Правила соблюдения великого поста для мирян. С пользой для здоровья. Духовная сторона Великого поста

ПРАВИЛА ПОСТА
В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный - Великий Пост, в 2010 году - с 15 февраля по 3 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2010 году составит 42 дня, с 31 мая по 11 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это - Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

ПОСТ - ДАР ДРЕВНИЙ
Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу - “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

«МОСТ НА СЕМЬ ВЕРСТ». Беседа о традициях Великого поста

«Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». В понедельник, 15 февраля, православные верующие сделали первый шаг по этому мосту. Закончится он 4 апреля – в Светлое Христово Воскресение. Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ:

– Когда и кем был установлен пост?

– Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года.

– Каков основной смысл Великого поста?

– Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост –это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу –мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу.

– Отец Константин, допускаются ли послабления?

–Пост–время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.

– Как Церковь помогает провести время поста?

– Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья.

В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть.

Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» –книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Суббота шестой недели –«Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА, 2010 год

ИСПЫТАНИЕ ПОСТОМ
15 февраля - начало Великого поста 2010 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.

Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).

Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.

Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», - говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ

О ТРАПЕЗЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом - они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью.
Для мирян существует несколько степеней послабления поста - это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым - что можно вкушать мирянам как послабление устава.

Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.

Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.
Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста - хотя бы на молочное в некоторые дни.

1, 4, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно - сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительно масло.

2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу - вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим.
Мирянам - сухоедение.

В Великую Субботу - сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом.
Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба.

Что можно есть мирянам в преддверии наступления Пасхи, подробно рассказывает календарь питания Великого поста 2018. В нем по дням расписано меню для православных, желающих очистить душу и тело перед светлым праздником Христова воскресенья.

Основное требование – это полный отказ от мяса, копченостей, хлебобулочных изделий, сладостей и алкогольных напитков на целых четыре декады. На каждый день придется готовить только очень простые, постные блюда, и употреблять их лишь раз в сутки. Все остальное время необходимо посвятить заботе о душе, молитвам, добрым делам и чистым помыслам. Только таким способом удастся избавиться от плохих эмоций, неприятных мыслей и греховных желаний, обретя взамен спокойствие в сердце и Божье благословение.

Если вам трудно запомнить, как правильно поститься и что можно есть каждый день, скачайте бесплатно с нашего сайта таблицу питания в Великий пост 2018 и всегда храните ее при себе. Эта маленькая шпаргалка поможет четко соблюсти все правила и встретить Пасху, полностью освободив организм и сердце от всего негативного.

Календарь питания Великого поста 2018 – таблица, что можно есть каждый день

Сокращенный календарь питания 2018 Великого поста – это таблица, в общих чертах описывающая, что можно есть православным в течении 40 суток, предшествующих Пасхе. Материал можно скачать на свой гаджет и всегда иметь под рукой, не утруждаясь запоминанием строгих требований. Особенно такая информация пригодится тем, кто совсем недавно заинтересовался православными канонами и впервые решил соблюдать правила Великого поста ради очищения души, тела и обретения Божьего благословения.

Церковь одобряет такие желания мирян и всегда поощряет их. Однако, священнослужители советуют прихожанам основательно готовиться к постному периоду и реально рассчитывать свои силы. Если есть сомнения в том, что строгая диета будет выдержана, лучше не изводить организм сильнейшей нагрузкой и на первый раз просто немного сократить количество употребляемых запрещенных блюд. Когда же этот рубеж будет успешно преодолен, можно перейти к более серьезным ограничениям и выдержать Великий пост в полном объеме.

Кроме отказа от вкусных и калорийных блюд, желательно на 40 дней забыть о различных увеселениях и праздничных мероприятиях. Это поможет очиститься духовно и стать ближе к Богу. Настроиться на нужный лад позволят молитвы и чтение библейских текстов. Они благотворно подействуют на душевное состояние и вернут сердечное равновесие, нарушенное погоней за деньгами, карьерным ростом и прочими материальными стремлениями.

Таблица питания во время Великого поста 2018 – что едим по дням недели

Православный календарь на Великий пост на 2018 год — что можно есть по дням мирянам и верующим

Что можно есть мирянам и верующим каждый день до наступления Пасхи, подробно описывает календарь на Великий пост на 2018 год. Самым главным условием прописаны две основные позиции:

  • добровольное 40-дневное воздержание от жирной, калорийной, сытной и вкусной пищи, алкоголя и сладостей;
  • отказ от любых мирских соблазнов.

В течение всего периода разрешены только постные блюда, причем в очень небольших количествах и, желательно, в вечернее время. Категорически запрещено посещение баров, дискотек и прочих праздничных мероприятий.

И мирянам, и верующим рекомендуется посвятить свободные моменты духовному росту, моральному очищению и полному избавлению от негатива, скопившего в душе. Таким способом можно научиться противиться греховным соблазнам, взяв под четкий контроль свои эмоции и желания.

Люди, строго соблюдающие правила постного периода, переосмысливают свое существование, освобождаются от зависти и злобы, становятся терпимей к окружающим и в итоге приходят к мысли, что материальные ценности, постоянные удовольствия и потакание своим прихотям ни к чему хорошему не ведут. Ведь даже за самые большие деньги нельзя купить настоящую любовь, дружбу, преданность и верность. Все эти чувства доступны только тем, кто имеет чистые помыслы и открытое сердце, не обремененное обостренным желанием получить богатство, влияние и славу.

Что можно есть мирянам и верующим во время Великого поста 2018 – православный календарь питания

И мирянам, и глубоко верующим православным христианам на время Великого поста необходимо полностью убрать из рациона любые виды мяса, сладости, шоколад, сдобу, яйца, молочные продукты, копчености и прочие виды жирной, высококалорийной пищи. Алкоголь категорически недопустим, как слабый, так и крепкий.

Многих пугают такие жесткие ограничения, но, на самом деле, ничего ужасного в них нет. В перечень доступных постных блюд входят продукты, позволяющие унять неизбежное чувство голода и в полной мере насытить организм веществами и микроэлементами, необходимыми для полноценной жизнедеятельности.

Список разрешенный продуктов не слишком скуден и включает в себя такие позиции, как:

  • хлеб – бездрожжевой из полезных злаков и черный из муки максимально грубого помола;
  • бобы – горох, фасоль, чечевица;
  • крупы – пшеничная, овсяная, кукурузная, рисовая, ячневая и гречневая;
  • свежие фрукты и овощи;
  • варенья и конфитюры из фруктов, приготовленные с минимальным количеством сахара или проваренные в собственном соку;
  • орехи разных видов;
  • овощи – соленые либо маринованные;
  • грибы – независимо от способа приготовления;
  • растительные масла.

Из выше указанных компонентов можно сформировать постный, но достаточно вкусный и питательный рацион, удовлетворяющий основные ежедневные потребности человеческого организма.

Очень важно помнить, что все описанные рекомендации актуальны только для абсолютно здоровых людей, не имеющих хронических и сезонных заболеваний. Всем остальным перед тем, как соблюдать пост, стоит посоветоваться с диетологом или лечащим врачом и узнать, сможет ли их организм выдержать 40-дневный постный марафон.

Меню для мирян на каждый день по календарю Великого поста 2018

Православный календарь питания Великого поста 2018 расписан по дням и указывает, что и когда можно кушать мирянам. Для каждых суток действуют собственные правила и их обязательно нужно выполнять. Трижды в неделю, в понедельник, среду и пятницу разрешено есть только те продукты, которые не нуждаются в приготовлении. Порция определяется индивидуально, однако, она не должна быть слишком большой. Съесть ее можно в любое время, но церковный канон рекомендует делать это в вечернее время, но не прямо перед сном, а за 2-3 часа до ночного отдыха.

В качестве питья допустима только вода. Ее нужно отфильтровать или прокипятить, а потом естественным путем остудить до комнатной температуры.

Для вторника и четверга разрешены горячие блюда, например, супы или каши. Согласно постного меню, растительные масла и фрукты в эти дни не едят. Идеальное время для употребления пищи – это вечер незадолго до сна.

В субботу и воскресенье правила немного смягчаются и разрешают заправить постным маслом блюда, сделанные из растительных продуктов. Покушать в эти дни можно дважды – с утра и вечером.

Таблица, описывающая, как правильно поститься, отдельно отмечает значимые христианские праздники, такие, как Благовещение и Вербное воскресенье. На эти торжества можно немного отойти от строгой диеты и поставить на стол блюда из постных сортов рыбы и морепродуктов, а в Лазареву субботу вполне допустимо съесть немного рыбной икры, намазав ее на кусочек зернового хлеба.

Как питаться в Федорову и Страстную недели Великого поста 2018

Первая (Федорова) и последняя (Страстная) недели Великого поста 2018 считаются самыми важными. На эти дни распространяются самые строгие ограничения относительно питания. В первый день постного периода и в Страстную пятницу верянам рекомендуется полностью отказаться от еды и провести время в молитвах. Единственное, что можно употребить, это небольшое количество святой воды. Для мирян эти ограничения не обязательны и выполнять их можно лишь по собственному желанию, предварительно посоветовавшись со своим доктором и духовником.

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Строже или либеральнее?

Суть поста, будь то Рождественский, Петровский или Великий пост, заключается в том, чтобы дать себе определенный труд, хотя бы в минимальной степени притеснив свою плоть в ее обычных нуждах и требованиях, и в то же время добиться некоего высвобождения духа. Пост способствует большей собранности, пост смиряет и заставляет встретиться лицом к лицу со своим внутренним человеком, увидеть, что происходит в сердце и в душе.

Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.

Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.

В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.

Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.

Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.

Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.

Устав поста для мирян?

В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.

Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно — для всех.

Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17 , 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.

Символ или труд?

Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проб-леме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.

Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,— то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.

Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания — это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.

Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка — ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то — в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими хрис-тианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.

В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться — в преданность воле Божией.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Инна Стромилова

Люди в наше время не просто задумываются о Боге. Они устремляются к нему духовно, стараясь по мере сил приспосабливать свою жизнь под правила, обозначенные канонами веры. Рано или поздно каждый приходит к необходимости соблюдать Великий пост. Для мирянина - требование сложное, порой непомерное. Тем более если ориентироваться на монастырский устав. Однако не все так, как кажется. Давайте разберемся.

Смысл поста

Необходимо понимать, что отказ от пищи не является диетой, а тем более наказанием.
Великий пост для мирянина должен стать временем духовного в первую очередь очищения. Это возможность отгородиться, оторваться от распространенного в нынешние времена стремления к потреблению. Реклама и многообразие товаров порой вытесняют из умов самое осознание Господа. А Великий пост для мирянина может стать возможностью уйти из этой «постоянной гонки за благами». Ведь счастье, как выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем - и есть цель Великого поста. Еще следует понять, что его правила, естественно, определены достаточно однозначно. Тем не менее, существует множество «поблажек», которыми желающие пользуются. Это не «лазейки для хитрецов». Скорее, они являются милостью Господа для неокрепших духом, да и телом тоже. Только не стоит подходить с унынием к этому своеобразному испытанию. Совсем не для этого придуман пост Великий. Правила для мирян не строги. Во всяком случае, от голода человек не умрет, а вот время на размышления у него появится.

Не по уставу, а по совести

Если спросить у священнослужителя, что значит Великий пост для мирянина, то он, как правило, станет говорить не о продуктах, а о душе. К примеру, рассказывая о различных уставах, служители Храма часто упоминают о монастырском, а еще о Типиконе. Дело в том, что различные группы верующих трактовали по-своему правила, изложенные в Священном Писании.

Монахи, отдающие Господу все свои помыслы, обязаны соблюдать пост очень строгий. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения. Но все они связаны более с работой духа, а не угнетением желудка. Киевский игумен Алипий сделал такой вывод: по совести поститься нужно, тогда Господь примет ваши усилия и благословит. Неугодны Всевышнему нормы и правила. Ему важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему. То есть стремится душой к Господу, а не мучает себя голодом.

Как мирянам соблюдать Великий пост

Давайте все же поговорим о конкретных правилах четырехдесятницы. В первую очередь коснемся строгих запретов. Они касаются мяса, алкоголя, масла. Также следует воздерживаться от то есть конфет, пирожных, тортиков, булочек и тому подобного. Все это делается для того, чтобы душа работала, пребывала без «удовольствий телесного толка». Хотя некоторые послабления все же предусмотрены.

Так, в определенные дни разрешено подавать к столу рыбу, икру, использовать растительное масло. Вы скажете, что соблюдение Великого поста для мирян - чистый кошмар. На самом деле это не так. Ведь разрешенных продуктов намного больше, чем запрещенных. И еще важнее, что они намного вкуснее и полезнее, только мы с нашими привычками об этом забыли.

Что можно есть

К столу разрешено подавать крупы и овощи, фрукты в свежем и сушеном виде. Многим людям трудно отказаться от мяса. Так, его прекрасно заменяют грибы! Их есть в четырехдесятницу позволено. Белок восполнить помогут орехи. Их нынче множество продается и своих, и «заморских». Пока все распробуете, забудете об ограничениях. То же касается и фруктов. Интересно, что за время поста у многих людей меняются вкусовые предпочтения. Сухофрукты, цукаты и орехи они потом жуют с большим удовольствием, чем конфеты и шоколадки. Для некоторых откровением становится множество блюд, которые готовятся из овощей. Кроме того, позволено есть сыры. Чаще всего, рекомендуют нежирные. Но ведь их огромное количество. Покупайте брынзу или твердые сорта. Таким образом, про мясо совсем забудете.

Кстати, о морепродуктах в уставах нет упоминаний. В некоторых к примеру, их подают по выходным и праздникам. Следовательно, мирянам тоже можно.

О хлебе

Составляя меню на дни Великого поста, старайтесь делать его разнообразным. Кстати, это достаточно просто. Но строгие правила тоже следует учитывать. Они в первую очередь касаются хлеба. Людям с нормальным здоровьем запрещена белая мука. То есть хлеб покупать (печь) следует ржаной или из зерен грубого помола. С этим в магазинах проблем нет. Нынешняя промышленность предлагает множество вариантов: и с отрубями, и с орехами, и с зерном. Выбирайте себе по вкусу. А вот от белого батона стоит отказаться. С другой стороны, на то он и пост, чтобы себя ограничивать во славу Господа! Исключения из правил делаются только для малых деток и больных. Им позволительно употреблять в пищу мясо и другие яства. В этом есть высшая справедливость, не стоит рисковать здоровьем, таковой жертвы Господь ни от кого не требует.

Календарь поста для мирян

Составить таковой вы и сами сумеете. Следует запомнить, что в первый день воздерживаются от еды вообще. А потом чередуют вареную пищу с сырой. По выходным позволено сдабривать блюда постным маслом. Кроме того, в Вербное воскресенье не возбраняется полакомиться рыбкой. Однако мирянам таковое разнообразие (морепродукты, икра) позволены по субботам тоже. Людям, имеющим проблемы с пищеварением (а таковы почти все наши современники), можно пропустить рекомендации о сыроедении. Следовательно, получим, что каждый можно нормально есть овощи и каши без масла, грибы и фрукты. По выходным - добавлять в рацион и рыбу. Вы спросите, а когда можно есть сыры? Это зависит от строгости поста. Монастырский устав вообще рекомендует без них обойтись. Типикон позволяет молочное только в выходные. Мирянам же следует смотреть по своему самочувствию. Вспомните: пост по совести, а не по уставу. Страдаете от недостатка белка или однообразия рациона - лакомитесь сыром или брынзой через день (со второго). Господь этого не запрещал. А лучше больше внимания направьте внутрь себя. Молитесь - и ответы на все вопросы придут непосредственно от Господа. И это будет самым правильным!

Великий пост является самим строгим. Следуя уставу церковному, пост имеет дни полного пищевого отказа, так называемые сухоядения дни. В эти дни разрешается употреблять в пищу только хлеб и сырые плоды.

Во время поста имеются и другие дни, в которые можно употреблять вареную пищу на растительном масле и дни, в которые употребляется рыба. Такой пост очень тяжело выдержать мирянину. Для мирян пост сравним с подвигом, на который необходимо благословение священника.

Когда человек решает впервые в своей жизни соблюдать столь Великий пост, следует узнать немного правила соблюдения великого поста, которые имеются во время Великого поста. Не следует самостоятельно составлять себе строгую степень поста. Для этого необходимо обратиться к своему наставнику духовному.

Решившись на пост, не стоит принуждать домочадцев к пищевому воздержанию. Такие решения принимаются осознано и индивидуально. Любая постная еда может насытить человека. На нет, саму суть поста сводит полностью чревоугодие. В Великий пост правила не стоит воспринимать в буквальном смысле как запрет на пищу. Ведь употребление масла, молока, сыра и творога допустимы в пост.

Соблюдая пост, нужно стараться не создавать неудобства близким людям, принуждая готовить блюда постные или перенести предстоящие праздники. Когда приглашение на праздник совпало с днями Великого поста, то следует посетить праздник обязательно, присутствие на празднике не обязывает принимать запрещенную в пост еду, а предоставляется возможность поздравить с праздником близкого человека.

Соблюдая правила поста, не следует принимать участие в шумных развлечениях, поведение должно быть скромным и сдержанным. Всегда необходимо помнить, что строгое соблюдение диеты, это всего лишь часть Великого поста.

Во время поста строго запрещается сквернословие, браниться, выяснять отношения и участвовать в развлечениях шумных.

В Великий пост правила соблюдения это тяжелое испытание. Соблюдать пост не трудно, а даже полезно для здоровья. Во время поста происходит не столько физическое, сколько духовное очищение. Такая дисциплинирующая мера духа решает ряд других проблем.

Многие, которые раньше не обращали внимание на то, что лежит на тарелке, постепенно становятся избирательными к еде. Это приводит к осознанному приему пищи. В такие дни организм очищается от токсинов и шлаков. Очищение стенок сосудов способствуют уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Пост помогает женщинам уменьшить свой подкожный жир. Итог красивое и легкое тело, здоровый цвет лица и что важно - чистый дух и мысли.

Соблюдая Великий пост запрещаются продукты: масло, яйца, молоко, масло. Существуют и строгие дни, которые запрещают даже рыбу и масло растительное. Разрешенных продуктов много, это позволяет в пост употреблять полноценную и разнообразную пищу. Чтобы пища была полноценна, следует грамотно составить рацион, учитывая содержащие в пище вещества питательные.

Злаковые являются богатым источником волокон пищевых, витаминов В. Также злаковые богаты железам, кальцием, калием, фосфором, магнием, медью. Большую пользу приносит цельнозерновая крупа.

Бобовые также богаты витаминами В, кальцием, железом, углеводами, растительными белками, жирами, крахмальными веществами и богатой клетчаткой. Не рекомендуется их употреблять с хлебом, орехами и картофелем.

Большим источником витаминов, органических кислот, волокон пищевых, веществ минеральных, углеводов легкоусвояемых считаются овощи и фрукты. Рекомендуется принимать в день хотя бы пару плодов, в квашеном или сыром виде. Свежие плоды можно заменить сухофруктами. Сухофрукты богаты глюкозой и фруктозой, это позволяет заменить сладости скромные, к ним относятся все конфеты и шоколад.

Семечки и орехи являются ценными продуктами. В них содержатся витамины А. Е, и В, кальций, железа, калий, фосфор; содержат ценные белки растительные: поставляют организму кислоты жирные. Но при приеме данных продуктов следует учитывать их переваримость тяжелую.

Источником белков и углеводов всегда считались грибы. Грибы также богаты аминокислотами, антиоксидантами, витаминами групп В, С, Е, РР и провитамином D. Еще в грибах много фосфора, калия, цинка, железа, йода и кальция. Грибы считаются низкокалорийным продуктом и усваиваются долго, что не рекомендует их употреблять каждый день.

Для правильного пищеварения необходимо употреблять растительное масло, которое содержит насыщенные кислоты и витамины жирорастворимые А, D, Е. Растительное масло поддерживает иммунитет организма и обмен веществ в организме. Такие морские продукты как кальмары, мидии и креветки уставом церковным приравниваются к грибам, поэтому разрешаются в пост.

Употребление морепродуктов, несомненно, полезно во время поста. Такие продукты снабжают организм микроэлементами необходимыми как йод, цинк, медь и фосфор, легкоусвояемыми белками и жиром диетическим.