Домострой и современность. Домострой

Сегодня "Домострою" часто ставят в вину чрезмерную консервативность. Ошибка же в том, что этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более чем сейчас. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни. Каковы же особенности мышления людей в России XVI века? Одна из них - косность, то есть постоянство во взглядах и вкусах, традиционность. Что, кстати, совсем не имело дурного смысла. Это для нового времени важны прогресс и всяческие перемены. Для людей XVI столетия каждый новый год похож на предыдущий. Ведь календарные дни завязаны на земледельческом цикле посева, выращивания, сбора урожая. Это важнейшая сторона жизни, которая определяет всё остальное: от урожая зависит, выживет ли семья. Поэтому, если сегодня хорошим показателем в развитии общества считается динамика, то в средние века консервативность оценивалась безусловно положительно.

Примечательно, что с той поры, как люди стали осознавать себя, формировать сообщества, стремиться к обретению государственности, самое пристальное внимание они уделяли прежде всего моральным и нравственным устоям.

История сохранила для нас великолепное тому свидетельство - "Поучение" Владимира Мономаха. Вот, в частности, что в нём говорится: " Остерегайтесь лжи и пьянства - это губит душу и тело. Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях, чтобы вас не стали проклинать. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл - простой ли человек, или знатный, или посол, - … угостите пищей или питьём. Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить: так как все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей над собой воли… Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… А леность - мать всему дурному: ленивый что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе".

"Домостромй" - литературное произведение середины 16 в., содержащее 63 главы свода правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам (Приложение Б). В нём подробно излагаются наставления по устройству семьи, воспитанию детей, вплоть до приготовления пищи, приёму гостей, свадебным и др. обрядам, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. "Домострой" написан разговорным языком, образным и выразительным.

В ходе данной работы изучены основные положения книги "Домострой", в котором изложены нравственные нормы и правила многих поколений российской патриархальной семьи, и в первую очередь в таких главах, как:

  • 1. Как детей своих воспитать в поучении.
  • 2. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём.
  • 3. Как всякому человеку рукодельничать.
  • 4. Похвала жёнам
  • 5. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить.
  • 6. О неправедной жизни, о праведном житии.
  • 7. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит - примет от Бога милость.
  • 8. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.
  • 9. Как дом свой лучше устроить, как порядок в избе навести хорошо и чисто. и др.
  • 64-я глава, написанная самим Сильвестром в виде поучения его единственному сыну Анфиму. Эту главу еще называют "малым Домостроем", потому что в ней изложено основное содержание предыдущих 63 глав, но только вкратце и без повторов (Приложение 3). Написана она очень нежным, мягким языком, по-отцовски. Именно с нее лучше начать знакомство с Домостроем. Тогда рассеются все подозрения, что этот сборник - сама суровость. Такие ноты заботливости могут идти только от отца, желающего, чтобы сын рос достойным человеком. Чего стоят одни обращения к Анфиму: "Милое мое чадо дорогое!", а мать, хозяйку дома, Сильвестр называет "матушка", "хозяюшка". Воссоздается атмосфера хороших, добрых отношений.

Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, - государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо - бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена - награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора" (Домострой, Глава 23).

Старшинство мужа в доме - это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего - опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы - это и домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор. Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством - поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое. Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию. И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. (Домострой, Глава 19).

Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, "рассудительных и разумных", и дети "научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию".

Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует "а не то, разобравшись, и поколотить". Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. "Учить" жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания - вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: "Наедине поучай, а поучив - успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда". Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства

Насколько Домострой отражает реальность - это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. Домострой для своего времени-то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 30-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами. Домострой - такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно - Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью. Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории. Вообще Домострой рассчитан на "средний класс". Это среднее и мелкое дворянство - в документе есть упоминание о людях, владеющих деревнями. Это купечество - когда речь идет о собственном деле, о лавке. Это и состоятельные крестьяне, и городское сословие - когда упоминается о дворах, об уплате подворных податей. Каждому Домострой предлагает рациональный подход в нужной сфере.

Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на сей памятник "темного средневековья"?

Актуален ли Домострой?

В наше время Домострой вспоминают разве что в случаях семейной тирании. Когда человек пытается отстоять свои права в семейном кругу иногда восклицают: «Это вам не Домострой!» А что именно такое — Домострой, давно уже никто толком не знает. Хотя зря. Познакомившись с ним поближе, многие наши сограждане по-другому взглянули бы на себя, свою жизнь, отношения в семье и на работе, свой родительский и сыновний долг. Общество деградирует с каждым прожитым годом. Об этом открыто говорят на всех уровнях. То, что недавно считалось грубым нарушением всех норм и правил общечеловеческой морали, сегодня входит в норму.

Недавно мой знакомый заметил, что, каких-то 30 лет назад, отщепенцами и изгоями в обществе считались люди с отклонениями в поведении и морали. А сегодня нормальные люди чувствуют себя, почти что, «белыми воронами» в современном обществе. Некурящая девушка вызывает, едва не насмешки, в кругу своих ровесниц. В компании подростков считается делом престижа попробовать наркотики... Зато Домострой по-прежнему считаем пережитком прошлого! Изданный еще в 16 веке памятник патриархальной культуры, книга «Домострой» имеет непростую судьбу. Сначала этот свод правил и устоев морального облика каждого доброго христианина был едва не настольной книгой в каждой культурной семье. Затем в годы октябрьского переворота объявлен архаизмом и изгнан из обихода, казалось, насовсем.

Как показало время, к лучшему ничего не изменилось. А те нравственные устои, которым учил наших предков Домострой, актуальны и сегодня. Конечно, со временем, некоторые порядки в семье, воспитании детей и отношениях супругов претерпели значительные изменения. Розгами детей не секут и жену за непослушание не волочат за косу к порогу. В нашем понятии это бесчеловечно и негуманно. А вот принципам честности и обязательности в отношениях с людьми многим не мешало бы поучиться. Вот слова, емко и полностью отражающие всю суть деловых отношений того времени: «Всякую ссуду брать и давать честно, хранить крепче, чем своё, и отдавать в срок». Порядочность, исполнительность, честность. Многие современные бизнесмены могут похвалиться такими качествами?

А что касается физического у духовного здоровья каждого в отдельности — здесь недвусмысленно дается понять: что посеешь, то и пожнешь. В главе "Како врачеватися християнам от болезней и всяких скорбей" автор в доступной форме дает понять, что человек сам строит ад или рай в своей собственной душе. Посещение храма и соблюдение постов еще не спасает душу от греха. Жизнь по Слову Божьему, дела благочестия и милосердия, сострадание и помощь ближнему делают человека лучше и чище. Только такая жизнь ведет к физическому и нравственному здоровью. Не воздавать злом за зло, а тем паче за добро, видеть страдания близких, помогать и утешать людей учил Домострой того времени. "Вглядись в беду и страдания, во все их нужды, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь".

Уникальный памятник культуры остался современникам от жителей древней Руси. Составленная в 16 веке книга была единственно правильным руководством не только для тех, кто строит дом. Её принимали за основу в вопросах и ведения хозяйства. Что такое «Домострой», чем он был для наших предков и какого его значение для историков? Попробуем разобраться.

Энциклопедия древней Руси

«Домострой» - это свод правил и советов на каждый день. Он объединил в себе духовное и мирское. Не зря стала первой «Энциклопедией домашнего хозяйства» - вот что такое «Домострой».

Некоторые иностранцы ошибочно уверены, что содержание «Домостроя» знают все без исключения жители России.

Появление «Домостроя»

В 16 веке возрастало количество рукописных книг. Они были очень ценными. Вместо пергамента с успехом начала использоваться бумага, которую доставляли в Россию из Европы. Поэтому создание «Домостроя» могло быть как в рукописном виде, так и в печатном. Некоторые исследователи сообщают о двух версиях старинной энциклопедии. Одна из них имеет очень древний слог, строгая, но правильная и мудрая. А вторая напичкана жесткими и странными порядками.

Появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.

Предшественниками были такие славянские сборники с поучениями и рекомендациями, как «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь».

В «Домострое» все ранее напечатанные знания и нормы были обобщены. Исследуя «Поучение» Мономаха, можно найти много общего в правилах нравственного поведения разных эпох.

Кому принадлежит авторство?

Мнения о создателях уникальной энциклопедии расходятся. Одни исследователи уверены, что автор «Домостроя» - это духовник Ивана Грозного - протопоп Сильвестр. Он создавал книгу для наставления царя. Другие считают, что Сильвестр всего лишь переписал «Домострой» в середине 16 века.

Стоит изучить содержание этой книги по домохозяйству, чтобы понять, к чему она обязывала и почему так была почитаема церковью. Если взять за основу творение Сильвестра, то оно имеет предисловие, послание от сына к отцу и почти 70 (точнее 67) глав. Их воссоединили в основные разделы, посвященные духовному, мирскому, семье, приготовлению пищи.

Практически все главы имеют тесную связь с христианскими правилами и заповедями. После «наказа отца сыну» следующая же глава рассказывает о том, как христианам правильно верить в Святую Троицу и Пречистую Богородицу. В ней сказано, как поклоняться святым мощам и святым силам.

Огромное значение в книге уделяется почитанию царя и всякого властителя, что объединяло значимость для народа церкви и правителя.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» - заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: "если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день".

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению. Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой».

Почитание и повиновение отцу и матери

Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Вее поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями.

Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви. А детям, воздающим отцу и матери послушание, бояться нечего - они проживут в благости и без напасти.

Глава наполнена мудростью, уважением к личности. Она напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о том, что почитание родителей - это сила всего общества. К сожалению, это не пропагандируется сейчас как истина и норма. Родители потеряли авторитет для своих детей.

О рукоделии

В те далекие времена честный труд почитался очень высоко. Поэтому правила «Домостроя» коснулись добросовестного и качественного исполнения любой работы.

Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук.

Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям. Разве можно с этим поспорить?..

Запрет «Домостроя»

С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством. Борьба с самодержавием и крепостничеством (поддерживаемыми церковью) запрещала упоминание о религии и православии.

В любой литературе авторы того времени доводили до читателя идею атеизма. Конечно, книга с поучениями о почитании священников и монахов, отцов своих духовных, служении царю и всяким властителям не могла быть разрешена ни в коем случае.

Такая борьба с религией в течение многих десятилетий не сказалась благоприятно на нравственности современного общества.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», "лукавый", все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество. Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования. Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» - это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги - это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Историческое значение

Благодаря появлению этой книги мы сегодня можем получить сведения о быте и жизни людей того времени. «Домострой» был написан для широкого круга читателей, для людей разного социального статуса.

Это руководство для военных, дьяков, служилых и всех горожан, которые имеют семью, создают свой очаг. Независимо от того, отражает ли книга реальную жизнь или является правилом для создания идеальной жизни, она имеет огромное историческое значение для ныне живущих людей в России. Исследователи изучают по ней досуг, культурную и интеллектуальную жизнь населения Руси в 16 веке. Хотя в то время как таковых развлечений вообще не существовало, поскольку любые развлечения церковь осуждала и запрещала. Что такое «Домострой» для историков? Это важная информация о частной жизни, семейных ценностях, религиозных правилах, традициях и законах повседневности в русской семье того времени.

К ХVI-му веку относится известное произведение, называемое Домострой. Книга эта состоит из подробных наставлений о том, как надо «строить», т. е., - устраивать домашнюю и семейную жизнь, при чем говорится о жизни боярского дома.

Первые 15 глав Домостроя говорят о религиозных обязанностях человека. Следующие 14 глав посвящены отношениям общественным и семейным, остальные 34 главы - хозяйственным наставлениям. Все сочинение проникнуто религиозным духом. В Домострое ясно высказывается мысль, руководившая большинством русских людей в то время, а именно та мысль, та основная идея, что семья, Церковь и государство составляют как бы единое, целое, неделимое. Семья воспитывает людей для служения Церкви и государству, семья входит в состав Церкви и государства; служение Богу есть единая и общая цель семьи, Церкви и государства. Эту же мысль высказал Владимир Мономах в своем «Поучении» еще в ХII-м веке.

Через века удельных междоусобиц и тяжелого татарского ига прошла и сохранилась эта глубокая мысль о единой общей цели жизни, - но татарщина наложила свою печать на нравы русских людей. В первых 15-ти главах, как уже было сказано, говорится о религиозных обязанностях человека. Человек должен вести «праведное житие», молиться как можно чаще. Вся семья и «домочадцы», т. е. - слуги, должны собираться вместе и петь вечерню, полунощницу, утреню. Перед иконами надо зажигать лампады, свечи, курить фимиам; даются наставления, как после молитвы завешивать иконы полотном от пыли и вытирать их «мягкой губой», чистым крылышком ометать. Много наставлений относится к внешнему обрядовому благочестию, дается наставление удерживать дыхание и не чмокать губами, прикладываясь к иконам, не кусать просфору, а разламывать на маленькие кусочки, - но много есть и чисто духовных наставлений; так, например, говорится о том, что нужно ночью тайно вставать и со слезами молиться Богу о своих грехах. Монашеская жизнь считается идеалом, поэтому и в мирскую семейную жизнь вносятся некоторые черты монастырской жизни, так, например, всем рекомендуется носить четки и молиться по ним; вместо того, чтобы стучаться в дверь, слуги должны «сотворить молитву» за дверью и не входить, пока им «аминя не отдадут». Вспомним, что говорил Владимир Мономах о непрестанной молитве.

В одной главе говорится об общественных обязанностях, о том, как следует относиться к царю и князю. - «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли, и ложно отнюдь не глаголи пред ним, но с покорением истину отвещай ему, яко Самому Богу». - «Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинены суть: да еще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не тщися служить лжею и клеветою и лукавствами: погубит Господь вся глаголющая лжу». Царю и князю надо служить искренно, правдиво и верно.

Несколько глав Домостроя посвящены семейным отношениям и воспитанию детей. В этих главах чувствуется грубость нравов той эпохи и некоторая суровость Глава семьи - муж и отец. Бму, как семейному владыке, все должны безусловно повиноваться. Жена во всем должна с ним советоваться, спрашивать его обо всем, ничего не делать без его согласия. Если же «увидит муж, что непорядливо у жены»? или, что она что-то делает не по его «научению», то муж должен жену свою «наказывати и пользовати страхом наедине; и понаказав и пожаловати и примолвити; и любовию наказывати. А мужу на жену не гневатися, и жене на мужа, - всегда жити в чистосердии». Наказывать следует и детей, и слуг - «смотря по вине и по делу». Но «побить не перед людьми, наедине; поучити, да примолвити», - т. е. объяснить, за что наказание, - «и пожаловати». - «А про всяку вину по уху, ни по видению г(по лицу) не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком; никаким железным или деревянным не бить». - «Многи притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь»; - «ино» надо «плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря». - «А гнев бы не был, а люди бы того не ведали, не слыхали».

Воспитание детей было суровое. Домострой говорит, что отец не должен даже никогда смеяться с детьми, чтобы они не потеряли к нему уважения. «Казни (т. е. - наказывай) сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Мальчиков нужно обучать ремеслу, девочек - рукоделию. Об учении грамоте в Домострое не говорится. Родители должны заботиться о приданом своих дочерей с раннего детства, откладывать ото всего понемногу. Если же девочка умрет до замужества» этот «наделок» ее пойдет на помин ее души.

На жене, матери, хозяйке дома, лежит вся ответственность за благополучие домашней жизни. В полном подчинении у мужа, она должна воспитывать детей, смотреть за слугами, управлять всем домом. Она первая в доме должна быть на ногах: «николи же слуги государыни не будили: государыня бы сама слуг будила». Вставши, она должна задать всем слугам работу, при чем требуется, чтобы хозяйка все сама умела делать и могла бы всегда показать слугам, как надо прясть, кроить, шить, стирать и готовить пищу. Когда же придет к ней муж, или гости зайдут, «всегда бы над рукоделием сидела».

В той части Домостроя, в которой даются хозяйственные советы, говорится, что у хорошей хозяйки все должно быть в доме свое, своими руками приготовленное - пища и одежда. На торгу следует покупать только то, чего действительно в собственном хозяйстве изготовить нельзя. Много говорится о чистоте, рекомендуется после каждой трапезы мыть не только посуду, чаши, блюда, котлы, но и столы, скамьи и пол. Даются наставления, как предохранять дом от пожара. Даются советы, когда какие блюда готовить - в постные и скоромные дни. Посты естественно соблюдались русскими людьми, из чего мы лишний раз видим, что жили люди церковной жизнью, соблюдая постановления церковного устава.

Последняя, 64-я глава Домостроя, «наказание от отца к сын у», написана, как уже было сказано, священником Сильвестром в наставление его сыну Анфиму с женой. Перед нами встает значительный и симпатичный образ самого Сильвестра, который рассказывает сыну о своей жизни. Мы узнаем, что Сильвестр освободил и наделил всех своих рабов, и многих чужих рабов выкупал и выпускал на свободу. У себя в доме вместе с женой своей он воспитывал множество сирот. Мальчиков обучал какому-нибудь ремеслу, - кто к чему был способен, чтобы они могли зарабатывать свой хлеб; девочек, наделив приданым, выдавал замуж.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Домострой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?

Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

Стр. 95

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?

В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями - епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

Стр. 97

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства.

Стр. 97

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Стр. 100. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан.

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Стр. 100. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.

Воскресенский мужской монастырь

Дата основания 1849

Историческое исповедание Православный (единоверческий)

Современный адрес Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть

Краткое описание

Единоверческий монастырь, учрежденный в 1849. Первым настоятелем назначен иеромонах Иоанн (Власий Гордеев), в прошлом беглопоповец из старообрядцев Уфимской губернии. Был сравнительно немноголюден и небогат, однако играл важную роль в жизни уральских единоверцев, с 1918 - место жительства единоверческого епископа Саткинского. Закрыт в 1924, постройки заняты пионерлагерем, позже психбольницей.

В 1991 постройки переданы верующим, вновь открыт в 1993.

Казанский женский монастырь

Дата основания 1865

Современный адрес Челябинская обл., г. Троицк, ул. Гагарина, 3

Краткое описание

Женская община в Троицке возникла в середине XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище.

Статус монастыря получила в 1865.

В начале ХХ в. – многолюдная обитель с обширным хозяйством.

После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Примеры взаимоотношений церкви и мирян

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Примеры взаимоотношений церкви и власти

«Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками»

Спор между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством решился подчинением церкви государству.

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Эти отношения носили взаимопроникающий характер. Люди глубоко верили в Бога и православие было необходимо. Церковь была неотъемлемой частью жизни людей и государства.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Архитектурные религиозные сооружения православных христиан называются соборами, храмами, церквями. Архитектурные религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 - 1569, Тверь) - церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.

В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.

В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину ("в царьской домовой обиход не въступатися"), но зато получал право "советования" с государем, включавшее и возможность "печалования" за опальных.

Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в "скаредных делах" и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Стр. 100

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

Стр. 101

Назовите известных вам деятелей русской культуры XIV–XV вв.

Деятели русской культуры XIV–XV вв.

Литература: Сильвестр (священник московского Благовещенского собора), его книга «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.

Афанасий Никитин (купец), его книга описание путешествия «Хождение за три моря»

А. Курбский (военачальник, политический деятель) – письма к Ивану Грозному

Живопись: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный

Стр. 102

Вспомните чему учили в мектебе, а чему – в медресе?

В мектебе обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.

Медресе - мусульманская духовная семинария, здесь изучали ислам.

Стр. 102

Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?

Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц - 3 февраля 1468, Майнц) - немецкий первопечатник. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

Стр. 111. Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Каковы были особенности развития российской культуры XVI в.?

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи. В произведениях культуры отражались исторические события, в них (произведениях) преобладала героическая тематика. Но в то же время все больше проявлялся интерес к человеку, его внутреннему миру.

2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами?

Культурные контакты России с другими странами были важны потому, что за счет этих контактов происходило обогащение культуры, развивалось искусство, изменялась жизнь людей.

3. Что объединяло героев былин и эпосов различных народов?

Героев былин и эпосов различных народов объединяли любовь к Родине интерес к собственной истории.

4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.

Для литературных произведений в XVI в. были характерны темы обоснования царской власти в России.

Названия литературных произведений: Сказания о князьях владимирских, Сказание о царе Константине, Сказание о Магмете-салтане, История о великом князе московском

5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришел в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?

Пришел на смену природному камню кирпич. В Россию была привезена технология его изготовления из Византии.

Строители из Византии привезли и раскрыли секрет производства кирпича. Приехали они вместе с другими мастерами, учеными и священниками в 988 году после крещения Руси. Первым кирпичным сооружением стала здесь десятинная церковь в Киеве. Первые кирпичные строения в Москве появились в 1450 году, и лишь через 25 лет возвели первый завод в России (1475 г.), производивший кирпич. До этого кирпичи делали преимущественно при монастырях. В 1485 началась перестройка Московского Кремля, где и применили кирпич. Строительством кремлевских стен и храмов руководили итальянские мастера.

Стр. 111. Работаем с картой

Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.

Территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты: Кавказ – Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария.

Стр. 111. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как было организовано обучение в школах XVI в.?

Обучение в школах XVI в. было организовано при церквах и монастырях. Учили грамоте, письму, арифметике на церковных книгах, учебники появились только во второй половине XVI в.

2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

Для развития культуры начало книгопечатания имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и, значит, доступнее для людей.

3. Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Федоровым первой печатной книги в России.

От создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе (1450) до создания И. Федоровым первой печатной книги в России (1564) прошло 114 лет.

4. Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?

Русская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням (степеням) исторической лестницы к Богу. Причины исторических событий в ней объясняются Божьим промыслом и мудрым правлением князей и государя Ивана IV.

5. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?

Русская история рассматривается как часть всемирной в литературном произведении XVI в. «Хронограф» неизвестного автора.

6. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?

Главная идея Домостроя – подчинение царской власти, а в семье – ее главе, мужу, отцу. Его идеи в современной жизни не актуальны. Царской власти нет, а между мужчинами и женщинами – равноправие.

7. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?

Укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи плодотворно: развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства. Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.

8. В повседневной жизни народов России XVI в. выделите общие и особенные черты. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура?

В повседневной жизни народов России XVI в. есть общие и особенные черты. Общим было следующее: трудовой распорядок жизни, наличие обрядов, праздников, быт сохранял черты прошлого.

Самобытная культура различных народов России формировалась на основе сохранения культурных традиций. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.

9. Опираясь на текст материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности, подтвердите существование культурных связей России со странами Европы.

Существование культурных связей России со странами Европы подтверждается следующим: со второй половины XVI в. появляется традиция обучать молодых людей за границей. При Посольском приказе открыта школа для подготовки дипломатов и переводчиков, в которую приглашались специалисты из-за границы. Для строительства храмов, церквей приглашаются зодчие из Италии.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Какие реформы были проведены в России в XVI в.? Как было организовано государственное управление?

Реформы Избранной рады:

Налоговая политика (увеличение размера пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день)

Правопорядок (ужесточение наказаний для разбойников, наказания за взятки)

Ограничение прав наместников

Административно-управленческая политика:

Боярская дума – высший орган власти в стране, все законы утверждаются Боярской думой,

Окончательное оформление системы центральных органов управления – приказов: Посольский, Челобитный, Разрядный, Поместный

Военная реформа

2. Что такое опричнина? В чем состоял ее смысл? Каковы были последствия опричнины для истории России?

Опричнина – выделение земель России во владение государя. В опричнину вошли земли – часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др., потому что были самыми богатыми областями в России.

Последствия: ущерб, нанесенный России опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.

3. Как расширилась территория России в XVI в.? Какие задачи внешней политики были решены в тот период? Какие задачи внешней политики остались нерешенными?

Территория России в XVI в. расширилась во основном на юге и юго-востоке, востоке. Внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в XVI в.: борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю и подчинение остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах. Решена была задача подчинения остатков Золотой Орды – татарских ханств на южных и восточных границах России.

Войны с Литвой закончились присоединением к Москве черниговских и новгород-северских земель, но были потеряны после Ливонской войны. Задача внешней политики: получение выхода к Балтийскому морю осталась нерешенной.

4. Каковы результаты правления Ивана Грозного для России? Как повлияла личность этого правителя на судьбы России?

После правления Ивана IV Россия находилась в плачевном состоянии: в 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде. Между боярами был раздор.

Личность этого правителя на судьбы России повлияла не лучшим образом. Во время его правления оформилась неограниченная власть царя. Всякое несогласие со своим мнением Иван Грозный жестоко подавлял, что вырабатывало у подданных рабскую психологию. При таких условиях о развитии государства на основе гуманизма было затруднительно

5. Можно ли назвать Россию конца XVI в. многонациональным государством? Как проходил процесс включения различных народов в его состав? Что изменилось в жизни этих народов после их вхождения в состав России?

Россию конца XVI в. можно назвать многонациональным государством. Процесс включения различных народов в состав России проходил по-разному: Казанское, Сибирское ханства были завоеваны, Астраханское ханство, Ногайская орда вошли мирным путем.

В жизни этих народов после их вхождения в состав России мало что изменилось относительно религии, традиций, обычаев, но обеспечена безопасность на юге и юго-востоке, открыты пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами.

6. Укажите важнейшие достижения и особенности культуры России XVI в. Чем культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв?

Развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства.

Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами.

Развивалась литература, музыка.

Появились печатные книги, развивалось просвещение и образование.

Культура этого периода отличалась от культуры Древней Руси и культуры XIV-XVвв. появлением новых стилей во всех направлениях культуры: архитектуре, живописи, музыке, литературе.