Мир профессий том человек человек. Урок «мир профессий. Нравственность и Материальный Интерес






Формула выбора профессии Как правильно выбрать себе профессию? Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ». В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО». хочу могу надо


В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: Интересна и привлекательна для вас; Соответствует вашим способностям; Пользуется спросом на рынке труда Результат:


Ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии 1. Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации. 2. Предубеждения в отношении престижности и непрестижности. 3. Выбор профессии за компанию. 4. Перенос отношения к определенному чело -веку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. 5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. 7. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). 8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. 9. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.


Информацию о ситуации на рынке труда и вакансиях можно получить: На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости




Мини-тест «Кто Вы?» Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.


КВАДРАТ Налоговый инспектор Нотариус Бухгалтер Электрогазосварщик Швея Водитель Программист Каменщик Кондитер Секретарь-референт Социальный работник и др. ПРЯМОУГОЛЬНИК Эколог Страховой агент Машинист Водитель Все профессии, связанные с природой и др. ТРЕУГОЛЬНИК Шеф-повар Брокер Биржевой маклер Коммерческий агент Маркетолог Коммерческий директор Психолог Учитель Юрисконсульт Менеджер и др. Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре


КРУГ ОФИЦИАНТ-БАРМЕН МЕДСЕСТРА МАНИКЮРША ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГУВЕРНЕР ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ФОТОГРАФ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК СТРАХОВОЙ АГЕНТ и др. ЗИГЗАГ штукатур-маляр Шеф-повар Кондитер Плотник Каменщик Программист Маркетолог Парикмахер Художник Дизайнер Менеджер Актер Музыкант Архитектор Психолог

Классный час

Мир профессий

Цели занятия:

1. Образовательные:

создание условий для ознакомления учащихся с разнообразием профессий;

выявить у учащихся уже имеющиеся знания о профессиях.

2. Воспитательные:

формировать познавательный интерес к людям труда и профессиям;

воспитать положительные межличностные взаимоотношения в детском коллективе;

воспитывать трудолюбие.

3. Коррекционно-развивающие:

формирование зрительного восприятия;

развитие речи, памяти, внимания, мышления, активизация словаря.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации.

Ход:

Вводное слово.

- Согласитесь, человек может пользоваться определённой известностью и уважением окружающих, но при этом не испытывать истинного удовлетворения от сознания, что его предназначение в чём-то совсем ином, а не в том деле которое он исполнял до сих пор, пусть даже чрезвычайно престижном, но не в своём. Недаром человек во все времена искал смысл своего существования и находил его в труде, свойственном лишь ему.

Знания о многих профессиях помогут избежать профессиональной ограниченности, недооценки значения чужой работы. По классификации, разработанной академиком Академии педагогических наук Е. А. Климовым, профессии подразделены на пять типов в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия: «человек - природа», «человек - человек», «человек - техника», «человек художественный образ», «человек - знаковая система».

Слово предоставляется Ученику 1 .

- «Человек техника».

В этом типе представлены профессии, которые связаны с созданием, использованием, обслуживанием самых различных технических устройств и в которых технические устройства играют не подсобную и второстепенную роль, а является основным предметом труда профессионалов.

Современная техника - результат изобретения и технического творчества многих сотен поколений людей. «Техне» по-гречески - умение, мастерство. Понятие «техника» в настоящее время имеет несколько значений. Во-первых, это совокупность орудий и навыков производства, которые используются людьми для получения материальных благ. Во-вторых, под словом «техника» в более узком значении понимается совокупность приёмов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. И в-третьих, под техникой в собирательном смысле понимаются машины, механизмы, устройства и орудия.

Каждый из этих компонентов профессиональной деятельности важен и необходим. Вспомним два бессмертных произведения мировой литературы «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Таинственный остров» Жюля Верна. Робинзон после кораблекрушения попадает на необитаемый остров и находится в отчаянии от своего, как он думает, безнадёжного положения. Но вот он находит на разбитом корабле кое-какие инструменты и материалы, с их помощью начинает овладевать разными необходимыми профессиями, такими, как плотник, гончар, строитель, и другими, и постепенно благоустраивает свою жизнь.

Не менее увлекательная история рассказана Жюлем Верном в романе «Таинственный остров». Пятеро человек очутились на далёком острове в океане без спичек, ножа и других необходимых в таких случаях предметов. Но среди них был инженер, который научил своих товарищей различным производственным умениям. И этот маленький, но трудолюбивый коллектив за несколько лет создаёт на острове необходимые для цивилизованного существования условия, вплоть до телеграфа.

Конечно, приключения героев этих романов во многом фантастичны, но по тому, как они верно отражают могущество человека, вооружённого орудиями труда и знаниями, они глубоко реалистичны.

Тип профессий «Человек - техника» включает в себя четыре раздела: «Горизонты электроэнергетики», «Богатства из недр земли», «На строительных площадках» и «По земле, по воде и по воздуху».

Профессии горняков, нефтяников и другие - это профессии мужественных и сильных людей. Людям незакалённым, эмоционально неустойчивым, со слабой волей нечего делать на карьере, в шахтах и на буровых. Рабочие этих профессий трудятся на открытом воздухе, под землёй, в тундре, в тайге, в горах, нередко далеко от дома. И несмотря но то, что сейчас благодаря механизации и автоматизации процессов, вахтовому методу работы условия труда резко улучшаются, трудностей встречается всё-равно немало. Но шахтёры и нефтяники любят свои профессии. Их увлекает борьба со стихией, покорение земных недр.

В горнорудную промышленность, как и во все остальные отрасли, приходит научно-техническая революция. Несмотря на то, что чем дальше, тем с большим сопротивлением отдают земные недра свои богатства, человек, вооружённый современной техникой, всё упорнее добирается до подземных сокровищ земли. В шахтах начинают работать горнодобывающие комплексы, которые механизируют все этапы добычи угля и сланца. Условия труда шахтёров и других работников горно-добывающих предприятий непрерывно улучшаются, но повышаются требования к знаниям, связанным с обслуживанием сложной техники.

Миссия строителей благородна - их труд приносит людям радость, хотя их профессию лёгкой не назовёшь. У них часто бывает смена объектов строительства, каждый раз приходится приспосабливаться к новым условиям. Поэтому эта профессия подойдёт людям подвижным, лёгким на подъём, способным легко переносить временные трудности неустроенного быта.

Среди строителей распространёнными профессиями являются профессии монтажников. Для тех, кто любит технику, машины и механизмы, будут привлекательны профессии машинистов различных строительных машин. Методы строительства становятся сейчас всё более и более индустриальными. Значительная часть конструкций привозится на строительную площадку в готовом виде. На месте из них собирают нужное сооружение. Таким образом, многие строительные работы перемещаются в заводские помещения, при изготовлении изделий более широко применяются различные машины и механизмы. Здесь труд строителя приобретает характер операторского труда.

Индустриализация строительства возможна только при широком развитии промышленности строительных материалов. На стройплощадку с заводов поступают готовые блоки и секции, которые необходимо смонтировать на месте. Основной фигурой в строительстве становится монтажник, а большинство остальных строительных профессий становятся заводскими - бетонщики, арматурщики, слесари-сантехники, сварщики, отделочники и т. д. На заводах строительной индустрии работа почти полностью механизирована, в ближайшее время будет внедрена автоматизация производственных процессов.

В производственной инфраструктуре народного хозяйства страны большую роль играет транспорт. Автомобили, поезда, самолёты экономят время и сокращают расстояния. В условиях нашей страны с её огромными просторами отличное развитие транспорта особо необходимо.

Первое место по величине перевозок занимает у нас железнодорожный транспорт. В нашей стране самая большая протяжённость в мире железных дорог и больше всего в мире перевозится грузов по железной дороге.

Корабли нашего флота можно встретить в самых далёких океанских просторах. Морские профессии издавна считались романтическими, хотя и нелёгкими. И сейчас сохраняется эта романтика. Вспомним хотя бы рейсы наших ледоколов и кораблей на Северный полюс, в Антарктиду. Обслуживание современнейшей техники и борьба со стихией - к этому должен быть готов будущий моряк.

Самым скоростным видом транспорта является авиация. Она в наши дни овладевает многими «профессиями» - перевозит пассажиров и грузы, обслуживает сельское хозяйство, оказывает помощь геологам, буровикам, пожарным, медикам и т. д.

Для управления движением всех видов транспорта внедряется радиосвязь, автоматизация и вычислительная техника, что потребует более высокой квалификации от работников всех транспортных профессий.

- Слово предоставляется Ученику 2 .

- «Человек - художественный образ».

Традиционно труд представителей профессий «человек художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник», воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Когда мы видим добротно сделанную вещь, нас поражает само умение рук человеческих. И мы гордимся этим, т. к. ощущаем свою потенциальную способность к труду и созиданию. Но мы всегда задаёмся вопросами: как это сделано и за чем это сделано? В искусстве целесообразность выступает в сомом высоком смысле этого слова, но она даётся только мастерством и умением. Но, если мастерство даётся практическими навыками, то цель определяет причинами социального порядка. Иначе говоря, всё что создаёт человек, он создаёт для других людей.

Чем богаче художественная культура народа, тем ценнее клад его истории, его свершений.

Художественная культура - это специфическое средство познания мира человеком. Но мы не всегда даёт себе отчет в том, как это важно для каждого из нас.

Художественная деятельность - тяжёлый труд, и каждому, кто собирается выбрать профессию типа «человек - художественный образ», нудно настроить себя на каждодневную упорную работу. Искусство - праздник только в результате.

Профессии этого типа можно условно разбить на три типа:

«Творцы мира прекрасного» (скульптор, дизайнер, гравер, кружевница, искусствовед, художник).

«Кому подчиняются материалы» (ювелир, стеклодув, чеканщик, фотограф, ретушёр).

«Волшебники звуков и зрелищ» (музыканты, певцы, актёры, каскадёры).

- Слово предоставляется Ученику3 .

- «Человек - знаковая система».

Учение установили, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего 100 лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сознательный выбор! И нередко получается, что, избегая напряженной ситуации выбора, молодой человек отказывается от самостоятельного решения.

Знаки, знаковые системы являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе своей жизнедеятельности. Мы поведём речь о профессиях, где информация, выраженная в знаковых системах, является основным объектом и результатом труда.

Корректоры, библиографы, архивисты, лингвисты, историки, математики, физики и химики, лаборанты различного профиля, инженеры-проектировщики и т. п. не производят материальных вещей. В чём же ценность их труда, в чём полезность этих профессий для общества?

Учёные математики, физики, химики обеспечивают прирост информации. Лингвисты, историк, философы преумножают эту информацию. Подборщики справочного и информационного материала, инженеры по научно-технической информации, инженеры патентных отделов, статистики, экономисты, библиографы, архивисты и другие собирают информацию, перерабатывают её, хранят и доводят до потребителей.

Осуществлять обмен информацией помогают связисты (почтовые работники, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры).

Современная психология установила, что научно-технический прогресс привёл к тому, что процесс управления автоматически действующими техническими объектами и технологическими процессами получил опосредованный характер. В целом ряде профессий человек имеет дело не с реальными объектами, а с их заменителями на панелях, пультах управления, макетах, на которых воспроизводится различного рода условная сигнализация, либо воспроизводящие реальные свойства управляемых объектов, либо обозначающая их с помощью системы символов и знаков (букв, цифр, условных знаков). Эта тенденция схематизации, формализации изображений широко распространяется в промышленности. Она же главенствует с проектировании, в составлении технологической документации, где увеличивается количество унифицированных и стандартизованных типовых условных знаков и обозначений. В черчении всё больше и больше знаковые модули заменяют предмет изображения, утрачивая какую-либо наглядную аналогию с этим предметом, и обозначают скрытые от непосредственного наблюдения структурные особенности предметов.

Такая же тенденция наблюдается во многих отраслях науки, особенности в языкознании, в химии, в физике, в математике, где используются формализованные средства выражения знаний об изучаемых объектах и процессах. В место применяемых в прошлом формулировок, словесных пояснений, определений всё более широко используются модели процессов и явлений в виде математический выражений (формул, уравнений, символов) и в виде пространственных схем (диаграмм, графиков, номограмм).

Таким образом, работа в соответствующих сферах производственно-технической деятельности, в проектировании, при создании новых технологий, в научной сфере требует от человека, кроме знаний и умений, оперирования различными знаковыми системами и динамическими пространственными образами, так как сигналы-символы в большинстве своём отображают управляемый объект в виде целостной пространственной структуры.

Эта структура не изображает свойства объекта, в ней виде условной картины отражаются связи и отношения, которые непосредственно обнаружены быть не могут. Всё это позволяет выделить в отдельный тип «Человек - знаковая система» профессии, характеризуемые некоторыми сходными психологическими особенностями.

Специалисты, работающие со знаковыми системами, находятся на всех направлениях научно-технического прогресса у их истоков: они готовят и хранят информацию, анализируют её и доводят до потребителя, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, технологических процессов, организации производства, конструируют эти машины и механизмы, создают электронно-вычислительную технику и разрабатывают направления её внедрения в научную деятельность, проектирование, производство, здравоохранение и культуру.

Условно мы разделили знаки и знаковые системы на языковые, абстрактно-математические и графические. В жизни, конечно, не существует жёстких перегородок между этими системами.

Наиболее развитая и всеобщая знаковая система - язык. В словесной форме информация создаётся (лингвисты, историки, философы), обрабатываются, размножаются, анализируются, хранится, передаётся пользователям.

Широко распространены математические, химические знаковые системы. С ними работают математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают её учётники, таксировщики, калькуляторы, бухгалтеры, лаборанты, метрологи, стандартизаторы, статистики.

Изобретение электронно-вычислительных машин и компьютеров позволило автоматически вычислять, хранить информацию, востребовать её при необходимости, а затем выносить результаты работы на печатные устройства.

- Слово предоставляется Ученику 4 .

- «Человек - природа».

Природа… Каждому она известна с детства: увлекательный мир растений и животных, мир земных недр и вселенной, обогащающих нашу жизнь новыми открытиями.

Правильное представление о разнообразии природы, о необычайной многочисленности её природных богатств человек получает в течении все своей жизни на основе всей человеческой истории. Ничто так не обогащает человека, как непосредственное общение с природой, работа на земле, как изучение закономерностей природы, как охрана её богатств.

Вели природные богатства нашей страны, на тысячи километров протянулись поля, леса и воды. Наша страна занимает первое место и объему водных ресурсов. Основной источник пресных вод - речной сток - достигает 4700 кубических километров в год. На территории одной России насчитывается около 300 тысяч озёр с площадью в 120 тысяч квадратных километров, около 40 тысяч малых и больших рек.

Поверхностных слой земной коры и почвы, образующихся тысячелетиями и несущий на себе растительный покров суши, обладает плодородием. Это свойство почвы, её способность производить урожай прежде всего определяет её значение для земледелия, для человека. В. В. Докучаев в своё время говорил, что русский чернозём, который формируется под степной растительностью, дороже каменного угля, дороже нефти, дороже золота. В нём вековечное русское богатство.

Наши земные недра по содержанию полезных ископаемых могут быть названы мировой коллекцией, причём каждая из составных частей этого минералогического и природного богатства имеет большое хозяйственное значение.

Господство человеком над природой заключается в познании её законов и в основанной на этом знании возможности общества планомерно управлять природными процессами в региональных и глобальных масштабах.

Таким образом, во взаимодействии человека с природой непосредственной участие принимают люди различных профессий, знающий, пытливые и трудолюбивые работники.

К типу «Человек - природа» относятся профессии рабочих, специалистов со средним и высшим образованием систематизированные в четыре больших раздела:

I раздел - Жизнь на земле.

Сюда вошли профессии, связанные с растениями и растениеводством, с животными и животноводством, лесным хозяйством, организмом человека, с клеткой, микроорганизмами и окружающей средой.

II раздел - Земля и техника.

В этом разделе рассказывается о профессиях, представители которой занимаются эксплуатацией, техническим обслуживание и ремонтом машин, механизмом и оборудования, применяемых в сельском хозяйстве, электрификацией, связью и мелиорацией.

III раздел - Переработка продукции сельского хозяйства.

Здесь даются профессии, связанные со следующими производствами: мукомольно-элеваторным, хлебопекарным, макаронным, мясо-молочным, сахара, кондитерским, микробиологическим и переработкой рыбы.

IV раздел - Земля как она есть.

В него включены профессии, областью деятельности которых является поверхность, недра, воздушная и водная оболочки земли.

Большую роль в развитии Продовольственной программы играют рабочие, инженеры и техники, деятельность которой связана с переработкой продукции сельского хозяйства. Пекарь, техник и инженер-технолог хлебопекарного производства, машинист поточной автоматической линии, аппаратчики производства сахара, кулинар изделий из рыбы и морепродуктов, конфетчик, маслодел-мастер и другие - все эти профессии очень необходимые людям.

В условиях недр, воздушной и водной среды решаются проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, пищевых продуктов, природоохранительной деятельности, социально-экономические и другие. Рабочие, техники и специалисты высшей квалификации определённого профиля трудятся в различных сферах: геодезии и геологии, гидрологии, океанологии и метеорологии, в биохимии, экологии, генетике и т. д.

- Слово предоставляется Ученику 5 .

- «Человек - человек».

Сюда вошли профессии, представители которых в процессе своей деятельности постоянно и непосредственно общаются с другими людьми. Другой человек или группа людей (ученики одного класса, группа экскурсантов, пассажиры поезда, покупатели, заказчики и т. д.) являются предметом их особого внимания и заботы.

Труд учителя и воспитателя, тренера, работников сферы обслуживания, юристы и многих других представителе профессий так называемой непроизводственной сферы, те, кто помогает нам в решении многих сложных жизненных вопросов, берёт на себя значительную часть наших повседневных хлопот, кто должен быть особенно внимательным и благожелательным к людям, обладать терпением и выдержкой, уметь хорошо владеть собой, кому необходимы душевная теплота и чуткость, бескорыстное стремление нести людям радость и добро, умение разделить с ними житейские тревоги и заботы.

Непременным условием успешной трудовой деятельности всех специалистов типа «человек - человек» является профессиональное общение, необходимость установления деловых контактов работника с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с учащимися, больными, покупателями, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа.

Профессии этого типа привлекут внимание тех ребят, кто очень общителен, легко сходится с людьми, кто организовывал весёлые праздничные вечера и серьёзные диспуты, проводил беседы и участвовал в конкурсах.

Профессий типа «человек - человек» несколько сотен. Исходя из особенностей профессий и требований, которые они предъявляют к человеку, из того общего, что свойственно некоторым профессиям, они объединены в этом типе в пять групп:

Медицинские профессии, сферы обслуживания, культпросветработы, юстиции и педагогические.

I группа - «Школа знаний» - это воспитатели детского сада, школы-интерната, учителя, преподаватели высших учебных заведений, специалисты в области физического воспитания и другие.

Хороший, высококвалифицированный педагог должен быть разносторонне образованным и развитым человеком. От педагогов во многом зависят судьбы человеческих поколений, а следовательно, и судьбы истории. Человечество глубоко признательно великим педагогам прошлого Коменскому и Руссо, Гербарту и Песталоцци, русским педагогам К. Д. Ушинскому и Н. И. Пирогову, польскому педагогу Я. Корчаку, выдающимся деятелям советского народного образования Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинскому и многим-многим другим, заложившим основы науки о воспитании и обучении, обогативших мировой педагогический опыт.

II группа - «Служба здоровья» - включает медицинские профессии и специальности. Многие из них хорошо известны: санитарка, медицинская сестра, фельдшер, врач и т. д. с малого возраста ребёнок общается со своим участковым врачом-педиатром. ежедневно состояние зудов учащихся проверяют врачи-стоматологи. Кому-то из нас приходилось обращаться и к другим врачам - хирургу, ревматологу, окулисту. Понимая огромное значение в жизни людей медицинских профессий, тысячи юношей и девушек стремятся ими овладеть. Ни наука, ни техника сами по себе не обеспечат успешной врачебной помощи населению. Потому что успешность любой профессиональной деятельности во многом зависит не только от знаний и умений специалиста, но и от чисто человеческих качеств. Особенно это относится к людям, посвятившим себя медицине. Любить человека, всегда готовым помочь ему - это неотъемлемое требование к личности любого медицинского работника.

«На страже закона» - так называется III группа. В ней идёт разговор о юридических профессиях, целью которых является охрана закона и правопорядка, юридических прав граждан. Это работники милиции, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов.

Для надзора за точным исполнением от имени центральной власти был создан специальный орган - прокуратура, независимая от местных органов власти. Для организации юридической помощи гражданам создаются коллегии адвокатов. Они призваны содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Вместе с тем коллегии адвокатов способствуют воспитанию граждан в духе точного и неуклонного соблюдения законов, прививают людям уважение к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам общежития.

К IV группе -- «Культура - для всех» - относятся профессии культурно-просветительского и информационного обслуживания, так называемые культпросветработники: библиотекари и организаторы-методисты массовых праздников и парковой работы, экскурсоводы, гиды-переводчики, методисты музейной работы, журналисты и т. д.

Формы культурно-просветительской работы разнообразны: это и традиционные - такие, как лекции, доклады, беседы, концерты, спектакли; и новые, успешно развивающиеся в последние годы, - тематические вечера, читательские конференции, устные журналы. Большое место занимает в культурно-просветительской работе художественная самодеятельность.

Журналистика как вид общественно-политической деятельности призвана собирать, обрабатывать и периодически распространять актуальную информацию через каналы массовой коммуникации - печать, радио, телевидение, кино и т. д. Журналисты - активные пропагандисты и агитаторы - формируют общественное мнение и мировоззрение людей.

V группа «Сфера обслуживания». Сюда вошли профессии торговли, общественного питания, социально-бытового сектора и другие. В наши дни они становятся всё более популярными среди молодёжи.

В настоящее время сфере обслуживания принадлежит огромная социально-экономическая роль в решении актуальнейшей проблемы современности - повышению благосостоянию и культурного уровня народа.

Растут наши города и сёла. Ежегодно вводятся в строй новые предприятия торговли и общественного питания. И работать в них будут молодые специалисты. Поэтому очень важно, чтобы коллективы этих предприятий формировались за счёт наиболее достойных юношей и девушек, чтобы не было среди них случайных и равнодушных.

- Дома ученикам была поставлена задача: составить резюме. Разберём достоинства и недостатки на примере одного из них.

Резюме

Иванов Сергей Владимирович

Год рождения 1989 (1 января); полное кол-во лет: 32 года, семейное положение: женат двое детей.

Цель: трудоустройство на работу, на должность ведущий инженер строитель предприятия.

Образование: закончил МГСУ (Московский государственный строительный университет), факультет промышленного и гражданского строительства, получил красный диплом о высшем образовании. Также в период с 2012 по 2016 год получил диплом о втором высшем образовании (экономист- управленец). В 2013 году прошел курсы повышения квалификации по специальности инженер-строитель.

Опыт работы: С 2008-2012 г. работал стажером и в инженерно строительной фирме «Модуль М». С 2012 г. По настоящее время работаю в проектно строительной фирме «Строй Консультант»

Дополнительные сведенья: работа с орг. техникой, знание английского языка на хорошем уровне, водительские права категории «В, С», стаж вождения 14 лет, личный автомобиль.

Знание компьютера: как продвинутый пользователь, работа в Интернете, работа с электронной почтой, работа с текстовым редактором Microsoft Word , Excel ; знание графических редакторов (Auto Cad , Arhi Cad , Corel Draw )

Увлечения: спорт (люблю кататься на коньках), живопись, закончил художественную школу.

Личные качества: общительный, ответственный.

- Подведём итог нашей беседы.

- Рассказывая о профессиях, мы хотели показать, что каждая из них интересна и в каждой присутствует элемент творчества. Думать, представлять в уме, анализировать необходимо каждому рабочему. Только учёный в значительной степени оперирует понятиями, абстракциями, а практик - образами будущего предмета труда, инструментов. Крупнейший советский психолог академик Теплов сказал, что нет ни малейшего основания полагать, что работа ума практического считается более простой и элементарной, чем работа ума теоретического.

Каждая из профессий предъявляет свои требования к человеку. Если вас заинтересовала та или иная профессия, нудно знать не только что человек делает, но и как он это делает. Самый лучший способ - сама практическая работа на рабочем месте.

Есть и другой путь повышения своего профессионального мастерства, он особенно важен когда речь идёт о освоении смежных профессий.

Нужно не плыть по течению обстоятельств, а ставить перед собой цель и находить средства её достижения.


Библиотечный урок

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов
Цели:


  • познакомить учащихся с типами и классами профессий;

  • помочь учащимся в определении их направленности на тот или иной тип и класс профессий;

  • помочь в выборе наиболее подходящей профессиональной группы;
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Мир профессий», памятки учащимся.

Вступительное слово библиотекаря.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

Дж. Голсуорси

Профессиональные способности и склонности – это наиболее важные психологические качества, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и профессиональной дальнейшей деятельности.

То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит прежде всего, от его склонностей и способностей.

Сегодня мы хотим познакомить вас с типами и классами профессий, помочь вам определиться в этом многообразном мире профессий.

Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.

Предмет труда - это то, на что направлен труд человека .

Тип «Человек – человек» (Арина Волошина)

Предметом профессий этого типа являются люди.

В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, т.е. главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Качества предъявляемые профессией к человеку

Профессии типа «Человек – человек»:


  • Умение устанавливать и поддерживать деловые контакты;

  • понимать состояние людей;

  • умение разбираться в человеческих отношениях;

  • находить общий язык с людьми;

  • оказывать влияние на других;

  • иметь хорошую память;
- проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность;

Обладать развитыми речевыми способностями.

Тип «Человек – техника» (Евгений Гуляев)

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Тип профессий «Человек – техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления;

пространственных представлений;

технической осведомленности и сообразительности;

хороших двигательных навыков;ловкости.

Тип «Человек – знаковая система» (Татьяна Басаргина)

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Тип «Человек – художественный образ» (Оксана Лейман)

Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Тип «Человек-природа» (Арина Волошина)

Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС

Профессии связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве случаев профессии этого класса не требуется высшего образования.

ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСС

Профессии, связаные с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.
Библиотекарь: Ребята, мы с вами познакомились с основными типами и классами профессий, а сейчас мы предлагаем вам поиграть. Известно очень много пословиц и поговорок о труде. Попробуйте по двум словам отгадать всю пословицу:

Дело – мастер. Труд – лень. Труд – рыбка. Руки – скуки.

Ответы: Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Руки не для скуки.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

1. Человек трудом …

2. Славен человек не словами…

3. Птицу узнают в полете, …

4. Кто любит трудиться, …

5. Тяжело тому жить, …

Ответы:

1. Человек трудом велик.

2. Славен человек не словами, славен делами.

3. Птицу узнают в полете, человека в работе.

4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

5. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Дидактическая игра «Что кому нужно»

Парикмахеру – ножницы, расческа.

Учителю – книга, доска.

Футболисту – мяч.

Врач – градусник, шприц.

Скрипачу – скрипка.

Продавцу – весы, калькулятор.

Повар – кастрюля, половник.

Слесарь – отвёртка, молоток.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Ведущий: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:

Московское время десять часов пятнадцать минут…

Принести вам чаю…

Откройте рот и скажите: «А – а – а…»

Мороженное… сливочное, шоколадное…

Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»

Тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное».

Дидактическая игра «Найди название профессии»

В буквах спрятались, названия профессий, найдите их:

Ватокарьслкпврачмлковшповарбд

каоучительвдепродовецтдхудожник

Всаёменеджеримуимиджмекеросайюк

Ответ:

Ватокарь слкпврач млковшповар бд

каоучитель вдепродавец тдхудожник

Всаёменеджер имуимиджмекер осайюк

Игра: “ Цепочка профессий”


  • 3 команды (9,10,11 классы):

  • кто больше назовёт профессий, записав их на листке в столбик в течение 1 минуты (читать по очереди, не повторяться).
Ведущий: О разных профессиях мы вспомнили сегодня. Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. Мы желаем вам правильно избрать свой путь в будущем, и дарим вам памятки о сегодняшнем мероприятии. А теперь, ребята, прикрепите выданные вам жетончики на тот тип профессии, которую вы хотите получить по окончании школы.

Спасибо за внимание! Удачи всем!


страница 1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр.3

    Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Заключение стр.10

Список использованной литературы стр.11

Приложение 1 «Анкета» стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека - выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей - цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

Проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

Изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

Провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

Введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

Основной части, состоящей из 4 параграфов;

Заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

Списка использованной литературы;

Приложения.

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - от латинского слова profession - «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками .

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования .

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда - учитель, научный сотрудник, врач.

Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера - художник, модельер.

По уровню квалификации:

Профессии, требующие высшего образования;

Профессии, требующие среднего профессионального образования;

Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом :

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

Выбранная профессия будет для него интересна;

Выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

Можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются :

1.Специалисты высшего уровня квалификации - 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук - 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения - 8,2%;

    Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения - 8,8%;

    Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 7,8%;

    Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 7,7%

    Водители и машинисты подвижного оборудования - 7,3%.

    Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики - 9,3%

В современных условиях на рынке труда все меняется быстро, даже стремительно и непредсказуемо, но все же ситуацию на рынке труда можно спрогнозировать. Как показали исследования социологов, опубликованные на сайте www.gorbibl.nnov.ru в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут :

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

3. Нанотехнологии.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

7. Логистика.

8. Экология.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен - 16,6%;

юрист - 6,9%;

дизайнер - 4,2%;

инженер, IT-специалист - 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Таким образом, подтверждается версия о том, что в выборе профессии большую роль играет фактор «МОГУ», который подразумевает способности человека, уровень его знаний.

Третий вопрос анкеты:

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого (Профессиональный тип «человек-человек»).

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части (Профессиональный тип «человек-техника»).

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными (Профессиональный тип «человек-информация»).

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант (Профессиональный тип «человек-искусство»).

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением (Профессиональный тип «человек-природа»).

По ответам на данные вопросы я постарался определить соответствие выбора профессии профессиональному типу личности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты ответов на третий вопрос анкеты

Таким образом, также подтверждается тезис о том, что при выборе профессии большую роль играет фактор «ХОЧУ», который объединяет желания, интересы, склонности личности.

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. // М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

    Сценарий тренинга профессионального самоопределения «Профессия и карьера» // Электронный ресурс. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-260062.html (дата обращения 02.03.2016).

    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс. URL: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия // Электронный ресурс. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128780 (дата обращения 02.03.2016).

    Энциклопедия юного психолога. // Электронный ресурс. URL: http://www.psihologu.info/content/view/510/16/ (дата обращения 2.03.2016).

    10-самых востребованных профессий будущего. //Электронный ресурс. URL: www.gorbibl.nnov.ru (дата обращения 02.03.2016).

Приложение 1

    Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

    Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

    Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить детей с многообразием профессий.

Потребность упорядочить многообразный мир профессий возникает для решения различных практических задач, например для профориентации молодежи или переориентации людей, потерявших работу.

Все профессии можно разделить в зависимости от особенностей предмета труда на пять типов.

1. Если главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип “Человек-техника”.

Большинство профессий этого типа связаны:

1) созданием, монтажом, сборкой технических устройств,

2) с эксплуатацией технических устройств,

3) с ремонтом технических устройств,

4) с объектами неживой природы.

Профессии – слесарь. Инженер, техник, оператор, радиотехник, телемеханик, фотограф, оператор станков, наладчик, слесарь-монтажник.

Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное и слуховое восприятие, и вибрационное восприятие, развитое техническое и творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание и наблюдательность, физическая и психологическая выносливость.

2. Если главный, ведущий предмет труда – это растение, животные или микроорганизмы, то перед нами тип “Человек-природа”.

Специалистам в этой области приходится изучать, исследовать условия жизни растений, животных, микроорганизмов.

Профессии – агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ветеринар, врач карантинной службы.

Психологические требования профессий этого типа к человеку.

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательная способность предвидеть и оценивать изменчивость природных факторов; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях (в грязи), физическая выносливость, высокая работоспособность.

3. Если главный, ведущий предмет труда – люди. Группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип “Человек-человек”.

Большинство профессий этого типа связано: с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством людьми, т.е. профессии, труд в которых направлен на человека.

Профессии: воспитатель, учитель, спортивный тренер, врач, фельдшер, медсестра, няня, продавец, парикмахер, официант, вахтер, экскурсовод, библиотекарь, лектор, юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий.

Требования: стремления к общению, умению легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции, умение улаживать разногласия между людьми, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, умение убеждать людей, аккуратность, собранность, знание психологии людей.

4. Если главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип “Человек -знак”.

Это группа профессий труд которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.

Профессии: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый теоретик и др.

Требования: хорошая оперативная и механическая память. Способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном знаковом материале, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость, терпение, логическое мышление, дисциплинированность.

5. Если главный, ведущий предмет труда – художественные образы, условия их построения, то перед нами тип “Человек-художественный образ”.

Это профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

Профессии: писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик, мастер по росписи фарфора, керамики, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.

Требования: художественные способности, развитие зрительного восприятия, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических знаков эмоционального воздействия на людей, развитый художественный вкус.

Вторым классификационным признаком профессий и специальностей, по Е.А.Климову, является цель труда - результат которого требует или ожидает от человека общество.

По средствам осуществления профессии могут подразделяться на профессии ручного труда, машинно-ручного труда и профессии с применением автоматизированных систем.

Существенно различаются профессии и по условиям работы. По этому классификационному признаку можно выделить следующие группы профессий: профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.); профессии связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (инспектор ГАИ и т.п.); профессии с необычными условиями работы (водолаз, пожарный; профессии с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач. Учитель, следователь); профессии. связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда.

Возможно различение профессий в рамках известной квалификации труда: автоматический труд (строго регламентированный, с монотонными операциями в течении дня, когда задания и приемы однообразны, например, рабочий-сборщик деталей на конвейере), полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы (здесь перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле, например, труд машинистки), шаблонный труд (задания и приемы однообразны и строго оговорены инструкциями, например, работа швеи-мотористки), самостоятельный труд (где в рамках задания предоставляется свобода для самостоятельного выбора приемов работы, например, конструктор, инженер), свободный творческий труд (где работник выбирает не только приемы но и задания, например, деятельность изобретателя, писателя).

Игра “Кто такой”

Цель: выявить у детей степень правильного выбора принадлежности профессий к той или иной группе.

Нарисовать шапку ДДО. В графах ч-ч, ч-т, ч-х/о, ч-з/с, ч-п – детям нужно написать профессии, относящиеся к ним по предмету труда. Из приложенного списка - зачитать профессии.