История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. Лейст Э. История политических и правовых учений - файл n1.doc

М.: Зерцало, 2006 . - 5 68 с.

В учебнике изложены основные политические и правовые учения Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени в полном соответствии с программой и методическими требованиями, предъявляемыми к вузовским учебникам.

Новое издание учебника обновлено и сокращено по сравнению с предыдущим, выходившим в свет в 1999, 2000 и 2002 гг.

Формат: pdf / zip (2006 , 568 с.)

Размер: 2,41 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (2004 , 565с.)

Размер: 1 Мб

/ Download файл

Оглавление
Г л а в а 1. Предмет истории политических и правовых учений 1
§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин 1
§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин 2
§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений 4
§ 4. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин 6
Г л а в а 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 12
§ 1. Введение 12
§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии 14
§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая 19
§ 4. Заключение 28
Г л а в а 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 31
§ 1. Введение 31
§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты 33
§ 3. Учение Платона о государстве и законах 36
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля 42
§ 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств 48
§ 6. Заключение 52
Г л а в а 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 54
§ 1. Введение 54
§ 2. Политико-правовое учение Цицерона 55
§ 3. Правовые и политические идеи римских юристов 58
§ 4. Политические и правовые идеи первоначального христианства 60
§ 5. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный 63
§ 6. Заключение 66
Г л а в а 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период Средних веков 67
§ 1. Введение 67
§ 2. Теократические теории 68
§ 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей 69
§ 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский 73
§ 5. Средневековые юристы 76
§ 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского 77
§ 7. Заключение 80
Г л а в а 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 81
§ 1. Введение. 81
§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси 84
§ 3. Политические идеи в произведении Илариона "Слово о Законе и Благодати" 96
§ 4. Политические идеи Владимира Мономаха 104
§ 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси... 108
§ 6. Заключение 113
Г л а в а 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 114
§ 1. Введение 114
§ 2. Формирование политической идеологии Московского государства 116
§ 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства" 124
§ 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого 135
§ 5. Политическая теория Ивана IV 146
§ 6. Политические идеи Андрея Курбского 152
§ 7. Политические и правовые идеи И. С. Пересветова 158
§ 8. Заключение 163
Г л а в а 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 164
§ 1. Введение 164
§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике 165
§ 3. Политико-правовые идеи Реформации 174
§ 4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена 177
§ 5. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. Кампанеллы 181
§ 6. Заключение 187
Г л а в а 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифеодальных революций 188
§ 1. Введение 188
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве 189
§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве 191
§ 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции и гражданской войны 195
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы 199
§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве 203
§ 7. Заключение 206
Г л а в а 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 208
§ 1. Введение 208
§ 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в 210
§ 3. Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума: политико-правовая идеология церковного раскола 217
§ 4. Заключение 225
Г л а в а 11. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII-XVIII вв 228
§ 1. Введение 228
§ 2. Естественно-правовые теории в Германии 228
§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа 234
§ 4. Заключение 237
Г л а в а 12. Политические и правовые учения в России в первой половине XVIII в. 239
§ 1. Введение 239
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. . . . 240
§ 3. Политическое учение Феофана Прокоповича 246
§ 4. Политические и правовые идеи В. Н. Татищева 255
§ 5. Политические и правовые идеи И. Т. Посошкова 261
§ 6. Заключение 266
Г л а в а 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в 268
§ 1. Введение 268
§ 2. Политико-правовая программа Вольтера 270
§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве 273
§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо 279
§ 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции 287
§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период Великой революции -, 294
§ 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства" 299
§ 8. Заключение 303
Г л а в а 14. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость 305
§ 1. Введение 305
§ 2. Т. Пейн о государстве и праве 306
§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 308
§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право 311
§ 5. Заключение 313
Г л а в а 15. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в 315
§ 1. Введение 315
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. Идеология "просвещенного абсолютизма" 316
§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова 319
§ 4. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева 326
§ 5. Заключение 330
Г л а в а 16. Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII - начала XIX в 332
§ 1. Введение 332
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве 333
§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве 339
§ 4. Заключение 346
Г л а в а 17. Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в 350
§ 1. Введение 350
§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии 350
§ 3. Традиционализм Э. Бёрка 355
§ 4. Историческая школа права 356
§ 5. Заключение 361
Г л а в а 18. Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в 364
§ 1. Введение 364
§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан 365
§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама на государство и право 369
§ 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин 373
§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта 376
§ 6. Заключение 385
Г л а в а 19. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в 387
§ 1. Введение 387
§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в 388
§ 3. Заключение 396
Г л а в а 20. Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя 398
§ 1. Введение 398
§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского 399
§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина 405
§ 4. Политические и правовые идеи декабристов 408
§ 5. Политические идеи П. Я. Чаадаева 413
§ 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов 415
§ 7. Заключение 418
Г л а в а 21. Буржуазные политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в 420
§ 1. Введение 420
§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом 421
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 423
§ 4. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека 426
§ 5. Проблемы государства и права в социологии Г. Спенсера. . . . 428
§ 6. Заключение 432
Г л а в а 22. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в. 434
§ 1. Введение 434
§ 2. Политико-правовое учение марксизма 434
§ 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии 440
§ 4. Политико-правовая идеология анархизма 444
§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) 451
§ 6. Заключение 459
Г л а в а 23. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX в 461
§ 1. Введение 461
§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина 461
§ 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский 465
§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича 471
§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский 474
§ 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой 480
§ 7. Заключение 486
Г л а в а 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 487
§ 1. Введение 487
§ 2. Социалистические политико-правовые учения 488
§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги 501
§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 510
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 513
§ 6. Школа "свободного права" 516
§ 7. Заключение 519
Г л а в а 25. Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США 521
§ 1. Введение 521
§ 2. Неолиберализм и консерватизм 522
§ 3. Концепции плюралистической демократии 526
§ 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия 531
§ 5. Теория демократического социализма 535
§ 6. Социологическая юриспруденция 539
§ 7. Реалистические концепции права в США 542
§ 8. Нормативизм Г. Кельзена 545
§ 9. Теории естественного права 549
§ 10. Заключение 553

«КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК»

основана в 2002 году по инициативе ректора МГУ им. М. В. Ломоносова

академика РАН В. А. Садовничего и посвяшена

250-летию Московского университета

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНИК

Редакционный совет серии:

Председатель совета ректор Московского университета

В. А. Садовничий

Члены совета:

Виханский О. С, Голиченков А. К., Гусев М. В., Лобреньков В. И., Донцов А. И., Засурский Я. Н., Зинченко Ю. П. (ответственный секретарь), Камзолов А. И. (ответственный секретарь), Карпов С. П., Касимов Н. С, Колесов В. П., Лободанов А. П., Лунин В. В., Лупанов О. Б.,

Мейер М. С, Миронов В. В. (заместитель председателя), Михалев А. В., Моисеев Е. И., Пушаровский А. Ю., Раевская О. В., Ремнева М. Л., Розов Н. X.,

Салеикий А. М. (заместитель председателя), Сурин А. В., Тер-Минасова С. Г.,

Ткачук В. А., Третьяков Ю. Д., Трухин В. И., Трофимов В. Т. (заместитель председателя), Шоба С. А.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор

О. Э. ЛЕЙСТ

Издательство «Зериало»

Воротилин Е. А, канд. юрид. наук, доцент - гл. 2, 3, 16 (§ 1-3), гл. 18(§ 3,4), гл. 24, (§ 5), гл. 25 (§ 1-4, 6-9);

Лейст О. Э, докт. юрид. наук., профессор - гл. 1, 4, 5, 8 (§ 1-3, 5-6), гл. 9, 13 (§ 1, 5-8), гл. 16 (§ 4), гл. 17 (§ 1-3, 5), гл. 18 (§ 1, 5, 6), гл. 19, 20, 21, 22, 24 (§ 1-4, 6-7), гл. 25 (§ 10);

Мачин И. Ф, канд. юрид. наук, доцент - гл. 8 (§4), гл. 13 (§ 2-4), гл. 17 (§4), гл. 18 (§ 2);

Струнников В. Н, докт. юрид. наук, профессор - гл. 11, 14, 25 (§ 5);Томсинов В. А, докт. юрид. наук, профессор - гл. 6, 7, 10, 12, 15;Фролова Е. А, канд. юрид. наук, доцент - гл. 23.

История политических и правовых учений. Учебник

И 91 для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора

О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2006. - 568 с. - (Серия "Классический университетский учебник").

ISBN 5-8078-0113-Х

В учебнике изложены основные политические и правовые уче­ ния Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени в полном соответствии с программой и методическими требованиями, предъявляемыми к вузовским учебникам.

Новое издание учебника обновлено и сокращено по сравнению с предыдущим, выходившим в свет в 1999, 2000 и 2002 гг.

Воспроизведение текста учебника или какой-либо части его без письменного разрешения издательства "Зерцало"

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский уни­ верситет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем напи­ санных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других уни­ верситетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» нагляд­ но демонстрирует тот вклад, который вносит Московский универси­ тет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помоши со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это слу­ жит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московско­ го университета - выдающееся событие в жизни всей нашей стра­ ны, мирового образовательного сообщества.

Г л а в а 1. Предмет истории политических и правовых учений

§ 1. История политических и правовых учений

в системе юридических дисциплин

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

§ 3. Периодизация истории политических

и правовых учений

Критерии оценки политико-правовых доктрин

Г л а в а 2. Политические и правовые учения в государствах

Древнего Востока

§ 1. Введение

§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая

§ 4. Заключение

Г л а в а 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

§ 1. Введение

§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты

§ 3. Учение Платона о государстве и законах

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля

§ 5. Политические и правовые учения в период упадка

древнегреческих государств

§ 6. Заключение

Г л а в а 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовое учение Цицерона

§ 3. Правовые и политические идеи римских юристов

§ 4. Политические и правовые идеи первоначального

христианства

§ 5. Зарождение теократических доктрин.

Августин Блаженный

§ 6. Заключение

Г л а в а 5. Политические и правовые учения в Западной Европе

в период Средних веков

§ 1. Введение

§ 2. Теократические теории

§ 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей

§ 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики.

Фома Аквинский

§ 5. Средневековые юристы

§ 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

§ 7. Заключение

6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси

§ 1. Введение

§ 2. Общая характеристика политической

и правовой мысли Киевской Руси

§ 3. Политические идеи в произведении Илариона

"Слово о Законе и Благодати"

§ 4. Политические идеи Владимира Мономаха

§ 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси

§ 6. Заключение

7. Политическая и правовая мысль

Московского государства

§ 1. Введение

§ 2. Формирование политической идеологии

Московского государства

§ 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"

§ 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого

§ 5. Политическая теория Ивана IV

§ 6. Политические идеи Андрея Курбского

§ 7. Политические и правовые идеи И. С. Пересветова

§ 8. Заключение

8. Политические и правовые учения

в Западной Европе в XVI в

§ 1. Введение

§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

§ 3. Политико-правовые идеи Реформации

§ 4. Теория государственного суверенитета.

Политическое учение Ж. Бодена

§ 5. Политико-правовые идеи раннего коммунизма.

"Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. Кампанеллы

§ 6. Заключение

9. Политические и правовые учения в Голландии

и Англии в период ранних антифеодальных революций

§ 1. Введение

§ 2. Теория естественного права.

Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 4. Основные направления политической

и правовой идеологии в период Английской революции

и гражданской войны

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы

Обоснование "Славной революции" 1688 г.

в учении Дж. Локка о праве и государстве

Заключение

10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.

Введение

§ 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в

§ 3. Политические и правовые идеи патриарха Никона

и протопопа Аввакума: политико-правовая идеология

церковного раскола

§ 4. Заключение

11. Политические и правовые учения немецкого

и итальянского Просвещения XVII-XVIII вв

§ 1. Введение

§ 2. Естественно-правовые теории в Германии

§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа

§ 4. Заключение

12. Политические и правовые учения в России

в первой половине XVIII в.

§ 1. Введение

§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. . . . 240

§ 3. Политическое учение Феофана Прокоповича

§ 4. Политические и правовые идеи В. Н. Татищева

§ 5. Политические и правовые идеи И. Т. Посошкова

§ 6. Заключение

13. Политические и правовые учения

во Франции в XVIII в

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая программа Вольтера

§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве

§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо

§ 5. Политико-правовые учения коммунизма

в предреволюционной Франции

§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период

Великой революции

§ 7. Проблемы государства и права в документах

"Заговора во имя равенства"

§ 8. Заключение

14. Политические и правовые учения в США

в период борьбы за независимость

§ 1. Введение

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

§ 5. Заключение

15. Политические и правовые учения в России

во второй половине XVIII в

§ 1. Введение

§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти.

Идеология "просвещенного абсолютизма"

§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова

§ 4. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева

§ 5. Заключение

16. Политические и правовые учения

классиков немецкой философии конца XVIII - начала XIX в

§ 1. Введение

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 4. Заключение

17. Реакционные и консервативные

политические и правовые учения в Западной Европе

в конце XVIII - начале XIX в

§ 1. Введение

§ 2. Реакционные политико-правовые учения

во Франции, Швейцарии, Австрии

§ 3. Традиционализм Э. Бёрка

§ 4. Историческая школа права

§ 5. Заключение

18. Буржуазная политическая и правовая идеология

в Западной Европе первой половины XIX в

§ 1. Введение

§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан

§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама

на государство и право

" § 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин

§ 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

§ 3. Общечеловеческое и социальное в истории политических и правовых учений

§ 4. Содержание истории политических и правовых учений

Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

§ 1. Введение

§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая

§ 4. Заключение

Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

§ 1. Введение

§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты

§ 3. Политические и правовые учения аристократии. Платон и Аристотель

§ 4. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств

§ 5. Заключение

Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

§ 1. Введение

§ 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон.

Римские юристы

§ 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства

§ 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный

§ 5. Заключение

Глава 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период Средних Веков

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский

§ 3. Политические и правовые идеи средневековых ересей

§ 4. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

§ 5. Заключение

Глава 6. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период

Средних Веков

§ 1. Введение

§ 2 Политико-правовые направления в исламе

§ 3 Политико-правовые идеи в трудах арабских философов

§ 4. Заключение

Глава 7. Политические и правовые учения в России в период возникновения и

развития феодализма и образования единого Русского государства

§ 1. Введение

§ 2. Политические и правовые идеи Древней Руси

§ 3 Основные направления политической мысли в период образования Московскогоцарства

§ 4. Политическая идеология борьбы против феодальной эксплуатации

§ 5. Заключение

Глава 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в.

§ 1. Введение

§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

§ 3 Политико-правовые идеи Реформации

§ 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси

§ 5 Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена

§ 6. Политико-правовые идеи раннего социализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город

Солнца" Томмазо Кампанеллы

§ 7. Заключение

Глава 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних

буржуазных революций

§ 1. Введение

§ 2. Возникновение теории естественного права. Учение Г. Гроция о праве и

государстве

§ 3. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской

буржуазной революции 1642-1649 гг.

§ 4. Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза

§ 5. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и

государстве

§ 6. Заключение

Глава 10. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения

ХVII-ХVIII вв.

§ 1. Введение

§ 2. Естественно-правовые теории в Германии

§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа

§ 4. Заключение

Глава 11. Политические и правовые учения в России в период укрепления

абсолютизма

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма

§ 3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков

§ 4. Заключение

Глава 12. Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовая программа Вольтера

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 4. Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо

§ 5. Политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной

Франции

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской

революции

§ 7 Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"

§ 8. Заключение

Глава 13. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость

§ 1. Введение

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве

§ 3 Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

§ 5. Заключение

Глава 14. Политические и правовые учения в России в период дальнейшего

укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.)

§ 1. Введение

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"

§ 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии

§ 4. Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма

§ 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений

§ 6. А.Н. Радищев о праве и государстве

§ 7. Заключение

Глава 15. Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца

XVIII- начала XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 4. Заключение

Глава 16. Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной

Европе в конце XVIII - начале XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии

§ 3. Традиционализм Э. Бёрка

§ 4. Историческая школа права

§ 5. Заключение

Глава 17. Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой

половины XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Либерализм во Франции. Б. Констан

§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государство

§ 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин

§ 5. Теория "надклассовой монархии" Л. Штейна

§ 6. Политико-правовое учение Огюста Конта

§ 7. Заключение

Глава 18. Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в

первой половине XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой

половины XIX в.

§ 3. Заключение

Глава 19. Политические и правовые учения в России в период кризиса

самодержавно-крепостнического строя

§ 1. Введение

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М.Сперанского

§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М.Карамзина

§ 4. Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов

§ 5. Политико-правовая идеология в России 30-50-х гг. XIX в.

§ 6. Заключение

Глава 20. Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине

XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Юридический позитивизм

§ 3. Социологические концепции государства и права

§ 4. Политико-правовая идеология либерализма в России

§ 5. Заключение

Глава 21. Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в.

§ 1. Введение

§ 2. Политико-правовое учение марксизма

§ 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии

§ 4. Политико-правовая идеология анархизма

§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)

§ 6. Заключение

Глава 22. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в.

§ 1. Введение

§ 2. Социалистические политико-правовые учения

§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма

§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер

§ 5. Психологическая теория права

§ 6. Школа "свободного права"

§ 7. Заключение

Глава 23. Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США

§ 1. Введение

§ 2. Неолиберализм и консерватизм

§ 3. Концепции плюралистической демократии

§ 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия

§ 5. Теория "демократического социализма"

§ 6. Современная западная политическая наука

§ 7. Социологическая юриспруденция

§ 8. Нормативизм Г. Кельзена

§ 9. Теории естественного права

Заключение

Существование и соревнование в общественном сознании нескольких идеалов и сконструированных в соответствии с ними политических и правовых доктрин - важнейшее средство ориентации человека в политической жизни гражданского общества. История политических и правовых учений показывает нам, что теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного.

Лейст О. История политических и правовых учений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дала эпоха Возрождения. Освобождение разума от пут средневекового догматизма, первостепенный интерес к подлинно человеческим проблемам выразились во множестве политических и правовых учений, впервые в истории поставивших и в духе времени решавших вопрос о правовом равенстве всех людей, их свободе и естественных правах. После буржуазных революций бурное развитие гражданского общества, освобожденного от феодальных оков, показало, что недостаточно только юридического равенства людей, необходимы материальные гарантии прав и свобод, социальная обеспеченность личности. Одновременно выявились ограниченность теоретического решения политикоправовых проблем с позиций рационализма и индивидуализма, потребность исследования государства и права в связи с социально-экономической структурой и уровнем развития культуры общества.

В процессе развития и смены политико-правовых доктрин различны были исторические судьбы присущих им трех структурных элементов - философско-методологической основы, теоретического содержания и программных требований.

На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми требованиями, ориентированными на новые идеалы.

С развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения менялась и методологическая основа политических и правовых учений. Абстрактность философско-методологических предпосылок политико-правовой идеологии создавала возможность использовать их для обоснования порой противоположных программных требований. Религиозное отношение к государству многие века было основой консервативных и реакционных политико-правовых программ; но ссылками на божий промысел обосновывались и программы демократии: "Всякая власть - от бога, я это признаю, ~ писал Руссо, - но и всякая болезнь от него же; значит ли это, что запрещено звать врача?" Исследование природы индивидов и их отношений давало логическую аргументацию как авторитарной доктрине Гоббса, так и демократической теории Спинозы. Ссылками на закономерности развития промышленного общества обосновывались и выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики экономикой, и проект казарменной социократии Конта, и индивидуалистические идеалы Спенсера. Притом и сама методология имела исторически преходящий характер, будучи частью мировоззрения эпохи.

Теоретическое исследование государства и права, как отмечено, в научном отношении не выходило за пределы эмпирической, описательной, классификационной науки. И все же именно теоретическая проблематика оставалась наиболее стабильным элементом политических и правовых учений. Важнейшей частью этой проблематики всегда были вопросы о соотношении народа и государства, государства и общества, права и государства, политики и морали, государства, права и истории человечества. При любом подходе к решению этих проблем главным было и остается определение места человека в системе политических и правовых учреждений.

В странах Древнего Востока и еще более в Античном мире уже зарождались теоретические основы преодоления взглядов на государство и право как на нечто сверхъестественное. Таковы рассуждения античных мыслителей о политике как искусстве, о праве как выражении интересов народа, афористические суждения "человек - существо политическое", "государство - дело народное". Тогда же возникли идеи демократии, мысль о подчинении государства закону, проекты "смешанной республики", дающей возможность разным частям народа (исключая рабов) принять участие в политической деятельности.

Но в Античном мире складывались основы и противоположных взглядов на государство, политику, право. Логически простая и привлекательная идея правления умелых, знающих, мудрых в конкретно-исторических условиях своего времени была средством обоснования притязаний землевладельческой аристократии на монопольную власть, а в общеисторическом плане выступала как одно из главных орудий идеологической борьбы против демократии, за технократию и олигархическое правление. Признание политики искусством порой сопровождалось рассуждениями о недоступности этого искусства подавляющему большинству людей, о политической деятельности как призвании и уделе только узкого круга правителей. Заманчивая идея господства закона, соединенная с консервативными планами укрепления землевладения, основанного на труде рабов, превращалась в проекты тоталитарного общества и государства.

Противоборство демократических, либеральных, гуманистических идей, с одной стороны, и идей, обосновывавших отстранение народа от власти, правовое неравенство, привилегии власть имущих, преобладание произвола над законом либо тоталитарный режим - с другой, проходит через всю историю политических и правовых учений.

История политических и правовых учений свидетельствует о том, что важным показателем степени свободы и демократизма того или иного общества и государства является состояние политико-правовой мысли.

Для кастовых, деспотических, тоталитарных обществ и государств характерно существование и распространение одной политической доктрины и преследование инакомыслия. Эта доктрина носит апологетический характер; ее программная часть ориентирована на сохранение существующего общественно-политического строя и пронизана мотивами социальной мифологии, обещает "царство божие" на небе или создание общества всеобщего благоденствия на земле. Как правило, содержание таких доктрин основано на вере, а не на системе логических доказательств. Оно выражено не столько в понятиях, отражающих реальную общественно-политическую действительность, сколько в терминах-символах, призванных обосновать неизменность устоев существующего общества, государства и права. В кастовых, деспотических и тоталитарных обществах и государствах политическая риторика носит религиозный, псевдодемократический или наукообразный характер. В политико-правовых доктринах типичны ссылки на волю бога или народа, на общее благо, на ученость или мудрость правящих лиц. Типичны утверждения, что таким государством правит "божий помазанник", "божественный император", "совет мудрейших", "вождь нации", "мудрый и великий вождь народа", "величайший полководец всех времен и всех народов". Государство именуется "божественным установлением", "народной демократией", "общенародным государством", а право - "воплощением всенародной воли", "божественным правом".

Монопольное существование официальной политико-правовой доктрины, возведенной на уровень государственной религии, обеспечивается преследованием тех, кто сомневается в ее истинности либо мыслит иначе, чем предписано государством, господствующей церковью или правящей партией. Идеологическая борьба с вольнодумцами и их идеями осуществляется не посредством открытых дискуссий, обмена доводами, опирающимися на логико-теоретическую аргументацию, а угрозами, запугиванием, политическими обвинениями. Для политической риторики тоталитаризма характерно использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от действительного происхождения и содержания понятий, которые ими первоначально обозначались, и используемых для создания образа "врага нации", "отщепенца", "врага народа". Таковы, например, термины "еретик", "раскольник", "сектант", "подозреваемый", "диссидент", "оппортунист", "экстремист", "реформист", "демагог", "соглашатель", "ревизионист", "вольнодумец", "догматик", "бунтовщик" и т.п. Используемые в агрессивно-обвинительном тоне, свойственном идеологам тоталитаризма, эти термины-ярлыки становятся политическим обвинением, исключающим нормальную полемику и дискуссию.

Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает ни свободной мысли, ни открытой дискуссии. Это закономерно, поскольку для кастовых, деспотических, тоталитарных обществ и государств характерны не многообразие, а искусственно насаждаемое единство, не свободное развитие мысли, а догматизм и слепая вера, не уважение к человеческому разуму и истине, а их отторжение, принципиальный алогизм, ограничение мышления толкованием священных книг, изречений вождей, решений церковных и партийных соборов.

Естественным состоянием идеологии в демократическом обществе, где нет гонения на свободную мысль, является многообразие политико-правовых доктрин, обусловленное соревнованием нескольких общественно-политических идеалов. Эти идеалы, ориентированные на достижение какой-либо общественной цели, являются источником общественной и политической активности людей, их объединений, социальных групп, классов. Содержание идеалов определяется не только экономическими интересами социальных общностей, но и религиозными мотивами, нравственными нормами, идеями гуманизма, патриотизма и другими идеологическими построениями.

Краткий конспект лекций

Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;

2. Периодизация истории политических и правовых учений.

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.

История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфика истории политических и правовых учений:

1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы :

1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.

Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.

3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методология включает в себя 3 группы методов:

1) общенаучные методы:

Исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

Социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

Нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.

2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).

3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) - настоящее время.

(ок. 460-400 гг. до н. э.) Фукидид - известный древнегреческий историк и политик. Родился в Афинах в аристократической семье. Учился у лучших педагогов своего времени: Анаксагора, Протагора, Горгия. Несмотря на принадлежность своих родственников к олигархической партии, примкнул к демократической группировке Перикла. Был участником Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.) между Пелопонесским союзом во главе со Спартой и Афинским морским союзом. В ходе одного из сражений (423 г. до н. э.) Фукидид, будучи командующим эскадрой кораблей, не смог вовремя оказать помощь союзному фракийскому полису Амфиополю, который пал под ударами спартанцев. За это он был приговорен к пожизненному изгнанию из Афин, в которые смог вернуться только через двадцать лет. В изгнании Фукидид написал «Историю», повествующую о войне спартанцев и афинян за гегемонию в Элладе. Он стал первым из древнегреческих историков, который, отрешившись от мифов (как писали до него Гомер и Геродот), представил историю как цепь политических событий и военных столкновений, как политический процесс. История [Речь Перикла] Начну прежде всего с предков. Ведь и справедливость, и пристойность велят нам в этих обстоятельствах воздать дань их памяти. Наши предки всегда неизменно обитали в этой стране и, передавая ее от поколения к поколению, своей доблестью сохранили ее свободу до нашего времени. И если они достойны хвалы, то еще более достойны ее отцы наши, которые, умножив наследие предков своими трудами, создали столь великую державу, какой мы владеем, и оставили ее нам, ныне живущему поколению. И еще больше укрепили ее могущество мы сами, достигшие ныне зрелого возраста. Мы сделали наш город совершенно самостоятельным, снабдив его всем необходимым как на случай войны, так и в мирное время. Военные подвиги, которые и мы и отцы совершили, завоевывая различные земли или стойко обороняясь в войнах с варварами или эллинами, общеизвестны, и я не стану о них распространяться. Но прежде, чем начать хвалу павшим, которых мы здесь погребаемX, хочу сказать о строе нашего города, о тех наших установлениях в образе жизни, которые и привели его к нынешнему величию. Полагаю, что и сегодня уместно вспомнить это, и всем собравшимся здесь гражданам и чужеземцам будет полезно об этом услышать. Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отли чился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из- за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям, и не выказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным. Мы ввели много разнообразных развлечений для отдохновения души от трудов и забот, из года в год у нас повторяются игры и празднества. Благопристойность домашней обстановки доставляет наслаждение и помогает рассеять заботы повседневной жизни. И со всего света в наш город, благодаря его величию и значению, стекается на рынок все необходимое, и мы пользуемся иноземными благами не менее свободно, чем произведениями нашей страны. В военных попечениях мы руководствуемся иными правилами, нежели наши противники. Так, например, мы всем разрешаем посещать наш город и никогда не препятствуем знакомиться и осматривать его и не высылаем чужестранцев из страха, что противник может проникнуть в наши тайны и извлечь для себя пользу. Ведь мы полагаемся главным образом не столько на военные приготовления и хитрости, как на наше личное мужество. Между тем как наши противники при их способе воспитания стремятся с раннего детства жестокой дисциплиной закалить отвагу юношей, мы живем свободно, без такой суровости, и тем не менее ведем отважную борьбу с равным нам противником. И вот доказательство этому: лакедемоняне вторгаются в нашу страну не одни, а со своими союзниками, тогда как мы только сами нападаем на соседние земли и обычно без большого труда одолеваем их, хотя их воины сражаются за свое достояние. Со всей нашей военной мощью враг никогда еще не имел дела, так как нам всегда одновременно приходилось заботиться и об экипаже для кораблей и на суше рассылать в разные концы наших воинов. Случись врагам в стычке с нашим отрядом где-нибудь одержать победу, они уже похваляются, что обратили в бегство целое афинское войско; так и при неудаче они всегда уверяют, что уступили лишь всей нашей военной мощи. Если мы готовы встречать опасно сти скорее по свойственной нам живости, нежели в силу привычки к тягостным упражнениям, и полагаемся при этом не на предписание закона, а на врожденную отвагу, - то в этом наше преимущество. Нас не тревожит заранее мысль о грядущих опасностях, а испытывая их, мы проявляем не меньше мужества, чем те, кто постоянно подвергается изнурительным трудам. Этим, как и многим другим, наш город и вызывает удивление. Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание в бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от нее трудом. Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против. В отличие от других, мы, обладая отвагой, предпочитаем вместе с тем сначала основательно обдумывать наши планы, а потом уже рисковать, тогда как у других невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет - нерешительность. Истинно доблестными с полным правом следует признать лишь тех, кто имеет полное представление как о горестном, так и о радостном и именно в силу этого-то и не избегает опасностей. Добросердечность мы понимаем иначе, чем большинство других людей: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них, а тем, что оказываем им проявления дружбы. Ведь оказавший услугу другому - более надежный друг, так как старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности. Мы - единственные, кто не по расчету на собственную выгоду, а доверяясь свободному влечению, оказываем помощь другим. Одним словом, я утверждаю, что город наш - школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизнен ных условиях. И то, что мое утверждение - не пустая похвальба в сегодняшней обстановке, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города, достигнутым благодаря нашему жизненному укладу. Из всех современных городов лишь наш город еще более могуществен, чем идет о нем слава, и только он один не заставит врага негодовать, что он терпит бедствие от такого противника, как мы, а подвластных нам - жаловаться на ничтожество правителей. Столь великими деяниями мы засвидетельствовали могущество нашего города на удивление современникам и потомкам. Печатается по изд.: Фукидид. История. М., 1993. С. 79-82.