История политических и правовых учений: конспект лекций - Мачин И.Ф. Программа курса

История политических и правовых учений: конспект лекций. Мачин И.Ф.

М.: 2007 . - 208 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета но любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «История политических и правовых учений».

Издание предназначено студентам юридических вузов.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,08 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Тема 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии 8
Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции 18
2.1. Политические и правовые взгляды софистов. 19
2.2. Учение Платона о государстве и законах 23
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля 30
2.4. Учение Полибия о формах государства 35
Тема 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме 38
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 38
3.2. Римские юристы о праве и его видах.42
3.3. Политическое учение Аврелия Августина 45
Тема 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья 49
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. 49
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. 54
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 59
5.1. Политическое учение Пикколо Макиавелли 60
5.2. Политическое учение Жана Бодена 63
5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма
Тема 6. Возникновение теорий естественного права в Западной Европе XVII века 70
6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве. 70
6.2. Политическое учение Томаса Гоббса 74
6.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. 78
Тема 7. Политико-правовая мысль во Франции XVIII века 81
7.1. Политико-правовая программа Вольтера 82
7.2. Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье. 86
7.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо. 92
7.4. Политико-правовое учение Морелли 98
7.5. Политико-правовые взгляды Гракха Бабефа и других участников «Заговора во имя равенства» 102
Тема 8. Политико-правовые учения в России XVIII века 105
8.1. Ф. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве. 106
8.2. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого
8.3. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве. 113
Тема 9. Политико-правовая мысль в Германии конца XVIII - начала XIX века 117
9.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве. 117
9.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 122
Тема 10. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта) 131
Тема 11. Политико-правовая мысль в России конца XVIII - начала XIX века 136
11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 137
11.2. Политические и правовые взгляды декабристов 142
Тема 12. Возникновение юридического позитивизма в правоведении XIX века. Джон Остин 147
Тема 13. Либеральные политико-правовые учения в Западной Европе первой половины XIX века 150
13.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама 150
13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 154
Тема 14. Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX века на Западе 159
14.1. Политико-правовое учение марксизма 160
14.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль 166
14.3. Политико-правовая теория анархизма 168
Тема 15. Политико-правовые учения в Германии во второй половине XIX века 174
15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга 174
15.2. Политико-правовое учение Г. Еллинека 178
Тема 16. Политические и правовые учения на Западе в XX веке 182
16.1. Социологическая теория права Е. Эрлиха 182
16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги 186
16.3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 189
16.4. Нормативистская теория права и государства Г. Кельзена 193
16.5. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 196
16.6. Реалистическая школа права в США 198
16.7. Неотомистская теория права Жака Маритена 201

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. В ее рамках исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве

Сами по себе политические и правовые учения представляют по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

К сказанному необходимо добавить, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов

Это же относится и к правовой мысли прошлого, которая освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни

Хотя история политических и правовых учений - дисциплина юридическая, тем не менее значительный вклад в ее развитие внесли философы и представители политической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Томас Гоббс, Гегель, Ницше, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и др.).

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.


В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Периодизация истории политических и правовых учений

Проблема периодизация истории политических и правовых учений тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существует несколько подходов. Первый подход - исторический - был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: древний мир - с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 г. н. э., средневековье - с V до XV вв., Возрождение - XV-XVI вв., новое время - XVII-XIX вв. Возрождение нередко трактовалось и трактуется сейчас не как самостоятельная эпоха, а либо как поздний этап средневековья, либо как ранний подготовительный этап нового времени. XX в. получил название новейшего времени, или современности.

Условность такой периодизации особенно очевидна, когда она переносится на страны Востока - Египет, Индию, Китай, Персию, арабский мир и т. д. Простое знакомство с их историей показывает, что у каждой из них была своя древность, свое средневековье, свое Возрождение и новое время. Причем все эти эпохи на Западе и на Востоке не совпадают ни по времени, ни по содержанию с основными идейными процессами. Так, исламо-иранский Ренессанс, связанный с творчеством таких ученых-энциклопедистов, как Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Фараби, поэтов Рудаки и Фирдоуси, начался на полтысячелетия раньше европейского Ренессанса и сопровождался развитием оригинальных политико-правовых теорий. На эту асинхронность развития политических учений и идей справедливо обращает внимание в своих исследованиях известный российский специалист по философии арабского Востока, профессор Н. С. Кирабаев.

О. Шпенглер (1880-1936), автор известной книги "Закат Европы", полагал, что "у западного историка перед глазами совсем другая всемирная история, чем у великих арабских и китайских историков", что надменный западноевропеец "желает постигать лишь то, что сближается с ним, восходя через средневековье от древнего мира, а то, что движется своим путем, видит вполглаза".

Второй подход - формационный - был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: от первобытнообщинной (доклассовой) формации - к рабовладельческой, от нее - к феодальной, далее - к капиталистической, или буржуазной, формации, и от буржуазной - к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм. Маркс считал, что коренной перелом в истории человечества произойдет при переходе от последней антагонистической формации, буржуазной, к коммунистической формации. Образно он эту мысль выражал как переход от предыстории человечества к его подлинной истории.

В этой связи заметим, что Маркс явно недооценил переворот, происшедший в XVII-XVIII вв. во всех областях жизни Европы и европейцев - от экономики до политики и идеологии, имевший всемирно-историческое значение. Понимая специфику Востока, он ввел понятие "азиатского способа производства" как основы особой азиатской формации.

Что касается идей и учений - философских, политических, экономических, правовых и прочих, то в СССР, а затем в других социалистических странах во всех учебниках и учебных пособиях по обществоведению было принято различать два основных этапа в их развитии - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма и пролетарских революций. Получилось так, что подобно тому, как коммунизм представлял собой высший этап в развитии человеческого общества, так и марксизм (марксизм-ленинизм) представлял собой высший этап развития общественной мысли. А вся история развития домарксистской мысли была ценна лишь постольку, поскольку вела и привела к возникновению марксизма в 40-е гг. XIX в.

Третий подход - технологический - предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное, информационное и пр.), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX в.

Четвертый подход - цивилизационный. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентирует внимание на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.

Какой из этих подходов более применим к истории политических и правовых учений? Мы полагаем, что в каждом подходе есть свои плюсы и минусы. С другой стороны, выработать на их основе новый подход, собрав в нем плюсы всех подходов, избавившись от минусов, вряд ли возможно. Поэтому, как правило, исследователи политических и правовых учений пользуются первым подходом.

Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира - в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).

На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была "восточная деспотия". Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства - общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.

Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску "идеальной государственной системы", наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.

Творческое наследие Древнего Рима оказало, вслед за греками, большое влияние на всю последующую политико-правовую мысль. Внимание римских мыслителей привлекали вопросы, связанные с формами государства, смешанным правлением; в этот период были сформулированы положения о государстве как "деле народа" и правовом сообществе, фундаментальные положения юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины.

Эпоха средних веков в европейских странах характеризовалась особой ролью христианской религии и церкви. Первоначально христианское вероучение находилось в оппозиции к Римской империи. Но со временем, по мере институционализации христианской веры, оно приспосабливалось к государству, утвердившись в качестве официальной идеологии и основы мировоззрения феодализма. Важнейшей проблемой политико-правовой мысли в средние века стало соотношение духовной и светской властей.

В странах Востока особое место в этот период занимает политико-правовая идеология ислама. В отличие от христианства ислам исходит из неделимости духовной и светской власти. При этом в мусульманских университетах развивалась и светская наука, нередко опережая европейскую. Среди мусульманских ученых относительно рано возникло стремление к рационалистической интерпретации политических проблем.

Эпоха Возрождения - время формирования мировоззрения гуманизма, ставящего во главу угла человека, зарождения индивидуализма как самостоятельной ценности человеческой личности. Гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организации, подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения, чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть делом церкви, взгляды богословов стали предметами критики.

Эпоха нового времени была эпохой буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения, характеризовавшейся убеждением во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. Мыслители Просвещения сделали главным объектом своей критики церковь и сословное неравенство феодального строя. Просветители полагали, что поскольку "мнение правит миром", то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества. Поэтому особые надежды возлагались ими на "просвещенных монархов", якобы способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Наряду с идеей "просвещенного абсолютизма" в этот период возникают концепции ограниченной монархии и народного суверенитета, совершенствуются теории естественного права, общественного договора.

Лейтмотивом XIX в. стал либерализм, имевший две стороны: экономическую (свобода предпринимательской деятельности) и политическую (обеспечение прав и свобод граждан). В качестве основного направления правовой теории оформился юридический позитивизм, рассматривающий право как замкнутую, самодовлеющую систему. Большое влияние на политико-правовую мысль девятнадцатого столетия оказали философия позитивизма и социология.

Критика господствующих буржуазных порядков привела к развитию двух тенденций в общественной жизни: консервативной и социалистической. Если консерваторы выступали против экономического либерализма, то мыслители социалистического направления в свою очередь разрабатывали проекты социальных преобразований, основанные на принципах социальной справедливости и призванные преодолеть противоречия буржуазного строя, классовые антагонизмы.

В середине века создается теория научного социализма, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно этой теории, развитие производительных сил общества детерминирует трансформацию политической надстройки, а история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.

Несмотря на критику с различных позиций, либерализм до конца XIX в. оставался господствующим направлением политико-правовой мысли.

Минувшее XX столетие принято рассматривать в науке в качестве новейшего времени, вошедшего в историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе наряду с требованиями рабочего класса и необходимостью смягчения социальной напряженности способствовали признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Либералы смирились с неизбежностью государственного регулирования экономики, а консерваторы перешли на позицию защиты частной собственности во всех ее проявлениях.

В начале века социалистическое движение раскололось на революционное и реформистское течения. Появляется мировая система социализма.

На волне экономического кризиса 30-х гг. и как следствие реваншистских настроений, возникших после первой мировой войны, усиливается фашистское движение, идеологи которого проповедовали крайние формы национализма и расизма. В области правовых теорий на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством, в центре внимания исследователей оказываются правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые коллективами и объединениями.

В результате краха фашистских государств и последовавшего через несколько десятилетий распада социалистического лагеря, господствующими направлениями политической мысли конца столетия стали неолиберализм и консерватизм, представители которых придерживаются довольно умеренных политических взглядов. Последние можно рассматривать как выражение центристских позиций в современной общественной идеологии. Одновременно с ними развиваются и левые направления и течения в политической идеологии (концепции "новых левых", левацкий экстремизм), а также теории, получившие обобщенное наименование правого радикализма (фашизм и неофашизм, "новые правые", расизм).

Правовые и политические учения современности характеризуются вниманием к методологической базе исследования и специализацией исследовательских объектов. Так, после второй мировой войны политическая наука отделилась от правовой и обрела статус самостоятельной отрасли знаний. Соответственно, изменилась структура как политической, так и правовой науки: в рамках политической теории, в частности, оформился ряд частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам: концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит.


КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.

Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).

Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).

Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».

В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.

Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).

«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).

«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.

«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).

Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.

Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)

Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.

Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)

Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).

Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.

Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».

Греция. Политико-правовые идеи софистов.

Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …

Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.

Платон (ученик Сократа).

о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).

Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).

Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.

Аристотель.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.

Формы правления по Аристотелю:


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».

Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.

Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.

Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».

Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.

Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».

Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».

Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.

Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.

В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».

Субординация законов:

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.

Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.

Средневековая ересь о праве и государстве.

Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.

Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).

Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.

Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».

Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).

Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.

Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.

Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).

Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.

Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.

Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.

Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.

Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.

Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.

Классическая теория демократии.

Монтескье: «О духе законов».

Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).

Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.

Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.

Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.

лекции + учебники

1. Предмет и метод иппу

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.