания плоских фигур в доску, ребенку может быть интересным вкладывание объемных предметов. Если вы до сих пор не купили, то для тренировки способности вкладывания необходимо приобрести игрушку под названием «Почтовый ящик». Это коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной геометрической формы и соответствующие им вкладыши. В ящик-коробку можно сначала просунуть несколько предметов, а затем его открыть и освободить их для повторного заталкивания. Лучше, если этот «ящик» будет прозрачным. Однако вначале ребенок может пытаться вкладывать предметы, применяя в первую очередь силу, без учета формы и взаиморасположения граней предметов и рамок. Поэтому взрослый должен сначала продемонстрировать соотношение предметов ребенку.

Укрепляется понимание различения «большое - маленькое». Большая часть детей в этом возрасте по вашей просьбе или самостоятельно во время игры могут вставить друг в друга предметы одинаковой формы, незначительно отличающиеся в размерах. Например, маленький пластиковый стаканчик в стаканчик средних размеров.

Продолжает подражать близким взрослым: «читает книгу или газету», как папа; «готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.

Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие, часто наблюдаемые действия взрослых: кормит, причесывает, умывает куклу, вытирает ей нос платком; моет пол или одежду, готовит кушать и т. д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты.

Тест-игра
Посадите рядом с ребенком куклу и положите носовой платок. Говорите: «У Ляли грязный носик. Вот платок». Ребенок должен приложить платок к носу куклы. Посадите рядом с ребенком куклу с волосами и положите расческу. Говорите: «Кукла Ляля растрепанная, вот расческа». Ребенок прикладывает расческу к волосам куклы и водит ею по волосам. К полутора годам он должен выполнять оба теста.

Перестает бросать один предмет за другим на пол.

Внимание!

Если же эта игра остается любимой, то необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности. Беспокоиться об умственном развитии малыша следует, если в этом возрасте, после окончания прорезывания зубов, ребенок постоянно продолжает тянуть несъедобные предметы в рот. Особенно если при этом наблюдается неудержание слюны. Эти явления могут отмечаться у здоровых детей и позднее при прорезывании оставшихся зубов, но тогда они отмечаются не постоянно, а только в период прорезывания. Обычно по ребенку видно, что он берет предмет в рот не для того, чтобы пробовать его на вкус, а для того, чтобы потереть им десны.

Рисует карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.

Интересуется действиями других детей. Однако может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками: не уступает свою игрушку, отнимает чужую. Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый (мать, бабушка) дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сама. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: «Дай бабушке кусочек», - и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может пододвинуть ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. После этого можно красочно и жалостливо объяснить малышу, насколько голодны его медвежонок или кукла, и предложить ребенку покормить игрушку. Научившись делиться с другими игрушками и людьми едой, ребенок начинает понимать, что он может заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо.

Во время игры ребенку хочется показать интересную игрушку маме или папе, он протягивает ее взрослому, но это совсем не значит, что ребенок хочет отдать игрушку. В действительности ему жалко отдавать игрушку, он просто делится своими впечатлениями о ней. Надо научить ребенка делиться вещами, давать их другим детям на некоторое время поиграть. Можно рассказывать о разных предметах: «Вот твой очень добрый медвежонок. Он любит делиться своими игрушками, вкусной едой, и ты, наверное, скоро будешь брать с него пример». Когда ребенок держит машинку в своих руках, взрослый рассказывает ему о ней: показывает колеса, кабину, руль и другие детали. Или у ребенка в руках книга, а мама показывает ему картинки в книге. Так ребенок постепенно начинает понимать, что совместное пользование игрушкой или вещью не означает их потерю для него.

Расширяется спектр переживаемых эмоций - подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации: жалеет, сопереживает, целует. Малыш выражает отрицательные эмоции, особенно в том случае, когда ребенок не достигает своей цели и не получает чувства удовлетворения. Он злится и огорчается, если взрослый не понимает, что хочет ребенок, или в чем-то отказывает ему.

Часто использует для общения жесты, в том числе указательный жест рукой и указательным пальцем для привлечения вашего внимания.

Любит самостоятельно рассматривать книгу с картинками, но еще часто листает по две-три страницы сразу. Может тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные объекты на странице. В процессе чтения сказки или после окончания чтения по вашей просьбе может показать несколько знакомых предметов или героев сказок на картинках. Некоторые дети могут и назвать их.

Понимание речи ребенком в 1.5 года

Начинает выполнять двух-этапные инструкции. Например: пойди на кухню и принеси чашку или возьми свою шапку и положи ее на стул. В этих инструкциях содержится два последовательных указания, и они требуют двух последовательных действий: во-первых, пойди на кухню и, во-вторых, принеси чашку.

Ребенка приходится наказывать в случае нарушения необходимых запретов - разумеется, не физически. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился. Если вы хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени - потом будет все труднее и труднее. Наказание должно сопровождаться доступным для ребенка разъяснением и убеждением и заключаться в неодобрении его действий, порицании, демонстрации холодного эмоционального отношения к ребенку. Замечание должно делаться спокойным голосом. Резкое повышение голоса, раздражительный тон не рекомендуются. Еще хуже резкий переход от крика к ласке и наоборот. Нельзя накричать на ребенка, а затем в порыве раскаяния утешать.

Половина детей в возрасте 1,5 года по просьбе взрослого показывают не менее трех частей тела на себе, кукле или взрослом, даже если его специально не учили этому действию.

Начинает ориентироваться в основных цветах. Иногда находит такого же цвета игрушку, как просит взрослый. При общении с ребенком нужно показывать и называть цвета окружающих предметов.

Выложите перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными. На вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т.д. большинство детей к 18 месяцам могут правильно показать 1–2 объекта. Узнавание связано с развитием обобщающей функции понимаемой речи: ребенок уже понимает, что на картинке изображен один из тех автомобилей, что он видел на улице. Также он понимает, что игрушечный автомобиль - это тоже автомобиль, аналогичный тем, что он видел на улице, в телевизоре и на картинке.

Активная речь ребенка в 1.5 года

Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как что называется («кто это, что это?»). К 18 месяцам малыш должен назвать хотя бы один предмет. Большинство детей правильно называют несколько хорошо знакомых предметов.

Активный словарный запас в полтора года достигает не менее восьми - девяти слов, а у многих детей - нескольких десятков. Резкий рост словарного запаса происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Среди используемых слов имеются не только названия предметов, с которыми часто играет ребенок, но и слова общения и сообщения. Например: «привет», «пока», «спокойной ночи». Для выражения идеи появления «вот!» и исчезновения «нет!». Для обозначения отношения между предметами - слова «больше», «еще» и др.

Правильные, настоящие слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды, все чаще используются вместо прежних - облегченных, лепетных - слов. Теперь ребенок говорит «машина» вместо «би-би», «собака» вместо «ав-ав» и т.д.

Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

Какой режим у ребенка в 1,5 года

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

С полутора лет начинается возраст, когда педиатры рекомендуют начинать приучение крохи к горшку. . Вероятнее всего вы всего лишь проходите этапы «приучения». Вряд ли они будут легки и понятны всем. Вам в любом случае, нужно запастись терпением и делать это мягко, не ругать малыша в случае промашек и не требовать от него слишком быстрых и стабильных успехов. В противном случае можно не только расшатать его нервную систему, но и сформировать стойкую неприязнь к горшку.

Как кормить ребенка в 1,5 года

В этом возрасте малыш уже способен принимать участие в семейных трапезах и есть все то же, что и взрослые, только в более измельченном виде. У него нарастает желание все делать самостоятельно, в том числе и есть за столом. Однако спокойно сидеть и есть ему редко когда удается, чаще всего он пытается делать это на ходу. Возможно малыш умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой густую пюреобразную пищу, или готов к обучению.

Рост ребенка к полутора годам значительно замедляется. Если за первый год жизни его масса тела увеличивается примерно втрое, то от года до двух он вырастает всего на 30 процентов. Поэтому и пищи малышу нужно меньше. К тому же рост малыша в высоту идет значительно больше, чем в ширину, а в качестве энергетических запасов ребенок расходует жир, накопленный в младенчестве. Вот почему дети этого возраста начинают визуально «худеть».

Грудное вскармливание

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет - можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт ребёнку прожевать сложно. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Полезно знать

По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Например:


  1. Завтрак - 8:00.

  2. Обед - 13:00.

  3. Полдник - 16:00.

  4. Ужин - 19:00.

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

Нюансы кормления полуторагодовалого малыша:


  • В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.

  • Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

  • Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

  • Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов.

  • Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.

  • Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Полезно знать
В рацион полутора-годовалого ребенка педиатры советуют включать: цельное молоко, домашний сыр, целые яйца, говядину, арахисовое масло, рыбу (лосось, тунец), брокколи, шпинат, цветную капусту, дыню, манго, киви, папайю, абрикосы, грейпфрут, половинки винограда, клубнику, помидоры, макаронные изделия, крекеры грубого помола, пшеничные готовые завтраки, аккуратно - мед, нежирные оладьи, кексы.

Как играть с ребенком в 1,5 года

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки - стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Как развивать ребенка в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант - подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

Многие малыши в этот период уделяют особое внимание мелким деталям и любят, чтобы все лежало на своих местах, это очень удобное время для знакомства с пазлами.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи. У вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,5 года

Теперь вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний - перед прививкой, например, чаще.

Также детям в 18 месяцев проводится


  • Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы.

  • Первая ревакцинация против полиомиелита. Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению.

  • Ревакцинация против гемофильной инфекции.

Полезно знать

Ревакцинации проводят однократно детям, привитым на первом году жизни в соответствии с инструкциями по применению вакцин

Обратите внимание!
В 20 месяцев - вторая ревакцинация против полиомиелита.

1,5 года - малыш знает 30-40 слов. 2 года - малыш знает 200-300 слов.

Что должно встревожить родителей?

В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова.

Как происходит развитие речи ребенка с 1 года 6 месяцев до 2 лет?

К полутора годам благодаря умению подражать число слов, произносимых малышом, увеличивается до 30-40. Но, как правило, даже знакомые слова он использует еще редко, предпочитая заменять их мимикой и жестами. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.
Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, или своеобразные звукосочетания («чика» - качели, «кезон» - зонт и т. п.)

После 1,5 лет словарный запас начинает бурно развиваться. Если вы правильно занимались со своим малышом, то у него улучшилось произношение, а количество усвоенных слов к 2 годам увеличилось до 200-300. Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов, а затем - из трех-четырех.
К 3 годам ребенок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах.

Малыш может рассказать по памяти коротенькое стихотворение. К двум годам речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.

Он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, в его речи нет правильных грамматических связей между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.

Как развивать речь ребенка?

- С помощью игрушек разыгрывайте и объясняйте несложные сюжеты. Например, кукла Вера пришла с прогулки, вымыла руки, села обедать. Пусть малыш тоже говорит в процессе показа.

Вместе с малышом наблюдайте за птичками, за проезжающей машиной, за старшими детьми. Обязательно комментируйте увиденное.

Усложните занятия с картинками. Дайте малышу парные картинки с изображением одинаковых предметов, но показывающие разные действия (кошка спит и кошка сидит) и состояния (девочка смеется и девочка плачет) или предметы разного размера (мячик большой и маленький).
Предложите ребенку найти называемую картинку, сказать, что на ней изображено.

Разучивайте с ребенком стихи.

О каких принципах обучения языку вам нужно помнить, чтобы ваш малыш успешно овладел речью:

Так как вам приходится быть основными учителями языка для своего ребенка, вы можете влиять на этот процесс. Ваш малыш успешно овладеет речью, если в повседневном общении с ним вы будете учитывать следующие принципы обучения языку.

Вы являетесь языковым и речевым образцом для своего малыша, ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ребенок будет обязательно говорить так, как говорят окружающие его люди - члены семьи. Если вы не верите, что малыш наблюдает и усваивает ваш язык, как-нибудь послушайте, как он играет в дочки-матери: «Ты будешь мамой, а я - папой». Вы услышите свой собственный тон, интонацию, привычные слова и выражения.

Ваш ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем он может сказать.

Знакомство с речью должно проходить в приятной как для ребенка, так и для вас форме диалога.
Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые внимательно слушают его, разговаривают, взаимодействуют с ним. Дети, чье мнение безразлично родителям, с трудом овладевают искусством общения.

После того как вы задали ребенку вопрос, не торопите его с ответом. Так он скорее поймет, что беседа предполагает обдумывание речевых оборотов.

Не говорите с ребенком на «его» языке. Манерная, нарочито искусственная с исковерканными словами, сюсюкающая речь тормозит развитие ребенка. Таким образом не только не стимулируется его стремление к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляется детский язык. Но это не значит, что с маленькими детьми нужно говорить обязательно по-взрослому, используя сложные слова. Нужно приспосабливаться к речевым возможностям ребенка соответственно возрасту и употреблять наряду с обычными словами более легкие, такие как «мяу», «бай-бай» и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями («кошка», «спать»).

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи существенно осложняет успешное языковое развитие ребенка.
Некоторые родители думают, что малышу не нужно помогать, что это бесполезно, ведь ребенок вырастет и сам научится говорить. Однако если члены семьи и воспитатели не будут учить его правильной речи, то возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива.

Постарайтесь не поправлять речь ребенка, произнося: «Так не говорят», а просто повторите ту же фразу правильно. Иначе в другой раз малыш решит промолчать, боясь ошибиться.

Если вы не понимаете, что лепечет ваш малыш, то постарайтесь выудить суть из его речи или предложите малышу альтернативу. Если, стоя у полки с игрушками, он говорит «онок», спросите: «Тебе нужен медвежонок или котенок?»

Предоставляйте ребенку возможность проявить себя. Вопрос «Что ты сегодня делал?» позволит ему дать развернутый ответ, в отличие от вопроса «Ты катался сегодня на горке?», предполагающего лаконичное «да».

Не включайте слишком громко радио и телевизор: фоновый шум вынуждает ребенка говорить громче и быстрее, а некоторые малыши в такой обстановке и вовсе предпочитают молчать.
- Не заставляйте ребенка общаться с незнакомыми людьми, так как многим малышам нужно время для того, чтобы освоиться с новым для них человеком.

Если малыш взволнован, то, прежде чем он поделится с вами впечатлениями, предложите ему перевести дух и расположиться поудобнее. Тогда маленькому рассказчику будет легче справиться с эмоциями и сделать свое повествование понятным для окружающих.

Дети намного лучше усваивают новые для них слова, если сразу понимают практическое назначение связанных с ними вещей или явлений. Поэтому, общаясь со своим ребенком, обсуждайте окружающий вас мир, проговаривайте свои действия и напоминайте ему названия уже знакомых предметов. Имейте в виду, что чем чаще повторяется слово, тем легче его запомнить!

В помощь детям с задержкой речевого развития логопеды рекомендуют занятия, развивающие мелкую моторику, - оригами, лепка.

Как бы ни радовали вас некоторые неологизмы ребенка, вы, его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его речи то или иное из сочиненных им слов. Как бы ни нравились вам слова «колоток» и «кусарик», следует тут же заметить ребенку: «Нужно сказать "молоток" и "сухарик"». Ваша задача заключается в том, чтобы скорее приблизить речь ребенка к речи взрослых. Не консервируйте в речи своего малыша для своего развлечения причудливую лексику (всевозможные «сердитки», «журчей», «блистенький» и «мокрессы»). Так вы будете тормозить развитие речи ребенка.

Прислушайтесь к К. Чуковскому: «Исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка. Здесь нужен большой педагогический такт, ибо дело идет о сочетании самой неукоснительной требовательности с глубочайшим уважением к детскому разуму. Нужно помнить, что создание "колотков" и "кусариков" - вполне закономерный процесс, хотя, конечно, так же закономерны усилия взрослых ввести этот процесс в определенные рамки и тем самым помочь ребенку усвоить общепринятую речь, овладеть ее словарем и грамматикой.

Не забудем о том, что наряду с этой важной задачей у вас есть другая, не менее важная: систематически обогащать речь ребенка новыми и новыми словами. А так как в умственной жизни детей всякое обогащение словами неразрывно связано с обогащением знаниями, ответственность педагогов, осуществляющих эту задачу, представляется нам очень серьезной».