Жизнь аборигенов австралии. Современный образ жизни аборигенов Австралии. Что мы узнали

По антропологическим данным, аборигены Австралии – это тип австралоидной большой расы. Внешне они среднего или высокого роста, с темными волосами, густыми и вьющимися. У них толстые губы и широкие носы, среднего размера глаза. Особенностью этой расы можно считать выступающее надбровье. До 18 века на территории Австралии проживало 1,2 млн. аборигенов. Ученые считали, что на материк они прибыли из Азии. В конце 18 века на него также пожаловали европейцы, которые принесли с собой колонизацию и болезни. К этим процессам было не готово коренное население и много аборигенов умерло. До колонизации они занимались охотой и рыболовством, собирательством плодов. Такие ремесла, как гончарство и ткачество, обработка металла не были известны им.

Язык аборигенов Австралии

Австралия является развитой страной. На ее территории в наше время проживают аборигены, чей образ жизни неизменен. Они не умеют производить, не пользуются достижениями цивилизации и даже календарем. Их культура самобытна. Она не имеет ничего общего с населением из других стран мира. Это объясняется тем, что Австралия долгое время жила в изоляционном пространстве. У каждого из местных племен свой язык, и он не похож на азиатские наречия. Письменность развита у нескольких племен, а диалектов языка насчитывается примерно 200 наречий. На протяжении длительного промежутка времени коренное население материка проживало в резервациях. Это были самые пустынные территории, куда не допускались посторонние лица. В переписи населения население резерваций не участвовало.

В конце 19 века в штате Виктория был принят «Акт защиты аборигенов». Этот документ, представлял собой совокупность правовых норм, регулирующих жизни коренного населения. И спустя век в результате референдума, проведенного в этой стране, коренные жители Австралии официально были признаны гражданами государства и получили право на свободное перемещение внутри страны. Аборигены много лет добивались уравнивания в правах с белым населением. Многие из них перебрались жить в крупные . В стране заработали программы увеличения рождаемости и сохранении культурного наследия аборигенов. В 2007 году запустили канал по телевидению для коренного населения Австралии. Он транслируется на английском языке, поскольку использовать сразу 200 диалектов, затруднительно.

Жизнь аборигенов Австралии

В современности аборигены задействованы в сферах туризма. Для путешественников, приехавших в Австралию и имеющих желание посетить ее красоты, организовываются экскурсии в резервации. Туристам показывается быт и уклад коренного населения. Он отличается от нашего мира. Аборигены Австралии – это лучшие проводники. Для путешественников создаются представления с танцами и песенным сопровождением, кроме того, с постановкой обрядов, которые считаются у коренного населения Австралии ритуальными. Очень развита в Австралии реализация сувенирной продукции, объектов охоты и плетеной одежды. Интересно, но порядка десяти тысяч людей, населяющих Австралию, до сих пор находятся на уровне каменного века. Но только благодаря им сохраняется первозданная культура Австралии.

Культурное наследие

  • Картины
    Любителям искусства и дизайна известны полотна, написанные в оригинальной этнической технике, которая присуща только коренному населению. Каждый из художников в своей картине описывает иную жизнь. Они называют ее спиритической реальностью либо иная жизнь. Она отличается от современного общества и отражает духовную связь с миром божеств. В качестве них аборигены до сих пор называют солнце и луну, а также многих животных.
  • Музыка
    Австралийские аборигены – мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Один из них инструмент диджериду, который представляет собой трубу протяженностью от 1 до 2 метров. Сделан из ствола эвкалипта, проеден термитами в центральной части. На этом инструменте не каждый сможет играть, так как для этого необходима практика, а также хорошая дыхательная система. Что касается аборигенов, то они могут спокойно играть на этой трубе несколько часов подряд. Во время игры, они разбавляют музыку при помощи издаваемых ими гортанных звуков и для придания дополнительного эффекта с имитацией звуков животных и птиц.
  • Танцы
    В танцах аборигены занимаются имитацией движений животных, населяющих континент. Это кенгуру или змеи, валлаби. В процессе танца они мастерски подражают их движениям. Многие из танцев похожи, они имеют музыкальное сопровождение игрой на ударных палках и диджериду. Но не все танцы являются увеселительными: некоторые их них носят ярко ритуальную окраску.
  • Бумеранг
    В качестве оружия он изобретен именно коренным населением Австралии! Означает на их языке «возвращающая палка для метания». Бумеранги использовались ими для охоты, но и иногда в локальных конфликтах с иными племенами. Для возвращения бумеранга в руки владельца необходимо обладать определенными навыками: бросать его под углом определенных показателей и правильно держать, вовремя отпустить с учетом на направление ветра. У умело сделанного бумеранга должны быть срезы на концах. Он без них просто не возвращается обратно. Кроме того, аборигены Австралии используют метальные копья, и они бросают их на дистанцию до 100 метров, мастерски поражая при этом цель размером с кокосовый орех. Щиты, изготовленные коренным населением, узкие и используются для танцев и церемоний. Хотя могут применяться в качестве защитного оружия.
  • География поселений
    Где же живут аборигены Австралии в настоящее время? Наиболее многочисленная группа находится в Квинсленде. Кроме того, аборигенов можно увидеть на территории Западной Австралии и в Новом Южном Уэльсе. В Виктории их мало. Но коренное население, свято соблюдая свои традиции и обычаи, пытается уйти от цивилизации. В своем большинстве они действуют именно так. Поэтому ничего удивительного нет в том, что они сосредоточены в пустынных районах Австралии и местах полуострова Кейп-Йорк. Эти места труднодоступные для неподготовленного человека.

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.

Современный образ жизни аборигенов Австралии

С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

6. Австралийские аборигены

6. Австралийские аборигены

Некоторые из народов Южной и Восточной Азии мигрировали на острова Индонезийского архипелага и приблизительно 65 000 лет назад достигли Новой Гвинеи. Примерно 60 000 лет назад некоторые из этих народов переселились в Австралию, где они эволюционировали в австралийских аборигенов (Bradshaw; 1997). Близкородственные им народы, выжившие в горных районах Новой Гвинеи, известны как аборигены Новой Гвинеи.

Предки австралийских аборигенов и новогвинейцев никогда не испытывали суровых зим, начавшихся в Южной Азии с натиском первого ледникового периода примерно 70 000 лет назад. К этому времени они должны были находиться в Юго-Восточной Азии, в Индонезии или на Новой Гвинее, лежащих на экваторе или очень близко к нему. Они не были затронуты и вторым ледниковым периодом в Северном полушарии. Таким образом, австралийские аборигены и новогвинейцы имеют морфологические черты людей, эволюционировавших в тропической и субтропической среде и никогда не подвергавшихся воздействию умеренного климата. Они сходны с африканцами своей темной кожей, широким носом, длинными ногами, стройным туловищем и большими зубами.

Подобно другим народам, эволюционировавшим в тропической и субтропической зонах, новогвинейцы и австралийские аборигены имели возможность круглый год питаться растительной пищей, насекомыми и яйцами. Когда в двадцатом столетии жизнь австралийских аборигенов изучалась в пустыне Западной Австралии, было обнаружено, что 70–80 % их рациона составляет растительная пища, а большая часть остального рациона состоит из яиц и насекомых. У них не было хорошо разработанных методов групповой охоты (Gould; 1969). По оценке, у людей новогвинейского племени гадио рацион состоит на 96 % из растительной пищи и только на 4 % из мяса (Dornstreich, 1973). Легкая доступность в течение всего года растительной пищи наряду с насекомыми и яйцами означала, что коренные народы тропиков и субтропиков Новой Гвинеи и Австралии никогда не зависели от мяса как источника пищи и не попадали под сильное давление отбора, которое должно было развить когнитивные способности, требующиеся для охоты на крупных животных. Они не имели нужды и в изготовлении одежды для сохранения тепла. Даже на острове Тасмания, расположенном к Югу от Австралии, температура в июле, самом холодном месяце года, составляет в среднем 45 градусов по Фаренгейту (около 7 °C, – прим. перев. ) и «тасманийцы обычно ходят нагишом» (Coon; 1967, с. 114). Это объясняет, почему их интеллект и размер мозга имеют низкие значения: IQ 62 балла и средний размер мозга 1225 см 3 . Оба эти показателя немного ниже, чем у африканцев с их IQ 67 и средним размером мозга 1280 см 3 . Самое вероятное объяснение этого в том, что у африканцев в их более крупных популяциях шансы на появление мутаций, обеспечивающих повышение интеллекта, были намного выше, чем у австралийских аборигенов. Численность новогвинейских аборигенов в горной местности Новой Гвинеи составляет около четверти миллиона. Численность аборигенов в Австралии в восемнадцатом столетии, когда там впервые появились европейцы, оценивается приблизительно в 300 000. В такой маленькой популяции вероятность появления новых мутаций, обеспечивающих увеличение интеллекта, должна была быть низкой, а географическая изоляция аборигенов Австралии и Новой Гвинеи предотвращала приобретение этих мутаций от других рас.

Когда европейцы открыли Австралию в конце восемнадцатого столетия, они обнаружили, что аборигены находятся на примитивном уровне культурного развития. «В их культуре мезолита (каменного века) не было (и все еще нет в отдаленных областях) глиняной посуды, сельского хозяйства или металлов» (Cole; 1965, с. 82). Они не делали посевов, чтобы вырастить себе пищу, и не держали стад животных (Elkin; 1967). Они не хранили пищу для будущего потребления. По описанию Блекли (Bleakley; 1961, с. 78): «Аборигены, как представляется, не имеют понятия о хранении запасов на случай голода». Томас (Thomas; 1925, с. 295) описал аборигенов как «кочевников, не знающих ни глиняной посуды, ни металлообработки, не имеющих никаких домашних животных (наиболее прирученный – динго) и которые до сих пор не знают земледелия, поддерживая свое существование змеями и ящерицами, страусами эму, личинками и простой растительной пищей». «Их главные каменные орудия – каменный топор на рукоятке и нож, а также микролиты (маленькие каменные пластинки), используемые в качестве наконечников копий, зубцов пил-ножей и так далее. Оружие состоит из дубин, копий, копьеметалок и бумерангов. Женщины используют особые палки-копалки для выкапывания ямса и других корней» (Cole, 1965, с. 83). Они никогда не изобретали и не заимствовали лук и стрелы (Coon, 1967). Некоторые из британских исследователей и ранних антропологов, изучавших аборигенов в девятнадцатом столетии, пришли к заключению, что те имеют низкий уровень интеллекта: «Они все еще дети в своем умственном развитии» (Wake, 1872, с. 80). В их языках отсутствовали числительные, кроме одного и двух: «два или пара представляют диапазон их числительных» (Crawfurd, 1883, с. 170). Их языки были также лишены абстрактных понятий и «были бедны собирательными существительными» (Curr, 1886, с. 20), что указывает на неспособность формулировать общие понятия, а это является одной из основных характеристик интеллекта. Аборигены, однако, делали примитивные рисунки фигур людей, уцелевшие в горном убежище Джинмиун на Северных территориях, которые были датированны возрастом приблизительно в 58 000 лет (Bradshaw; 1997).

Собака динго

Даймонд (Diamond; 1997, с. 309) приписывает неуспех австралийских аборигенов в одомашнивании животных или в развитии сельского хозяйства «отсутствию поддающихся приручению животных, скудностью поддающихся окультуриванию растений и малопригодными почвами и климатом», но на той же странице он говорит нам, что ямс, таро и канна произрастают в диком виде в Северной Австралии и могут возделываться, а также имеются два вида местных диких трав, которые можно подвергнуть селекции, чтобы получить зерновые культуры. Кенгуру и динго могли бы быть одомашнены путем селекции в течение ряда поколений. Климат Австралии очень разнообразен и, не считая пустынь центрального региона, потенциально пригоден для сельского хозяйства, которое было развито в течение девятнадцатого и двадцатого столетий европейцами.

Тасманийцы находились даже на еще более низком уровне культурного развития, чем аборигены австралийского материка. Российский антрополог Владимир Кабо (Kabo; 1985, с. 603) писал, что они «единственное общество, сохранившееся на уровне позднего палеолита вплоть до начала европейской колонизации». Капитан Уильям Блай посетил Тасманию в 1788 г. и описал тасманийцев как кочевых охотников-собирателей, имевших «небольшое число убогих вигвамов, в которых не было ничего, кроме нескольких шкур кенгуру, расстеленных на земле», «они переходили из одной области в другую, добывая по дороге пропитание сбором ягод, фруктов и семян различных кустарников. Кроме водорослей, они редко носили с собой какую-либо пищу» и «обычно они ходили нагими, но иногда накидывали на тело шкуру кенгуру» (Bowdler, Ryan, 1997, с. 313–326). Они – единственный известный народ, никогда не научившийся добывать огонь (Gott, 2002). Они иногда могли получать огонь от самопроизвольных лесных пожаров, но когда те гасли, то должны были ждать нового лесного пожара или получить огонь от соседней группы. Они так и не придумали, как насаживать острые камни на деревянное древко, чтобы сделать копье или топор (Ryan, 1992).

Последние чистокровные тасманийцы. Фото 1860 г.

Когда европейцы обнаружили новогвинейцев в семнадцатом и восемнадцатом столетиях, они застали их на стадии культурного развития немного более высокой, чем у австралийских аборигенов. Новогвинейцы были преимущественно охотниками-собирателями, но имели некоторое сельское хозяйство, заключавшееся в выращивании ямса и бананов, у них также были домашние куры и свиньи. Но, «пока европейцы не начали колонизировать их, все новогвинейцы были неграмотными, пользовались каменными орудиями и не были еще политически объединены в государства или (за редким исключением) в союзы племен (chiefdoms)» (Diamond; 1997, с. 299). После европейской колонизации некоторые из аборигенов переселились в города и поселки, а другие остались в своих поселениях, живя натуральным хозяйством. Европейцы построили и укомплектовали школы для проживающих в городах и поселках, и школы-интернаты для живущих в своих селениях, хотя некоторые сельские дети не посещали школу. Келли (Kelly; 1977) описал образ жизни типичных племен, живущих в своих селениях и в поселках на Папуа – Новой Гвинее в 1970-х гг. Они существовали в основном за счет подсечно-огневого земледелия, которым занимались преимущественно женщины.

Поселение жителей Папуа – Новой Гвинеи

Мужчины немного промышляли охотой, а некоторые из них работали за деньги на плантациях кофе, управляемых европейцами. Одежда менее развитых племен состояла из юбок, изготовленных из листьев и коры. Некоторые племена имели системы счета, позволявшие им считать до тысячи, в то время как у других были только слова, обозначающие: «один», «больше одного» и «много». Главная причина того, что новогвинейцы были немного более развиты в сравнении с австралийскими аборигенами, состояла в том, что прибрежные области острова были заселены выходцами из Юго-Восточной Азии и с островов Меланезийского архипелага Тихого океана, которые принесли с собой таро (выращиваемый ими съедобный корень), а также одомашненных кур и свиней. Новогвинейцы переняли некоторые из этих культурных новшеств, но никогда не развивали чего-нибудь, что можно было бы назвать цивилизацией с городами, капитальными зданиями, обработкой металла, письменностью или арифметикой.

Из книги Австралийские этюды автора Гржимек Бернгард

Бернхард Гржимек Австралийские этюды Мы - борцы за охрану природы - должны постараться доказать людям, что дикие животные - это бесценное богатство и украшение нашей планеты, что это идеальный пример общественной собственности всего человечества… Б.

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Глава 6 Аборигены Южной Азии и Северной Африки 1. Интеллект аборигенов Южной Азии и Северной Африки 2. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в Великобритании и Австралии 3. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в континентальной

Из книги автора

Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии 1. Интеллект аборигенов Юго-Восточной Азии 2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах 3. Размер мозга аборигенов Юго-Восточной Азии 4. Генетические и средовые

Из книги автора

2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах Величины IQ выходцев из Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах и Нидерландах представлены в Таблице 7.2. Таблица 7.2. IQ аборигенов Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и

Из книги автора

Глава 8 Австралийские аборигены 1. Интеллект австралийских аборигенов 2. Гибриды австралийских аборигенов с европейцами 3. Интеллект по Пиаже 4. Пространственная память 5. Размер мозга 6. Генотипный интеллект

Из книги автора

Глава 9 Аборигены островов Тихого океана 1. Интеллект новозеландских маори 2. Другие аборигены островов Тихого океана 3. Гибридное население Гавайских островов 4. Размер мозга аборигенов островов Тихого океана

Из книги автора

2. Другие аборигены островов Тихого океана Результаты исследований интеллекта аборигенов островов Тихого океана, кроме новозеландских маори, приведены в Таблице 9.2. Таблица 9.2. Показатели интеллекта аборигенов островов Тихого океана В строке 1

Из книги автора

Глава 10 Аборигены Восточной Азии 1. Интеллект аборигенов Восточной Азии 2. Аборигены Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки 3. Другие исследования аборигенов Восточной Азии вне Северо-Восточной Азии 4. Аборигены Восточной

Из книги автора

2. Аборигены Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки Аборигены Восточной Азии обосновались во многих странах, включая Соединенные Штаты, Канаду, Европу, Бразилию и Малайзию. Наибольшее число исследований интеллекта аборигенов Восточной Азии вне Восточной Азии было

Из книги автора

4. Аборигены Восточной Азии, усыновленные европейцами Было проведено шесть исследований интеллекта младенцев из Восточной Азии, усыновленных европейскими семьями в Европе и Соединенных Штатах Америки. Результаты представлены в Таблице 10.4. Таблица 10.4. IQ

Из книги автора

3. Аборигены Южной Азии и Северной Африки Первые группы людей, мигрировавших из районов Африки южнее Сахары, колонизировали Северную Африку и Юго-Западную Азию в период примерно от 100 000 до 90 000 лет назад. В период приблизительно 90 000–60 000 лет назад они колонизировали всю

Из книги автора

Из книги автора

5. Аборигены островов Тихого океана Лишь примерно 6000 лет назад некоторые аборигены Юго-Восточной Азии начали мигрировать на острова Тихого океана, где они эволюционировали в аборигенов островов Тихого океана. Величина их IQ (85 баллов) не отличается значимо от 87 баллов

Из книги автора

6. Австралийские аборигены Некоторые из народов Южной и Восточной Азии мигрировали на острова Индонезийского архипелага и приблизительно 65 000 лет назад достигли Новой Гвинеи. Примерно 60 000 лет назад некоторые из этих народов переселились в Австралию, где они

Из книги автора

8. Аборигены Восточной Азии Некоторые из народов Южной и Средней Азии начали колонизировать Северо-Восточную Азию в районе современного Китая от 60 000 до 50 000 лет назад, где они эволюционировали в аборигенов Восточной Азии и позже в арктические народы крайнего

Австралийские аборигены, то есть коренные жители Австралии, численность которых сейчас составляет около полумиллиона человек, живут большей частью в удаленных от городов районах северной половины материка. Еще недавно существование исконных народов, населявших Австралию, было под угрозой. С началом европейской колонизации на их земли пришли эпидемии, вытеснение с родных земель и бесконтрольное физическое уничтожение. Британцы, придя на новые земли и сочтя жившие там племена за примитивнейших людей, недалеко ушедших от обезьяны, не церемонясь вырезали их целыми деревнями. К 1921 году их численность упала до 60 тыс. чел, в то время как ко времени открытия Австралии европейцами их было примерно 1 млн. чел.

Но в 20 веке правительство Австралии озаботилось проблемами коренного населения , стали создаваться резервации, выделялись государственные финансы и собирались пожертвования, так что с учетом большой рождаемости сейчас их численность резко возросла.

Ученые выделяют австралийских аборигенов в отдельную австралийскую ветвь австралоидной расы. Внешне это высокие люди с черными волнистыми волосами, большими выступающими вперед надбровными дугами, крупным носом с широкими ноздрями и глубоко посаженными глазами. Их отличают очень крупные зубы, вытянутая форма черепа с очень толстыми костями черепа и крайне темная пигментация кожи и глаз. Среди аборигенов встречаются натуральные блондины, это мутация, закрепившаяся в результате изоляции. Изначально их относили к негроидной расе, но позднее генетические исследования доказали их близость к монголоидной расе и максимальную удаленность родства с негроидами.

В свои лучшие времена австралийские аборигены занимались собирательством, охотой и рыболовством. Они не занимались сельским или другим производящим хозяйством, у них не было письменности, законов, социальной иерархии. Они не строили городов и крупных поселений, не занимались ремесленничеством. Жили австралийцы группами, основываясь на общности языка и родственных связях. Более примитивная культурная и материальная среда была только у родственных им тасманийцев. Духовная и религиозная сторона жизни коренного населения была более развита. Сотни разрозненных племен разговаривали на своих языках или диалектах, имели богатые устные предания и обширную мифологию.

Коренные австралийцы объединялись примерно в 400 этнических групп, разговаривали на нескольких сотнях диалектов, группируемых в 26 языковых групп. Аборигенными племенами юга Австралии был разработан особый язык жестов, как альтернативная форма общения с носителями других языков. Также языком жестов пользовались в особых случаях табуировании речи. Богатство мифов и преданий у разных племен имеют много общего, выделяются общие линии сюжетов и героев. Они разработали свою систему представления о мире, в котором помимо реального нас окружающего мира, существует еще мир снов, где живут духи предков. На небе эти миры встречаются и от действий предков или живущих людей может зависеть движение Солнца, Луны и звезд. Особое внимание аборигены уделяли звездному небу и движениям, происходящим на нем, но при этом они не пользовались небесными объектами ни для навигации, ни для календарных отсчетов. Структурно общество состояло из общин, руководили им старейшины и наследственные вожди. Существовали инициации – особые обряды, предшествующие вступлению юношами и девушками во взрослую жизнь. Серьезные ограничения на вступления в брак основывались на сложной системе родства. Похоронные обряды включали кремацию, которая была изобретена в Австралии ранее чем где-либо.

К сожалению, новые австралийцы, белокожие переселенцы, мало внимания уделяли коренному населению. Даже тогда, когда прошла эпоха каторжного освоения материка и в города стали съезжаться ученые из Европы, особого отношения к сбору и анализу материалов о сторонах жизни коренных народов не наблюдалось. Поэтому многие знания о культуре и наследии австралийских аборигенов сейчас безвозвратно утеряны. Современные потомки аборигенов практически полностью потеряли традиционные способы жизнеобеспечения, ориентированы на государственную и благотворительную помощь и хранят религиозные традиции. Гражданами государства Австралия с соответствующими правами и обязанностями, аборигены были признаны только в 1967 году. В настоящее время в современной Австралии развиваются движения за сохранение культурной самобытности, выделяются земли в коллективное владение для охраны культурного наследия, работает Национальное аборигенное телевидение, проводятся уроки изучения аборигенных языков. Воочию увидеть как живут аборигены и поближе познакомиться с их культурой можно посетив