История менеджмента. Тест по основам менеджмента - тесты

Задания по тестам курса «Основы менеджмента»

Вопросы к экзамену по курсу – в конце тестов. Вопросы читать внимательно.

ТЕСТ 1

1.1. Впервые менеджмент был определен как обес­печение выполнения работы с помощью других лиц:

а) Э. Мэйо;

б) М. Фоллет;

в) Л. Файоль.

1.2. У. Тейлор подчеркивал важность:

а) рационализации производственного процесса;

б) социальных гарантий для работников;

в) процесса обучения в организации.

1.3. Основоположником школы «человеческих отно­шений» является:

а) Ф. Тейлор;

б) Э. Мэйо;

в) А. Файоль.

1.4. Основоположником школы научного управленияявляется:

а) Э. Мэйо;

б) Ф. Тейлор;

в) Г. Герцберг.

1.5. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

б) количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

в) поведенческий, количественный, системный,
ситуационный.

1.6. В административной функции А. Файоль выделил пять ее элементов:

а) предвидение, планирование, организация, координация, контроль;

б) предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;

в) предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль.

1.7. Установление расценок должно основываться на
точном знании, а не на догадках. Это утверждение
принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Ф. Тейлору;

в) Э. Мэйо.

1.8. Эффект Хоторна берет свое начало эксперимента:

а) Ф. Тейлора;

б) Г. Герцберга;

в) Э. Мэйо.

1.9. Улучшение условий труда и повышение зарплаты не приводят автоматически к повышению произ­водительности труда, а требуется сплоченность людей, хорошие человеческие отношения членов коллекти­ва - это позиция:

а) Э. Мэйо;

б) Т. Лайкерта;

в) Г. Эмерсона.

1.10. Двенадцать принципов производительности:
точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отноше­ние к персоналу, оперативный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписание, нормализация
условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за производительный труд принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Г. Эмерсону;

в) Т. Лайкерту.

1.11. Главная задача каждого руководителя высшего
звена - отнюдь не получение в ближайшее время
высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективно­
го развития фирмы на много лет вперед - это то, что
отличает:

а) западноевропейскую модель управления пред­
приятием;

б) североамериканскую модель;

в) японскую модель.

1.12. В истории менеджмента какой школы не существует:

а) классической;

в) школы человеческих отношений.

б/ адаптивной

1.13. Э. Мэйо пришел к выводу, что:

а) в качестве стимулов можно использовать не только деньги, но и социальные, психологичес­кие мотиваторы;

б) административный метод является наиболее эф­фективным;

в) для достижения целей организации необходи­мо работников стимулировать посредством эко­номического метода.

1.14. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:

а) к классической школе;

б) к школе «человеческих отношений»;

в) к научной школе.

1.15. В японской модели менеджмента кружки ка­чества - это:

а) курсы, позволяющие повысить профессиональ­ные навыки сотрудников;

б) графический способ учета показателей предпри­ятия;

в) группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производствен­ных проблем, обмена опытом.

1.16. Какого подхода в истории менеджмента не су­ществует:

а) количественного;

б) системного;

в) качественного.

1.17. Среди различных подходов в истории менедж­мента наиболее молодым является:

а) ситуационный;

б) основанный на поведении человека;

в) системный.

1.18. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:

а) в американской модели менеджмента;

б) в японской модели менеджмента;

ч) в западноевропейской модели менеджмента.

1.19. Важность управленческой роли администрато­ра подчеркивал:

а) Ф. Тейлор;

б) А. Файоль;

в) Э. Мэйо.

1.20. Продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа рабо­ты в фирме, переподготовка и обучение внутри фир­мы, эволюционный характер инноваций - это черты:

а) североамериканской национальной модели ме­неджмента;

б) японской;

в) западноевропейской.


1.19. Английское слово «менеджмент» употребляет­ся, когда мы говорим:

а) управление;

б) управление в сфере услуг;

в) управление в рыночных условиях.

1.20. Менеджмент как наука появляется:

а) с появлением первых фабрик, заводов;

б) в конце XIX в.;

в) в начале XX в.

1.21. Какого принципа не существует:

а) плановости;

б) научной обоснованности;

в) предвидения.

1.22. Наиболее эффективное управление персоналом достигается, если:

а) применять экономический метод стимулиро­вания;

б) применять различные методы стимулирования;

в) применять административный метод.

1.23. Менеджмент - это:

а) наука и искусство;

б) наука, практика и искусство;

в) практика.

1.24. К административным методам управления мож­но отнести:

а) просьбу;

б) взыскание;

в) заботу о здоровом психологическом климате в
коллективе.

1.25. Насколько обязательно строить управление пред­приятием на принципах плановости, научной обосно­ванности, демократизации управления:

а) обязательно, так как управление, основанное на перечисленных принципах, основа для
процветания предприятия;

б) желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;

в) необязательно, так как их использование неиз­бежно приведет фирму к бюрократизации, а возможно, и к краху.

1.26. Какого метода управления не существует?

а) социально-психологического;

б) материального;

в) либерального.

1.27. Принципы менеджмента- это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:

а) бюджетными организациями и учреждениями;

б) коммерческими организациями;

в) любой организацией.

11.28. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:

а) при выработке управленческих решений при­нимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться по­лезными;

б) ответственность в организации строго распределена;

в) руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.

1.29. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:

а) к штрафам и другим экономическим санкциям;

б) к разумной экономии;

в) к угрозе существования.

1.30. Принцип демократизации управления предполагает:

а) обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;

б) создание атмосферы партнерства и доверия,

по­вышение самооценки работника;

в) доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.

1.31. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Это определение:

а) менеджмента;

б) маркетинга;

в) бухгалтерского учета.

1.32. Приказ относится:

а) к административным методам управления;

б) к экономическим методам управления;

в) к психологическим методам управления

1.33. Какого типа экономики не существует?

а) планового;

б) рыночного;

в) адаптивного.

1.34. Какого менеджмента не существует?
б) финансового;

в) стабилизационного.

1.3. Менеджер как профессия появляется в мире:

а) в 30-е гг. XX в.;

б) во второй половине XX в.;

в) в 20-е гг. XX в.

1.36. В современных рыночных условиях успех пред­приятия в большей степени зависит от:

а) количества произведенного товара;

б) качества маркетинговой деятельности;

в) работы планового отдела.

1.37. Как соотносятся понятия «риск» и «менеджер»?

а) риск- неотъемлемая часть деятельности менеджера;

б) понятия «риск» и «менеджер» не соприкасаются;

в) в деятельности менеджера нет места риску, поскольку он распоряжается, как правило, чужим имуществом.

1.38. Если государство оказывает помощь предпринимательству, осуществляет контроль над монополия­ми и само участвует в бизнесе, то такая экономика называется:

а) рыночная;

б) смешанная;

в) плановая.

а) руководителя производственного отдела;

б) администратора торгового зала;

в) верны ответы а) и б).

1.40. Действие единых цен, установление прейскуранта говорит:

а) о развитой рыночной экономики в современной Европе;

б) о процветании монополий;

в) о плановой экономике.

Тема 2 Тенденции

2.1. В классической школе научного управления рассматривалась деятельность

А. - топ-менеджеров

Б. акционеров

В.руководителей цехов

Г. бригадиров

2.2.Классическая школа не рассматривала вопросы

(отметьте не менее 2-х)

А. работы с кадрами

Б. мотивация работников

В. построения организации

Г.разрешения социальных проблем

Д. принципов менеджмента

2.3. К ученым, работавшим в административной школе управления не было

(отметьте не менее 2-х)

А. - А.Файоля

Б. М.Вебера

В. Ф.Тейлора

Г. супругов Гилбертов

2.4. В административной школе не рассматривались процессы

(отметьте не менее 2-х)

А. разрешения социальных проблем

Б. основных функций управления

В. психологической совместимости сотрудников

Г.процессного подхода к управлению

2.5. «бихевиористическая» школа изучала

А. методы налаживания межчеловеческих отношений

Б. отношений руководителя и подчиненного

В. поведения самого человека

2.6. Кого называют «отцом» школы человеческих отношений

А.Фоллетт

В.Мак-Грегора

Г. Саймона

2.7. Какие вопросы не рассматривались в теории школы человеческих отношений

А.конфликты

Б. формальные и неформальные организации

В. централизация и децентрализация власти

2.8. школа социальных систем не изучала

А. социальное взаимодействие внутри коллектива

Б. разделение труда

В. статус и роли сотрудников в организации

Г. неформальные структур

2.9. «новая школа управления»сформировалась под воздействием

(отметьте не менее 2-х)

А. экономико-математических методов

Б. развития вычислительной техники

В. глобализации

Г. развития миграционных процессов

2.10. Цель системного анализа

А. оценка внешней среды организации

Б.оценка эффективности деятельности организации

В. оценка эффективности деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов

2.11. Учения об управлении можно разделить на

(отметьте не менее 2-х)

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.12. Управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление изучают учения

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.13. Какого элемента нет в теории «7-S»

А.стратегия управления

Б. структура организации

Г. процесс организации

Д. контроль

Е. стиль управления

Ё. Квалификация персонала

2.14. Теория «Z» Уильяма Оучи не включает в себя такие компоненты как

А.долгосрочный наем кадров

Б.групповое принятие решений

В. централизация управления

Г. оценка кадров и «ступенчатое» продвижение по карьере

2.15. Принцип _________________ означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношения прав и ответственности между руководителем и коллективом

А. баланса власти

Б. научности

В. системности и комплексности

Г.демократического централизма

Д. единоначалия и коллегиальности

2.16. Дракер предложил как одну из задач решаемых в процессе управления управление по________________________необходимо не только реагировать на негативную ситуацию задним числом, но и разрабатывать ряд мер по недопущению такой ситуации)

А. по результатам

Б. антикризисное управление

В.по целям

Тема 3 Организация как система

3.1. Организация конгломеративного типа представляет собой:

а) организацию с функциональной структурой;

б) организацию с дивизиональной структурой;

в) организацию, в структуре которой совмещены
элементы различных структур.

3.2. Синонимом бригадной формы организации тру­да является:

а) функциональная форма организации труда;

б) ячеистая форма организации труда;

в) венчурная структура.

3.3. В каком случае структура фирмы станет линейно-штабной?

а) если будет создана рабочая группа для решения какой-то проблемы;

б) если будут созданы при руководителе подразделения для консультирования его по некото­рым вопросам;

в) если произойдет деление фирмы на несколько
филиалов.

3.4. При какой структуре руководитель в большей степени загружен?

а) линейной;

б) матричной;

в) проектной.

3.5. Штабными полномочиями на промышленном предприятии обладает:

а) технолог;

б) руководитель предприятия;

в) психолог.

3.6. Предложения штабных подразделений в организации носят:

а) обязательный характер для основной части работников;

в) обязательный характер для всех работников.

3.7. Какой тип организационной структуры способствует развитию у работников фирмы предприимчи­вости и инициативы:

а) матричная;

б) функциональная;

в) дивизиональная.

3.8. Наличие в организации матричной структуры говорит о том, что:

а) работники не могут самостоятельно осуществлять свои функции;

б) организация существует в постоянно изменяющейся среде и должна оперативно реагировать
на изменения;

в) руководитель старается максимально переложить ответственность на своих подчиненных

3.9. Какого этапа планирования организационных структур не существует?

а) деление организации по горизонтали на подразделения, соответствующие важнейшим направ­лениям деятельности предприятия;

б) установление соотношения полномочий различных должностей;

в) плановое повышение квалификации работников.

3.10. Дивизиональная структура ориентирована на:

а) регион, потребителя, товар;

б) рынок, потребителя, товар;

в) рынок, регион, товар.

3.11. Дивизиональная структура является разновидностью:

а) адаптивных структур;

б) бюрократических;

в) штабных.

3.12. Организационная структура предприятия:

а) выбирается советом директоров и не подлежит
изменению;

б) может претерпевать изменения, чтобы лучше
адаптироваться к внешней среде, строить успешные коммуникации;

в) может быть изменена по настоянию профсоюза.

3.13. Изменения в организационной структуре не­посредственно приводят:

а) к повышению заработной платы некоторых работников;

б) к перераспределению обязанностей и полномочий;

в) к сокращению персонала.


3.14. Матричная организационная структура имеет
наибольшее сходство:

а) с проектной структурой;

б) с функциональной структурой;

в) с региональной.

3.15. Недостатком матричной структуры является:

а) ее высокая вертикаль;

б) подрыв принципа единоначалия;

в) высокие издержки, связанные с управлением.

3.16. Функциональная структура наиболее подходит
для:

а) предприятий, функционирующих в условиях
неопределенности;

б) предприятий, выпускающих товары первой необ­ходимости либо не имеющих себе заменителей;

в) предприятий, относящихся к малому или сред­нему бизнесу.

3.17. Проектная организационная структура - это:

а) временные структуры, создаваемые для реше­ния конкретной задачи;

б) постоянно работающая целевая группа в функ­циональной структуре;

в) синоним матричной организационной структуры.

3.18. Можно выделить основные структуры управ­ления:

а) линейная, матричная;

б) линейная, линейно-функциональная, матричная;

в) линейная, штабная.

3.19. Наилучшая организационная структура:

а) функциональная, так как достигается четкое раз­деление труда, исполнительность, дисциплина;

б/ матричная, так как способна быстро адаптиро­ваться к изменениям в окружающей среде;

в) это структура, выбираемая в соответствии с це­лями, стратегией организации, корпоративной
культурой.

3.20. Организация должна состоять из:

а) хотя бы двух человек;

б) трех или более человек;

в) более десяти человек.

3.21. Какой организации не существует:

а) формальной;

б) неформальной;

в) адаптивной.

3.22. Выберите верное определение организации:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения совместных целей;

б) группа людей, совместно определяющая цели;

в) группа вместе работающих людей.

3.23. Внешняя среда характеризуется:

а) сложностью, непредсказуемостью, подвижностью;

б) сложностью, масштабностью, предсказуемостью;

в) стабильностью, предсказуемостью, управляемостью.

3.24. Как называется наиболее общая цель

организации?

а) задача;

в) миссия.

3.25. Выберите верное определение цели:

а) цель - это задача, которая стоит перед рабочим коллективом;

б) цель - это конечный результат, к которому стремятся работники;

в) цель - норма, установленная руководством фирмы.

3.26. Социальная ответственность организации - это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть приме­ром социальной ответственности?

а) оказание посильной финансовой помощи обществу;

б) ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, лю­бая помощь;

в) соблюдение законов работниками организации.

3.27. Какую цель обычно организация перед собой не ставит?

а) выживание;

б) приумножение прибыли;

в) сокращение производства.

3.28. Четкое разделение труда:

а) желательно для любой организации;

б) необходимо для любой организации;

в) не всегда обязательно для организации.

3.29. Наличие в организации должностных инструкций позволяет:

а) четко распределить полномочия и зоны ответственности;

б) расширить предприятие, открыть филиал;

в) повысить квалификацию работников.

3.30. Какие качества должны быть развиты у менеджера?

а) коммуникабельность, решительность, ответственность;

б) терпение, усидчивость, пунктуальность;

в) медлительность, осторожность, исполнительность.

3.31. Делегирование полномочий - это:

а) отказ от полномочий;

б) передача полномочий;

в) превышение полномочий.

3.32. Первоначальное значение слова «стратегия»:
а) искусство ведения боя;

б) искусство вести переговоры;

в) искусство убеждать.

3.33. Поставщики, конкуренты, потребители, местные органы управления - это:

а) факторы внутренней среды;

б) факторы внешней среды прямого воздействия;

в) факторы внешней среды косвенного воздействия.

3.34. Анализ внешней среды организации производится с целью:

а) определить угрозы и возможности, с которыми
сталкиваются организации;

б) определить сильные и слабые стороны организации;

в) определить ресурсный потенциал организации

3.35. Какие из перечисленных ниже факторов относятся к факторам внутренней среды организации:

б) цели, задачи, технология, структура, персонал;

в) потребители, поставщики, местные органы управления.

3.36. Множество соподчиненных целей в организации называется:

а) вереницей целей;

б) системой целей;

в) деревом целей.

3.37. Считается, что организация добилась успеха, если:

а) получила дополнительную прибыль;

б) достигла своей цели;

в) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.

3.38. Идеальная модель организации менеджмента
на предприятии с позиции Лайкерта включает:

а) доверие и уверенность в подчиненных;

б) контроль и мотивацию работников;

в) умелую организацию работы.

3.39. Как соотносятся понятия «менеджер» и «предприниматель » ?

а) слова-синонимы;

б) не пересекаются;

в) предприниматель может быть менеджером.

3.40. Производительность труда в организации имеет:

а) денежное выражение;

б) количественное выражение;

в) верны оба ответа.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Цель классической школы управления создание универсальных принципов управления.

Высшие достижения школы научного управления Разработка анализа рабочих операций (тест в интернете), управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.

Классификация управленческих школ, базирующаяся на хронологическом подходе, включает шесть школ, которые, подчиняясь принципу хронологии, могут быть перечислены и рассмотрены в следующей последовательности:
1. Школа научного менеджмента (1885–1920 гг.).

Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г Форд, Г Ганнт. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

В целом же заслуга Тейлора и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;

Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

Выделение планирования в отдельный процесс;

Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

2. Классическая школа (школа административного управления) (1920–1950 гг.). Представители: А. Файоль, Л Урвик, Д.Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:


· разделение труда;

· власть и ответственность;

· дисциплина;

· единоначалие;

· единство руководства;

· подчинение частных интересов общим;

· вознаграждение;

· концентрация или рассредоточение власти;

· скалярная цепь;

· порядок;

· справедливость;

· стабильность рабочего места для персонала;

· инициатива;

· корпоративный дух;


Выделил 6 групп операций : технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные;

Разделил операции на функции : планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1980) .Представители:

Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо, А.Маслоу.

Перенос центра тяжести в управлении с распределением функций и выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Исследователи этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении.

Искусство общения с людьми, делает вывод Мэйо, должно стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления. Под «человеческим фактором» в психологии понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.


С конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформироваться в школу «поведенческих наук».

Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт; Д. Мак Грегор; А. Маслоу. Представители этого направления занимали уже не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности работы отдельного работника и организации в целом. Главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих личных возможностей и раскрытии творческого потенциала.

4. Школа поведенческих наук (1950 г. - по настоящее время). Возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физике и др.

Суть количественного научного похода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематичное отображение будущей реальной ситуации.

Студента _4 __ курса

Специальности Экономика и управление предприятиями АПК

заочной формы обучения Куру Светланы Александровны ____________________

(фамилия, имя, отчество)

шифр _07ЭЗАп12

группа __Э75 __

1. С чем было связано возникновение практики управления?

а) с появлением общения

б) с возникновением письменности

г) с возникновением производства

д) с возникновением первобытнообщинного строя

2. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об­ласть знаний?

б) в XVIII в.

в) на рубеже XIX и XX вв.

г) в середине XX в.

д) в средние века

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) А. Файоля

б) Ф. Тейлора

в) М. Фоллетт

г) Д. Гетти

4. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Франция

б) США

в) Россия

г) Англия

д) Германия

5. Представители какой научной школы в качестве основ­ного объекта исследования имели эффективное использова­ние человеческих ресурсов?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие ?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

д) школы человеческих отношений

7. Где преимущественно следует использовать понятие "менеджмент"?

а) в естественных системах

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

в) в социально-экономических системах

г) в иерархических структурах

д) во всех управленческих структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

9. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие клас­сической, или административной школы управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

б) главный принцип управления

в) исключительно теория управления

г) исключительно практика управления

11. Представители какой научной школы ратовали за по­вышение заботы руководителей о подчиненных?

а) школы поведенческих наук

б) школы человеческих отношений

в) школы научного управления

г) административной школы

д) школы науки управления или количественный подход

12. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы человеческих отношений

б) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) классической или административной школы

д) школы поведенческих наук

13. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий "управление" и "менед­жмент"?

а) понятие "менеджмент" шире

б) понятие "управление" шире

в) понятие "менеджмент" значительно шире

г) эти понятия - синонимы

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управ­ления организацией?

а) формальную и неформальную

б) административную и производственную

в) нормативную и маркетинговую

г) структурно-информационную, информационно-поведен­ческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические методы управления ?

а) на материальных интересах объектов управления

б) на воздействии на социальные условия работающих

г) на хозяйственном расчете

17. Что такое принципы управления?

а) основные методы управления

б) закономерности управления

в) основные правила управления

г) основные функции управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления

б) воздействие субъекта на объект управления

в) подчинение объекта субъекту управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и социально-психо­логические

б) воспроизводственные и маркетинговые

в) сетевые и балансовые г) законодательные и нормативные

20. Что включает в себя система управления в элементар­ном виде?

а) принципы, методы и функции управления

в) субъект, объект управления и связи

г) совокупность объектов управления

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие воздействия

б) любой орган в системе управления

в) орган, воспринимающий управленческие воздействия человека

22. На чем основываются социально-психологические ме­тоды управления?

а) на материальном интересе работников

б) на законодательных и нормативных актах

в) на морально-психологическом климате

г) на воздействии на сознание и социальные условия

23. Что такое методы управления?

а) закономерности управления

б) основные правила управления

в) управленческие законы

г) способы воздействия субъекта на объект

д) методы работы менеджеров

24. На чем основываются административные методы уп­равления?

а) на законодательных и нормативных актах

б) на экономических интересах объектов управления

в) на воздействии на социально-бытовые условия работа­ющих

г) на штрафных санкциях

25. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?

а) А. Файоль

б) Ф. Тейлор

в) М. Фоллетт

г) А. Маслоу

д) П. Гетти

26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

а) административные

б) экономические

в) социально-психологические

г) балансовые

д) сетевые

27. Что такое процесс управления?

а) последовательная деятельность менеджера

б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций

в) совокупность принципов и методов управления

28. Что такое функция управления?

а) управленческая деятельность

б) обособленный вид управленческой деятельности

в) должностная обязанность менеджера

29. Каковы основные содержательные теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) постановки целей, партисипативного управления

30. Какова роль координации в процессе управления?

а) формировать структуру организации

б) распределять полномочия между органами

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев

г) обеспечивать связь между подразделениями

31. Какую информацию называют невербальной?

а) письменную

б) словесную

в) бессловесную

г) управленческую

д) устную

32. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

а) определение критериев решения проблемы

б) формулирование проблемы

в) признание проблемы

г) оценка альтернатив

д) разработка альтернатив

33. Назовите первую функцию процесса управления?

а) мотивация

б) организация

в) планирование

г) контроль

д) координация

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

а) Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) А. Маслоу, Ф. Герцберга

35. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

а) признания и самоутверждения

б) физиологические потребности

в) безопасности и защищенности

г) самовыражения

д) принадлежности и причастности

36. Какая функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных?

а) планирование

б) организация

в) координация

г) мотивация

д) контроль

37. Какие функции управления называют общими?

а) производство, маркетинг, финансы

б) планирование, организация, мотивация, контроль, ко­ординация

в) предпринимательство, производство, инновации, ин­формация

38. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

б) планирование, организация, контроль

в) научная организация труда и управления

г) распределение ответственности, полномочий

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

б) совокупность управленческой информации

в) информация и коммуникации в управлении

г) совокупность участников процесса коммуникации

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей ха­рактеризуется наибольшей централизацией власти?

а) "кружок"

б) "цепочка"

в) "колесо"

г) "вертушка"

41. Каковы основные составляющие любой организации?

а) внутренняя и внешняя среда

б) оргструктура и кадры

в) люди, задачи, управление

г) организационная культура и ресурсы

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

б) к факторам непосредственного окружения организации

в) к факторам общего внешнего окружения организации

43. Что характеризует норма управляемости?

а) трудоемкость работ менеджера

б) двойное подчинение

в) высокий уровень конфликтности

г) перегруженность главного менеджера

64. В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?

а) в линейно-функциональной

б) в линейно-штабной

в)в матричной

г) в региональной д)в продуктовой

65. Какой уровень управления комбинированной организа­ционной структуры отражает особенности конкретной орга­низации?

а) все уровни

б) низовой

в) средний

г) высший

66. Какая современная организация основана на участии работников в управлении?

а) ориентированная на рынок

б) предпринимательская

в) многомерная

г) эдхократическая

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?

а) на среднем

б) на высшем

в) на низовом

г) на всех уровнях

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

б) любой работник аппарата управления

в) профессиональный управляющий в любой социальной сфере

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

в) на четыре

г) на пять

д) на шесть

70. Что такое стиль управления?

72. Что такое самоменеджмент?

а) способность и возможность системы планировать и орга­низовывать свою деятельность

б) организация личной работы руководителя

в) самостоятельность в деятельности менеджера

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

б) на строгом соблюдении дисциплины, регламента

в) на использовании опыта других менеджеров

г) на четком разделении труда

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

б) знание технологии отрасли

г) работу на постоянной профессиональной основе

75. Каковы основные составляющие "организаторских спо­собностей"?

а) лидерство, способность вести за собой

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

в) способность влиять на людей, разрешать конфликты

г) умение работать с людьми, воздействовать на них

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

а) психологом

б) специалистом данной отрасли

в) специалистом по управлению

г) социологом

д) экономистом

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

б) он командует

в) он просто существует

г) он организует работу

д) он управляет

78. Руководители какого уровня основную часть рабочего времени должны заниматься решением оперативных задач?

а) всех уровней

б) среднего уровня

в) высшего уровня

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен преобла­дать в начальный период формирования трудового коллектива?

а) демократический

80. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

а) все стили управления

б) либеральный

81. С какой функции должна начинаться организация лич­ной работы (самоменеджмент) руководителя?

а) с работы с информацией

б) с организации трудового процесса

в) с постановки целей

г) с планирования

д) с самоконтроля

82. Какая функция находится в центре круга самоменед­жмента?

а) планирование

б) постановка целей

в) организация трудового процесса

г) самоконтроль

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

а) предварительный, функциональный, стоимостной

б) промежуточный и конечный

в) административный, производственный, финансовый

г) формальный и неформальный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

б) методы работы руководителя

в) потери рабочего времени

г) способы выполнения задач

85. Какие коллективы называются формальными?

а) образовавшиеся на любом предприятии

б) образовавшиеся стихийно

в) созданные руководством

г) созданные на основе симпатии работников

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

б) специфическое воздействие на подчиненных

в) совокупность способов воздействия на подчиненных

г) любое влияние на людей

87. На чем основана законная власть?

а) на вознаграждении

б) на вере в права руководителя

в) на положительном примере

г) на принуждении

д) на вере в знания руководителя

88. Какие существуют формы влияния менеджеров на под­чиненных?

а) убеждение, участие

б) формальное, неформальное

в) экспертное, законное

г) системное, ситуационное

89. С помощью чего можно определить микроклимат в трудовом коллективе?

а) хронометража

б) социограммы и социоматрицы

в) фотографии

г) самофотографии

д) самонаблюдений

90. Какие конфликты называются дисфункциональными?

а) между функциональными подразделениями

б) нарушающие выполнение функций

в) мешающие решению проблемы

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов разрешения конф­ликтов можно считать наиболее эффективным?

а) метод компромисса

б) метод принуждения

в) метод уклонения

г) метод решения проблемы

д) метод сглаживания

92. На какой ступени развития неформальный коллектив организационно сплачивается для борьбы с внешней опасно­стью?

а) на первой

б) на третьей

в) на пятой

г) на четвертой д) на второй

93. Использование какой формы власти является наибо­лее затратным?

а) основанной на принуждении

б) законной власти

в) экспертной власти

г) власти примера

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны оши­бочные решения менеджера?

а) для власти примера

б) для власти, основанной на принуждении

в) для власти, основанной на вознаграждении

г) для экспертной власти

д) для законной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

б) экспертная власть

в) законная власть

г) власть, основанная на вознаграждении

д) власть, основанная на принуждении

96. Какая власть наименее гуманна?

а) власть примера

б) основанная на принуждении

в) основанная на вознаграждении

г) законная власть

д) экспертная власть

97. Что такое убеждение исполнителя?

а) воздействие на исполнителя

б) передача точки зрения

в) беседа с подчиненным

98. Какой метод разрешения конфликтов предусматрива­ет принятие точки зрения другой стороны?

а) метод принуждения

б) метод компромисса

в) метод сглаживания

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

99. Какой метод разрешения конфликтов требует исполь­зование власти, подавления инициативы подчиненных?

а) метод сглаживания

б) метод компромисса

в) метод принуждения

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

100. Как называют конфликт, при котором два руководи­теля предъявляют к одному работнику противоречивые тре­бования?

а) внутриличностным

б) межличностным

в) между личностью и группой.

О периодизации истории менеджмента

Обычно историческую периодизацию развития менеджмента связывают:

· с определенным этапом цивилизации (цивилизационный подход);

· с определенным культурным периодом в жизни человечества или отдельных народов (культурологический подход);

· с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).

Первые два подхода не имеют четких объективных критериев периодизации, последний – имеет объективный критерий отношения к собственности на основные средства производства, но тоже не отражает в полной мере процессов менеджмента в различные этапы жизни людей. Неоднозначность и многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки, хотя в грубом приближении мы ими воспользуемся, особенно в досовременный период. ХХ век отличается широким разнообразием школ, идей, методов и подходов .

Например, во многой учебной литературе можно встретить периодизацию истории менеджмента начиная с 1885 года. В основу этой периодизации положены подходы к изучению и развитию теории и практики менеджмента, основанные на выделении различных школ.

В принципе, несмотря на известную ограниченность, такое основание периодизации правомерно. Выделенные с 1885 года хронологически временные периоды отвечают появлению и наиболее эффективному применению направлений, подходов. В настоящее время известно, что большинство из этих подходов, заложив основания научного менеджмента, оказались правильными лишь отчасти, ограниченными в применении. Те из них, которые выдержали испытание временем, усложнением общественных процессов и требований к менеджменту (бихевиористский, количественный, ситуационный, процессный и системный подходы) далеко не полностью покрывают область применения менеджмента.

Появился деятельностный подход, усовершенствован структурно-функциональный, системный и ситуационный. Из-за сложности применения и неподготовленности менеджеров практически не используются количественный и процессный методы . Вместе с тем современный менеджмент все еще очень часто применяет приемы и методы из арсенала Тейлора, Эмерсона. И самое главное: остаются за кадром организационные, поведенческие идеи в управлении в длительный период накопления управленческих знаний – рабовладельческий, феодальный и период начала капитализма.

Но большинство ученных и практиков шагнули дальше, считая периодизацию предложенную с 1885 года ограниченной, поскольку управленческие процессе усложнялись и совершенствовались постепенно, начиная с древних цивилизаций. Следует отметить, что уже в ХХ веке идеи менеджмента разделены на 4 этапа: начало институциализации предмета менеджмента, классический период, период активной разработки менеджмента в 40-60 годы и современный этап в развитии менеджмента в 70-90 годы . Каждый из этапов имеет свои особенности, свои задачи, свои подходы и ценности. Таким образом, главный критерий представленной периодизации – организационный, поведенческий, социальный и нравственный прогресс в связи с усложнением и обогащением управленческих процессов.

Краткая хронология становления менеджмента предложенная Б. Карлоффом

Одним из тех кто шагнул дальше в изучении истории развития и становления менеджмента был Бенгт Карлофф, шведский профессионал-практик Бенгт Карлофф, который вместе с исследователем Клодом Ст. Джоржем опубликовал в своей работе «Деловая стратегия» уникальную систематизацию истории развития менеджмента с 5000 года до нашей эры. Б. Карлофф считал, что идеи управления не всегда были такими, какими мы видим их сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. И нельзя ограничивать историю развития и становления менеджмента как науки с 1885 года до наших дней .

Приведем таблицу хронологических рамок предложенную Б. Карлоффом.

Персоналии

(их краткая профессиональная

Биография)

Основной вклад в развитие менеджмента

5000 до н.э.

Письменность; регистрация фактов

Египтяне

Признание необходимости планирования, организации и контроля

Египтяне

Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы - «облегчи свою душу»

Египтяне

Децентрализация в организации управления

Египтяне

Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба»

Хаммурапи

Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности

Египтяне

Централизация в организации управления
Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля

Навуходоносор

Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
Признание необходимости систем и стандартов

Признание принципа специализации

Признание необходимости планирования, руководства и организации

Формулировка принципа универсальности менеджмента

Ксенофонт

Признание менеджмента как особого вида искусства
Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов
Использование научных методов труда и рабочего ритма
Формулировка принципа специализации

Александр Великий

Создание штаба
Использование описаний работ
Использование рабочих спецификаций

Диоклетиан

Делегирование полномочий

Альфа раби

Требования к руководителю
Требования к менеджеру

Лука Пачоли (Генуэзец)

Двойная бухгалтерия

Франсиско Ди Марко

Учет издержек производства

Братья Сорансо

Использование журнала доходов и гроссбухов

Барабариго

Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов

Арсенал Венеции, венецианцы

Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости

Сэр Томас Мор

Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства

Никколо Макиавелли

Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя

Сэр Джеймс Стюарт

Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации

Адам Смит

Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда

Томас Джефферсон

Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей

Эли Уитни

Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента

Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия

Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих

Джеймс Милл

Анализ и обобщение человеческой мотивации

Маршалл, Логлин и др.

Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента

Милл и др.

Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация - разделение труда; стимулирование через заработную плату

Даниэль К. МакКаллум

Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте

B.C. Джевонс

Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости

Генри К. Меткалф

Генри Р. Таун

Искусство менеджмента; наука управления

Генри Р. Таун

Наука менеджмента

Фредерик У. Тейлор

Hayчный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию

Френк Б. Гилберт

Наука мотивационных исследований

Генри Л. Гантт

Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих

Харрингтон Эмерсон

Эффективный инжиниринг; принципы эффективности

Харлоу С. Лерсон

Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента

Дж. К. Дункан

Первый учебник менеджмента для колледжей

Х. Б. Друри и Р. Ф. Хокси

Критика научного менеджмента - утверждение первоначальных идей

Генри Файоль

Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях

А. К. Эрланг

Предвосхитил теорию очередностей

К. К. Парсонс

Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах

Оливер Шелдон

Развил философию менеджмента; принципы менеджмента

Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг, У. А. Шумарх

Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств

Рональд А. Фишер

Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов

Элтон Майо

Социологическая концепция групповых устремлений

Т. К. Фрай

Статистические основы теории обслуживания

Мэри Р. Фоллетт

Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента

Джеймс Д. Муни

Признание универсальности принципов организации

П. М. С. Блэкетт и др.

Операционные исследования

Линдэлл Урвик

Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис

Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации

Норберт Винер, Клод Шеннон

Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте

Франк Абрамс, Бенджамин М. Селекман

Ввели искусство управления в мышлении менеджеров

Герберт Саймон, Гарольд Дж. Левитт, Роберт Шляйфер

Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента

Дуглас Макгрегор

Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения ответственности

Игорь Ансофф

Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент»

Карл Вейк

Исследовал организации как интерпретируемые системы

Вильям Оучи, Оливер Вильямсон

Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка - причина существования фирм

Геральд Саланчик

Розмари Стюард

Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач

Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье

Теории властных структур внутри и между организациями

Майкл Портер

Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость

Джон Коттер, Джон Габарро

Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени

Теренс Дил, Аллан Кеннеди

Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие

Том Петерс

Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации - как к важному ресурсу развития бизнеса

-школа научного управления – (1885-1920), основоположники Ф.Тейлор(20.03.1856-21.03.1915), Ф и Л. Гилберт, Г. Гантт

Ф. Тейлор впервые предложил концепцию научной организации труда:

Отбор первоклассных работников

Распределение обязанностей м/у администрацией (четкий инструктаж, четкая система контроля) и работником (качественное выполнение своих обязанностей)

Благоприятное отношение м/у работниками и администрацией

Ф. и Л. Гилберт – развивали концепцию Тейлора в области более эффективной организации рабочего пространства и формировании процесса выполнения трудовой операции.

Гаррингтон Эмерсон – 12 принципов производительности – книга,

Точно поставленные идеалы или цели

Здравый смысл (разумное планирование осознавая свои возможности)

Компетентная консультация

Дисциплина

Справедливое отношение к персоналу(система вознаграждения)

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет

Диспетчирование

Нормы и расписания

Нормализация условий

Нормирование операций

Писанные стандартные инструкции

Вознаграждение за производительность

Макс Вебер – классическая концепция бюрократии, полагал что существует 3 формы власти: принудительная, харизматическая (основанная на эталоне, примере подражания), легитимная. Полагал что управление в организации д.б. основано на легитимной власти, при этом работник должен четко выполнять свои обязанности по возможности д.б. заменимым для обеспечения бесперебойной работы производства. Руководитель должен давать четки инструктаж, абсолютно лишен субъективизма и не должен допускать властных полномочий

-административная (классическая) школа – (1929-1950), основоположник А.Файоль

Анри Файоль -выделил 5 видов деятельности на предприятии:

Технический процесс

Коммерческая деятельность

Финансовая деятельность

Бухгалтерская деятельность

Административная деятельность, связанная с управлением

Сформулировал универсальные принципы управления:

Разделение труда

Полномочия и ответственность

Дисциплина

Единоначалие – у каждого работника д.б. только один непосредственный начальник

Единство направления

Подчиненность личностных интересов общим

Вознаграждение персонала

Централизация – все команды спускаются сверху

Иерархия – цепь команд, количество уровней управления

Постоянство состава персонала

Справедливость – вознаграждение которое должно удовлетворять и работника и руководителя

Корпоративный дух

Инициатива – инициатива должна поощряться.

-школа человеческих отношений –(1930-1950), основоположники Элтон Мейо(1880-1949)

Элтон Мейо – создатель Хоторнских экспериментов (1927-1932).Результат эксперимента: помимо условий труда и вознаграждения одним из ключевых факторов, влияющих на производительность труда является социальный и психологический фактор(благоприятная атмосфера в коллективе)



ТО впервые в развитии менеджмента личность работника была вынесена на первый план

- школа поведенческих наук – бихевиаризм, основоположники: Д.Магрегор, Р.Лайкерт

Основная идея – повышение эффективности организации, за чсет использования ее человеческих ресурсов. Были разработаны различные стимулы. Была предложена концепция «Х и У». Магрегор делил работников на 2 класса: Х – нелюбовь к работе, нежелание ответственности.(материальное вознаграждение, угроза наказания); У-противоположность типу Х (мотивация – карьерный рост, возможность развития за счет сложных проектов, похвала)

В рамках данной концепции все сотрудники были классифицированы на 2 типа: Х и У.

Х – унаследованная нелюбовь к работе, избегание ответственности, отсутствие амбиций. Основные методы мотивации: материальное вознаграждение и угроза наказания.

У – стремятся максимально реализовать себя в профессиональном и личностном плане, избегают рутинной работы, крайне амбициозны. Основные методы стимулирования – продвижение по карьерной лестнице, материальное вознаграждение и возможность самореализации

Системный подход к управлению -

Организация, как открытая социально-экономическая система (берет ресурсы, отдает готовый продукт, услугу)

Причины неспособности изменения в организации

-«Моя профессия - есть я» - люди замыкаются в рамках своих узких обязанностей.

-«Враг во вне» - поиск причин, неудач ищут со стороны.

Активная позиция борьбы с врагами

Принцип вареной лягушки - люди не чувствуют наступления проблемы

Предел роста – бесконечно улучшаться невозможно, люди устают от бесконечной гонки

Подмена проблемы

Компания Wonder Tech – производила компьютеры для госучреждений. Изначально спрос возрос. Руководство принимает решение увеличить поставки. Существуют задержки по поставкам.Для сокращения задержек строят 2 завод, и на 3 год спрос начинает падать. Привлекают маркетологов – спрос возрастает..После 5 года спрос начинает падать более быстрыми темпами..меняют маркетолога, увольняют неэффективный персонал.Через 2 года спрос начинает падать неуклонно, через 9 лет компания закрывается.

Проблема –

Не удовлетворяет потребностям, стимулировали спрос когда непроизводили.

«People express airlines»

В 1980 начала, в 1986 – ее со всеми долгами купила другая компания

Все сотрудники становились акционерами компании – каждый человек заинтересован в успешной работе компании. Цена билета ниже, чем у конкурентов. Все сотрудники проходили 3хмесячное обучение – для взаимозаменяемости сотрудников. Компания быстро набирала темпы. В первые 3 года расширился парк самолетов и поток клиентов. Покупают компанию банкрота, набирают новый штат. Пассажиры жалуются на качество оказания услуг. Конкуренты вводят бронь билетов по телефону.

Симптомы предела роста – качество снижается..

Причина подмены проблемы – не сосредоточились на качестве, но увеличили предложение

Питер Сенге – «Пятая дисциплина»

Ситуационный подход – адаптивность к изменениям внутренней среды. Сущность заключается в анализе внешних и внутренних переменных, влияющих в данный момент на деятельность организации.

Процессный подход – управление рассматривается как процесс (серия непрерывных взаимосвязанных действий)

Каждая функция менеджмента рассматривается как отдельный процесс. Кроме этого каждая функция связана с другой 2 процессами – ключевыми: коммуникации и принятия решений

Количественный подход – связан с введением различного рода программных продуктов в целях повышения эффективности повышения процесса управления.

Самостоятельное изучение – современные синтетические теории