Наднациональные международные организации. Общие положения о международных организациях. Основные задачи Международного валютного фонда

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов; имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов.

Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Более подробно остановимся на каждой международной экономической организации наднационального типа.

Международная торговля товарами и услугами регулируется несколькими международными организациями, важнейшей из которых является Всемирная торговая организация.

ВТО - это международная организация, сформированная в результате Уругвайского раунда переговоров 1 января 1995 г.

Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, которые определяют права и обязанности государств в рамках многосторонней торговой системы. По состоянию на начало 2011 г. в ВТО состояло 153 государства.

Основные принципы Всемирной торговой организации:

1. Торговля без дискриминации на основе режима наиболее благоприятствуемой нации и национального режима.

2. Либерализация международной торговли путем проведения многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов.

3. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО.

4. Предсказуемость торговой политики и содействие конкуренции.

Основными целями ВТО являются:

1. Улучшение уровня жизни населения стран-членов.

2. Обеспечение полной занятости граждан страны.

3. Обеспечение роста реальных доходов населения и спроса.

4. Расширение производства и торговли товарами и услугами.

5. Развитие и защита окружающей среды.

6. Предоставление особых условий для экономик развивающихся стран.

Основные функции Всемирной торговой организации:

а) внедряет и администрирует подписанные соглашения;

б) выступает форумом для переговоров;

в) решает возникающие споры между государствами-членами;

г) осуществляет обзоры торговой политики различных стран-членов;

д) согласовывает вопросы в формировании глобальной экономической политики.

Структура Всемирной торговой организации:

· Конференция является высшим органом (собирается 1 раз в два года).

· Генеральный совет руководит деятельностью организации между конференциями.

В своем составе Генеральный совет имеет: орган по урегулированию споров и орган по обзору торговой политики.

В состав структуры ВТО входят Советы: по торговле товарами, по торговле услугами, по защите прав интеллектуальной собственности.

В последнее время широко обсуждается тема вступления России во Всемирную торговую организацию. По прогнозам Минэкономразвития, это должно произойти в 2012 г. Отдельные руководители страны такой поворот событий трактуют как исключительную удачу. С одной стороны, появляется возможность продвижения отечественной продукции на международных рынках. Но с другой стороны, тяжелое машиностроение и в целом отечественная промышленность могут оказаться неконкурентоспособными не только за рубежом, но и на внутреннем рынке.

Вопрос о вхождении России в ВТО муссируется более 18 лет, но, ни в одном Федеральном законе нет упоминания о возможности вступления страны в эту организацию.

Однако в октябре 2010 г. президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама констатировали успешное окончание российско-американских переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Следовательно, все внешние препятствия на пути России в ВТО устранены - США были предпоследней страной, с которой Россия до сих пор не могла достичь соглашения в ходе двусторонних переговоров. Правда, есть и Грузия, которая на вступление России в ВТО так и не согласилась. Но после успешного завершения переговоров России и США она осталась в гордом одиночестве. Члены ВТО заранее подстраховались: после войны 2008 г. Грузия была выведена из рабочей группы по присоединению России, и теперь в одностороннем порядке она блокировать вступление России в ВТО не может. Комиссия ВТО должна подготовить специальный доклад о присоединяющейся стране.

Доклад должен быть одобрен членами ВТО - большинством в 2/3 голосов. Именно этот документ официально установит список мер, которые должна принять Россия, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а также переходные периоды для устранения каждого из несоответствующих параметров. Согласно уставу ВТО, эти периоды могут составлять от года до семи лет.

Исходя из требований, вступление в ВТО напрямую коснется населения России. Это объясняется рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , это отразится на стоимости коммунальных услуг. В настоящее время внутренние тарифы на газ и электроэнергию не сильно (не более чем на 7-10%) отличаются от внешних тарифов. Российские потребители в этом случае не должны получать преференций по отношению к внешним тарифам.



Если строго следовать требованиям ВТО, тарифы для граждан Российской Федерации должны составлять не менее 90% экспортных цен. Действующие тарифы на газ для населения нужно повысить на 211%, а на электроэнергию - на 96%.

Второе обстоятельство , исходя из вышеозначенного необходимо повысить заработную плату россиян до европейского уровня (минимальная - €950, средняя - €1800). Но этого делать нельзя, так как тогда еще больше станет ее отрыв от производительности труда, которая сейчас в России в 2,5 раза меньше, чем в Евросоюзе.

Остается постепенно и одновременно повышать и тарифы, и зарплаты, и производительность. Для смягчения социального шока выторговать у ВТО максимальный срок перехода на "правильные" тарифы - семь лет. С учетом российской инфляции тарифы на газ должны будут расти на 38% в год. К 20%-му ежегодному повышению тарифов граждане России привыкли, а ВТО “постарается” приучит их и к 38%-му. Есть слабая надежда, что Россия сумеет выторговать эксклюзивные условия. Если для России сроки будут увеличены, то рост тарифов для населения будет более умеренным - близким к нынешнему состоянию.

На наш взгляд, присоединение к ВТО не должно приносить населению России неприятности, что связано с рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , в стране очень дорогиебанковские кредиты.В период глобального финансового кризиса (2008 -2009 гг.) стоимость потребительских кредитов в США в среднем выросла вдвое, с 2,5 до 5% годовых. В России - с 18 до 35%.

Конечно, в России инфляция выше. Но на стоимость кредитных ресурсов в большой степени влияют особенности национальной банковской системы. Вступление России в ВТО эти особенности по идее должно устранить. По логике ВТО иностранные потребители кредитов не должны иметь преимуществ перед российскими потребителями;

второе обстоятельство , введение в России западных стандартов страхования позволит серьезно оздоровить отечественный рынок. Речь может идти, к примеру, о массированном внедрении такого весьма дешевого и потому популярного в промышленно развитых странах продукта, как страхование жизни (сегодня в России этот вид страхования развит крайне слабо).

третье обстоятельство , несомненным плюсом для населения страны станет снижение , а может и отмена импортных пошлин на многочисленные группы товаров.

Очевидно, это означает удешевление розницы. Особая история здесь, конечно, автомобили-иномарки. Снижение цен на них, само собой, порадует потребителя, но для работников отечественной автомобильной промышленности станет шоком, что возможно приведет к социальной напряженности в стране.

четвертое обстоятельство , не менее важен вопрос дотаций в сельское хозяйство. Согласованные требования ВТО оставляют за Россией право дотировать своего производителя на $9 млрд. в год. Это почти вдвое больше существующих дотаций: даже в нынешнюю засуху они суммарно не превысили $4,7 млрд.

Таким образом, ВТО не является панацей от всех бед, но и не яд. Скорее всего, это горькое лекарство, заставляющее производителей каждой страны быть эффективными и конкурентоспособными на мировом уровне. Населению придется работать интенсивнее. Открываются новые возможности потребления, повышается качество жизни. В итоге выигрывают все. Правда, нельзя сказать, что непременно быстро.

Структурой, регулирующей мировые денежно-кредитные отношений, является Мировой банк (Всемирный банк). Глава Всемирного банка - Роберт Целлик.

Структурно Мировой банк представляет собой группу финансовых институтов, имеющих одно стратегическое направление деятельности, но несколько различных по тактическим задачам. Прежде всего, это:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся основой Всемирного банка.

· Международная ассоциация развития (МАР), занимающаяся проблемами развития беднейших стран.

· Международная финансовая корпорация (МФК) способствует переливу капитала частных инвесторов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

· Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

В декабре 1945 г. 29 государств ратифицировали соглашение о вступление в организацию. Практическая деятельность Всемирного банка началась 25 июня 1946 г.

Основные цели Всемирного банка:

· реконструкция и развитие экономик стран-членов;

· способствование развитию международной торговли;

· стимулирование привлечения в экономику стран-членов иностранного капитала (стремление привлекать частный капитал);

· предоставление странам-членам займов в целях развития, в тех случаях, когда невозможно получить частные инвестиции на приемлемых условиях для страны.

Кредитная деятельность Всемирного банка достаточно масштабна и имеет целью стимулировать развитие частного бизнеса. При этом каждый из входящих во Всемирный банк кредитных институтов имеет некоторую специфику проведения собственных операций. До принятия решения о кредитовании собирается вся информация о заемщике путем обследования национальной экономики страны группой экспертов Всемирного банка. Данная миссия вырабатывает рекомендации национальному правительству, затрагивающие, как правило, не только экономическую, но и социальную, политическую стороны жизни общества.

Кредитование осуществляется лишь в случае согласия правительства страны-заемщика принять данные рекомендации к внедрению. Если рекомендации отвергнуты, данное государство не только не получит кредит Всемирного банка, но рискует получить отказ также от МВФ и основных стран-доноров. Это объясняется тем, что Всемирный банк председательствует в целом ряде международных кредитных союзов.

Основу Всемирного банка составляет Международный банк реконструкции и развития, включающий 184 государства-члена. Структурно МБРР состоит:

· из Совета управляющих (по одному представителю от каждой страны);

· из Исполнительного совета (или директорат) - 24 директора. Главная задача - решение вопросов о выдаче кредитов.

Пять стран, представленные в Исполнительном совете (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) имеют самую большую квоту, остальные государства представляют избираемый директорат. Голоса распределяются: 250 базовых голосов плюс один голос за каждый 100 тысяч долларов. Для примера, у США – 17,0% голосов, России - 1,8% голосов.

· Президента Банка – высшая должность (представитель США).

Уставной фонд МБРР существенно меньше, чем у МВФ, так как опирается на собственные средства (15% - Банка плюс 85% - заемные средства, получаемые путем выпуска облигаций).

Общая сумма кредитов, выданных МБРР за 65- летнюю историю своей деятельности, превышает 250 млрд. долл., при этом более трети приходилось на 90-е гг. ХХ в.

МБРР по всем своим кредитам требует государственных гарантий. Сроки предоставления кредита – долгосрочные (от 8 до 30 лет), кредит может быть предоставлен и на срок 10-30 лет, и 15-30 лет.

Процентная ставка не фиксирована, то есть меняется в зависимости от проекта, срока, вида (ставка ниже, чем у других). Маржа относительно небольшая, как правило, 1% годовых. Общая сумма кредитов, предоставляемых МБРР в год составляет 6-8 млрд. долл.

Общий объем финансирования Российской Федерации от МБРР составил около 10 млрд. долл. (два нефтяных, один газовый кредит; электроэнергетика; система пенсионного обеспечения; автодороги). 1/10 часть дорог (в км.) построена или реставрирована за счет денег МБРР. В 90-е гг. ХХ века в России МБРР финансировал 50 проектов. Планировался проект по финансированию жилья в нашей стране (примерно 4 млрд. долл.), но в итоге банк выделил мизерную сумму.

Третьим элементом международных организаций, ограниченного наднационального типа является Международный валютный фонд.

Одним и главных организаторов международных денежных потоков выступает Международный валютный фонд. Данный институт создан с целью урегулирования валютно-финансовых и валютно-кредитных взаимоотношений, складывающихся между государствами-членами данного фонда.

Как отмечалось ранее, учреждение МВФ состоялось на конференции ООН (1-22 июля 1944 г.). Тогда представители 44 государств, в том числе и СССР, приняли Устав фонда, который вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г. в Вашингтоне, опираясь на участие 39 стран. Соглашение об образовании Международного валютного фонда СССР не ратифицировал вследствие начавшейся «холодной войны» между Востоком и Западом. В течение 50-60-х гг. ХХ века аналогично поступили Польша, Куба, Чехословакия.

Отказ от социалистического строительства и распад советского блока в 80-е гг. ХХ века привел к существенному расширению состава участников фонда, общее число которых на 1 июля 1994 г. достигло 178, на 1 января 2005 г. составляло 184, а на 1 января 2011 г. – 185 стран. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. Куба и Северная Корея до настоящего времени не являются членами МВФ.

Основные задачи Международного валютного фонда:

1. Достижение стабильного функционирования валютной системы.

2. Стабилизация национальных валютных систем стран-членов.

3. Стабилизация курсов валют стран-членов.

4. Не допущение обесценения национальных денежных единиц.

5. Иметь положительный платежный баланс в торговле стран-членов между собой.

Главная задача МВФ – предоставление займов странам-членам в иностранной валюте для устранения дефицита их платежных балансов.

Структура Международного валютного фонда была сформирована в июле 1944 г. Законодательным органом является Совет управляющих, который проводит свои заседания один раз в год. Каждая страна представляет управляющего и его заместителя. Как правило, это министры финансов или руководители Центральных банков.

В основные функции Совета управляющих входит:

· прием новых членов;

· определение бюджета и принятие финансового отчета;

· распределение прибыли;

· избирание исполнительного совета.

Исполнительным органом является исполнительный совет (директорат) – постоянно действующий орган в составе 24 человек. Директор-распределитель (с 2004 г. Родриго де Рато представитель Испании).

Каждое государство выплачивает около 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте.

Размер предоставляемой помощи зависит от взноса государства в уставной капитал МВФ. При вступлении в Фонд государства платят определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте. МВФ самостоятельно определяет размер взноса по квоте на основе анализа богатства государств и их экономических показателей. Размер квот пересматривается один раз в пять лет. По состоянию на 2009 г., исходя из размеров квот, голоса между странами-членами в руководящих органах распределялись: 17,5% голосов – США; 6,13% голосов – Япония, Германия - 5,99%; Великобритания – 4,95%, Франция- 4,95%; Италия – 4,18% Саудовская Аравия -3,22%; Россия -2,74% голосов.

Для сравнения отметим, что 34 государства ОЭСР имеют в совокупности 60,35% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,75%. Доля стран-участниц Евросоюза – 30,3%.

Очередной пересмотр квот планируется ускорить и завершить в первой половине 2011 г. Предполагают, что эта мера приведет к увеличению представительства динамичных стран с формирующимся рынком и стран, с низким доходами.

В исполнительный совет включаются назначаемые члены: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония. Индивидуально-избираемые: Китай, Россия, Саудовская Аравия, а 16 членов избираются на два года по квотам регионов.

В настоящее время объем мировой торговли составляет примерно 7,5 трлн. долл., а МВФ выдает кредитов всего около 2% в год.

К основным причинам в изменении при выдаче кредитов Международным валютным фондом в конце ХХ века следует отнести: 70-е гг. – нефтяной кризис, 80-е гг. – кризис задолжностей, 90-е гг. – появление переходных экономик.

Процентная ставка пересматривается еженедельно (примерно около 3% годовых).

До 1996 г. полученный от МВФ кредит в Россию не попадал, так как правительство инвестировало его в более доходные формы (например, облигации). На кредит, выделяемый Международным валютным фондом, нельзя было увеличивать численность силовых структур (армия, милиция, Федеральная служба безопасности); выплачивать пенсии и заработную плату.

Серьезные потрясения, с которыми пришлось столкнуться мировой экономике в 2008-2009 гг. привели к значительному увеличению потребностей в финансировании МВФ. Для того чтобы фонд имел достаточно ресурсов для удовлетворения этих потребностей, Группа G-20 в апреле 2009 г. утвердила решение о троекратном увеличении объема ресурсов, имеющихся в распоряжении МВФ, по сравнению с их докризисным уровнем, составляющим примерно 250 млрд. долл. США.

Международный валютный фонд создавался как организация, определяющая принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остается определяющей в деятельности Фонда и сегодня. Разработка стабилизационных экономических программ для большинства государств мира позволили МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба.

Критика МВФ после неспособности эффективно преодолеть кризис 1997-1998 гг. и предвидеть мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., была связана главным образом с четырьмя проблемами:

первая проблема , при составлении программ реформ не учитывались национальные особенности;

вторая проблема, предлагаемые стабилизационные программы были рассчитаны на быстрый конечный результат (шоковая терапия);

третья проблема , неспособность предвидеть развитие кризисных явлений как на уровне регионов (Азия и Россия), так и в глобальном масштабе;

четвертая проблема , чрезмерная политизированность программ Фонда и использование его в интересах определенных стран.

Однако прошедшие годы показали, что, несмотря на серьезную критику в адрес МВФ, Фонд смог относительно успешно решить целый ряд важных задач. Назовем некоторые из них:

· к середине 90-х годов ХХ века удалось снизить уровень инфляции по сравнению с 1970 - 1980 гг.;

· под влиянием МВФ во многих стран произошло значительное улучшение платежного баланса;

· в конце 80-х гг. ХХ в. Фонд сыграл важную роль в разрешении кризиса международной задолжности, осуществив списание, снижение долгового бремени развивающихся стран мира;

· странам с переходной экономикой оказана помощь в строительстве рыночных отношений;

· Фонд правильно отреагировал на критику и предпринял серьезные меры по реформированию практически всех сторон своей работы.

Подводя итог отметим, что наднациональным организациям присущи особенности. Назовем их: первая, они имеют право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства, согласно его Конституции; вторая, в целях регулирования этих вопросов они имеют полномочия на создание: правил, обязательных для государств-членов; механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами; обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов; возлагать широкие полномочия по созданию правил и аудиту за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, ᴛ.ᴇ. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединœения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединœения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целœей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определœении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три базовых вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целœей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. Учитывая зависимость откруга членов различают организации всœеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всœех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не принимают участие.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава бывают региональными, ᴛ.ᴇ. открытыми только для государств определœенного географического района, к примеру, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития принимают участие только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. Учитывая зависимость отхарактера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определœенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределœенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделœены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединœенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителœей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединœения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателœей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не бывают членами международной организации части государства. Все члены равноправно принимают участие в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Οʜᴎ делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. К примеру, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всœех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателœей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателœей в органы ООН. Οʜᴎ обладают правом присутствовать на базовых заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.

Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)

На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.

1) по характеру членства выделяют:

Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:

Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;

Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;

Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);

Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);

Экологические организации (Гринпис и др.);

Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;

Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.

Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)

2) по кругу участников:

а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),

из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .

Структура ООН:

а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

в) Секретариат ООН

Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

г) Международный Суд ООН

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

е) Почтовая администрация ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.

В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).

Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.

Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.

Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ

в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

3) По характеру полномочий:

Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)

Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);

4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)

а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);

б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.

В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:

Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.

5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]

Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)

Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)

Наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для госу­дарств-членов, и механизмов контроля и принуж­дения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональ­ные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. В зависимости

от сферы международного ре­гулирования международные организации классифи­цируются как:

Международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики;

Международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю;

Международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятель­ность (Межамериканская инвестиционная корпорация -

МАИК, Северный инвестиционный банк - СИБ и др.);

Международные неправительственные организа­ции и объединения, содействующие развитию ми­рохозяйственных связей (Парижский клуб).

Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и другие организации .

Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей по­зиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, при­нятии решения и контроле за его исполнением. Отсю­да вытекают три основных вида функций междуна­родной организации:

регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наибо­лее важной. Она состоит в принятии решений, опре­деляющих цели, принципы, правила поведения госу­дарств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отноше­ния и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не созда­ют международно-правовых норм, но оказывают серь­езное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нор­мы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важ­ная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации примени­тельно к реальностям международной жизни: при­меняя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выра­жать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответ­ствующей области.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.



Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.