Танк пз 4 все модификации. Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161. Выбор снаряжения Pz.Kpfw. IV ausf. H

Вместе с обновлением 9.17.1 приходят новые изменения в немецкой ветки исследования World of Tanks, а вместе с ними и новые тяжёлые танки. Pz.Kpfw. VII является топовым танком 10 уровня WoT по ветки исследования (Тапка Б) и VK 45.02 (P) Ausf. A. По своим техническим параметрам, Pz.Kpfw. VII очень похож на VK 72.01 (K), который выдавался в качестве награды за сражения на глобальной карте. Однако при массе схожих характеристик, различий между этими машинами тоже довольно много.

Исторические факты Panzerkampfwagen VII

В январе 1942 года, промышленник Крупп представил на рассмотрение проект принципиально новой тяжёлой машины VK 70.01. Техника должна была пробивать броню танков противника толщиной 160 мм с расстояния в 1 километр. Спустя четыре месяца, проект был переименован Pz.Kpfw. VII.

Новая машина должна была оснащаться улучшенным вооружением и бронированием. При этом расположение плит лобовой брони планировалось под оптимальным углом, с целью повысить шанс рикошета вражеских попаданий. Проект предусматривал вариант заднего размещения башни, что имело только один недостаток: не самый лучший угол обзора. Также конструкторами обсуждалось решение использовать шасси боевой машины «Тигр», чтобы повысить унификацию техники в боевых условиях. Разработка супертяжёлого танка велась до конца июля 1942 года. Однако проект был приостановлен и Pz.Kpfw. VII остался навсегда «бумажным проектом».

Pz.Kpfw. VII Тактико-технические характеристики

Для начала, стоит отметить весьма приличный обзор для тяжа 10 уровня: 400 метров. Кроме этого, запас прочности танка также выглядит вполне пристойно – 2 500 единиц. Разумеется, это не самые рекордные показатели, однако, на фоне одноклассников позволяют чувствовать себя вполне уверенно. Если говорить о скоростных показателях, то среди бронированных «немцев» Pz.Kpfw. VII вполне может считаться рекордсменом. При этом танк имеет откровенно слабую динамику и манёвренность, поэтому подвижность машины будет вызывать массу нареканий.

Среди характеристик любого тяжёлого танка основополагающими являются параметры орудия. В случае с Pz.Kpfw. VII, тяж получился по-настоящему грозным и убийственным в плане вооружения, поэтому разберём основные показатели пушки.

Итак, в первую очередь, в глаза бросается сравнительно неплохой альфастрайк, дополненный отличной для тяжа скорострельностью. Это даёт возможность наносить до 2 100 единиц чистого урона за единицу времени. К слабым местам орудия можно отнести плохие углы вертикального наведения, но если учесть заднее расположение башни, 7 градусов вниз смотрятся весьма приемлемо.

Приличные показатели огневой мощности органично дополняются внушительными показателями бронепробития, что помогает уверенно расправляться с бронированными противниками при помощи базовых снарядов. Однако для более комфортной игры рекомендуется включать в боекомплект 10-15 голдовых снарядов, чтобы противостоять одноклассникам. Если затрагивать точность, то здесь тоже всё выглядит довольно неплохо. Кроме этого, орудие имеет минимальный разброс и завидную скорость сведения, что делает Pz.Kpfw. VII очень опасным противником в рандоме.

Значения тестируемых характеристик тяжёлого танка 10 уровня немецкой ветки исследования представлено на изображении ниже в сравнении уже с имеющимися ТТ 10 уровня World of Tanks:

Бронирование Pz.Kpfw. VII

Отдельного внимания заслуживает важный нюанс для всех тяжёлых танков: бронирование. На первый взгляд, Pz.Kpfw. VII смотрится довольно защищённым, однако здесь всё не столь ординарно, как кажется. Значения бронирования на данный момент не отличаются от аналогичного танка VK 72.01 (K):

Лобовое бронирование выглядит просто отлично: толщина бронеплит 240 миллиметров и расположены они под правильными углами. В совокупности, это даёт на 40 мм больше чем у VK 72.01 (K), поэтому можно уверенно вытанковывать урон, но с опаской относиться к топовым ПТ и голдовым снарядам. Башня тяжа аналогична той, что установлена у его брата-близнеца, при этом лобовая броня смотрится несколько хуже, чем защита передней части корпуса. Положение спасает маска орудия, которая закрывает почти весь лоб башни и имеет скошенные щёки. В результате попадания противников в маску неизменно приводят к рикошетам и непробитиям.

Проблемы у тяжа наблюдаются с бортами, и довольно серьёзные. По заявленным характеристикам, бортовое бронирование имеет значение в 160 мм, что смотрится неплохо, и учитывая заднее размещение башни служит поводом эффективно танковать обратным ромбом. Однако передняя часть заужена, соответственно при довороте корпуса врагу открывается основание башни, куда тяжа могут пробить даже противники ниже уровнем.

Как танкует Pz. Kpfw VII

Исследование Pz.Kpfw. VII

Как играть на Pz.Kpfw. VII

Pz.Kpfw. VII представляется действительно мощной техникой, пусть и не лишённой некоторых изъянов. Если вспомнить слабую динамику, можно сделать вывод, что мы имеем дело с танком одного направления. Кроме того, если нет уверенности в надёжности сокомандников, можно просто занять выгодную позицию недалеко от базы.

На полях рандома, Pz.Kpfw. VII может находиться на передовой, уверенно выдавливая противников или сдерживая атаку на выбранном направлении. Этому способствует хорошая броня и мощное вооружение. Однако позиции следует выбирать с таким расчётом, чтобы избежать огня артиллерии. Кроме этого, вытанковывая урон не стоит слишком доворачивать корпус, подставляя под выстрелы основание башни. Учитывая эти особенности, действовать можно так: выкатываемся под прямым углом, делаем шот и откатываемся в укрытие на КД, ловя лобовой бронёй башни рикошеты. В остальном действуем по стандартной схеме: следим за мини-картой, оберегаем борта от ст и прячемся от артиллерии. Чтобы избежать смертоносной карусели средних танков, позицию подбираем так, чтобы исключить место для манёвров ст: в лобовом столкновении, даже одноклассники не смогут пробить броню грозного тяжа.

Если сравнивать танк с его практически полным аналогом VK 72.01 (K), можно увидеть, что защищён Pz.Kpfw. VII намного лучше. Однако мы имеем дело с предварительными характеристиками, которые в дальнейшем могут быть изменены разработчиками.

Оборудование и навыки экипажа Pz.Kpfw. VII

При выборе модулей, игроки обычно стараются нивелировать слабые стороны техники. В случае с Pz.Kpfw. VII, рекомендуется улучшить его преимущества, чтобы получить по-настоящему убойную машину. Поэтому выбор оборудования может выглядеть так:

  1. Досылатель – это стандартный модуль для большинства техники в игре, помогающий повысить скорострельность, а соответственно урон в минуту.
  2. Стабилизация орудия – поможет снизить разброс и повысить точность орудия.
  3. Просветлёнка — даёт право первого выстрела и увеличивает и тах неплохие показатели обзора.

Впрочем, последний модуль можно заменить «Вентиляцией»
, чтобы получить незначительный бонус ко всем характеристикам машины.

Если говорить об экипаже, то важность прокачки правильных перков для танкистов известна даже начинающим игрокам. Немецкий танк Pz.Kpfw. VII насчитывает пять человек экипажа. При этом важно учитывать, что речь идёт о тяже 10-го уровня, который должен продавливать направление и раздавать соперникам максимум урона. С учётом этих особенностей, выбор перков будет следующим:

Немаловажную роль играет и снаряжение. Набор для тяжёлых «немцев» обычно стандартный:


малые огнетушитель, аптечка и ремкомплект. Впрочем, если запас игрового серебра позволяет, снаряжение можно заменить полноразмерными аналогами. Важно отметить, что автоматический огнетушитель можно заменить плиткой шоколада, чтобы ещё немного прибавить к возможностям машины.

Итоги по Pz.Kpfw. VII

Если сравнивать общие характеристики, можно понять, что Pz.Kpfw. VII действительно хорош. Однако чтобы получить полное представление о его возможностях, нужно суммировать его преимущества и недостатки. В итоге получится такая картина.

Достоинства:

  • Отличное лобовое бронирование корпуса и башни.
  • Комфортные ДПМ и альфастрайк.
  • Высокий уровень пробития орудия базовым снарядом.
  • Один из лучших показателей точности на уровне.
  • Вполне приемлемое для заднего расположения башни горизонтальное наведение ствола.

Недостатки

  • Откровенно слабая динамика.
  • Картонные борта.
  • Громоздкий силуэт.

Видео Pz.Kpfw. VII

6-04-2015, 15:06

Всем доброго времени суток! С вами команда АCES.GG, и сегодня мы поговорим о немецком среднем танке пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Рассмотрим его слабые и сильные стороны, разберем ТТХ, а так же способы и тактики применения в бою этой машины.

Немецкий средний танк пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H можно открыть с помощью среднего танка четвертого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D за 12 800 опыта, а так же с помощью легкого танка четвертого уровня Pz.38 nА, но уже за 15 000 опыта. Стоить он будет на момент покупки 373 000 кредитов.

Разберем ТТХ Pz.Kpfw. IV ausf. H

Pz. IV H имеет средний показатель очков прочности на своем уровне, который составляет 480. Конечно, это не особо много, но если не терять их понапрасну, то вполне хватает. Динамика у танка приемлемая, особого дискомфорта не доставляет. Свои 40 км/ч танк набирает вполне неплохо. Если говорить о бронировании, то у танка оно не самое лучшее, особенно в корме и по бортам. Но танк вполне может держать удар, при правильном использовании, от машин своего уровня и ниже. Так же машина обладает приемлемым на своем уровне обзором, который составляет 350 метров.

Орудия Pz.Kpfw. IV ausf. H

Теперь поговорим об орудиях, их у танка на выбор три.

Первое это орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/43. Оно дается нам в стоковой комплектации танка на момент покупки. Особых плюсов у данного орудия нет, не считая его скорострельность. Но с ним нам придется играть до тех пор, пока не откроем одно из следующих орудий.

Второе орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/48. Именно его можно считать топовым для этого танка, конечно, если вы не любитель фугасниц. Данное орудие имеет приемлемое бронепробитие для своего уровня. Не лучшую, но все же неплохую точность, а так же хорошую скорострельность. Средний урон за выстрел составляет 110 единиц, это не слишком много, но повторюсь, что для своего уровня это вполне приемлемый показатель.

И третье орудие 10,5 cm Kw.K. L/28. Главным плюсом данного орудия являются его кумулятивные снаряды. Пробитие составляет 104 мм, что воплне хватит для аннигиляции большинства противников, с которыми встретится Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Также не стоит забывать и о фугасах, с помощью них мы сможем уничтожать слабобронированные цели с одного выстрела. Не стоит забывать, что у данного орудия очень плохая точность, поэтому желательно всегда сводиться до конца.

Оборудование на Pz.Kpfw. IV ausf. H

Стандарт для меня и стандарт для многих средних танков

орудийный досылатель среднего калибра, улучшенная вентиляция и усиленные приводы наводки.

Умения и навыки экипажа Pz.Kpfw. IV ausf. H

Стандартом и хорошим выбором будет:

Командир - Шестое чувство, Ремонт, Боевое братство.
Наводчик - Ремонт, Плавный поворот башни Боевое братство.
Механик-водитель - Ремонт, Плавный ход, Боевое братство.
Радист - Ремонт, Радиоперехват, Боевое братство.
Заряжающий - Ремонт, Бесконтактная боеукладка, Боевое братство.

Мой выбор:

Выбор снаряжения Pz.Kpfw. IV ausf. H

Здесь еще один стандарт, а именно: малый ремкомплект, малая аптечка и ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк большой ремкомплект, большую аптечку и автоматический огнетушитель. Можно также вместо автоматического огнетушителя поставить шоколадку.

Тактика и стиль игры Pz.Kpfw. IV ausf. H

Тактика игры на Pz. IV H зависит от того с какими уровнями танков вам приходится бороться.

Pz.Kpfw. IV ausf. H в топе

На Pz. IV H в топе лучше всего в начале боя занять хорошую позицию на средней или дальней дистанции, и расстреливать попавших в засвет врагов. Так же можно и принять участие в раше, если такой намечается. Главное при этом стоит учитывать, что рядом с вами должны быть союзники, которые смогут вас прикрывать, а так же укрытия, за которые вы сможете уехать после выстрела, что бы перезарядиться. Благодаря скорострельности орудия 7,5 см можно вполне неплохо наносить урон врагу, а с орудием 10,5 см можно будет уничтожать слабобронированные танки с одного выстрела. Главное при всем при этом стараться не подставляться под выстрелы противника

Pz.Kpfw. IV ausf. H против шестых уровней

В боях против шестых уровней можно так же действовать агрессивно или пассивно. При агрессивном стиле игры можно будет поддержать союзный раш, стреляя по врагам из-за спин союзников, или же просто заняться подсветом танков противника для союзных машин. А при пассивном стиле нужно будет занять место в кустах и настреливать урон по врагам, попавшим в засвет. Самое главное нам нужно будет избегать машин с большим средним уроном за выстрел, таких как КВ-2, КВ-85 со 122 мм орудием и им подобных. Ведь если они нас не убьют с одного выстрела, то сделают калеками до конца боя.

Pz.Kpfw. IV ausf. H против седьмых уровней

Против седьмых уровней на передовой нам делать будет нечего, поэтому лучше всего будет действовать из-за спин союзников на второй или же третьей линии. Так мы сможем наносить урон по врагам, при этом не получая его сами, ведь многие танки седьмого уровня нас будут убивать с одного или двух выстрелов. Ну а если же такой геймплей вам не по душе, то можете попробовать аккуратно поехать вперед навстречу судьбе, которая решит, будете ли вы нагибать или же просто сольетесь. А если серьезно, то на первой лини нам нужно будет действовать крайне аккуратно, ведь в случае чего мы просто напросто превратимся в легкий фраг. Поэтому данная тактика крайне рискованная, но если все делать правильно, то она способна принести свои плоды.

Ну а самое главное в любом бою нужно будет уметь правильно анализировать карту, составы команд, и разъезд ваших союзников. Исходя из анализа, уже стоит выбрать тактику и направление, на котором вы будете действовать. Так же не стоит забывать смотреть на миникарту, что бы в случае чего своевременно переехать на то или иное направление, где будет нужна наша помощь.

Итог

Pz. IV H типичный представитель средних танков на своем уровне, которые вполне хорошо сбалансированы, и доставляют массу приятных впечатлений от игры на них. Танк имеет вполне неплохой потенциал, благодаря которому можно будет влиять на исход боя. Так же Pz. IV H как и многие машины пятого уровня способен вполне неплохо фармить кредиты и приносить своему обладателю кучу удовольствия от игры на нем.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.


«Panzerkampfwagen IV» («PzKpfw IV», также «Pz. IV»; в СССР был известен также как «T‑IV») - средний танк бронетанковых войск вермахта периода Второй мировой войны. Существует версия, что Pz IV изначально классифицировался немецкой стороной, как тяжёлый танк, однако документально она не подтверждена.


Самый массовый танк вермахта: выпущено 8 686 машин; серийно выпускался с 1937 по 1945 год в нескольких модификациях. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять танкам аналогичного класса. Французский танкист Пьер Дануа писал про PzKpfw IV (в модификации, на тот момент, ещё с короткоствольной 75-мм пушкой): «Этот средний танк превосходил наши В1 и В1 bis по всем параметрам, включая вооружение и, в какой-то степени, броню».


История создания

По условиям Версальского мирного договора, потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции. Но несмотря на это, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера в тайне велись работы по созданию танков. До начала 1930-х годов эти разработки не заходили далее постройки прототипов, как из-за недостаточных характеристик последних, так и из-за слабости промышленности Германии того периода. Тем не менее, к середине 1933 года германским конструкторам удалось создать первый свой серийный танк - Pz.Kpfw.I и в течение 1933-1934 годов начать его серийное производство. Pz.Kpfw.I, с его пулемётным вооружением и экипажем из двух человек, рассматривался лишь как переходная модель на пути к строительству более совершенных танков. Разработка двух из них началась ещё в 1933 году - более мощный «переходный» танк, будущий Pz.Kpfw.II и полноценный боевой танк, будущий Pz.Kpfw.III, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой.

Из-за изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III, было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки, с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В январе 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс проектов на создание машины такого класса, чья масса не превышала бы 24 тонны. Поскольку работы по бронетехнике в Германии в тот период всё ещё велись в тайне, новому проекту, как и остальным, было присвоено кодовое именование «машина поддержки» (нем. Begleitwagen, обычно сокращаемый до B.W.; в ряде источников приводятся некорректные наименования нем. Bataillonwagen и нем. Bataillonfuehrerwagen). С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934-1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа.


Танк Pz.Kpfw. IV Ausf. J (Музей бронетехники - Латрун, Израиль)

Все представленные проекты имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра и отсутствием поддерживающих катков, за исключением всё того же VK 2001(Rh), в целом унаследовавшего ходовую часть со сблокированными попарно опорными катками малого диаметра и бортовыми экранами от опытного тяжёлого танка Nb.Fz. Лучшим из них в итоге был признан проект «Крупп» - VK 2001(K), но Управление вооружений не удовлетворяла его рессорная подвеска, которую они требовали заменить более совершенной торсионной. Однако «Крупп» настояла на применении ходовой части со сблокированными попарно катками среднего диаметра на рессорной подвеске, заимствованной у отвергнутого прототипа Pz.Kpfw.III её же разработки. Чтобы избежать неизбежных при переработке проекта под торсионную подвеску задержек с началом производства остро необходимого армии танка, Управление вооружений было вынуждено согласиться на предложение «Крупп». После последовавшей доработки проекта, «Крупп» получила заказ на производство предсерийной партии нового танка, к тому времени получившего обозначения «бронированная машина с 75-мм пушкой» (нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). С апреля 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение - Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw.IV. Помимо этого, ему был присвоен индекс Vs.Kfz.222, ранее принадлежавший Pz.Kpfw.II.


Танк PzKpfw IV Ausf G. Бронетанковый музей в Кубинке.

Серийное производство

Panzerkampfwagen IV Ausf.A - Ausf.F1

Первые несколько Pz.Kpfw.IV «нулевой» серии были изготовлены в 1936-1937 на заводе «Крупп» в Эссене. Серийный же выпуск первой серии, 1.Serie/B.W., был начат в октябре 1937 года на заводе «Крупп-Грузон» в Магдебурге. Всего по март 1938 года было выпущено 35 танков этой модификации, обозначавшейся как Panzerkampfwagen IV Ausführung A (Ausf.A - «модель А»). По единой системе обозначений германской бронетехники танк получил индекс Sd.Kfz.161. Танки Ausf.A во многом всё ещё являлись предсерийными машинами и несли противопульное бронирование, не превышавшее 15-20 мм и слабо защищённые приборы наблюдения, особенно в командирской башенке. Вместе с тем, на Ausf.A уже были определены основные конструктивные особенности Pz.Kpfw.IV, и хотя в дальнейшем танк многократно подвергался модернизации, изменения в основном сводились к установке более мощного бронирования и вооружения, либо к непринципиальной переделке отдельных узлов.

Сразу после окончания производства первой серии, «Крупп» приступила к производству улучшенной - 2.Serie/B.W. или Ausf.B. Наиболее заметным внешне отличием танков этой модификации была прямая верхняя лобовая плита, без выдающейся «рубки» механика-водителя и с ликвидацией курсового пулемёта, который был заменён смотровым прибором и лючком для стрельбы из личного оружия. Улучшена была и конструкция смотровых приборов, прежде всего командирской башенки, получившей броневые заслонки, и смотрового прибора механика-водителя. По другим данным же, новая командирская башенка была введена уже в процессе производства, так что часть танков Ausf.B несла командирскую башенку старого типа. Мелкие изменения коснулись и посадочных люков и различных лючков. Лобовое бронирование на новой модификации было доведено до 30 мм. Танк получил также более мощный двигатель и новую 6-скоростную коробку передач, что позволило существенно поднять его максимальную скорость, причём его запас хода также возрос. Вместе с тем, боекомплект Ausf.B сократился до 80 выстрелов к орудию и 2700 пулемётных патронов, вместо, соответственно, 120 и 3000 на Ausf.A. «Крупп» был дан заказ на производство 45 танков Ausf.B, но из-за нехватки комплектующих, реально с апреля по сентябрь 1938 года было произведено только 42 машины этой модификации.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.A на параде, 1938 год.

Первой сравнительно массовой модификацией стала 3.Serie/B.W. или Ausf.C. По сравнению с Ausf.B, изменения в ней были незначительны - внешне обе модификации различимы лишь по наличию бронированного кожуха ствола спаренного пулемёта. Остальные изменения свелись к замене двигателя HL 120TR на HL 120TRM той же мощности, а также началу установки на части танков отбойника под стволом орудия, для отгибания расположенной на корпусе антенны при повороте башни. Всего было заказано 300 танков этой модификации, но уже в марте 1938 года заказ был сокращён до 140 единиц, в результате чего с сентября 1938 года по август 1939 года было произведено, по разным данным, 140, либо же 134 танка, тогда как 6 шасси были переданы для переделки в мостоукладчики.


Музейный Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием

Машины следующей модификации, Ausf.D, выпускались двумя сериями - 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. Наиболее заметным внешним изменением стал возврат к ломаной верхней лобовой плите корпуса и курсовому пулемёту, который получил усиленную защиту. Внутренняя маска орудия, которая оказалась уязвимой для брызг свинца при пулевых попаданиях, была заменена внешней. Толщина бортовой и кормовой брони корпуса и башни была доведена до 20 мм. В январе 1938 года «Крупп» получила заказ на производство 200 машин 4.Serie/B.W. и 48 5.Serie/B.W., но в ходе производства, с октября 1939 по май 1941 года, как танки были закончены только 229 из них, тогда как остальные 19 были выделены для постройки специализированных вариантов. Часть танков Ausf.D позднего выпуска была выпущена в «тропическом» варианте (нем. tropen или Tp.), с дополнительными вентиляционными отверстиями в моторном отделении. Ряд источников говорит о производившемся в 1940-1941 годах в частях или при ремонте усилении брони, осуществлявшемся креплением при помощи болтов дополнительных 20-мм листов на верхние боковые и лобовые плиты танка. По другим данным, машины поздних выпусков штатно оснащались дополнительными 20-мм бортовыми и 30-мм лобовыми бронеплитами по типу Ausf.E. Несколько Ausf.D были в 1943 году перевооружены длинноствольными орудиями KwK 40 L/48, но эти переоборудованные танки использовались лишь в качестве учебных.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года.

Появление новой модификации, 6.Serie/B.W. или Ausf.E, было вызвано прежде всего недостаточностью броневой защиты машин ранних серий, продемонстрированной ещё во время Польской кампании. На Ausf.E, толщина нижней лобовой плиты была доведена до 50 мм, кроме этого стала стандартной установка дополнительных 30-мм плит над верхней лобовой и 20-мм - над боковыми плитами, хотя на незначительной части танков ранних выпусков дополнительные 30-мм плиты не устанавливались. Броневая защита башни, вместе с тем, осталась прежней - 30 мм для лобовой плиты, 20 мм для бортовых и кормовой плит и 35 мм для маски орудия. Была введена новая командирская башенка, с толщиной вертикального бронирования от 50 до 95 мм. Был также уменьшен наклон кормовой стенки башни, теперь изготавливавшейся из цельного листа, без «наплыва» для башенки, а на машинах позднего выпуска к корме башни стал крепиться небронированный ящик для снаряжения. Помимо этого, танки Ausf.E отличались рядом менее заметных изменений - новым смотровым прибором водителя, упрощёнными ведущими и направляющими колёсами, улучшенной конструкцией различных люков и смотровых лючков и введением башенного вентилятора. Заказ на шестую серию Pz.Kpfw.IV составил 225 единиц и был выполнен в полном объёме в период с сентября 1940 по апрель 1941 года, параллельно с производством танков Ausf.D.


Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год.

Экранирование дополнительной бронёй (в среднем на 10-12 мм), применявшееся на предыдущих модификациях, было нерациональным и рассматривалось лишь как временное решение, что и стало причиной появления следующей модификации, 7.Serie/B.W. или Ausf.F. Вместо применения навесной брони, толщина лобовой верхней плиты корпуса, лобовой плиты башни и маски орудия была доведена до 50 мм, а толщина бортов корпуса и бортов и кормы башни - до 30 мм. Ломаная верхняя лобовая плита корпуса была вновь заменена прямой, но на этот раз с сохранением курсового пулемёта, а бортовые люки башни получили двойные створки. В связи с тем, что масса танка после внесённых изменений выросла на 22,5 % по сравнению с Ausf.A, для снижения удельного давления на грунт были введены более широкие гусеницы. Другие, менее заметные изменения, включали введение вентиляционных воздухозаборников в среднем лобовом листе для охлаждения тормозов, иное расположение глушителей и слегка изменённые в связи с утолщением брони смотровые приборы и установку курсового пулемёта. На модификации Ausf.F к производству Pz.Kpfw.IV впервые подключились другие фирмы, помимо «Крупп». Последняя получила первый заказ на 500 машин седьмой серии, позднее заказы на 100 и 25 единиц получили фирмы «Вомаг» и «Нибелунгенверке». Из этого количества, с апреля 1941 года по март 1942 года, до переключения производства на модификацию Ausf.F2, было выпущено 462 танка Ausf.F, 25 из которых были ещё на заводе переоборудованы в Ausf.F2.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год.

Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 - Ausf.J

Хотя основным назначением 75-мм пушки Pz.Kpfw.IV являлось уничтожение небронированных, или слабобронированных целей, наличие в её боекомплекте бронебойного снаряда позволяло танку успешно бороться и с бронетехникой, защищённой противопульным или лёгким противоснарядным бронированием. Но против танков с мощным противоснарядным бронированием, таких как британская «Матильда» или советские КВ и Т-34, она оказалась совершенно неэффективна. Ещё в 1940 - начале 1941 года, успешное боевое применение «Матильды» активизировало работы по перевооружению Pz.Kpfw.IV орудием с лучшими противотанковыми возможностями. С 19 февраля 1941 года по личному приказу А. Гитлера были начаты работы по вооружению танка 50-мм пушкой Kw.K.38 L/42, устанавливавшейся также на Pz.Kpfw.III, и в дальнейшем работы по усилению вооружения Pz.Kpfw.IV продвигались также под его контролем. В апреле, один Pz.Kpfw.IV Ausf.D был перевооружён новейшей, более мощной, 50-мм пушкой Kw.K.39 L/60 для демонстрации Гитлеру к его дню рождения, 20 апреля. Был даже намечен выпуск серии из 80 танков с таким вооружением с августа 1941 года, но к тому времени интерес Управления вооружений (Heereswaffenamt) сместился к 75-мм длинноствольному орудию и от этих планов отказались.

Поскольку Kw.K.39 уже была утверждена в качестве вооружения для Pz.Kpfw.III, для Pz.Kpfw.IV было решено выбрать ещё более мощное орудие, которое нельзя было бы установить на Pz.Kpfw.III с его меньшим диаметром погона башни. Ещё с марта 1941 года «Крупп» в качестве альтернативы 50-мм пушке рассматривала новую 75-мм пушку с длиной ствола в 40 калибров, предназначавшуюся для перевооружения штурмовых орудий StuG.III. На дистанции в 400 метров она пробивала 70-мм броню при угле встречи в 60°, но так как Управление вооружений требовало, чтобы ствол орудия не выступал за габариты корпуса танка, его длина была уменьшена до 33 калибров, что повлекло снижение бронепробиваемости до 59 мм при тех же условиях. Была также запланирована разработка подкалиберного бронебойного снаряда с отделяющимся поддоном, пробивавшего 86-мм броню при тех же условиях. Работы по перевооружению Pz.Kpfw.IV новым орудием шли успешно, и в декабре 1941 года был построен первый прототип с пушкой 7,5 cm Kw.K. L/34,5.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года.

Тем временем началось вторжение в СССР, в ходе которого германские войска столкнулись с танками Т-34 и КВ, малоуязвимыми для основных танковых и противотанковых орудий вермахта и при этом несущими 76-мм пушку, пробивавшую лобовую броню германских танков, состоявших тогда на вооружении Панцерваффе практически на любых реальных дистанциях боя. Специальная Танковая комиссия, посланная на фронт в ноябре 1941 года для изучения этого вопроса, рекомендовала перевооружение германских танков таким орудием, которое позволило бы им поражать советские машины с больши́х дистанций, оставаясь вне радиуса эффективного огня последних. 18 ноября 1941 года была инициирована разработка танкового орудия, аналогичного по своим возможностям новому 75-мм противотанковому орудию Pak 40. Такое орудие, первоначально получившее обозначение Kw.K.44, было разработано совместно фирмами «Крупп» и «Рейнметалл». Ствол перешёл к нему от противотанкового орудия без изменений, но так как выстрелы последнего были слишком длинны для использования в танке, для танковой пушки была разработана более короткая и толстая гильза, что повлекло переделку казённой части орудия и уменьшение общей длины ствола до 43 калибров. Kw.K.44 получила также отличающийся от противотанковой пушки однокамерный дульный тормоз сферической формы. В таком виде орудие было принято на вооружение как 7,5 cm Kw.K.40 L/43.

Pz.Kpfw.IV с новым орудием первоначально обозначались как «переоборудованные» (нем. 7.Serie/B.W.-Umbau или Ausf.F-Umbau), но вскоре получили обозначение Ausf.F2, в то время как машины Ausf.F со старыми орудиями стали именоваться Ausf.F1, чтобы избежать путаницы. Обозначение танка по единой системе при этом изменилось на Sd.Kfz.161/1. За исключением иного орудия и связанных с этим мелких изменений, таких как установка нового прицела, новых укладок для выстрелов и слегка изменённая бронировка противооткатных устройств пушки, Ausf.F2 ранних выпусков были идентичны танкам Ausf.F1. После месячного перерыва, связанного с переходом на новую модификацию, выпуск Ausf.F2 начался в марте 1942 года и продолжался по июль того же года. Всего было выпущено 175 танков этого варианта и ещё 25 переоборудовано из Ausf.F1.


Танк Pz.Kpfw. IV Ausf. G (бортовой номер 727) 1-й танково-гренадерской дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Машина была подбита артиллеристами 4-й батареи 595-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка в районе ул. Сумской в Харькове, в ночь с 11 на 12 марта 1943 года. На лобовой бронеплите, почти по центру, видны два входных отверстия от 76-мм снарядов.

Появление следующей модификации Pz.Kpfw.IV изначально не было вызвано какими-либо изменениями в конструкции танка. В июне - июле 1942 года приказами Управления вооружений обозначение Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями было изменено на 8.Serie/B.W. или Ausf.G, а в октябре обозначение Ausf.F2 было окончательно упразднено и для ранее выпущенных танков этой модификации. Первые танки, выпущенные как Ausf.G, таким образом, были идентичны своим предшественникам, но в ходе дальнейшего производства в конструкцию танка вносилось всё больше изменений. Ausf.G ранних выпусков ещё несли по сквозной системе обозначений индекс Sd.Kfz.161/1, на машинах поздних выпусков сменившийся на Sd.Kfz.161/2. Первые изменения, внесённые уже летом 1942 года, включали новый двухкамерный дульный тормоз грушевидной формы, ликвидацию смотровых приборов в передних бортовых плитах башни и смотрового лючка заряжающего в её лобовой плите, перенос дымовых гранатомётов с кормы корпуса на борта башни и систему облегчения пуска в зимних условиях.

Так как 50-мм лобовая броня Pz.Kpfw.IV всё ещё оставалась недостаточной, не обеспечивая адекватной защиты от 57-мм и 76-мм орудий, она вновь была усилена, путём приварки или, на машинах поздних выпусков, крепления болтами дополнительных 30-мм плит над верхней и нижней лобовыми плитами корпуса. Толщина лобовой плиты башни и маски орудия, вместе с тем, по-прежнему составляла 50 мм и в процессе дальнейшей модернизации танка уже не увеличивалась. Внедрение дополнительного бронирования началось ещё на Ausf.F2, когда в мае 1942 года были выпущены 8 танков с увеличенной толщиной брони, но продвигалось медленно. К ноябрю с усиленным бронированием выпускалось лишь около половины машин, и лишь с января 1943 года оно стало стандартом для всех новых танков. Другим значительным изменением, введённым на Ausf.G с весны 1943 года, стала замена пушки Kw.K.40 L/43 на Kw.K.40 L/48 с длиной ствола 48 калибров, обладавшую несколько более высокой бронепробиваемостью. Производство Ausf.G продолжалось до июня 1943 года, всего было выпущено 1687 танков этой модификации. Из этого числа около 700 танков получили усиленное бронирование и 412 - пушку Kw.K.40 L/48.


Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года.

Следующая модификация, Ausf.H, стала самой массовой. Первые танки под этим обозначением, сошедшие с конвейера в апреле 1943 года, отличались от последних Ausf.G лишь утолщением переднего листа крыши башни до 16 мм и заднего - до 25 мм, а также усиленными бортовыми передачами с литыми ведущими колёсами, но первые 30 танков Ausf.H из-за задержек с поставками новых комплектующих получили только утолщённую крышу. С лета того же года вместо дополнительного 30-мм бронирования корпуса для упрощения производства были введены цельнокатаные 80-мм плиты. Кроме того, были введены навесные противокумулятивные экраны из 5-мм листов, устанавливавшиеся на большинстве Ausf.H. В связи с этим, за ненадобностью были ликвидированы смотровые приборы в бортах корпуса и башни. С сентября танки получили покрытие вертикального бронирования циммеритом для защиты от магнитных мин.

Танки Ausf.H поздних выпусков получили турельное крепление для пулемёта MG-42 у люка командирской башенки, а также вертикальную кормовую плиту вместо наклонной, бывшей на всех предыдущих модификациях танков. В ходе производства были также введены различные изменения, направленные на удешевление и упрощение производства, такие как введение необрезиненных поддерживающих катков и ликвидация перископического смотрового прибора водителя. С декабря 1943 года лобовые плиты корпуса начали соединяться с бортовыми соединением «в шип», для усиления стойкости при снарядных попаданиях. Производство Ausf.H продолжалось до июля 1944 года. Данные о числе выпущенных танков этой модификации, приводимые в различных источниках, несколько различаются, от 3935 шасси, из которых как танки были завершены 3774, до 3960 шасси и 3839 танков.


Уничтоженный на Восточном фронте немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV, лежащий перевернутым на обочине дороги. Отсутствует часть гусеницы соприкасавшейся с грунтом, в этом же месте отсутствуют катки с фрагментом нижней части корпуса, оторван лист днища, вторая гусеница оборвана. Верхняя часть машины, насколько можно судить, не имеет столь фатальных разрушений. Типичная картина при подрыве на фугасе.

Появление с июня 1944 года на сборочных линиях модификации Ausf.J было связано со стремлением как можно более удешевить и упростить производство танка в условиях ухудшающегося стратегического положения Германии. Единственным, но существенным изменением, отличавшим первые Ausf.J от последних Ausf.H, стала ликвидация электропривода поворота башни и связанных с ним вспомогательного карбюраторного двигателя с генератором. Вскоре после начала выпуска новой модификации были ликвидированы пистолетные порты в корме и бортах башни, бесполезные из-за экранов, а также упрощена конструкция других лючков. С июля на месте ликвидированного вспомогательного двигателя начали устанавливать дополнительный топливный бак ёмкостью в 200 литров, но борьба с его подтеканием затянулась до сентября 1944 года. Кроме этого, 12-мм крышу корпуса начали усиливать приваркой дополнительных 16-мм листов. Все последующие изменения были направлены на дальнейшее упрощение конструкции, наиболее заметными среди них были отказ от циммеритового покрытия в сентябре и сокращение числа поддерживающих катков до трёх на борт в декабре 1944 года. Производство танков модификации Ausf.J продолжалось почти до самого конца войны, до марта 1945 года, но снижение темпов производства, связанное с ослаблением промышленности Германии и трудностями с поставками сырья, привели к тому, что было выпущено лишь 1758 танков этой модификации.

Объёмы производства танка Т-4


Конструкция

Pz.Kpfw.IV имел компоновку с размещением совмещённого трансмиссионного отделения и отделения управления в лобовой, моторного отделения - кормовой, а боевого отделения - в средней части машины. Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и наводчика, заряжающего и командира танка, находившихся в трёхместной башне.

Броневой корпус и башня

Башня танка PzKpfw IV давала возможность модернизировать орудие танка. Внутри башни располагались командир, наводчик и заряжающий. Место командира находилось непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. Дополнительную защиту обеспечивали противокумулятивные экраны, устанавливавшиеся также на борта. Командирская башенка в задней части башни давала танку неплохую обзорность. Башня имела электрический привод поворота.


Советские бойцы рассматривают разбитый немецкий танк Pz.Kpfw. IV Ausf. Н (одностворчатый люк и отсутствие на башне трехствольных гранатометов). Танк окрашен в трехцветный камуфляж. Орловско-Курское направление.

Средства наблюдения и связи

Командир танка в небоевых условиях, как правило, вёл наблюдение, стоя в люке командирской башенки. В бою для обзора местности он располагал пятью широкими смотровыми щелями по периметру командирской башенки, дававшими ему круговой обзор. Смотровые щели командира, как и у всех остальных членов экипажа, снабжались защитным триплексным стеклоблоком с внутренней стороны. На Pz.Kpfw.IV Ausf.A какого-либо дополнительного прикрытия смотровые щели не имели, но на Ausf.B щели оснастили раздвижными броневыми заслонками; в таком виде смотровые приборы командира оставались неизменными на всех последующих модификациях. Помимо этого, на танках ранних модификаций в командирской башенке имелось механическое устройство для определения курсового угла цели, с помощью которого командир мог осуществлять точное целеуказание наводчику, имевшему аналогичный прибор. Однако из-за чрезмерной сложности, эта система была ликвидирована, начиная с модификации Ausf.F2. Смотровые приборы наводчика и заряжающего на Ausf.A - Ausf.F состояли из, для каждого из них: смотрового лючка с бронекрышкой без смотровых щелей, в лобовой плите башни по сторонам от маски орудия; смотрового лючка с щелью в передних бортовых листах и смотровой щели в крышке бортового люка башни. Начиная с Ausf.G, а также на части Ausf.F2 позднего выпуска, были ликвидированы смотровые приборы в передних бортовых листах и смотровой лючок заряжающего в лобовой плите. На части танков модификаций Ausf.H и Ausf.J, в связи с установкой противокумулятивных экранов, смотровые приборы в бортах башни были полностью ликвидированы.

Основным средством наблюдения для механика-водителя Pz.Kpfw.IV служила широкая смотровая щель в лобовой плите корпуса. С внутренней стороны щель защищалась триплексным стеклоблоком, с внешней же на Ausf.A она могла закрываться простейшей откидной броневой заслонкой, на Ausf.B и последующих модификациях сменённой раздвижной заслонкой Sehklappe 30 или 50, применявшейся также на Pz.Kpfw.III. Над смотровой щелью на Ausf.A размещался перископический бинокулярный смотровой прибор K.F.F.1, но на Ausf.B - Ausf.D он был ликвидирован. На Ausf.E - Ausf.G смотровой прибор появился уже в виде усовершенствованного K.F.F.2, однако начиная с Ausf.H от него вновь отказались. Прибор выводился в два отверстия в лобовой плите корпуса и при отсутствии необходимости в нём сдвигался вправо. Стрелок-радист на большинстве модификаций каких-либо средств обзора лобового сектора, помимо прицела курсового пулемёта, не имел, но на Ausf.B, Ausf.C и части Ausf.D на месте пулемёта размещался лючок со смотровой щелью в нём. Аналогичные лючки размещались в бортовых листах на большинстве Pz.Kpfw.IV, будучи ликвидированы только на Ausf.J в связи с установкой противокумулятивных экранов. Кроме этого, у водителя имелся индикатор положения башни, одной из двух лампочек предупреждавший о развороте башни на тот или иной борт, чтобы избежать повреждения орудия при вождении в стеснённых условиях.

Для внешней связи, Pz.Kpfw.IV командиров взводов и выше оснащались УКВ-радиостанцией модели Fu 5 и приёмником Fu 2. Линейные танки оснащались только приёмником Fu 2. FuG5 имела мощность передатчика 10 Вт и обеспечивала дальность связи 9,4 км в телеграфном и 6,4 км в телефонном режиме. Для внутренней связи все Pz.Kpfw.IV оснащались танковым переговорным устройством на четверых из членов экипажа, за исключением заряжающего.

Pz.Kpfw.V «Пантера» (Panther) - это, безусловно, один из наиболее известных тяжелых танков, которые принимали участие в сражениях Второй мировой войны . Этой машины вообще не должно было быть в немецкой армии, толчком для ее создания стало появление на поле боя советского Т-34 . Изначально «Пантера» задумывалась немцами как массовый средний танк, но вместо этого получилась тяжелая боевая машина, выпущенная в гораздо больших количествах, чем знаменитый Pz.Kpfw.VI Tiger.

«Пантерами» планировали заменить средний танк Pz.Kpfw. IV, но этого так и не случилось: и «четверка» и Pz.V Panther выпускались немецкой промышленностью параллельно до самого окончания войны. Некоторые специалисты считают это серьезной стратегической ошибкой германского руководства.

«Пантера» была весьма грозным противником: с момента своего появления и до самого окончания войны эта машина доставила много головной боли советским, английским и американским танкистам.

Еще можно добавить, что ни один из немецких танков данного исторического периода не вызывает таких ожесточенных споров и настолько противоречивых оценок, как Pz.Kpfw.V Panther. Причем это характерно как для современников этой машины, так и для более поздних специалистов. В обзорах спектр оценок колеблется от восторженных, до сдержанно-негативных. Дебютом «Пантеры» стало огненное пекло Курской дуги , свой последний бой этот танк дал на улицах осажденного Берлина.

История создания

Решение о создании нового немецкого среднего танка было принято в 1941 году уже после нескольких месяцев боевых действий на Восточном фронте. Несомненным катализатором этого процесса стал реальный шок, который испытали немецкие танкисты после знакомства с советскими танками Т-34 и КВ .

Следует сказать, что работы над созданием нового среднего танка, который мог бы заменить PzKpfw III и PzKpfw IV, велись в Германии еще с 1938 года. Их проводили сразу несколько компаний, и к началу боевых действий на Восточном фронте его конструкция в общих чертах была готова. Вопрос не двигался дальше по одной весьма простой причине: военные не ощущали острой необходимости в новой машине, их вполне устраивали надежные и проверенные в боях танки.

Однако после встречи с новыми советскими танками мнение немецких военных по этому поводу резко изменилось.

В ноябре 1941 года компании Daimler-Benz и MAN получили техническое задание на создание новой боевой машины со следующими характеристиками: масса — 35 тонн, броневая защита — 40 мм и двигатель с мощностью 600-700 л.с. Новый перспективный танк получили название «Пантера».

Еще ранее началась разработка нового танкового орудия калибра 75 мм, способного пробивать 140 мм брони на дистанции в один километр.

Прежде чем продолжить рассказ, необходимо несколько слов сказать о разных типах классификации танков, которые были приняты в РККА и германской армии. В советской армии классификация была основана на массе машины, легкими считались танки до 20 тонн, средними – машины с весом до 40 тонн, а масса тяжелых танков превышала 40 тонн.

В основу немецкой классификации был положен калибр основного оружия машины. Тяжелыми танками считались машины, вооруженные орудиями с калибром выше 75 мм. Поэтому по немецкой классификации Pz. V считался средним, а по советской классификации - тяжелым (его масса составляла 44 тонны).

Немецкими конструкторами были тщательно изучены советские трофейные образцы, были отмечены их следующие сильные стороны: дизельный танковый двигатель, наклонное расположение броневых листов, широкие катки и гусеницы.

Уже весной следующего года обе компании представили свои прототипы новой машины.

Прототип нового среднего танка, который был создан конструкторами Daimler-Benz, очень сильно напоминал «тридцатьчетверку» и внешне, и по своей конструкции. В немецком министерстве вооружений посчитали, что подобное внешнее сходство может быть причиной обстрела танка своей же артиллерией. Конструкция машины также во многом повторяла Т-34: трансмиссия и моторное отделение находились сзади, танк предлагали оснастить дизельным двигателем и широкими гусеницами. Впрочем, несмотря на такой откровенный плагиат, новая машина очень понравилась Гитлеру, он даже приказал сделать первый заказ на 200 танков.

Прототип, представленный компанией MAN, имел традиционную для немецких машин компоновку, с передним расположением трансмиссии и задним расположением двигателя, торсионную подвеску и переднее расположение ведущих колес.

Кстати, обе компании отказались от подвески конструкции американского инженера Кристи, которая была использована на Т-34, признав ее негодной и архаичной.

Из-за разногласий, которые возникли при выборе победителя конкурса, была организована специальная «Пантер-комиссия», что и должна была решить судьбу танка. В мае комиссия подготовила свои заключения, в соответствии с которыми однозначно лучшим признавался танк, разработанный конструкторами компании MAN.

К концу 1942 года были построены две опытные машины, их эксплуатация показала многочисленные недоработки, которые приходилось исправлять в кратчайшие сроки. Первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther покинула заводской конвейер 11 января 1943 года.

Кстати, название «Пантера» без указания индекса было введено специальным указом Гитлера только в начале 1944 года, до этого момента танки называли Pz.Kpfw.V.

Модификации машины

Первые серийные образцы (20 машин) получили название Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 довольно сильно отличались от последующих модификаций. Они никогда не участвовали в боях и использовались в тылу для подготовки танковых экипажей. «Пантера» серии D1 оснащалась двигателем HL 210 P45, коробкой скоростей ZF7 и имела толщину лобовой брони 60 мм.

Первой модификацией танка, которая пошла в крупносерийное производство, стала машина с индексом Ausf. D2. Хотя, сказать, что эта модификация танка сильно отличалась от «нулевых» машин нельзя. Изменения касались конструкции командирской башенки и дульного тормоза – он стал двухкамерным и приобрел хорошо узнаваемый «пантеровский» вид. Также на новых машинах была усилена лобовая броня (до 80 мм), машины получили новый двигатель HL 230 P30 и коробку передач AK 7-200. Танки этой серии оснащались телескопическим прицелом TZF-12 с отличным обзором. Курсовой пулемет располагался в бугельной установке.

Осенью 1943 года появилась следующая модификация «Пантеры» — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. А. Машины этой серии получили новую башню, которая не имела небольших люков, а также амбразур для стрельбы из личного оружия. Слишком сложный прицел TZF-12 заменили на монокулярный TZF12a. Не слишком эффективную бугельную установку курсового пулемета заменили на привычную шаровую. Броню большинства этих машин покрывали циммеритом, многие из них были оснащены фальшбортами.

В марте 1944 года начался выпуск самой массовой (3740 машин) серии танка — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. G. У новых танков было усилено бронирование: толщину бортовой брони довели до 50 мм, а лобовой – до 110 мм, изменили угол наклона бортовой брони. Некоторые из «Пантер» этой серии получили маску орудия со специальной «юбкой», которая защищала башню от заклинивания при попадании снарядов противника. Также было сделано множество других незначительных изменений.

В целом, машины этой модификации имели более простой и технологичный корпус.

Также осенью 1944 года начались работы над последней модификацией этого среднего танка: — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. F. На этой машине планировалось еще более увеличить броневую защиту (лобовую броню - до 120 мм, борта – до 60 мм), изменить наклон броневых листов, уменьшить размеры башни. До конца войны успели сделать несколько башен и корпусов для новой модификации танка, но ни одного готового прототипа произвести так и не успели.

Осенью 1943 года начались разработки танка «Пантера II», которую планировали вооружить 88-мм пушкой (такая же стояла на «Королевском тигре») и оснастить новой башней Schmalturm. По сути, такая машина должна была стать облегченным вариантом «Королевского тигра». Однако к «Пантере II» так и не смогли ни подобрать, ни сконструировать подходящего двигателя.

На базе Pz.V Panther была создана противотанковая самоходная установка — «Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173). Эта машина считается одной из лучших «самоходок» своего исторического периода. «Ягдпантера» была вооружена мощным длинноствольным 88-мм орудием StuK43 L/71 и надежной броневой защитой. Кроме того, машина получилась скоростной и довольно маневренной, что делало ее очень опасным противником для любых танков союзников.

Сталь для лобовой брони «самоходки» брали из запасов военно-морского флота, это металл был сделан еще до войны и отличался очень высоким качеством.

На базе «Пантеры» планировали создать целое семейство самоходных артиллерийских орудий, но этим планам не суждено было осуществиться. Также на базе Pz.Kpfw.V хотели создать зенитную самоходную установку, на это также не хватило времени.

Описание танка Pz.V

Средний танк Pz.Kpfw.V Panther имел классическую для немецких машин схему компоновки: трансмиссия у него находилась в передней части машины, а силовой отделение – в задней.

Корпус и башня танка состояли из катанных броневых листов, собранных «в шип» и соединенных двойным сварным швом.

В передней части корпуса находился отсек управления, в нем размещалось место механика-водителя и радиста-пулеметчика. Здесь же располагалась коробка передач, приборы управления, курсовой пулемет и радиостанция.

Место водителя находилось слева от трансмиссии, он осуществлял обзор с помощью двух перископов, которые были установлены на крыше отделения. Один из них был направлен в правую сторону, а другой – в левую. Следует отметить, что эта система не обеспечивала надежного обзора.

Справа от водителя находилось место радиста-пулеметчика. В крыше отделения управления для водителя и радиста были установлены два люка, крышки которых не поднимались, а отводились в стороны.

Боевое отделение находилось в центральной части танка. Здесь размещалась башня, в которой было установлено орудие со спаренным пулеметом, приборы наблюдения и управления, механизмы горизонтальной и вертикальной наводки, места для командира танка, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении находилась основная часть боекомплекта. На башне находилась командирская башенка с перископами, которые обеспечивали командиру машины прекрасный обзор. На более поздних модификациях Panther на командирскую башенку устанавливался зенитный пулемет.

Башня танка приводилась в движение гидравлическим поворотным механизмом. При отключенном двигателе это приходилось делать вручную.

В кормовой части корпуса танка располагалось силовое отделение, в нем находился двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Моторное отделение делилось на три отсека, центральные из которых (где находился двигатель) был водонепроницаемым. Силовой отсек был отделен от боевого броневой перегородкой.

На первых машинах стоял карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 210 P30 (21 литр), который впоследствии был заменен Maybach HL 230 P45 с большим диаметром поршней.

Трансмиссия состояла из коробки переключения передач, главного фрикциона, карданного вала, дисковых тормозов и механизма поворота. Коробка переключения передач имела семь ступеней, с безынерционными конусными синхронизаторами.

Ходовая часть «шахматного» типа состояла из восьми сдвоенных обрезиненных катков на один борт. Подвеска – торсионная, ведущие колеса расположены спереди. Ходовая обеспечивала танку прекрасную плавность хода даже по пересеченной местности, но была очень сложна в производстве и обслуживании. Чтобы добраться до внутреннего диска, нужно было снять до трети внешних.

Основным вооружением Pz.V Panther являлась 75-мм нарезная пушка KwK 42. С ней был спарен 7,62-мм пулемет.

Моторное отделение было оснащено автоматической системой пожаротушения. Частые возгорания двигателя – это одна из «визитных карточек» «Пантеры». Если температура двигателя достигала 120 градусов, то автоматическая система пожаротушения начинала заливать его специальной смесью.

На танках модификаций D устанавливались бинокулярные прицелы TZF-12, а на более поздних сериях – монокулярный прицел TZF-12А. Прицелы отличались удобством и обеспечивали отличный обзор.

На командирских машинах поздних серий впервые были смонтированы приборы ночного видения. Вместе с инфракрасным прожектором подобный прибор позволял осматривать местность до 200 метров.

Боевое применение, преимущества и недостатки Pz.V Panther

Немцы впервые применили Pz.V в ходе боев на Курской дуге. Этими машинами были укомплектованы два танковых батальона. Опыт первых боев показал как сильные стороны «Пантер», так и их недостатки. К сильным сторонам танка, несомненно, можно было отнести его мощную пушку, что позволяла поражать все советские САУ и танки на основных дистанциях боя в лоб, а также хорошую защиту передней проекции машины, которая была неуязвима для всех видов советских танковых и противотанковых орудий. Также заслужили положительные отзывы приборы наблюдения и прицельные приспособления, обеспечивавшие танкистам отличный обзор. Машина была очень удобна для экипажа.

Однако были и недостатки: танк довольно легко поражался в боковые проекции, был не слишком надежным, его двигатель часто горел.

Технические характеристики танка

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм – 80
Борт корпуса, мм – 50
Днище, мм – 17-30
Лоб башни, мм – 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них