Социальная политика социального государства: основные цели и способы их реализации (на примере развитых стран). Теоретические аспекты изучения социальной политики государства

Введение

Глава 1 Социальная политика государства

1.1 Основные задачи и цели социальной политики

1.2 Понятие социального блага

1.3 Основные направления реализации социальной политики

1.3.1 Социальное страхование

1.3.2 Социальная защита в сфере занятости населения

1.3.3 Социальная политика в области заработной платы

1.3.4 Социальная политика на рынке труда

1.3.5 Жилищная политика

1.3.6 Социальная политика в сфере образования

1.3.7 Социальная политика в сфере здравоохранения

Глава 2. Анализ реальной ситуации

Глава 3. Совершенствование социальной политики государства

Заключение

Список литературы


Введение

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы – государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:

Изучение основных аспектов и функций социальной политики;

Анализ современной социальной политики России;

Ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.

Глава 1. Социальная политика государства

1.1 Основные задачи и цели социальной политики

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос осоциальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

Цели социальной политики:

· Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

· Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе

· Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны.

Для обеспечения такой защиты государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен.

Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

Цели социальной политики

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;

в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления следующих мер.

1. достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

4. переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

5. нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;

6. улучшение социальной инфраструктуры.

Базовые цели и задачи социальной политики

Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.

Определение 1

Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.

Важнейшими задачами социальной политики являются:

  • социальная защита гражданина;
  • обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
  • обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
  • обеспечение экологически-чистых условий проживания;
  • обеспечение квалификацией кадровых рабочих.

К целям социальной политики можно отнести:

  • увеличение гражданского капитала;
  • улучшение уровня жизни и условий труда;
  • минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
  • улучшение благосостояния народа;
  • обеспечение социальной защиты;
  • повышение культурного уровня населения.

Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.

Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.

Замечание 1

Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.

Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.

Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.

Система управления и реализации социальной политики

Социальные функции любого государства осуществляются посредством социального института на самых разных организационных уровнях. Помимо государственных структур, которые играют важную, но не ключевую роль в данном процессе, к субъектам соц. политики можно отнести и государственные учреждения, создающие правовое поле, на котором осуществление материального обеспечения и предоставление иных видов социальных услуг становится возможным, независимо ни от каких социальных факторов.

Для качественной реализации всего комплекса целей и задачей программ социальной политики - формируется сложная система регулирования структурой и отдельными элементами в представленной гос. системе различными органами. Государство является ключевым и необходимым условием существования предмета социальной политики, так как представляет не только функцию управления общественной сферой в стране, но и подразумевает совокупность всех ее субъектов и регулированию их отношений. Если рассматривать субъекты государства в сфере социальной политики, то их можно разделить на:

  • государственные органы и гос. учреждения;
  • региональные органы самоуправления;
  • внебюджетные финансовые формирования;
  • организации общественного, религиозного, благотворительного и любого негосударственного характера;
  • частный бизнес и вся предпринимательская деятельность, составляющая коммерческую структуру страны;
  • профессиональные кадры;
  • добровольческая и волонтерская деятельность;
  • инициативные проекты отдельных граждан (группы само и взаимопомощи).

Замечание 2

Каждый представленный субъект ориентируется и используется государством для достижения общественно-социальной справедливости, ликвидирования классового неравенства, способствования стабильности и мира в обществе, улучшению благосостояния и уровня жизни людей. Главным объектом государственной социальной политики является население во всех его социально-разных групповых проявлениях. Государственная задача в распределении социальных благ между населением заключается в акцентировании социального обеспечения и защиты граждан на людей с низким достатком, испытывающих по каким-либо причинам нужду, т.е. делая акцент на наиболее низко-обеспеченный социальный класс в стране в целом и на отдельного человека, находящегося в определенной сложной ситуации.

Со стратегической точки зрения объектом соц. государственной политики - социальные процессы, которые возникают в социуме в своем многоплановом и различном по формам проявлениям. Нормативно-правовые акты способствуют формированию и управлению взаимоотношений между различными объектами, элементами и субъектами социальной политики. Таким образом, при принятии конкретных решений данная система дополняется отдельными обще-социальными аспектами, к одним из которых относится важнейшая часть соц. политики - социальная работа. Для осуществления данной программы существуют государственные структуры законодательных и исполнительных ветвей власти.

Социальная политика включает в себя две основные направляющие ее стратегии: научно-познавательная основа и практическо-организационная. Научно-познавательная сфера носит более теоретический характер и существует для подытоживания каких-либо существующих показателей, формируя тем самым тенденцию развития, анализ результатов, рассматривание существующих проблем, решению этих проблем, ответы на актуальные сложившиеся в обществе вопросы и т.д.

Теоретическая основа социальной политики формирует анализ общественного мнения и общественных настроений, которые в той или иной степени устойчивы в определенных социальных группах. Аналитический материал данной сферы способствует выработке конкретных социальных программ, которые будут отвечать на вопросы потребления и способствовать формированию новой концепции государственного управления.

Практически-организационный компонент социальной политики заключается в непосредственном воплощении сложившийся и выработанном программы научно-познавательной сферой политики, а также реализации в социальную жизнь концептуальных положений, стратегических задач и других социально-важных проектов для улучшения общего состояния социально-экономической сферы в государстве.

Лекция 5. Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы ее реализации

ПЛАН:

1. Социальная политика как общественная теория и практика. Основные функции социальной политики.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики. Экономика труда.

Вопрос 1. Социальная политика как общественная теория и практика

Прежде чем изучать конкретную дисциплину, анализировать науч­ную проблему, необходимо разобраться с используемыми категория­ми, вникнуть в суть связанных с темой исследования явлений и про­цессов. В противном случае трудно ожидать позитивного результата. Например, вряд ли целесообразно вести дискуссию о путях развития рынка труда или системы социальной защиты, если участвующие в научном споре вкладывают разный смысл в ключевые понятия.

Итак, в теоретическом и практическом плане важно прежде всего разобраться в категориальном аппарате, определениях, дефинициях социальной политики, а также в исходных поня­тиях, помогающих раскрыть ее содержание.

Общество и его структура

Слова с русскими корнями общество, общественный и сло­ва с латинскими корнями социум, социальный - синонимы. То же можно сказать и о прилагательных общественный и соци­альный применительно к явлениям, о которых будет гово­риться ниже.

Общество - целостная, исторически устойчивая форма (сис­тема) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и ис­торическая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечиваются его внутренним строением, структурой.

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Общество, его структуру можно воспринимать по-разному. Можно наблюдать (созерцать), улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать сходства и различия, про­блемы и интересы. А можно задаться целью понять причины со­бытий, вероятность их возобновления, определить время акту­альности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

Дойти в познании общества до причин, закономерных свя­зей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий по силам только научному знанию, которое нацелено на обслу­живание активных действий в обществе. Такие действия назы­ваются общественной практикой (преобразовательной деятель­ностью). Общественная наука есть познавательная сторона об­щественной практики.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Люди и социальные группы живут и действуют в одном об­ществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотноше­ний социальных групп и классов. Формы таких взаимоотноше­ний разнообразны: гражданское согласие, партнерство, сою­зы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповинове­ние, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это - по­литика.

Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение - наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.

Государственность - выстраданная и порожденная человече­ством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Социальная политика. Социальное положение

Если социальные группы сталкиваются (или сотрудни­чают) по поводу хозяйственных дел, то это экономическая по­литика, если по поводу природной среды, ее состояния и ис­пользования, то это экологическая политика. Есть социальная политика, демографи­ческая, культурная, образовательная и другие политики (сферы взаимоотношений).

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Главная тема социальной политики - социальное поло­жение тех или иных частей народа, народа в целом.

Социальное положение - это основная, комплексная характе­ристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Параметры социального положения - это конкретные измери­тели социального положения, его качественно-количествен­ные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опреде­ленностью судить о реальном, прогнозируемом или програм­мируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосо­стояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.).

В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависи­мости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, раз­личают виды социальной политики - государственная, региональ­ная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, напри­мер, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для выво­да об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место - и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика мо­жет быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько систе­ма мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безо­пасность населения в целом.

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС). СТС - это сис­тема взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социаль­ной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, ту­ризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, за­нятость, безработица; социальное партнерство; социальная за­щита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенси­онная система и др. Проводя социальную политику, важно дер­жать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внима­ния ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий ха­рактер (отрабатываются и принимаются соответствующие за­коны, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная со­циальная политика осуществляется, как говорится, лицом к ли­цу с конкретным человеком, как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она нахо­дит свое окончательное воплощение и фиксирует свою резуль­тативность и отдачу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса обществен­ных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики - это реально самостоятель­ные и фактически действующие социальные группы и пред­ставляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики отно­сятся и представляющие их интересы организационные струк­туры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваи­ваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки - раз­ные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Созда­ются классовые политические организации, союзы, ассоциа­ции, движения. И все это действующие лица социальной поли­тики, ее субъекты.

Основные функции социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, все­гда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобнов­ляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содер­жание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

Все существующие ныне общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других (на эксплуата­ции). Отношения принудительного социального донорства в ос­нове своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивос­ти в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антаго­низма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт сило­вой консервации антагонизмов, подавления восстаний и рево­люций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания меха­низмов социальной направленности антагонистически проти­воречивых процессов. Примеры известны: социальное рыноч­ное хозяйство, социальное государство, международная по­мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в та­ких случаях всегда является крупномасштабное властное (госу­дарственное) перераспределение части эффекта в пользу соци­альных доноров, что и компенсирует их потенциальное массо­вое недовольство социальной несправедливостью эксплуата­торской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяй­ства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, ког­да оно возлагает обязанность заботиться об этом на государст­во, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматри­ваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого досто­инства простого мужчины и простой женщины...».

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводить­ся по разным причинам (стихийные бедствия, военные дейст­вия, эпидемии, революции, государственные перевороты, де­мографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и сущест­вуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровожда­ют нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные от­ношения, нормальные (повседневные, регулярные) общест­венные порядки.

Общество порождает и развивает систему защиты от соци­альных рисков - социальную защиту. Это одна из функций со­циальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.

Вопрос 2. Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики

Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обес­печения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федера­ции, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-комму­нального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной за­щиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.

Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост ни­щеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования рас­ходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.

При правильном подходе сама социальная политика и соци­ально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансо­вые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая.

Выход России и ее регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бю­джетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера на­глядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) това­ров и услуг:

М V = Q Р, где:

М - объем денежной массы в стране;

V - скорость оборота денежной массы;

Q - объем товаров и услуг (ВВП);

Р - средняя цена товаров и услуг.

Вполне очевидно, что социальная политика и социально-тру­довая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансо­вых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, пре­дельно ясно, что без эффективной занятости, организации сис­темы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохра­нения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличи­вать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэконо­мических показателей. А это требует соответствующего отноше­ния к социально-трудовой сфере и социальной политике со сто­роны государства, его законодательных и исполнительных орга­нов, работодателей, предпринимателей и собственников.

Примеров обратного влияния социальной политики и соци­ально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной си­стемы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая вы­хода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справед­ливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства.

Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отрас­лей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органич­но взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного разви­тия как на федеральном, так и на региональном уровне.

Экономика труда

Глубоко и всесторонне анализировать социальную политику, особенно применительно к сфере производства и услуг, невоз­можно без уяснения сущности и содержания экономики труда. Это предмет научного исследования, образовательных дисцип­лин, практической деятельности специалистов и ученых государ­ственных и общественных структур (министерств и комитетов труда, занятости, профсоюзов и т.д.). Однако, как свидетельству­ет анализ специальной литературы, среди ученых и практиков нет не только единых представлений о сущности и содержании тер­мина «экономика труда», но и не определены общие подходы крещению этой теоретико-методологической проблемы. Даже многие учебники и методические пособия по курсу «Экономика труда» обходят вопрос сущности ключевой по данной учебной дисциплине категории. Учитывая базисное, основополагающее, исходное значение определения и уточнения сущности и содер­жания экономики труда для изучения дисциплины «социальная политика», остановимся на этом вопросе более подробно.

Словари-справочники (в том числе последних лет выпуска), отражают широкий разброс представлений о самой сути понятия. В одних словарях по ры­ночной экономике оно отсутствует, другие определяют экономи­ку как «совокупность отраслей», «совокупность производствен­ных отношений», «систему экономических наук, изучающих эко­номические отношения в обществе», «науку о хозяйстве, спосо­бах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, о закономерностях протека­ния хозяйственных процессов» и т.д. Иногда экономику (страны, республики, региона) понимают слишком узко, сводят к отдель­ным сферам или секторам хозяйствования, изолированным про­цессам и явлениям (например, к совокупности предприятий, фи­нансов, налоговой политики, ценообразования и т.д.). Такой тео­ретический подход к экономике нельзя исключать. Однако и для его абсолютизации нет оснований: это может порождать пробле­мы в практической плоскости. Мероприятия по совершенствова­нию и развитию экономики будут направлены на самом деле не на экономику, а лишь на отдельные составляющие ее части. Кста­ти, отсюда исходят стратегия и тактика ограниченной деятельно­сти экономических властных структур, прежде всего министерств экономики, на федеральном и региональных уровнях, субъекти­визм в выборе приоритетов в работе последних и т.д.

В этой связи и с учетом отмеченного под экономикой страны или региона в широком воспроизводственном плане целесооб­разно понимать динамичную общественно организованную систе­му хозяйствования, обеспечивающую процесс производства, рас­пределения, обмена и потребления общественно полезных матери­альных благ и услуг 1 .

Такой подход к определению сути экономики позволяет чет­ко и обоснованно формировать экономические концепции, программы, прогнозы, а также профессионально планировать организацию работы экономических органов, определять их функции, задачи, приоритеты. В частности, программы и пла­ны развития экономики страны (регионов, областей, районов и т.д.) должны содержать прежде всего разделы, связанные с про­изводством товаров и услуг (о работниках, работодателях, пред­приятиях, отраслях, районах, соответствующих министерствах, администрации районов, проблемах приватизации, регулиро­вания экономики и т.д.). Это ключевая часть экономических документов и первоочередная задача экономических органов.

Другие разделы охватывают процессы распределения и обмена (ценообразование и соответствующие органы и службы, сбыто­вые организации, оптовые базы и т.п.). Наконец это разделы, связанные с потреблением (о работниках, предприятиях, орга­низациях, социальной сфере, госслужбе и т.д.).

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

Вопрос 3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

является :

1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей

членов общества;

2) сохранение минимальных доходов населения;

3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

Методические указания студентам по изучению дисциплины

Усвоение понятийного аппарата дисциплины;

Изучение основной и дополнительной литературы;

Подготовка к семинарским занятиям;

Самостоятельная работа студента в библиотеке;

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

Самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

Усвоение понятийного аппарата дисциплины

Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью глоссарий учебно-методического комплекса по «Основам социального государства», а также рекомендованные преподавателем словари, учебники и учебные пособия. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя.

Изучение основной и дополнительной литературы

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

Подготовка к семинарским занятиям

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументированно их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского занятия;

2) тщательно изучить соответствующий лекционный материал;

4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Самостоятельная работа студента в библиотеке

Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом ИВГПУ.

При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.

Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

Поиск информации осуществляется с помощью различных Интернет-сайтов.

Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:

Программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),

Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;

Сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Социоэкономика // URL: http://socioeconomics.3dn.ru/

Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // URL: http://ecsocman.hse.ru/

Экономическая социология // Электронный журнал / URL: http://ecsoc.hse.ru/

ЭКСОЦЕНТР (Центр экономической социологии) // URL: www.ecsoc.ru

Экономический портал // URL: http://institutiones.com

Юридический портал // URL: www.yurist-online.com

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Контрольная работа, выполняемая студентом-заочником по курсу "Основы социального государства", призвана обеспечить закрепление знаний, полученных им при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету. Она позволяет продемонстрировать умение пользоваться приобретенными знаниями, сопоставлять и анализировать различные (а иногда и противоположные) взгляды исследователей на проблемы возникновения и функционирования социального государства, формулировать собственное видение социально-экономических процессов в России и мире. При выполнении контрольной работы студент вправе опираться на любой существующий в науке методологический подход, либо провести сравнительный анализ достоинств или недостатков тех или иных методологических подходов, предлагаемых исследователями для изучения данной темы.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

1. Введение , в котором необходимо отразить актуальность выбранной проблемы для социологии и современного общества;

2. Основную часть , раскрывающую содержание всех вопросов темы контрольной работы с учётом: 1) понимания особенностей данной темы различными исследователями с точки зрения различных концепций, методологических подходов; 2) связи социально-экономических теорий, раскрывающих данную тему, с социальной и экономической реальностью России и мира; 3) приведения соответствующих примеров из современной жизни общества;

3. Заключение , в котором студенту следует изложить собственное видение проблемы и те выводы, к которым он пришёл, изучая научные материалы по теме контрольной работы.

Студент обязан рассмотреть все вопросы темы его контрольной работы, изложенные в данных методических указаниях.

Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Например, если зачётная книжка № 893034, то студент вправе выбрать одну из двух тем контрольной работы: 4 или 14.

Контрольная работа выполняется на компьютере (объём 10 – 15 машинописных страниц, полуторный интервал, 14 шрифт) и лишь в крайнем случае в школьной тетради (в этом случае объём работы не должен превышать 20 – 24 рукописных страниц, написанных разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4 – 5 см). При цитировании научной литературы (монографии, статьи, учебники), использовании материалов из Internet обязательны сноски, указывающие на источник информации.

Оформление контрольной работы:

– на титульном листе указываются: дисциплина, по которой написана контрольная работа («Основы социального государства»), фамилия, инициалы студента, факультет, специальность, домашний адрес, номер зачётной книжки;

– на первой странице текста – номер темы, её название, план работы;

– в конце работы – список литературы, в том числе названия и электронные адреса сайтов из Интернета, если Вы ими пользовались, дата выполнения и подпись автора.

Студент-заочник обязан на писать и отправить контрольную работу в определённый учебным планом срок. Если контрольная работа по каким-либо причинам не зачтена, студент должен в кратчайший срок и не позже, чем за месяц до экзаменационной сессии, написать заново контрольную работу на ту же тему с учётом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.

Студент-заочник, который не выполнил контрольной работы или получил оценку "не зачтено", к зачёту по "Основам социального государства" не допускается. На зачёте студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.

По всем вопросам, касающимся написания контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию на кафедре социально-гуманитарных наук (а. 418, тел. 22-49-16, E-mail: [email protected]).

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1. Сущность и особенности современного государства.

2. Государство и гражданское общество.

3. Социальные функции современного государства.

ЛИТЕРАТУРА

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // – С. 15 – 20.

Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития: учебное пособие. – М. ; Карбондейл, 2006.

Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

1. Теории социального государства.

2. Функции социального государства.

3. Принципы социального государства.

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Экономические основы социального государства.

2. Правовые основы социального государства.

3. Теоретические модели социального государства.

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14.

Покровский В. А. Социальное государство в конституциях СНГ / В. А. Покровский // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М. : Изд-во «Каталог», 2001.

Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗА РУБЕЖОМ

1. Теория и практика развития социального государства

в Западной Европе и США.

2. Развитие социального государства в странах СНГ.

3. Международные организации как инструмент формирования социального государства.

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: пробл.-темат. сб. – М. : ИНИОН РАН, 1999.

Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

Социальное государство: мировой опыт и реалии России / общ. ред. Г. А. Николаева. – М. : АТИСО, 2002.

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1. Сущность и глобальные проблемы социальной политики.

2. Модели социальной политики.

3. Структура социальной политики.

ЛИТЕРАТУРА

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Тема 6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Понятие уровня (качества) жизни в социологии и экономике.

2. Качественные критерии уровня жизни.

3. Количественные критерии (коэффициенты) уровня жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Коровяковский Д. З. Социальное государство и жизненный уровень населения / Д. З. Коровяковский // Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001. – С. 61 – 66.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА

1. Сущность и содержание социальной политики.

2. Критерии эффективности социальной политики.

3. Системный подход к формированию социальной политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

Тема 8. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Сущность и уровни социальной политики.

2. Корпоративная социальная политика.

3. Региональная и муниципальная социальная политика.

4. Социальная политика государства.

ЛИТЕРАТУРА

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

Тема 9. ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1. Субъекты и объекты социальной политики.

2. Системный подход к формированию социальной политики.

3. Социальный кадастр.

ЛИТЕРАТУРА

Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

Тема 10. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

2. Зарубежные модели социального партнёрства.

3. Российская модель социального партнёрства.

ЛИТЕРАТУРА

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Тема 11. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

1. Сущность и содержание социального партнёрства.

2. Система социального партнёрства.

3. Трипартизм как ведущий принцип социального партнёрства.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94.

Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85.

Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.

Тема 12. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

1. Сущность и критерии социального рыночного хозяйства.

2. Государственное регулирование рыночной экономики.

3. Роль социальной политики в развитии экономики социального государства.

ЛИТЕРАТУРА

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Тема 13. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

2. Функции государственного управления экономикой и обществом.

3. Практическая реализация государственной экономической политики в современной России.

ЛИТЕРАТУРА

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

Тема 14. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЭКОНОМИКИ

1. Интеграция социологии экономики и экономической теории.

2. Социальное государство как предмет экономической социологии.

3. Социальное государство как предмет социоэкономики.

ЛИТЕРАТУРА

Бородкин Ф. Социоэкономика: после конца экономики / Ф. Бородкин // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 141 – 154.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М. : Советский спорт, 2001.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

Социоэкономика как межотраслевая наука: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации / А. А. Шулус // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4 – 11.

Тема 15. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

2. Уровни социального аудита.

3. Особенности зарубежной модели социального аудита.

ЛИТЕРАТУРА

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РОССИИ

1. Сущность и концепции социального аудита.

2. Зарубежный опыт организации социального аудита.

3. Особенности формирования и развития социального аудита

в России.

ЛИТЕРАТУРА

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М. : Ихдат. дом «АТИСО», 2008.

Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.

Тема 17. РЫНОК ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Понятие и конъюнктура рынка труда.

2. Экономическая активность населения.

3. Занятость и безработица.

ЛИТЕРАТУРА

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. – М. : Изд-во МГУ, 1996.

Тема 18. ОПЛАТА ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Правовые аспекты заработной платы.

2. Социально-экономические и рыночные аспекты

заработной платы.

3. Организация оплаты труда.

ЛИТЕРАТУРА

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

Тема 19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Эффективность производства и производительность труда.

2. Социальные факторы производительности труда.

3. Социальная ответственность бизнеса и гражданина в сфере общественного производства.

ЛИТЕРАТУРА

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

Тема 20. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Международный опыт социального страхования.

2. Социальное страхование в истории России и СССР.

3. Пенсионное страхование и трудовые пенсии.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева О. В. Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян / О. В. Алексеева // URL: http://discollection.ru/article/14012010_alekseeva_ol_ga_vladimirovna_

Ивашкин Е. И. Социология отсутствия страхового интереса / Е. И. Ивашкин // Финансы. 2000. 20 августа.

Информационный портал ПРО СТРАХОВАНИЕ // URL: http://www.prostrahovanie.ru/

Мазаева М. В. Социальные аспекты развития страхового рынка / М. В. Мазаева // URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd =466201899&LogLength=23944&LogNumDoc=466201899&prevdoc=466201874.

Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению / М. В. Мазаева // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 44 – 51.

Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.

Силласте Г. Г. Социология страхования и безопасность личности // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 279 – 335.

Критерии оценки.

Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
Удовлетвори-тельно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров.

В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов.

Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров.

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других ав­торов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Студент может либо выбрать тему из списка, предложенного преподавателем, либо сам предложить тему, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Структура эссе.

- Титульный лист (заполняется по единой форме, см. требования к оформлению письменных работ на страничке юридического факультета НовГУ).

- Введение . При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

- Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один пункт/параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим, иллюстративным или цифровым материалом (то есть, наполняя содержанием разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли).
- Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

В эссе обязателен список использованных источников и литературы по общепринятым правилам. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам. Источники располагаются по иерархии (юридической силе), литература – в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора.

Правила оформления эссе . Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. Объем эссе – до 10 страниц печатного текста (кегль 12, интервал 1,5). Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для письменных работ.

Оценивание эссе. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за эссе - 10.Критерии оценки могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
1. Знание и понимание теоретического материала (max. 2 балла) :

Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

Используемые понятия строго соответствуют теме;

Самостоятельность выполнения работы.

2. Анализ и оценка информации (max. 3 балла):

Грамотно применяет категории анализа;

Умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

Способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

Диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);