Лекции о счастливых людях. Тема I. Введение

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева начинает новый сезон работы лектория. Циклы лекций предлагают различные темы, в том числе о византийской иконографии и ее влиянии на русскую иконопись и культуру.

В качестве научной дисциплины иконография – один из наиболее ярких и интереснейших разделов истории христианского искусства. Систематическое изучение христианской иконографии, развивавшейся на протяжении более чем полутора тысячелетий, позволяет наглядно проследить процесс эволюции изобразительных схем христианских сюжетов в различные исторические эпохи и их преемственность. Это увлекательный и захватывающий процесс, часто являвшийся зеркалом мировоззренческих тенденций своего времени.

Византия. XIII век. Собор Софии Константинопольской

Иконография Спасителя, Богоматери и святых в византийской и русской иконописи
(цикл из 6 лекций)

В византийской и древнерусской иконописи Иисус Христос и Богоматерь являются центральными образами, но широко представлены и святые – люди высокой праведности. Произведения византийского и русского искусства позволяют заглянуть в мир духовных традиций средневекового человека. Священные возвышенные образы мыслились частью вечности, они до сих пор поражают и восхищают человека.

2 декабря
Почитание христианских мучеников и его отражение в византийской и русской живописной традиции

Лекции читает научный сотрудник МиАР А.Е.Сажина

Цена абонемента – 900 руб.
Цена абонемента для студентов и пенсионеров – 600 руб.
Цена абонемента для детей до 16 лет, инвалидов 1 и 2 групп, многодетных семей – бесплатно

прот. Александр Салтыков

Иконоведение

Что основы [иконопочитания] в Ветхом и Новом Завете даны, Новый Завет дает реальные основы для иконопочитания, и что из этой реальной основы будет развиваться иконопочитание. Именно так нужно ставить вопрос и в связи с обширными вторжениями всякого инославия в русскую православную традиционную среду, когда множество людей приходят в смущение и говорят нам с вами, что это идолы, “мы на портреты молиться не будем”.

Обратимся же к самому Священному Писанию.

Первое, на что я хочу вам указать, это то, что иконой - иконой Божией - является сам человек. Это первый, и, надо сказать, один из основных аргументов в пользу иконопочитания. “Сотворим человека по образу нашему и по подобию.” - говорит Бог. Он говорит здесь (извините меня за грубоватую аналогию) как художник, который создает автопортрет. Я дерзаю так сказать потому, что Господь говорит здесь о Своем образе и подобии. Подобие как бы усиливает сходство. Этим Господь высоко ставит человека - выше Ангелов, потому что про Ангелов не сказано, что они созданы по образу и подобию Божию, хотя они и разумные дух и вечные. Быть по образу и подобию [Божию]- есть привилегия только человека. И этот дар Божий человеку - быть по Его образу и подобию - чрезвычайно многогранен, чрезвычайно глубок и все творческие возможности человек в этом и заложены - в том, что человек есть образ и подобие Творца. Бог есть Творец, и человек тоже есть творец. И сужая эту огромную тему для нашего конкретного вопроса, мы должны сказать, что будучи творцом, человек тоже способен создавать образы и подобия.

Но какие же образы и подобия, которые может творить человек, будут достойны той славы, которую Бог дал человеку? Если Бог Сам создал Свой образ и подобие, то не тем ли более человек тоже должен создавать Божий образ и подобие? Это как математическая формула: Бог создал образ и подобие Свое - человека, следовательно, человек тоже может создавать образ и подобие Божие.

Кстати говоря, Господь создал Свой образ и подобие из глины, т. е. из некоторого материала. Из чего же человек должен создавать образ и подобие? Тоже из материала. Господь не возгнушался глины - или красной земли, как говорят гебраисты. Поэтому писать иконы надо краской - тоже из земли. Искусствоведы, иконоведы и художники знают, что многие краски называются “землями”.

Так что первый и важнейший аргумент [в пользу иконопочитания] состоит в том, что человек есть образ и подобие Божие.

Но для чего предназначил Господь этот Свой образ и подобие, куда Он его поместил? В Рай - в Эдем, расположенный на Востоке.

Вспомним, что Эдем был на Востоке, и в центре Эдема росло Древо жизни. Где-то рядом росло Древо познания добра и зла, а человек был живой иконой Божией, пребывавшей в Раю на Востоке. И весь мир был устроен “весьма хорошо” - “добро зело” - и был предоставлен человеку для того, чтобы он его возделывал и возвышал до райского состояния.

Теперь, без дальнейших околичностей, посмотрите на православный храм. На востоке расположен алтарь, в центре храма стоит престол, украшенный семисвечником в виде древа. За престолом находится икона. Вот только древо познания добра и зла, не знаю, где находится. Правда, [...] говорит, что древо познания добра и зла - это вход в алтарь. Потому что из него можно и выйти. Из Рая можно выпасть и никогда не вернуться в него (вот и будет познание зла).

Одним словом, только православный храм уподобляется мирообъемлющему храму, созданному Господом. Господь весь мир создал, как Свой храм. “Небо престол Мой, земля - подножие ног Моих”. Причем, когда православные храмы возникали, никто, конечно, не стремился к тому, чтобы специально уподобить храм Эдему. Это все возникло как бы само собой, но мы видим, что это так. Если Господь в этот Свой мирообъемлющий храм поместил икону, то естественно, что и мы должны творить иконы, достойные Бога и помещать их, естественно, в храм. Поскольку это все на первых же страницах Библии изложено, то постольку же это занятие является достойнейшим человека и его, можно сказать, призванием - важнейшим занятием. Икона таким образом получает чрезвычайно высокий статус - из первых двух глав Книги Бытия. Не будем касаться здесь истории грехопадения - это не входит в нашу задачу, у нас не библеистика, а иконоведение, поэтому, я думаю, сказанного достаточно. Но только прошу вас на это обратить внимание.

Несколько лет назад я был на одной конференции - совместной с протестантами и католиками. И в своем докладе я именно об этом и сказал: поскольку в Библии все это сказано, поскольку Библия уподобляет мир Божий храму с алтарем на востоке, то никакого сомнения нет в том, что всегда будут строиться храмы с алтарем на востоке, с престолом, украшенном семисвечником, символизирующем древо жизни, и с иконой - ведь все это уже было. Протестанты очень обиделись, надо сказать, и даже некоторые со мной перестали разговаривать, но я тут ни в чем не виноват.

Ну хорошо, все это было в мире первозданном, который потом разрушился. Произошел как бы некий взрыв, все погибло, омрачилось. Началась эмпирическая земная история, и вот тут-то как раз, как будто-бы Моисей очень определенно нам говорит о том, что нельзя сотворить себе кумира: не сотвори себе кумира и всякого подобия елика на небеси горе, елика на земли низу, и елика в водах под землею (Ис. 20:4). На это всегда и ссылаются.

Эта знаменитая заповедь в Библии подтверждается и в других местах. Например, Второзаконие, 4: 15-27. Там Господь говорит: “Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил в кам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом... Если же, ... долго живши на земле, вы развратитесь, и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его: то свидетельствую вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете. И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь. ”

Вот видите какое подробное перечисление - ничего не забыто. Даже страшно читать все эти перечисления - ничего нельзя изображать, ни в каком виде. Получается так, что Господь создал икону Свою - создал человека как творца, но больше никому не разрешил творить иконы. И получается, что этот наш первый аргумент, который мы так победоносно изложили - он пал, он как бы отринут прямыми запрещениями Господа.

Это было бы все так, если бы мы не стали читать Библию дальше.

Возвращаемя к Книге Исход, глава 35, стихи 30-35: “Господь назначил... Веселиила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани”.

Но здесь, как вы понимаете, ничего не говорится об изображении живых существ. Все это делалось и изображались орнаменты одни - полоски, волны какие-нибудь. Дальше в этой же книге говорится, что Веселиил сделал “умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания”. Не совсем понятно, что за изящные изображения - может быть, они тоже не имели никакого образа живого существа? Возможно и нет, об этом ничего не сказано. Читаем в главе 37: “ Сделал Веселиил ковчег из дерева... и обложил его чистым золотом внутри и снаружи, и сделал вокруг его золотой венец. ... И сделал двух херувимов из золота, ... выдававшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее. И были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов”.

Итак, Веселиил сделал все-таки человекоподобные крылатые образы.

Мы читали Исход, а во Второзаконии, гл. 27, есть еще один стих (15): “Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!” Опять проклятие на изображение. Что же это за такие противоречия - то одно, то другое?

Кумир это и есть изображение, а Веселиил сделал изображение - причем золота, и поставил его в тайном месте. Потому что Святое святых, согласитесь, было самым тайным местом: никто никогда, кроме первосвященника, и то раз в год, не мог войти в Святое святых. Самым святым там был ковчег завета, ящик из дерева ситтим, обложенный золотом, длиной примерно 1 м 40 см. И вот на крыше его стояли статуи золотых херувимов. Значит, он проклят, тот, кто поставил изваяния в тайном месте? Может быть, Библия просто непоследовательна?

Читаем Библию дальше и доходим до 3-ей Книги Царств, глава 6, стихи 23-28. Здесь мы уже читаем об эпохе Соломона. Соломон сделал храм по подобию скинии, но только он был гораздо богаче и гораздо больше по размеру. “И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим. Одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. ... И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом”.

Итак, вышиною в десять локтей. Локоть и есть локоть, и исходя из этого бывает разная мера локтя. Но в общем это примерно 45 см, немножко меньше полметра. Значит, 10 локтей это 4, 5 м. И размах крыльев 4,5 м. Это очень высокая статуя. И рядом такая же статуя. Опять же - в тайном месте, подчеркиваю.

Но этого мало было Соломону, и “на двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, и две двери из кипарисового дерева... И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе.” Ну, про пальмы и цветы ничего сказать нельзя, они нигде не запрещены, а херувимы все-таки живые одушевленные существа.

Но не только херувимов изображали по приказу Соломона. По его приказу было выполнено медное море. “Оно стояло на двенадцати волах; три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него”. Это уже были реальные изображения животных - всего 12 фигурок. Но и этого мало было Соломону: “И сделал он десять медных подстав... И на стенках... изображены были львы, волы и херувимы”. И в более мелких местах все время повторяются эти изображения: херувимы, волы и львы, эти три вида изображения живых существ.

Описание очень тщательное и подробное, по существу это некая музейная инвентаризация. Ясно, что автор этих строк ни одной секунды не сомневался в том, что все это правильно, законно и соответствует постановлениям Божиим, воле Божией, и что закону Моисееву все это соответствует.

Вопрос в том, как же все это согласовать. Перед нами явно противоречащие друг другу тексты. Надо сказать, что все до одного протестанты (сколько я ни просматривал разных протестантских книжек) очень легко выходят из этого положения: просто они одни тексты упоминают, другие - нет. Что нам нравится, принимаем, что не нравится - то откладываем. Но я думаю, что это не очень порядочно, и мы пойдем другим путем.

Кроме этих изображений, были и другие, упоминаемые в Ветхом Завете. Прежде всего - это изображение медного змия. Это Книга Чисел. Ну, вы знаете, иудеи ему поклонялись: кто смотрел на этого змия, тот был избавлен от укуса змей, которые кишели там. И вот в Евангелии от Иоанна, гл. 3, Спаситель говорит знаменательные для нашей темы слова: “Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Господь, говоря о Своем будущем страдании на Кресте, в качестве прообраза напоминает об изваянии - об изваянии некоего пресмыкающегося, которого изобразил тот самый Моисей, которому предписаны были заповеди, запрещающие всякое изображение. И вот Моисей делает эту самую змею, а Спаситель нащ Иисус Христос ссылается на это изображение.

Ну, и как это все согласовать? Тут уже мы с вами просто вынуждены согласовывать: ведь раз Сам Господь упоминает об изваянии, значит тут смысл идет какой-то. Св. Отцы дают толкования этого текста в Книге Чисел, но никто из них не говорит о том, что изображение змея противоречит заповеди Моисеевой. Для древних учителей Церкви это вопроса не составляло, никто из них противоречия здесь не видел. И протестанты об этом противоречии не говорят вообще. Но мы с вами его видим, для нас оно все-таки есть.

Блж.Феодорит говорит, что это прообразовало страдания Спасителя. В [...] змия кроется грех, почему змию [даны все проклятия от Бога], самый змий есть образ греха и клятвы, а поскольку Спаситель пришел в подобии и плоти греха, ... то “спасительные страдания прообразуются медным змием, ибо как медный змий не имел змеиного яда, так Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение, так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдания Спасителя нашего, оказывались победителями смерти...” проверить цитату!

В общем, это значит, что изображение медного змия является некоторой иконой, символической иконой Христа - образом Его. Когда Господь говорит, что “как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому” - это же образ! И блж. Феодорит тоже, раскрывая эту тему, говорит, что это образ: как Христос пришел в подобии и плоти, но без греха, так и изображение медного змия было материально, подобием плоти, но без жала смертоносного. Это был образ, таинственный образ, глядя на который, древние евреи спасались силою Христовою, силою второй Ипостаси Божией - Сына Божия. Такой удивительно таинственный и, я бы сказал, могучий образ.

В Библии есть еще одно место, где говорится об изваянии. В Книге Судей (17: 1-4) говорится об изображении, которое сделал Миха на горе Ефремовой. Книга Судей - книга историческая. Миха с горы Ефремовой - простой иудей. Когда Соломон делает храм, это одно, а когда Миха делает себе кумир, это другое. И что же мы здесь читаем: “И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; так отдаю оное тебе. ... [Она] взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи”. И Миха завел себе левита, и левит у него совершал богослужения перед этим самым истуканом. Но потом другие иудеи отняли у него этот истукан и унесли с собой, и левита увели тоже. Так что Миха был некоторым образом наказан, и быть может, потому, что это все-таки было уже нарушение заповеди. Хотя в Книге Судей ничего не говорится о том, что Господь осудил Миху. Осуждения никакого нет, просто рассказывается об этом Михе, как он поступил, и все. Миха был очень благочестивый человек, и мать его была очень благочестива, они же Господу посвятили это все, и Господь их не покарал. Ну, украли у них все это, но не более того.

Но мы знаем из Библии, что иудеи постоянно изменяли Господу, ставили Ваалов на высотах, сооружали капища, в этих капищах ставили настоящих Ваалов и там молились. И это в Священном Писании действительно осуждается. Пророки мечут громы и молнии за то, что иудеи это делают, благочестивые цари разрушают эти капища, а если забывают разрушать, то Писание это осуждает: дескать, такой-то царь такой-то династии был благочестив, но высоты не уничтожил. Видите, какая разнообразная картина. Но, хотя она и разнообразна, нужно свести ее к некоему единообразию. Миха является прямым нарушителем закона, но одновременно и свидетельством милосердия Божия: Господь, сказавший, что будет проклят всякий, сделавший изображение, на самом деле по любви Своей щадит человека. Но что же тогда, может быть, Он и нас просто щадит, когда мы преступаем заповедь такую важную? Может быть, Он просто простил Соломона, когда тот делал изображения в Храме (ведь мы знаем, что у Соломона были другие грехи, и Господь их ему простил)? Тогда, может быть, Он и Веселиилу простил? Но зачем тогда Господь повелел сделать змия в пустыне, зачем упоминается это изображение?

В общем, я думаю так: изображения.... обрыв записи, конец пленки.

..... [Израиль?] окруженный могущественными государствами, мог бы раствориться среди этих народов, полностью переняв их обычаи и религиозные обряды. Но это педагогическая мера. На самом деле изображения не запрещены. Они благословлены Богом, когда они посвящены Ему. Поэтому в скинии они и находятся. Но только в скинии, больше нигде - только как исключение, чтобы показать, что изображение - тоже “добро зело”, сделанное во славу Божию. Однако по грубости сердец иудейских, по неспособности ветхозаветного народа сохранить веру, Господь, оберегая этот народ, и запретил ему делать изображения. И запретил все же не абсолютно, а относительно - до тех пор, пока не придет Спаситель, пока не наступит царство Мессии (об этом не сказано, но это можно вывести). До тех пор действует этот запрет на домашнее употребление изображений. Вспомним, что у иудеев Храм был только один. Что же касается случая с Михой, то здесь мне, кажется, просто видно снисхождение Божие, потому что в эпоху Судей не было закона, не было единого правительства, каждый жил по-своему, и никто не знал, как правильно жить. Аарон сделал золотого тельца, но это был явный грех, прощенный после покаяния. Это был явный грех, так как золотой телец был сделан для всенародного поклонения.

И это очень важно усвоить, дорогие братья и сестры, что Господь благословляет изображения для славы Своей.

Почему же в тайном месте их ставить запрещено? Для того, чтобы иудеи не создавали себе тайных святилищ, не устраивали себе личных кумирен, чтобы они не развращались тайно, чтобы ни явных, ни тайных идолов нигде не было. Что же касается Святого святых, то это, хотя и тайное место, но это тайна Божия, это место славы Божией, и там они как раз оказываются уместными, эти изображения.

И вот медный змий, который является совершенно таинственным прообразом Христа, о чем Сам Христос и говорит.

Упоминая о медном змие, мы с вами переходим к Новому Завету. И вот оказывается, что если мы с вами подходим научно и системно (наука предполагает системный подход), то мы с вами должны обратить внимание на то, есть ли в Новом Завете какие-нибудь еще упоминания об изображениях. Оказывается, есть. И вот их мы должны объединить, подвести под них некое общее правило и постараться вывести закономерность.

Оказывается, что в Четвероевангелии дважды упоминается об изображениях. Первый раз Сам Господь Иисус Христос вспоминает ветхозаветное изображение змия и уподобляет его Самому Себе, второй раз - когда речь идет о динарии с изображением кесаря. Конечно, вы можете сказать: при чем здесь динарий? Там же совсем другой вопрос рассматривается, который никакого отношения к иконопочитанию не имеет. Но мы с вами подходим ко всему научно, а научно - это значит системно, а системно - это значит выделяя ряд предметов по однородным признакам. Я выделяю изображения - в Четвероевангелии об изображениях говорится дважды.

Давайте вчитаемся в текст, в котором говорится о динарии кесаря. Когда фарисеи задавали коварный вопрос: позволительно ли давать подать кесарю или нет, они никак не ожидали того ответа, который дал им Христос. Это была провокация, самая обычная провокация. Они Его хотели втянуть в политическую дискуссию (не будем забывать, что Иудея находилась под властью Рима) и донести властям. Он им ответит, допустим, что нельзя давать подать кесарю, значит, Он политический враг римлян. А Господь им отвечает: что вы Меня искушаете? Покажите Мне монету. Чье это изображение и надпись? - Кесаревы. Тогда говорит им: Итак, отдавайте кесарю кесарево, а божие - Богу. Все очень просто в Священном Писании - и неисчерпаемо глубоко. Если это перевести в категорию наших обычных человеческих понятий, то Господь здесь использует, если хотите, замечательный и очень тонкий полемический прием: Он переводит дискуссию на другой уровень. Он не дал Себя втянуть в провокационную беседу, а просто перевел ее на другой уровень. Дело в том, что в ответе Иисуса Христа изображение и надпись упоминаются как символ - как символ власти кесаря. Изображение и надпись кесаревы на деньгах - все это вместе есть символ его политической власти и могущества, символ его государственной власти, почему и надо платить ему подать. И в наше время на любой монете - герб или изображение государя - именно как символ данного государства. Это символ, а не просто изображение. Вот это, я думаю, очень важно, потому что Господь здесь говорит не просто об изображении как таковом, не об идоле Он здесь говорит, не о портрете, а говорит о символе - о символическом значении изображения, и кстати, вместе с надписью. Следовательно, возможны символические изображения, свидетельствующие о силе и могуществе некоего царства. Почему же мы не может делать подобные изображения с надписями (кстати, на иконах по канонам всегда делается надпись), которые были бы такими, условно говоря, “монетами” Царства Христова, которое несть от мира сего? И если мы вспомним, что изображение медного змия Господь тоже упоминает как некую аллегорическую икону Самого Себя, то мне кажется, этих двух свидетельств уже вполне достаточно. Речь идет, конечно, о возможности символических изображений Царства Небесного. Чтобы вы не думали, что я это просто выдумал, сошлюсь на Тертуллиана, автора II - начала III в. Тертуллиан был противником почитания икон. Как же он нам может помочь в доказательстве иконопочитаня? А очень просто. Дело в том, что в одной из своих работ Тертуллиан приводит очень интересные сведения о спорах своего времени (т. е. в конце II в.) об иконопочитании. Интересно, что были противники иконопочитания, и к ним принадлежал Тертуллиан, но были и сторонники.

“Некоторые возражают и против запрещения создавать изображения, ссылаясь на то, что Моисей в пустыне сотворил из бронзы изображение змеи”. Тертуллиан полемизирует с этими “некоторыми”: “Но ведь это совсем другое дело. Изображения, которые воздвигаются для истолкования чего-либо скрытого, [служат?] не для упразднения закона, но защите своего дела. Кому не очевидно, что эта статуя должна была символизировать обличие Господнего Креста, которому предстоит освободить нас от змия, т. е. от ангелов диавола. Если же впоследствии тебе откроется предписание изготовить изображение, поступай подобно Моисею, и не изготовляй никакого изображения, если только тебе не предпишет сделать это Бог”. Это он спорит с какими-то художниками, конечно, а может быть - иконоведами того времени, если таковые тогда существовали. И иронически говорит: поступай подобно Моисею, Моисею было откровение Божие, а тебе какое откровение? куда ты лезешь со своими изображениями?

Но дело в том, что сам Тертуллиан допускает возможность символического изображения Божия - если Господь откроет. Но для нас бесспорный авторитет Церкви безусловно больше, чем авторитет Моисея. Моисей - один из ветхозаветных святых, а у нас - соборный авторитет Церкви, который как раз и отвечает Тертуллиану: да, изволение Духа Святого и нам, и мы пишем изображения, которые носят символический характер. (Изображения Божии, конечно, не должны носить грубый, натуралистический характер, как это было в конце XIX в.). И, как вы видите, мнение Тертуллиана Церковь отвергла, а мнение его неведомых противников, его оппонентов, Церковь приняла, хотя сами они нам остались неизвестны. Значит, в конце II в. уже существовали священные изображения.

Действительно, нам известна одна фреска, которая датировалась концом II - началом III в., это изображение Матери Божией с Младенцем, древнейшая композиция, но были и другие священные изображения, они до нас просто не дошли, однако Тертуллиан сохранил об этом драгоценное свидетельство.

Я сказал, что спор о монете (в тексте о динарии) может быть истолкован в пользу того, чтобы считать икону такой монетой - таким же символом Царства Божия. И не я первый это придумал. Такой образ уже использовал св. Игнатий Антиохийский - ученик св. Апостолов. Он говорит так: есть как бы две монеты, одна Божия, другая - мирская, и каждый имеет для себя собственный образ. Неверующие - образ мира сего, а верующие любви - образ Бога Отца через Иисуса Христа. Я думаю, что Игнатий Антиохийский имел в виду не изобразительный образ, а словесный. Но как раз в те времена границы между словесным и изобразительным образом не было. Как и в древнерусском языке слово “писать” означает и писать слова, и писать картину, точно также в греческом слово grapho означает и писать картину, и писать текст. На раннем этапе язык сближает слово и образ. И VII Вселенский собор как раз и скажет, что надо почитать образ наравне со Священным Писанием.

Теперь мы обратимся ко второй части Нового Завета - к Деяниям и Посланиям Апостольским. Здесь у нас целый ряд материалов. Во-первых, хочу напомнить вам о том, что тень апостола Петра исцеляла болящих. К этому нужно отнестись очень серьезно. Ведь тень - это тоже образ, хотя и не искусственный, а естественный, природный, но это все-таки образ. И говоря об этом, нельзя не вспомнить о том, что древние легенды Греции и Индии повествуют нам одинаково о том, что искусство родилось из воспроизведения тени. Люди размышляли о том, откуда пошло искусство и считали, что оно возникло из перерисовывания тени. Тень человека, тень предмета - это же образ. Разумеется, в данном случае, в случае ап. Петра, речь идет не о тварном образе, не о рукотворном, но все же чудо совершается не руками апостола, а особым способом - тенью.

У апостола Павла тоже совершаются удивительные чудеса. Вы помните, что головотяжи ап. Павла (платочки, покрывала) налагали на больных, и больные тоже исцелялись - предметами. Это, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к иконопочитанию, но имеет отношение к почитанию реликвий. А почитание икон и почитание реликвий тесно связаны между собой. И вот такое почитание реликвий, чудеса от реликвий, мы видим в Деяниях Апостолов.

Есть, наконец, в Посланиях Апостольских и прямой текст, в котором бесспорно и безусловно говорится об изображениях. На этот текст никто никогда не обращал внимания, потому что не было в этом нужды. Задача апологии изображения никогда не ставилась, она ставится нами впервые потому, что нас стали окружать разные иконоборцы, которых не было со времен VII Вселенского собора. Во времена VII Вселенского собора хорошо потрудились Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, а также другие апологеты иконопочитания, они как раз много говорили о значении образа в Ветхом Завете, и нам дорогу проложили, но мы и некоторую новую аргументацию имеем право находить и прибавлять.

ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки

История искусств

Бакалавр

Форма обучения


1. Цели освоения дисциплины

3. Знания, умения и навыки,

3.1. Студент должен знать:

3.2. Студент должен уметь:

Структура дисциплины.

Наименование темы
Всего в том числе
Лекции (по семестрам)
рождества . Контрольная работа
видения .
учительства Контрольная работа
встречи
трапезы . Эссе, дискуссия
успения, кончины.
крещения . Консультация к зачету
Устный опрос, дискуссии
Всего

Электронное издание Православной Энциклопедии:

http://www.pravenc.ru/

База данных электронной библиотеки ПСТГУ по иконам VI-XIX вв.: http://lib.pstgu.ru/cgi-bin/DataStoreCGI.exe/data/base?style=start

http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?begin=on

http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru

http://www.bogoslov.ru/topics/28969/index.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

http://palomnic.org/art/

http://www.sedmitza.ru/text/1066485.html

http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cont.htm

http://www.pravoslavieto.com/ikonopis/

http://pravicon.com/

6. Итоговый контроль знаний студентов.

6.1. Форма контроля__зачет (5 семестр), экзамен (6 семестр).

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова.

2. Лингвистико-иконографический метод А. Грабара. Понятия «иконографическая формула» и «иконографическая вокабула», «язык иконографии».

3. Искусство поздней античности и раннехристианское искусство: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии. Влияние античных типологических циклов на христианскую иконографию.

4. Изображения императора и триумфальный цикл в официальном римском искусстве и их рефлексы в христианском искусстве.

5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве (Христос-Добрый Пастырь, Христос-Учитель, Христос-Чудотворец). Античные истоки их иконографии.

6. Эволюция облика Спасителя в христианском искусстве.

7. «Спас в силах» и его параллель в иконографии Западной Европы – композиция «Майестас Домини».

8. Особенности иконографии Богоматери в христианском искусстве доиконоборческого периода.

9. «Знаки Приснодевства» Богоматери: эволюция формы и смысла в византийском и древнерусском искусстве VI-XVIII вв.

10. Сложение первоначальной иконографической схемы Рождества Христова в раннехристианском искусстве. Канонические и апокрифические источники иконографии

11. Трансформация раннехристианской иконографии Рождества Христова в юстиниановскую эпоху. Отражение позднеантичной формулы рождества в «классической» иконографии Рождества Христова.

12. Иконография Рождества Христова в западноевропейском искусстве и ее реплики в русском церковном искусстве позднего средневековья и Нового времени.

13. Иконография Рождества Богородицы (Восток и Запад).

14. Композиции, созданные по иконографической формуле рождества : Рождество Иоанна Предтечи, свт. Николая и др.

15. Иконография Преображения Господня на православном Востоке

16. Праздник Преображения и его иконография в искусстве Западной Европы

17. Иконография праздника Вознесения Господня (Восток и Запад).

18. Русский праздник Покрова Богородицы и Богородичные святыни храма во Влахернах. Первые памятники с изображением Покрова XII-XIII вв.

19. Два иконографических извода Покрова в древнерусском искусстве XIV-XV вв.

20. Сложение «общерусского» извода Покрова в XV-XVI вв.

21. Модификации иконографии Покрова в искусстве XVII - начала ХX вв.

22. Тема Покрова Богоматери в искусстве Западной Европы.

23. Сложение триумфальной композиции «Анастасис» в ранневизантийском искусстве, позднеантичные истоки ее иконографии. Символика жеста «захват запястья»

24. Трактовка темы Воскресения в католическом средневековом искусстве: сложение композиций «Сошествие Христа во ад» и «Восстание Христа от Гроба».

25. Эволюция иконографии «Анастасис» под влиянием западных прототипов в поздневизантийский период. Апокрифические источники о Сошествии Христа во ад.

26. Развернутые изображения «Воскресения – Сошествия во ад» в русском искусстве XVI-XVII вв.

27. Литургическая традиция празднования Пятидесятницы и особенности ранней иконографии праздника. Первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы и их поздние реплики в искусстве Западной Европы и Армении.

28. «Классическая» иконография Пятидесятницы: создание самостоятельной композиции на основе античной формулы учительства . Эволюция imago clipeata с исходящими лучами

29. «Адресаты» апостольской проповеди в композиции Пятидесятницы, эволюция их изображения.

30. Модификации иконографии Пятидесятницы в русском искусстве XVII века

31. Особенности иконографии Пятидесятницы в искусстве Западной Европы

32. Праздники с общей иконографической формулой «встречи» - краткий обзор сюжетов и их характеристика

33. Иконография Сретения в восточно-христианском искусстве

34. «Очищение Блаженной Марии» и «Представление Господа в храме» как параллель композиции «Сретения» в искусстве Западной Европы

35. Иконография Благовещения в раннехристианском искусстве

36. Иконография Благовещения на Православном Востоке в IX-XVI вв.

37. «Благовещение Устюжское» - особенности извода

38. Иконография Благовещения на Западе

39. Иконография праздника Введение во Храм на Востоке и на Западе

40. Особенности иконографии Воскрешения Лазаря в раннехристианском искусстве

41. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Византии и Древней Руси

42. «Воскрешение Лазаря» в искусстве Западной Европы

43. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим в искусстве православного Востока

44. «Вход Господень в Иерусалим» в искусстве Западной Европы

45. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

46. Иконография Тайной вечери на Востоке

47. Иконография Тайной вечери на Западе

48. Иконография Евхаристии – «Причащение апостолов»

49. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от «Гостеприимства Авраама» до «Ветхозаветной Троицы»

50. Вариации темы Св. Троицы в искусстве Востока и Запада. «Троица Новозаветная»: Распятие в лоне Отчем, Отечество, Сопрестолие.

51. Иконография композиции «Положение во Гроб» в восточно-христианском искусстве

52. Тема Положения во Гроб в искусстве Западной Европы

53. Иконография праздника Успение Пресвятой Богородицы в восточно-христианском искусстве.

54. «Успение Богоматери» на Западе. Вознесение Богоматери – «Санта Мария Ассунта»

55. Иконография праздника Крещение Господне – Богоявление на Востоке

56. Иконография Крещения в искусстве Западной Европы

57. Особенности иконографии Распятия до иконоборчества

58. Эволюция иконографии Распятия в послеиконоборческий период

59. Западноевропейская иконография Распятия

60. Иконография Крестовоздвижения

61. Тема Страшного Суда в раннехристианском искусстве

62. Сложение византийского извода Страшного Суда

63. Иконография Страшного Суда в древнерусском искусстве XV-XVII вв.

64. «Страшный Суд» в романском и готическом искусстве

65. Вариации темы Страшного Суда в эпоху Возрождения

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Аудитория, оборудованная для показа слайдов (темные шторы или жалюзи на окнах).

Ноутбуки: Toshiba Satellite L 100, Toshiba Satellite L 500

Мультимедийные диапроекторы: МР 626 (2 шт.)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки __035400 История искусств .

Рецензент (ы) ____ ст. преп. Сусленков В.Е. ___

Программа одобрена на заседании ______кафедры ИТХИ

от __30.08.2012 года, протокол № _1-2012/2013 .

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«Иконография христианского искусства»

Направление подготовки

История искусств

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является развитие высокого уровня духовно-нравственной культуры студентов и формирования их общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Конкретные цели изучения дисциплины:

  • приобретение знаний по иконографии значительного числа сюжетов христианского Востока и Запада;
  • уяснение тесной связи иконографии христианского искусства с искусством греко-римской античности;
  • сравнительное сопоставление иконографии аналогичных сюжетов в искусстве восточно-христианского православного мира с одной стороны, и католической и протестантской Европы - с другой, их расхождений и взаимных влияний;
  • понимание обусловленности иконографических расхождений догматическими и литургически-обрядовыми различиями Восточной и Западных Церквей;
  • закрепление навыков верного восприятия условного символического художественного языка средневекового христианского искусства и умения постигать содержание произведений и систематизировать их через знание основных составляющих языка иконографии - иконографических «вокабул» и «формул»
  • овладевание приемами лингвистико-иконографического метода анализа художественных произведений (метод А.Н. Грабара).

1.1. Задачи изучения дисциплины:

  • Познакомить слушателей с особенностями и спецификой языка христианской иконографии;
  • привить глубокое понимание принципов его формирования, основанных на общности иконографического вокабуляра искусства христианского Востока и греко-римского искусства эпохи поздней античности;
  • упорядочить и углубить знания по иконографии большинства христианских изображений, о хронологических этапах развития иконографии каждого отдельного сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • ввести слушателей в круг проблем, связанных с изучением иконографии памятников христианского средневековья;
  • изучить основные тенденции и пути развития иконографии христианского искусства Востока и Запада;
  • углубить базовый понятийный аппарат для проведения иконографического анализа произведений;
  • освоить методику иконографического анализа по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

1.2. Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Иконография христианского искусства» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «История искусств» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины необходима хорошая подготовка студента по предметам, преподанным в течение 1 и 2 курсов: описанию и анализу памятников, введению в историю искусства, истории античного и византийского искусства, истории Древнего мира и Средних веков, истории Церкви, введению в вероучение, библеистике; знание и свободное ориентировании в круге вопросов, вынесенных на экзамены по специальности; обладание природной и развиваемой способностью к сфере научного анализа, пытливостью, активным интересом к расширению знаний. Изучение дисциплины должно основываться на владении культурой мышления и анализа, способности к восприятию информации и обобщению полученных знаний, осознанию целей и выбору путей к их достижению; на умении грамотно, логически аргументировано, ясно строить устную речь. Усваивание курса «Иконография христианского искусства» продолжает предмет «Основные принципы христианской иконографии», а также углубляет и суммирует знания студентов по дисциплинам, «Раннехристианское и Византийское искусство», «Западноевропейское искусство Средних веков» и «Древнерусское искусство», входящим в общую программу подготовки выпускника по специальности 035400 «История искусств».

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

ОК-1, владение культурой мышления и ведения дискуссий, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее путей её достижения

ОК-6, способность осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышение своей квалификации и мастерства

ОК-9, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знание основных положений и методов гуманитарных, социальных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые и художественные проблемы и процессы

ОК-18, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, наследию истории искусства и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия

ПК-1, способность использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-8, способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-11, способность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

3. Знания, умения и навыки,
получаемые после усвоения дисциплины

3.1. Студент должен знать:

  • литературные источники иконографии каждого из изучаемых сюжетов, его художественные истоки и образцы в искусстве предшествующих эпох (если таковые имели место);
  • хронологические рамки возникновения и развития иконографии сюжета, этапы ее эволюции;
  • мировоззренческий и богословско-философский контекст, в котором происходило становление иконографии сюжета;
  • причины, повлиявшие на изменения иконографии;
  • общие черты и различия в иконографии сюжета в искусстве христианского Востока и Запада;
  • наиболее значимые памятники изобразительного искусства христианского Востока и Запада, историко-культурный контекст их создания, их семантический и образный строй;
  • основы методики проведения самостоятельного иконографического анализа произведений по лингвистико-иконографическому методу А.Н. Грабара.

3.2. Студент должен уметь:

· использовать в исследованиях по иконографии базовые знания в области истории искусства, описания и анализа памятников, а также догматического и сравнительного богословия;

· воспринимать и анализировать памятники христианского искусства в контексте современного им искусства и общей культурно-исторической ситуации;

· анализировать мировоззренческие, философские, богословские, социо-культурные и художественные проблемы христианского искусства;

· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания о иконографии памятников христианского искусства;

· понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории искусства и иконографии, применять накопленный опыт для решения исследовательских задач;

· критически воспринимать научные концепции и методики, применяемые при изучении христианской иконографии;

· использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Христианская иконография», для возможной работы в музеях, галереях, художественных фондах, библиотеках; для составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; для педагогической деятельности; для разработки информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов; для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, в т.ч. по сохранению памятников архитектуры и искусства, художественного наследия.

· понимать специфику художественно-образной структуры христианского искусства;

  • различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места их возникновения;

· ориентироваться и работать с основными трудами по иконографии и средневековому христианскому искусству.

3.3. Студент должен иметь навыки:

  • свободно ориентироваться в сюжетах христианского искусства;
  • безошибочно узнавать и интерпретировать художественное произведение с точки зрения его содержания;
  • производить самостоятельный иконографический анализ художественного произведения;
  • атрибутировать памятник на основе анализа его иконографических признаков.

Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

Объем рабочего времени на изучение дисциплины

Наименование темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Всего в том числе
Лекции Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа (с указанием вида) Чтение рекомендованной литературы подготовка к контр. работам, подготовка к зачету Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Тема I.Введение. Предмет и метод иконографии. Механизмы формирования христианской иконографии
Тема II. Иконография Спасителя и Богоматери
Тема III.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой рождества . Контрольная работа
Тема IV. Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой видения . Устный опрос, письменная работа, дискуссия
Тема V.Иконография христианских праздников с общей иконографической формулой учительства Контрольная работа
Тема VI. Иконография праздников с общей иконографической формулой встречи Устный опрос, обсуждение текущих выставок
Тема VII. Иконография композиций с общей иконографической формулой трапезы . Эссе, дискуссия
Тема VIII. Иконография композиций с общей иконографической формулой успения, кончины. Обсуждение прочитанных книг по предмету
Тема IX.Иконография композиций с общей иконографической формулой крещения . Консультация к зачету
Тема X.Иконография праздников с самостоятельными иконографическими формулами. Устный опрос, дискуссии
Тема XI.Иконография многочастных композиций и сюжетных циклов.
Всего

Тема I. Введение.

Лекция 1. Предмет и метод иконографии.

1. Иконография как пограничная дисциплина между богословием и историей искусства. Иконографическая школа в искусствоведении. Методы Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Л.А. Успенского. Н.В. Покровский, А.И. Кирпичников и их труды по христианской иконографии. Судьба иконографического метода в советском искусствознании.

2. Лингвистико-иконографический метод А.Н. Грабара в изучении процесса создания христианских сюжетов в эпоху поздней античности. Понятия «иконография», «иконографическая вокабула», «иконографическая формула», «язык иконографии». Примеры иконографических вокабул: «оранта», «тайнозритель», «чудотворец», «автор», «говорящий», «спящий», «клипеус» и др., иконографических формул: «рождество», «видение», «встреча» и др.

Лекция 2. Механизмы формирования христианской иконографии в искусстве до Миланского эдикта (II – начало IV вв).

1. Раннехристианское искусство – период начала формирования христианской иконографии. Сложение языка раннехристианского искусства - процесс «крещения эллинизма», в котором происходило восприятие христианской культурой художественного языка Римской империи эпохи поздней античности и его трансформация. Живопись христианских катакомб и скульптура саркофагов: параллелизм иконографических программ и стилевые аналогии в живописи языческих гипогеев.

2. «История Ионы», «Добрый Пастырь», «Богоматерь Галактотрофусса» и др. излюбленные сюжеты раннехристианского искусства, античные истоки их иконографии. Соотношение роли текста и античного художественного образца в процессе создания иконографии христианских сюжетов.

С момента своего основания Музей им. Андрея Рублева ведет просветительскую деятельность и знакомит посетителей с церковным искусством: различными техниками, сюжетами, художественными особенностями иконописи разных эпох и регионов. Ведущие сотрудники Музея на протяжении уже многих лет читают лекции по иконографии, древнерусской литературе, рассказывают о культурных связях Древней Руси и Византии.

Однако развернутый цикл лекций, посвященный исключительно старообрядческой культуре, организован впервые.

В течение предстоящего учебного года мы будем рады видеть школьников старших классов, студентов и всех интересующихся культурой староверов на лекциях цикла «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания».

Основное внимание на занятиях будет уделено иконописи, что вполне логично, учитывая специфику нашего Музея. Тем не менее в программу включены лекции, посвященные декоративно-прикладному искусству, книжности, современной этнографии и кинематографу.

Лекции прочтут ведущие сотрудники ЦМиАР, хранители фондов, признанные эксперты в указанных областях: Татьяна Никитична Нечаева, заведующая научно-фондовым отделом, искусствовед, автор ряда публикаций о Гуслицкой иконе; Елена Яковлевна Зотова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, хранитель фонда медного литья; Лариса Ивановна Алёхина, кандидат филологических наук, заведующая сектором редкой и старопечатной книги.

Особенно радостно, что нашу инициативу поддержали и приглашенные специалисты. Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед, художник-реставратор, сотрудник музея г. Печчоли (Италия), расскажет о малоизученной ветковской иконе.

Настоящей гордостью лектория станет участие в нашем проекте Центра визуальной антропологии МГУ, при котором был создан Видеофонд культуры старообрядчества России. Руководитель общественного Центра визуальной антропологии МГУ, кандидат искусствоведения, Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, в рамках лектория представят два фильма о жизни современных староверов России.

Также надо отметить, что в этом учебном году ЦВА МГУ организовал собственный кинолекторий на базе нашего Музея. Кинолекторий будет проходить по субботам, для просмотра были выбраны 6 документальных фильмов. Точные даты показов и информация о фильмах будут размещены на сайте позднее.

Завершит цикл лекций беседа с редактором Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви, историком, членом Союза журналистов России, Глебом Станиславовичем Чистяковым — одним из научных консультантов сериала «Раскол». Вместе с гостем лектория мы не только обсудим художественные особенности сериала, но и попробуем ответить на вопрос: может ли данная трактовка образа старообрядчества в современном кинематографе означать конец эпохи «без героя» и свидетельствует ли это о позитивных переменах в российском самосознании.

После предания староверов анафеме (1666-67 годы) необычайное мужество требовалось не только от духовных учителей, но и от «творческой интеллигенции»: иконописцев, мастеров медного литья и книжной миниатюры. Официальное осуждение старых обрядов означало запрет на ряд изображений, единственно приемлемых для староверов.

Таким образом, в широчайший круг антистарообрядческих мер кроме всего прочего вошли запреты, наложенные на производство культовых предметов, в первую очередь, медных и темперных икон и крестов, богослужебных книг. Законодательные меры, направленные против изографов-староверов, были достаточно широки. Уже в 1668 году было введено правило, согласно которому без специального разрешения иконы писать запрещалось.

Официальные власти периодически издавали законы, ограничивающие свободу мастеров-старообрядцев. Петром I был издан ряд указов, запрещающих производство меднолитых икон: в 1722 году — Указ «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резныя и отливныя иконы»; в 1733 — запрет на литые иконы и кресты, кроме нательных крестов. Литые иконы предписывалось «обрав, употребить на церковные потребы, и (…) оных икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить».

При Петре I иконописцев впервые обязали ставить на иконе подпись. Еще один указ Петра Алексеевича касался непосредственно иконографии. После его распоряжения по Ведомству православного исповедания от 15 июня 1724 года св. князя Александра Невского запрещалось писать в схиме: «в монашеской персоне никому отнюдь не писать (…) А писать тот святаго образ в одеждах великокняжеских».

При Николае I Высочайшим указом от 5 января 1845 года, а также согласно с постановлением Святейшего Синода, староверам было запрещено вступать в цеха иконописцев.

Мастера, писавшие иконы по старым образцам, и торговцы, распространявшие их, преследовались и подвергались различным наказаниям, а «неистинные» иконы, «противные учению православной церкви», изымались и переписывались или уничтожались. При этом заключения так называемых «экспертов» от господствующей церкви были предельно предвзятыми и зачастую дилетантскими.

Есть такая фраза: счастлив тот, кто имеет мужество защищать свои убеждения. Вопреки обыскам с конфискацией имущества, запретам заниматься профессией и высылкам с мест проживания, изографы и литейщики продолжали создавать произведения по древним образцам. Об этих мужественных, а значит, счастливых людях мы будем рассказывать на наших лекциях.

Цикл лекций 2013-2014 гг. Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания

(для взрослых, студентов и старших школьников)

Лекции читаются по воскресеньям, 2 раза в месяц. Начало в 12.30
Продолжительность лекции — 1 час 20 мин.
Занятия проходят в лекционно-концертном зале ЦМиАР (4 этаж постоянной экспозиции)

Вступительное слово: Игнатова Т. В. Спасо-Андроников монастырь в окружении памятных мест старообрядчества. Александров Е. В., Данилко Е. С. Двадцать лет Видеофонда культуры старообрядчества России (1993-2013).

Показ документального фильма «Андрей из Михалкино» (2011, 30 мин.). Авторы фильма: Е.В. Александров, Е.С. Данилко.

Выступление Молодежного хора Духовного училища Рогожского кладбища.

Стоимость входного билета : для взрослых — 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 200 рублей

Художественные особенности старообрядческой иконописи. Проблемы атрибуции. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.

Стоимость входного билета

Старообрядческая книжность. Читает к.ф.н., зав. сектором редкой и старопечатной книги Алёхина Л.И.

Стоимость входного билета: для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

Старообрядческая иконопись Поморья. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т. В.

Стоимость входного билета — 100 рублей

«Самое совершенное литье…» Медная пластика Поморья. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров— 100 рублей

Романов-Борисоглебск как один из крупнейших центров старой веры на Волге. Династия иконописцев Архиповских. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

Гуслицкая старообрядческая иконопись. Читает зав. научно-фондовым отделом Нечаева Т.Н.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

«Медные образа довольно дешевых цен…». Старообрядческая пластика Московской губернии. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров100 рублей

Старообрядческая иконопись Урала. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.

Лекция сопровождается показом документального фильма о жизни современных староверов Урала «В руце лета» (ЦВА МГУ, 2006, 46 мин.). Авторы фильма: Е.В. Александров, Е.С. Данилко. Фильм представляет д.ист.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Данилко Е.С.

Стоимость входного билета : для взрослых 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 200 рублей

Старообрядческая иконопись Ветки и Стародубья. Читает художник-реставратор, искусствовед, Мальцева Д.Е.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

Московские центры беспоповских согласий. Иконописные мастерские при Преображенском кладбище, Монинской моленной, Братском дворе. Читает искусствовед, н.с. Игнатова Т.В.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров— 100 рублей

Экскурсия на Рогожское кладбище «История Рогожского кладбища, иконное собрание Покровского собора и храма Рожества Христова»*.

Точная дата и время экскурсии будет определена на занятиях в лектории.

«Если не Выг, то Москва…» История медных заведений на ул. Девятая рота. Читает к. иск., ст.н.с., хранитель фонда медного литья Зотова Е.Я.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

Образ старообрядчества в современном искусстве. Сериал Н. Досталя «Раскол». Читает редактор Информационно-издательского отдела РПСЦ, историк, член Союза журналистов России Чистяков Г.С.

Стоимость входного билета : для взрослых — 150 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей

Для желающих будет проведено занятие: «Памятники истории старообрядчества в постоянной экспозиции ЦМиАР». Занятие проводит Игнатова Т.В. Удобное время и состав групп будут определены на занятиях в лектории*.