Таблица по истории про создателей оружия. Коротко о самых знаменитых конструкторах оружия. От сеялки до пулемета

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов – от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.

Поначалу на Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось одинаково – пищаль. Существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло с появлением в конце XV века фитильных замков. С XVI века известны ручные пищали с колесцово-кремневым запалом, состоявшие на вооружении русских войск до XVIII века.


В 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название – винтовка. В этом же году на вооружение была принята первая русская шестилинейная (15,24 мм) винтовка. Но практика показала преимущества малокалиберных винтовок. Поэтому в 1868 году на вооружение русской армии была принята мелкокалиберная винтовка. Ее разработали русские военные инженеры А.П. Горлов и К.И. Гиниус при содействии американского полковника X. Бердана. В Америке берданку справедливо называли "русской винтовкой".

Патриархами отечественного стрелкового дела были С.И. Мосин, Н.М. Филатов, В.Г. Федоров. Именно они воспитали таких известных конструкторов-оружейников, как П.М. Горюнов, В.А. Дегтярев, М.Т. Калашников, Я.У. Рощепей, С.Г. Симонов, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Сергей Иванович Мосин

Автором знаменитой трехлинейной винтовки образца 1891 года был Сергей Иванович Мосин. За создание винтовки, отличавшейся прекрасными тактико-техническими характеристиками, Мосину была присуждена Большая Михайловская премия – самая престижная награда за изобретения в области артиллерийского и оружейного дела. Мосинская трехлинейная винтовка для русских изобретателей стала фундаментом исследований в области автоматического стрелкового оружия.

Один из талантливых создателей отечественного оружия Я.У. Рощепей сделал первый образец винтовки, "из которой можно стрелять автоматически".

Модернизированная винтовка Мосина была принята на вооружение в 1930 году. На ее основе конструкторы разработали снайперский вариант и карабин, имевший те же конструктивные принципы, что и винтовка образца 1891/1930 годов. Только в 1944 году производство винтовки Мосина было прекращено. Таким образом, от первого образца, изготовленного на Тульском оружейном заводе 16 апреля 1891 года, и до последнего прошло более 50 лет. Такого долголетия не знала ни одна система стрелкового оружия в мире.

Но и на этом жизнь трехлинейки не закончилась. После Великой Отечественной войны конструкторы спортивного оружия, используя прекрасные тактико-технические возможности трехлинейки, создали малокалиберную винтовку МЦ-12 и произвольную, калибром 7,62 мм винтовку МЦ-13. Эти модели стали в ряд лучших мировых образцов и позволили нашим спортсменам завоевать самые высокие награды на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных соревнованиях.

Владимир Григорьевич Фёдоров

Выдающимся разработчиком отечественного автоматического оружия был В.Г.Федоров. Весной 1911 года автоматическая винтовка Федорова выдержала первую проверку, а летом 1912 года прошла и полигонные испытания. Одновременно испытывалась и хорошо показавшая себя винтовка Ф.В. Токарева. Вместе с отечественными системами испытание прошли и восемь иностранных образцов, но ни один из них не был оценен положительно. Это была большая победа русской школы оружейников-автоматчиков. Но с началом первой мировой войны решением правительства работы по совершенствованию автоматических винтовок были прекращены. Только в 1916 году автоматами удалось вооружить специальное подразделение и отправить его на фронт. Это было первое в войн подразделение автоматчиков. В то время их не имела ни одна армия мира. В конце войны автоматическими системами Федорова стала вооружаться авиация.

Одним из учеников и сподвижников Федорова был В.А. Дегтярев. В 1927 году на вооружение Красной Армии был принят пулемет, на котором стояла марка ДП – "Дегтярев, пехотный". После этого Дегтярев начал работать над созданием отечественного пулемета для авиации. В марте 1928 года авиационный пулемет Дегтярева был принят к серийному производству и заменил в советской авиации английские пулеметы Льюиса.
Дегтярев тесно сотрудничал с другими талантливыми конструкторами – Г.С. Шпагиным и П.М. Горюновым. Результатом их сотрудничества стала целая серия пулеметов. В 1939 году на вооружение поступил 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 года ДШК (Дегтярев – Шпагин, крупнокалиберный). Вначале он был предназначен для пехоты, но затем нашел применение и в других родах войск. Пробивая броню до 15 мм, ДШК был эффективным средством в борьбе с авиацией противника.

Василий Алексеевич Дегтярёв

Когда началась Великая Отечественная война, Дегтяреву шел седьмой десяток. Но конструктор стремился помочь фронтовикам созданием новых образцов оружия. Поскольку враг был силен танками, то крайне необходимы были эффективные средства борьбы с ними.

В очень короткий срок было подготовлено два опытных образца противотанковых ружей – Дегтярева и Симонова. Симоновское ружье имело преимущество в скорострельности, дегтяревское – в весе и удобстве действия. Оба ружья имели хорошие боевые качества и были приняты на вооружение.

По-особому сложилось сотрудничество В.А. Дегтярева с П.М. Горюновым. Молодой конструктор создал пулемет, который превосходил пулемет системы Дегтярева и был рекомендован специальной комиссией для принятия на вооружение. Для Василия Алексеевича это было неожиданностью и серьезным нравственным испытанием, но на вопрос, какой пулемет принимать на вооружение, Дегтярев не колеблясь ответил, что следует принять станковый пулемет системы Горюнова. Именитый конструктор в данном случае проявил истинное благородство и по-настоящему государственный подход.

В мае 1943 года новый станковый пулемет был принят на вооружение под наименованием "7,62-мм станковый пулемет системы Горюнова образца 1943 года (СГ-43)". Фронтовики сразу оценили высокую маневренность оружия, простоту конструкции, безотказность и надежность, сравнительно легкий вес, упростившуюся по сравнению с "Максимом" подготовку к стрельбе.

Опыт боевого применения станкового пулемета системы Горюнова, его замечательные боевые качества привлекли внимание конструкторов танкового оружия. Вскоре было принято решение об использовании пулемета на средних танках и бронетранспортерах.

Преждевременная смерть не позволила талантливому конструктору реализовать многие планы. Государственная премия П.М. Горюнову была присуждена посмертно.

Фёдор Васильевич Токарев

Талантливым и самобытным конструктором был и Ф.В. Токарев. "Патриарх русского оружия" успешно конкурировал с иностранными конструкторами – Браунингом, Маузером, Кольтом, Наганом и другими. Токарев создал около 150 различных образцов оружия. Он один их тех, кто стоял у истоков отечественного автоматического оружия. Впервые с автоматическим оружием Токарев познакомился в 1907 году. А уже через год он вел автоматический огонь из винтовки собственной конструкции. В 1913 году винтовка Токарева прошла очередные испытания, опередив лучшие иностранные образцы Браунинга и Шегреня.

В советское время Токарев усовершенствовал "Максим" образца 1910 года, сконструировал несколько типов авиационных пулеметов. Большой заслугой конструктора является создание в довоенные годы пистолета ТТ.

Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это автоматическая винтовка. В мае 1938 года Токарев представил свой, как он считал, лучший из 17 созданных им образцов винтовки. В результате испытаний его винтовка показала высокие качества и была принята на вооружение под названием "7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)". Над ее созданием конструктор работал 30 лет. На базе этой винтовки в том же году Токаревым была разработана и снайперская винтовка с оптическим прицелом.

Созданию Г.С. Шпагиным знаменитого пистолета-пулемета (ППШ-41) предшествовала длительная работа над многими системами автоматического оружия совместно с В.Г. Федоровым и В.А. Дегтяревым. Это был важный этап в становлении будущего конструктора. ППШ имел неоспоримые преимущества перед существовавшими образцами. Первая партия автоматов испытывалась на фронте, непосредственно в бою. Результаты превзошли все ожидания. Командиры просили быстрее наладить массовое производство автоматов Шпагина.

Простота устройства и технологии изготовления автоматов позволила уже в 1941 году, когда часть военных заводов демонтировалась и переводилась на восток, развернуть их производство на мелких предприятиях и даже в мастерских. ППШ лишил врага преимущества перед нашей армией в автоматическом стрелковом оружии.

Значительный вклад в совершенствование отечественного стрелкового оружия внес А.И. Судаев. Всемирно известный М.Т. Калашников считает пистолет-пулемет Судаева (ППС) "лучшим пистолетом-пулеметом периода Второй мировой войны". Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобству в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники. Для изготовления ППС требовалось в два раза меньше металла и в три раза меньше времени, чем для ППШ.

В первых рядах конструкторов-оружейников А.И. Судаев появился неожиданно и быстро. Уже в начале Великой Отечественной войны он разработал проект упрощенной зенитной установки, а затем стал работать над созданием пистолета-пулемета. Офицер добился, чтобы его командировали в осажденный Ленинград и непосредственно там принял участие в организации производства оружия.

Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова (1919). Он отличается легкостью, компактностью, надежностью, изяществом.

Свой первый образец старший сержант М.Т. Калашников сделал в паровозном депо, в котором он работал до войны, а в то время находился в отпуске после тяжелого ранения и контузии. В начале войны Михаил Тимофеевич был механиком-водителем танка и видел, что танкист, выскочив из подбитой машины, больше не участвовал в бою. Очевидной была необходимость вооружения экипажей танков компактным, удобным автоматическим оружием.

Весной 1942 года опытный образец был готов. Однако изготовленный кустарным способом автомат был забракован "за отсутствием преимуществ перед существующими образцами". Но комиссия отметила незаурядные способности старшего сержанта, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов.

Михаил Тимофеевич Калашников

Очередные испытания новых автоматов проходили в традиционно жестких условиях. Конкуренты один за другим "сходили с дистанции", не выдержав труднейших испытаний. Автомат Калашникова выдержал все, был признан лучшим и принят на вооружение под названием "7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.". Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 году созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5,45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью, им пользуются в армиях более чем 50 стран.

Замечательную историю имеет и русская артиллерия , появление которой связано с именем великого князя Дмитрия Донского (1350-1389). Именно при нем зародилось пушечно-литейное дело.

Русская артиллерия развивалась быстро и самостоятельно. Это подтверждается и ее численностью. К концу XIV века на Руси насчитывалось до 4 тысяч артиллерийских орудий.

В середине XV века при Иване III появились "пушечные избы", а в 1488 - 1489 годах в Москве строится Пушечный двор. В мастерских Пушечного двора Андрей Чохов в 1586 году отлил самую большую по калибру пушку в мире, ее вес – 40 тонн, калибр – 890 мм. В настоящее время она находится на территории Московского Кремля. Пушечный двор был богат талантами и других мастеров литейного дела. Появились целые "пушечные" династии и школы. На пищали 1491 года было отлито, что делали ее "Яковлевы ученики Ваня да Васюк". Известны своими успехами пушкари Игнатий, Степан Петров, Богдан Пятой и др.

В начале XVII века русские мастера изготовили трехдюймовую бронзовую пищаль с нарезами в канале ствола. Это было первое в мире нарезное оружие, на 200 с лишним лет опередившее развитие артиллерийской техники в других странах. До нашего времени дошли и иные свидетельства о том, что в русской артиллерии того периода существовали передовые технические идеи. Иностранцы знали об этом и стремились заполучить образцы русского оружия.

После Северной войны начальник русской артиллерии Я.В. Брюс писал Петру I: "Англичане зело сибирские пушки возлюбили... и просят одной пушечки для образца".

Андрей Константинович Нартов

Развитая промышленная база и талант отечественных конструкторов позволили Петру I создать артиллерию, которая в течение всего XVIII века оставалась самой многочисленной и технически совершенной артиллерией в мире. Большой вклад в развитие отечественной артиллерии внес знаменитый русский механик А.К. Нартов, который во второй четверти XVIII века создал специальные станки и инструменты для производства артиллерийских орудий, первым в мире предложил оптический прицел. Однако самым известным изобретением А.К. Нартова была 44-ствольная круговая скорострельная батарея. На колесообразном станке были размещены 44 бронзовые мортирки, разделенные на 8 секторов по 5-6 стволов в каждом. Конструкция позволяла производить стрельбу из всех мортирок сектора одновременно. Затем станок поворачивали, производили стрельбу из другого сектора, и в это время с противоположной стороны можно было производить перезаряжание.

Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес Петр Иванович Шувалов (1710-1762). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757-1759 гг. разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название "единорог". Легкие и маневренные орудия стреляли картечью, ядрами, разрывными гранатами, зажигательными снарядами на дальность до 4 км. После России единороги были приняты на вооружение сначала Францией, затем другими европейскими странами и продержались на вооружении свыше 100 лет. Русская артиллерия уже в те времена сопровождала пехоту в бою и вела огонь над своими боевыми порядками.

Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Им было изобретено 3-фунтовое орудие с двумя стволами, названными "близнятами". Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

Владимир Степанович Барановский

В 1872-1877 гг. инженер-артиллерист В.С.Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжание. К сожалению, талантливый конструктор трагически погиб при артиллерийских испытаниях. Ни одно из зарубежных орудий не могло превзойти отечественную трехдюймовую пушку образца 1902 года, созданную по идеям Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Забудским.

Русские инженеры проявили высокое мастерство в создании мощных снарядов. Так, фугасная граната В.И. Рдултовского появилась в артиллерии в 1908 году и под названием "старой фугасной гранаты" дожила до Великой Отечественной войны.

"Богом войны" называли артиллерию в годы Великой Отечественной. Советские конструкторы артиллерийских систем перед войной создали достаточно мощные и совершенные орудия и минометы. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны" и одной "из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Василий Гаврилович Грабин

В 1943 году около половины всех артиллерийских средств Красной Армии приходилось на долю минометов. Многие из них были разработаны под руководством Б.И. Шавырина. Это 50-мм ротный, 82-мм батальонный, 120-мм полковой минометы. В октябре 1944 году появился 240-мм миномет. В создании таких мощных минометов Германия отставала от СССР. Только в 1942 году, использовав чертежи, захваченные на одном из заводов Украины, немецкие инженеры наладили производство 122-мм минометов, которые являлись точной копией советских.

Со второй половины XVII века на Руси стали применяться ракеты. Производством ракет в конце XVII века занимался и молодой царь Петр. Им было основано специальное "ракетное заведение", где Петр сам изготовлял и пускал ракеты, придумывал составы "огненных снарядов" Петровская сигнальная ракета просуществовала в армии почти полтора столетия. В последующие годы в России ракетное дело постоянно совершенствуется: создаются новые ракетные снаряды и пусковые станки, разрабатываются основы ракетной стрельбы. Зачинателем этих дел был Александр Дмитриевич Засядко. Работы Засядко с успехом продолжил Константин Иванович Константинов. Ракеты его конструкции применялись в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.

Впоследствии отечественные реактивные системы нашли свое продолжение в знаменитых "катюшах" и других реактивных системах залпового огня. Разработчиками новых конструкторских идей стали отечественные ученые Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. Еще в 1912 году Н.И. Тихомиров предлагал использовать ракетный снаряд для военных судов. На базе группы Тихомирова – Артемьева и московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) в 1933 году был образован реактивный научно-исследовательский институт. Уже в 1939 году ракетное оружие было впервые применено в виде авиационных ракетных снарядов. В 1938 году в институте стали разрабатывать установку, рассчитанную на 24 снаряда калибром 132 мм.

21 июня 1941 года буквально за сутки до начала Великой Отечественной войны наземные реактивные установки демонстрировались Правительственной комиссии. После демонстрации было принято решение о немедленном серийном выпуске установок и реактивных снарядов. Менее чем через месяц, 14 июля 1941 года, произошло боевое крещение нового оружия – знаменитых "катюш" – под Оршей. Грозное оружие было применено батареей капитана И.А. Флерова.

После войны наши ученые И.В. Курчатов, M.B. Келдыш, А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон и другие создали атомное оружие, а для его доставки были сформированы дивизии дальних бомбардировщиков. Так окончилась монополия США на этот вид оружия.

В 1959 году рождаются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) . Создателями межконтинентальных баллистических ракет, жидкостных реактивных двигателей, приборов управления и сложного наземного оборудования для них были академики С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Макеев, М.Ф. Решетнев, В.П. Бармин, A.M. Исаев, М.К. Янгель и другие.

Михаил Кузьмич Янгель

Благодаря их таланту и самоотверженности в работе были созданы стартовые комплексы для баллистических ракет средней и малой дальности, ракеты "Протон" и универсальной космической системы "Энергия" - "Буран", поставлены на боевое дежурство межконтинентальные ракеты (Р-16, Р-7 и Р-9) и ракеты средней дальности (Р-12, Р-14).

Новый этап в техническом оснащении РВСН связан с созданием и постановкой на боевое дежурство ракетных систем РС-16, РС-18, РС-20. В этих ракетных системах наши конструкторы применили принципиально новые технические решения, позволившие повысить эффективность боевого применения ракет и усилить их защищенность от ударов противника.

Обстановка и уровень развития военного дела обусловили и создание военно-космических сил. Наши ученые и конструкторы разработали уникальную военно-космическую систему, позволившую многократно повысить эффективность действия различных родов войск и видов вооружения. В космосе постоянно находятся наши военные спутники, с помощью которых осуществляются разведка, связь и управление войсками, определяется местонахождение кораблей, самолетов, мобильных пусковых установок ракет, производится наведение оружия на цели, решаются другие задачи.

Очень интересной и динамичной является история создания и совершенствования танков , начало которой положено в нашей стране. В мае 1915 года гусеничная машина российского конструктора А. Пороховщикова, вооруженная двумя пулеметами, помещенными во вращающейся башне, прошла испытания на полигоне. Так появился принципиально новый вид оружия – танк. С тех пор в мире не прекращается острое соперничество за создание лучшей бронированной боевой машины, повышение ее боевых свойств – огневой мощи, подвижности, защищенности.

Михаил Ильич Кошкин

Советские конструкторы М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозов создали средний танк Т-34, ставший самой массовой в мире бронемашиной – было выпущено более 52 тысяч. Это единственная машина, которая всю Вторую мировую войну прошла без существенных конструктивных изменений - так блестяще она была задумана и выполнена.

Американский военный историк М. Кэйдин писал: "Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины XX века лучше, чем сумел бы это сделать кто-нибудь другой на Западе". С декабря 1943 года на Т-34 установили 85-мм пушку, и ее бронебойный снаряд с расстояния 1000 метров пробивал броню толщиной 100 мм, а подкалиберный, с расстояния 500 метров, – 138-мм броню, что позволяло успешно бороться с немецкими "тиграми" и "пантерами".

Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.
В настоящее время принимаются меры по замене ныне действующих танков Т-72 и Т-80 на унифицированную и более совершенную модель Т-90. Новая машина обладает системой оптико-электронного подавления, комплексом, позволяющим вести стрельбу с ходу управляемой ракетой на дальность 5 километров, дублирующей системой управления огнем у командира экипажа.

Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения . В середине ХIХ века во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный Военно-морской флот становится броненосным.

История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.

В 1834 году, когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.

В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова – знаменитого строителя линейных кораблей – была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки "Акула" и "Барс" оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в Первую мировую войну стран.

Сергей Никитич Ковалев

Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 года он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро "Рубин". Ковалев – автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром "Янки", "Дельта" и "Тайфун".

Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.

В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном Военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации. Созданные на Черном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы Первой мировой войны.

Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916-1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа "Горностай" (1954-1958), первых в советском Военно-морском флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962-1967), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров "Киров" (1968-1982) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.

Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении . О.К. Антонов, А.А. Архангельский, Р.Л. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.

Александр Фёдорович Можайский

Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10-15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолета, которая в 1877 году была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полета: разбег, взлет, полет и посадку. Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолета с неподвижным крылом и строить его "по образцу птиц с машущими крыльями", с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные летные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 года).

Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874-1945). В период с 1908 по 1912 годы он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.

Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 года под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880-1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал "Русский витязь".

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912-1914 годах под руководством Сикорского были созданы также самолеты "Гранд" и "Илья Муромец", отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.

Андрей Николаевич Туполев

Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Андрея Николаевича Туполева (1888-1972) крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 "Максим Горький" (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской Армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других.

Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты.

Павел Осипович Сухой

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895-1975). Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом (Су-7б и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Талант и подвижничество наших ученых и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью – 140 км/ч и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии "Ракеты" и "Метеоры" – детище военного ученого.

На Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 тонн и скоростью 400-500 км/ч испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.

Не имеет аналогов и противотанковый вертолет Ка-50, названный "Черной акулой". С 1982 года эта боевая машина не раз выигрывала различные конкурсы, приводила в изумление специалистов на всевозможных выставках.

Вертолет обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР "Вихрь" с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8-10 километров, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло летчика и предварительное отстреливание лопастей вертолета обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.

Русская земля во все времена была богата на таланты, мы явили миру Менделеева и Королёва, Попова и Калашникова. Список выдающихся отечественных военных конструкторов можно продолжать очень долго. Меч русской армии ковался трудом и интеллектом многих сотен и тысяч наших соотечественников.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Владимир Дергачев



Вероятно, даже каждая собака знает «героев» российского шоу-бизнеса — кто, где, когда и с кем. Многие знают изобретателей знаменитого танка Т-34, но вряд ли кто может назвать имена творцов самого мощного оружия Великой Отечественной войны. Это отдельная трагическая история с репрессиями и расстрелами. При жизни звание Героя Социалистического Труда и Сталинскую премию получил человек, который, по мнению коллег, включая будущего конструктора ракетно-космической техники Сергея Королева, написал в партком донос на товарищей и был впоследствии назначен главным инженером, а затем начальником Реактивного научно-исследовательского института (НИИ №3) Народного комиссариата боеприпасов СССР. Да и советская власть до последнего года своего существования стремилась не затрагивать этот болезненный для неё вопрос. Так как большинство инженеров, причастных к появлению ракетно-минометных установок было репрессировано — расстреляны или отбывали сроки в лагерях ГУЛага. Только когда смертельная угроза нависла не только над страной, но и властью, произошло её частичное отрезвление.

Через полвека первый и последний советских президент набрался храбрости и подписал Указ президента СССР от 21 июня 1991 года № УП-2120 «О присвоении звания Героя Социалистического Труда создателям отечественного реактивного оружия» (посмертно)

И.Т.Клейменову, Г.Э.Лангемаку, В.Н.Лужину, Б.С.Петропавловскому, Б.М.Слонимеру и Н.И.Тихомирову). Иногда в этот список ошибочно включают Ивана Гвая, которому удалось выжить и получить при жизни орден Ленина и Сталинскую премию.

Цунами репрессий прошёлся не только по Реактивному научно-исследовательскому институту (НИИ № 3), где велись разработки ракетной артиллерии. В 1939 году был арестован народный комиссар вооружений СССР Борис Львович Ванников (1887 - 1962). Когда начались перебои с поставками боеприпасов, 20 июля 1941 года он из тюрьмы на Лубянке был доставлен в кремлевский кабинет вождя и вновь назначен наркомом вооружений. Сталин просил не держать обиды за случившееся. Впоследствии Ванников стал трижды Героем Социалистического Труда (1942, 1949, 1954) и кавалером шести орденов Ленина.

Последние Герои Социалистического Труда (посмертно)

Информация в русской Википедии об изобретателях грозного оружия очень скудная. Наиболее обстоятельные статьи о Клейменове и Лангемаке размещены на сайте, посвященном Истории Российской Советской космонавтики и составлены на основе архива академика Валентина Глушко его сыном Александром.


Иван Терентьевич Клейменов (1899 - 1938) — уроженец Тамбовской губернии, один из организаторов и руководителей разработок ракетной техники. В 1921/22 гг. успешно учился на математическом отделении физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета, а в 1923 году по распоряжению М.В. Фрунзе зачислен на учебу в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, которую закончил в 1928 году. В 1929 году был командирован одним из Управлений Наркомата Обороны на работу в Германию, возвратился с семьей из Берлина в 1932 году. Возможно, был связан с внешней военной разведкой. Начальник Реактивного научно-исследовательского института №3 (1933—1937) Народного комиссариата боеприпасов СССР, по его инициативе почетным членом научного совета института был избран К. Е. Циолковский.

В 1937 году вместе с главным инженером Георгием Лангемаком были представлен к правительственной награде за разработку новых типов вооружений, но 2 ноября арестован, осужден и расстрелян 10 января 1938 года в возрасте 38 лет. Захоронен на кладбище вблизи крематория Донского монастыря в могиле «невостребованных» прахов. В 1955 году Военной Коллегией Верховного Суда СССР Клейменов был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.


Георгий Эрихович Лангемак (1898 - 1938) — уроженец Старобельска Харьковской области (отец немец, статский советник министерства просвещения, мать швейцарка) - один из основных создателей реактивного миномета «Катюша». С детства в совершенстве владел французским и немецким языками. В 1916 году закончил гимназию с серебреной медалью и поступил в на филологический факультет Петроградского университета для изучения японской филологии. Но был призван в армию и летом 1917 года произведен в мичманы. В 1918 году поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, но в том же году вновь был мобилизован, но уже в Красную Армию. Служил в Кронштадте, стал членом ВКП(б), но исключен из партии из-за венчания с будущей женой в лютеранской церкви. В 1923 - 1928 гг. учился в Военно-технической академии (ныне Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого). Во время учебы принимал участи в работах Газодинамической лаборатории Н.И. Тихомирова, который еще в Российской империи предложил проект реактивного снаряда. С 1934 года — заместитель начальника (главный инженер) Реактивного научно-исследовательского института №3 Народного комиссариата боеприпасов СССР.

В 1935 году Георгий Лангемак совместно с будущим конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко (уроженцем Одессы) написал первую в Советском Союзе книгу «Ракеты, их устройство и применение». Труд обобщал опыт конструирования жидко- и твердотопливных ракет. 15 августа 1939 года Глушко так же был репрессирован и осужден на 8 лет лагерей, но оставлен для работы в закрытом техническом бюро (шарашке).


Георгий Лангемгак арестован 2 ноября 1937 год как немецкий шпион, расстрелян 11 января 1938 году в возрасте 39 лет. Захоронение в могиле «невостребованных прахов» кладбища возле Донского крематория. Расстрельный список с фамилиями Клейменов и Лангемака завизирован «любимыми» вождями советского народа Ждановым, Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым .


Василий Николаевич Лужин (1906-1955) — инженер-конструктор.

Родился в Нижегородской губернии в семье зажиточного крестьянина, русский. С 1918 года с семьёй жил в городе Выкса.
В 30-е годы работал в Реактивном научно-исследовательском институте №3 Народного комиссариата боеприпасов СССР. В 1940 году, когда разработка в основном была закончена, поступил донос сослуживцев о его разговорах о тяжелом положении крестьян в колхозах. По семейной легенде конструктор на банкете в московском ресторане разбил портрет Сталина.

Арестован 8 апреля 1940 года, осуждён Особым совещанием НКВД СССР по ст.58 УК РСФСР (контрреволюционная агитация) на 8 лет. Полностью отбыл срок, работая на строительстве железной дороги в Печоре, затем в специальном конструкторском бюро НКВД-МВД СССР при авиационном заводе в Рыбинске.
В 1948 году после отбытия наказания и будучи морально надломленным, вернулся в Выксу, где устроился на работу в конструкторском бюро завода дробильно-размольного оборудования.

В 1955 году в возрасте 49 лет скоропостижно скончался от инфаркта. В 1958 году по заявлению его вдовы дело конструктора было пересмотрено, и он был полностью реабилитирован. Только в 1994 году удалось найти вдову Героя, которой были вручены орден Ленина и Золотая медаль «Серп и Молот». О Василии Лужине нет статьи в русской Википедии.

Борис Михайлович Слонимер (1902 - 1980) - ученый и военный инженер-химик, организатор производства вооружения и боеприпасов, начальник Реактивного НИИ (1937 - 1940), один из руководителей работ по созданию реактивных минометов «Катюша». В Интернете нет его фотографии.


Николай Иванович Тихомиров (1859 - 1930) — изобретатель и специалист по ракетной технике, еще в 1912 году представил Морскому министерству проект реактивного снаряда («самодвижущихся мин реактивного действия»). Но только в 1921 году уже при советской власти изобретение было подвергнуто новым экспертизам и призвано уже советской властью имеющим важное оборонное значение. По предложению Тихомирова была создана лаборатория «самодвижущих мин» (впоследствии газодинамическая), специализирующаяся на создании ракетных снарядов на бездымном порохе. Умер собственной смертью, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Героем Социалистического Труда стал через 130 лет после рождения!

Еще при жизни по распоряжению Иосифа Сталина были отмечены высокими наградами:
28 июля 1941 года звание Героя Социалистического Труда, а в 1942 году Сталинскую премию первой степени за участие в разработке и постановке на вооружение реактивных минометов получил Андрей Григорьевич Костиков (1899 - 1950), уроженец украинского города Казатин. После окончания в 1933 году Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского «по авиационным двигателям и ракетной специальности» работал в Ракетном научно-исследовательском институте инженером, начальником отела ракетных двигателей, главным инженером. За полмесяца до начала войны 7 июня 1941 года уже начальник Ракетного НИИ Костиков продемонстрировал советским руководителем во главе с Иосифом Сталиным работу ракетной автомобильной установки залпового огня.

Несмотря на высокие награды, Костиков не миновал опалы, был арестован в 1944 году за срыв сроков сдачи военного изделия и почти год провёл в тюрьме. Однако предъявленные ему обвинения в шпионаже и вредительстве не подтвердились, и в феврале 1945 года он был освобожден. В 1950 генерал-майор и член-корреспондент АН СССР году скоропостижно скончался в московской квартире от инфаркта миокарда на 51 году жизни.

В 1942 году Сталинскую премию за участие в разработке и постановке на вооружение Гвардейских реактивных минометов «Катюша» получили:


Иван Исидорович Гвай (1905 - 1960), уроженец Екатеринослава (Днепропетровска), конструктор установок для ракетного оружия был награжден орденом Ленина, лауреат двух Сталинских премий (1941, 1942). В 1942 году ему была присуждена степень кандидата технических наук без защиты диссертации. Очевидцы вспоминают, что когда Иван Грай пришел в ВАК за дипломом кандидата наук, у него спросили про рукопись диссертации. В ответ сказал, что она «стреляет на фронте».
Умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет и похорон в Москве на Новодевичьем кладбище.

Ссылаясь на технические экспертизы 1944 и 1956 годов, оппоненты отрицают непосредственную причастность Костикова, Аборенкова и Гвая к авторству БМ-13 и пусковых устройств к ним.

Создание оружия всегда было актуальным для человечества. И в этой сфере технического творчества случались как удачи, когда новинка была весьма эффективной в применении против врага, так и провалы, когда новое оружие оказывалось куда более опасным для людей его использующих, чем для противника.

Именно о таких потенциально опасных в применении моделях и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Panzer 68

В Швейцарии в 1960-х годах был построен танк PZ 68, целью разработки которого было оснащение армии страны современными танками, способными противостоять новейшим советским бронемашинам. Было построено почти 400 танков, которые в итоге использовались до 2003 года. В теории, PZ 68 был грозной боевой машиной с инновационной компьютеризированной системой управления огнем, которая позволяла повысить точность стрельбы.

Также танк отличался хорошей маневренностью. Однако, это все было в теории, а на практике обнаружился ряд проблем. В 1979 году швейцарский журнал опубликовал "разоблачение", в котором было обосновано, что на самом деле танк имел более 50 дефектов. Некоторые из них были не критичными. Например, система защиты от радиационной, биологической и химической угрозы не работала должным образом.

Но другие проблемы были более серьезными. Например, танк не мог двигаться задним ходом, если перед этим он не ехал вперед. Кроме того, башня танка дергалась из стороны в сторону, когда внутри машины включалось радио: используемые радиочастоты мешали работе электрической системы управления танком. И более того - пушка танка самопроизвольно могла произвести выстрел при включении обогрева внутри боевой машины.

2. M22 Locust

Это была блестящая идея: легкий танк, который можно доставлять до поля сражения на планере и тем самым предоставлять десантникам большую огневую мощь. В итоге на свет появился M22 Locust - танк, который весил всего 8 тонн (также он был всего 4 метра в длину и 2,2 метра в ширину). США произвели более 100 этих танков, которые были вооружены 37-миллиметровыми пушками. Тем не менее, Америка так никогда и не использовала их.

Многие были переданы англичанам, и некоторые даже поучаствовали в боях союзников во время форсирования Рейна в Германии. Танки оказались "страшным" оружием на поле боя. Один из них упал вместе с планером, а другой перевернулся после посадки. Даже те танки, которые успешно приземлились, оказались настолько уязвимыми на поле боя, что их пробивала даже пуля из винтовки. При этом 37-мм пушки оказались бесполезными против танков.

3. Липкая граната

В конце 1930-х годов британская армия совместно с двумя кембриджскими профессорами разработали противотанковый гранатомет, а котором граната после попадания прилипала к броне танка, обеспечивая большую эффективность при взрыве. Первоначальное тестирование оказалось крайне разочаровывающим: гранаты отскакивали от брони. Затем началась Вторая мировая война и англичане отчаянно пытались создать противотанковое оружие, которое смогло бы остановить немецкие танки.

В итоге, снова вспомнили о липких гранатах. Новый их дизайн заключался в гибком наружном корпусе, который был сделан из шерсти с клейким веществом. Внутри же находилась капсула из стекла. Но новая липкая граната прилипала не только к танку, а ко всему подряд, в том числе к рукам солдат, которые пытались ее бросить.

4. Проект X-Ray

Проектом X-Ray подразумевалось использование летучих мышей для того, чтобы сжигать японские города. Эта концепция была придумана стоматологом, который отдыхал в Мексике, где увидел десятки тысяч этих животных. Летучие мыши, обвязанные зажигательными устройствами, должны были сбрасываться с самолетов над японскими городами. Подразумевалось, что они должны были лететь к легковоспламеняющимся деревянным домам, где через некоторое время взрывные устройства детонировали.

В марте 1943 года правительство США разрешило дальнейшую разработку этого странного оружия. Тестирование доказало, что концепция работала. Но одна их летучих мышей случайно вырвалась на волю во время попытки сфотографировать ее движение. Через пятнадцать минут заминированное животное взорвалось, после чего сгорела почти вся база ВВС, где проводились испытания.

5. Подводная лодка К-19

К-19 была первой атомной подводной лодкой, вооруженной баллистическими ракетами. Однако судно оказалось буквально "проклятым" с самого начала. Во время строительства пострадали несколько рабочих. Электрик был раздавлен упавшей деталью, а инженер разбился насмерть, упав в ствол ракетной шахты на подводной лодки. Во время первой миссии на подводной лодке случилось ЧП - один из ядерных реакторов пошел вразнос и был на грани разрушения.

Если бы реактор расплавился, он бы убил всех на борту. Капитан с 22 добровольцами (из 136 человек экипажа) вошли в помещение реактора, чтобы вручную включить аварийное устройство новой системы охлаждения. Все 22 добровольца умерли от ужасного радиационного заражения. Подводная лодка была выведена из эксплуатации через 10 лет, когда в 1972 году в результате пожара на борту погибли 28 моряков.

6. Крейсер класса Mogami

Крейсера класса Mogami были разработаны японцами, чтобы придерживаться буквы (но не духа) Вашингтонского договора (относительно водоизмещения военных кораблей). Эти крейсера должны были качественно превосходить легкие крейсера любой другой страны. Водоизмещение нового крейсера равнялось 10 000 тоннам, как это было указано в договоре.

Но при этом японцы постарались втиснуть в столь ограниченное пространство максимально возможную огневую мощь, что сделало корабли очень неустойчивыми. Когда были проведены ходовые испытания, возникло еще больше проблем. Когда корабли делали залп из орудий, то расходились сварные швы на корпусе. После испытаний также заклинили орудийные башни и потребовался капитальный ремонт.

7. Броненосец-поповка класса "Новгород"

В 1870-х годах в России были построены несколько береговых броненосцев-мониторов класса "Новгород" для использования в Черном море и на Днепре. На создание необычных кораблей повлияли рассчеты британского судостроителя, который утверждал, что идеальная форма корабля – круглая. В теории эти прибрежные круглые корабли допускали использование более тяжелого пушечного вооружения для данного тоннажа, были лучше защищены от вражеских выстрелов и были более маневренными.

Тем не менее, реальность сильно отличалась от чертежей. После постройки двух кораблей ("Новгород" и "Киев") обнаружился ряд проблем, которые привели к тому, что подобные корабли были практически бесполезными. Они слишком медленно двигались против течения Днепра, и ими было очень трудно маневрировать. При стрельбе из орудий судно и вовсе выходило из-под контроля и становилось очень неустойчивым. После трех десятилетий службы и десятилетия простоя поповки класса "Новгород" были списаны как раз перед Первой мировой войной.

8. Винтовка Росса

Винтовка Росса, созданная сэром Чарльзом Россом, была очень точным охотничьим ружьем. Власти Канады, чьи пограничные войска всегда отличались завидной меткостью, приняли эту винтовку на вооружение. Однако, она оказалась полностью бесполезной в условиях окопной войны (во время Первой мировой). Винтовка Росса была намного длиннее британского табельного огнестрельного оружия и попросту оказалась чересчур громоздкой в окопах.

Но это были не все проблемы. При стрельба отпадал штык, а внутренние механизмы винтовки забивались грязью в траншеях и выходили из строя. Канадцы, которых отправляли в бой с этими винтовками, как правило, отказывались от них при первой же возможности и подбирали оружие мертвых врагов.

9. Летающая бомба Афродита

Проект Афродита отличался простотой. Из списанных бомбардировщиков B-17 вынимали буквально все, оставляя только фюзеляж и двигатели. Вместо этого их "начиняли" 5400 килограммами взрывчатых веществ, тем самым превращая самолеты в гигантские летающие бомбы.Тем не менее, автоматизированные системы в то время не умели самостоятельно взлетать. Таким образом, пилот и штурман должны были произвести взлет, после чего передать управление автоматизированной системе радиоуправления и выпрыгнуть с парашютом. Беспилотник затем летел на радиоуправлении к цели и уничтожал ее. Эта отличная идея оказалась намного более сложной на практике.

В 1944 году первая миссия с участием четырех самолетов закончилась полным провалом. Один самолет упал и взорвался вскоре после взлета в Великобритании. Два других также разбились, причем погибли пилоты. Четвертый самолет успешно достиг своей цели, но он разбился, прежде чем смог нанести большой ущерб. Во второй миссии участвовали три самолета. Один из них разбился, а другой был сбит на пути к своей цели. Третий самолет же промахнулся мимо цели и упал в океан. После десятка провальных попыток проект был закрыт.

10. Броненосцы класса Тегеттгофф

Корабли класса Тегеттгофф стали первыми в мире броненосцами с трехорудийными башнями. Они были разработаны и построены в Австро-Венгрии незадолго до начала Первой мировой войны. "Тегеттгофф" отличались огромной броней (бронепояс в 280 мм), и 12-ю 305-миллиметровыми орудиями. На практике они оказались бесполезными из-за того, что давали опасный крен при крутом повороте. В результате, корабли в основном оставались в порту во время Второй мировой войны. При одном из рейсов в 1918 году два этих броненосца были атакованы итальянскими миноносцами. Один сбежал назад в порт, другой затонул.

Ракеты самого разного назначения по определению являются модульной конструкцией. Фото с сайта КТРВ

Создание вооружения на основе использования унифицированных узлов, состоящих из взаимозаменяемого комплекса деталей (модулей), выполняющих самостоятельные функции, прочно вошло в практику инженерных разработок в нашей стране и за рубежом. Достаточно упомянуть о постройке для российского ВМФ перспективных корветов проектов 20380 и 20385, в которых на единой базовой платформе создаются различные модификации кораблей, отличающихся типом и количеством вооружения. На экспортных вариантах корабля по желанию заказчика предполагается установка не только российских, но и зарубежных систем оружия.

За рубежом немецкая фирма «Блом унд Фосс» даже запатентовала метод проектирования и строительства, получивший название MEKO (Mehrzweck-Kombination - многоцелевой комбинированный корабль). В основе метода разделение корабля на примерно равные прямоугольные параллелепипеды (модули), насыщенные различными системами, электроникой и вооружением. Из этих модулей, как в известном конструкторе LEGO, «собираются» фрегаты, корветы и патрульные корабли открытого моря. На верфях фирмы и других судостроительных компаний уже построено 63 МЕКО-корабля для ВМС 10 государств.

Модульный метод создания военной техники не ограничивается областью конструирования вооружения. Уже разрабатывается и внедряется концепция универсального кузова-контейнера, на базе которого предлагаются универсальные модульные платформы материально-технического обеспечения, связи и управления, медицинской и радиотехнической служб. Их внедрение в войска позволяет решить ряд ключевых вопросов тылового обеспечения и логистики, произвести подлинную революцию в этих областях, поскольку дает возможность значительно сократить затраты и время на создание элементов тыловой инфраструктуры и повысить ее мобильность.

Идея модульного метода проектирования и разработки вооружения не является инновационной. Считается, что она родилась за рубежом, о чем, в частности, упоминается во многих источниках. Но если в некоторых из них ее зарубежное происхождение улавливается между строк, то такой автор как Олег Козаренко в своей монографии о модульных конструкциях прямо указывает: «Еще тридцать лет назад при разработке кораблей новых поколений в США пришли к созданию транспортно-пускового контейнера (ТПК). После того как была разработана установка вертикального пуска (УПК) под ТПК, их крейсеры и эсминцы получили универсальную ракетную платформу».

Обратимся все же к истории создания отечественного вооружения. В 30-х годах прошлого века обострение международной обстановки требовало резкого сокращения времени на разработку новых образцов оружия, поэтому конструкторы артиллерийских систем редко шли на радикальный пересмотр конструкции орудий. С целью достижения максимальной дальнобойности при минимальной массе орудия и при максимально тяжелом снаряде применялся так называемый «метод наложения», когда конструкторы, как правило, комбинировали новый ствол с готовым лафетом или новый лафет создавался под уже существующий ствол. Исследователь истории создания отечественного артиллерийского вооружения Алексей Шалковский обратил внимание на еще одну особенность в деятельности советских конструкторов: при создании новых артиллерийских систем они нередко использовался метод LEGO – создание нового образца вооружения из имеющихся деталей и использование уже готовых решений. При разработке 107-мм пушки образца 1940 года М-60, например, группой конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова затвор был взят от 122-мм гаубицы образца 1910–1930 годов; накатник, верхний и нижний станки, поворотный механизм и колесный тормоз созданы с некоторыми изменениями по типу тех, которые использовались в конструкции 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30; тормоз и уравновешивающий механизм с незначительными изменениями выполнен по типу имевшихся у 152-мм гаубицы образца 1938 года М-10 и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года МЛ-20.

Так что модульный метод создания вооружения вырос и успешно использовался на отечественной почве гораздо раньше, чем в США: более 70 лет назад. Его применение давало колоссальный выигрыш во времени. Характерной в этом отношении является история создания 152-мм гаубицы образца 1943 года Д-1. При ее разработке конструкторская группа под руководством Ф.Ф. Петрова двухстанинный лафет, щитовое прикрытие, прицельные и противооткатные приспособления 122-мм гаубицы М-30 скомпоновала со стволом 152-мм гаубицы М-10, снабдив его мощным дульным тормозом. Поршневой затвор был позаимствован у 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года МЛ-20. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов орудия и испытание стрельбой группой было затрачено всего 18 дней. Таких темпов разработки нового орудия не знала ни зарубежная, ни отечественная практика.

Реализация модульного метода серьезно сокращала и время освоения производством новых орудий. Благодаря их широкой унификации с артиллерийскими системами, находящимися в серийном производстве, освоение производством новой гаубицы происходило в кратчайшее время. Так, на переход к ее серийному производству заводу № 9 потребовалось только 1,5 месяца.

Использование унифицированных деталей, узлов и механизмов, кроме сокращения времени проектирования, разработки и освоения производством новых орудий, существенно снижало финансовые затраты на них, а появление новых орудий, в которых преобладают известные агрегаты, значительно ускоряло освоение их войсками.

К сожалению, опыт широкой унификации деталей, узлов и механизмов вооружения в период выживания отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в значительной мере был утрачен, да и мелкосерийность производства вооружения не способствовала его унификации. Между тем в войсках насчитывается значительное число однотипных образцов вооружения, лишь незначительно различающихся между собой массогабаритными характеристиками. Особенно велика их доля в ракетном вооружении, хотя конструкция последнего существенно облегчает внедрение модульного принципа в проектирование и производство, поскольку ракета конструктивно состоит из модулей: боевой части, блока управления, ракетного двигателя. Кроме указанных преимуществ, модульный принцип упростит модернизацию ракетного вооружения и его межвидовую унификацию, а возможность замены боевой части в полевых условиях существенно расширит спектр решаемых боевых задач. Так что использование отечественного опыта модульного метода создания вооружения, являющегося мощным механизмом межвидовой и внутривидовой унификации оружия, сулит немало преимуществ, и задача конструкторского корпуса состоит в том, чтобы поставить его на службу отечественного ОПК.

Ответ на утверждение сталинофилов и антисемитов, что Сталин спас евреев Европы и СССР от тотального уничтожения.
Наглая ложь!
Создатели атомной бомбы (в шарашках Арзамас - 16):
Иоффе, Ландау, Фриш, Харитон, Курчатов(русский), Зельдович, Гуревич, Франк, Халатников, Арцимович, Хайкин, Гинсбург, Тамм(немец), Кикоин, Рабинович, Адамский, Гольданский, Шапиро, Шпинель, Семенович....
Создатель ракетных комплексов "Круг", "Бук", "Куб", С-300, "Антей" -Люльев
Создатель ПВО и ПРО - Лившиц А.Л., а систем их управления - Лившиц М.И., Залман
Создатели самолётов Ла 5, Ла 7, сверхзвукового Ла-160, ракет ПВО «Даль» и «Буря» - Лавочкин (Айзикович), Тайц, Фельснер, Хейфец (за годы войны было выпущено 22 тыс. самолётов)
Создатели самолётов МИГ-Микоян, Гуревич, а вертолётов Ми-2,4,6,8,10,12,24 ...- Миль
Создатели ТУ-4. ТУ-8 -Туполев (русский), Кербер, Френкель.
Создатели ЯК-1, ЯК-4, ЯК-9 Яковлев(русский), Донской, Закс, Зонштайн.
Создатели ПЕ-2 и ПЕ-8- Петляков (русский), Изаксон.
Создателями самолётов (генеральными и главными конструкторами) были - Бисноват, Хорол, Иосилович, Фельснер, Вайнберг, Черняков, Борин, Вигдорчик, Ицкович.
Создатели ракетостроения и авиационных двигателей - Косберг, Шапошник,Бисноват,Изаксон,Неман,Гинсбург.
Создатели танков КВ и ИС и самоходных орудий СУ и ИСУ-Котин, а двигателей к ним - Вихман, Горлицкий, Бер, Вернер.
Создатели «Катюши» - Шварц, Гонтмахер, Шор, Левин, Гай.
Создатель авиационных пушек Н-37,НС-45,НС-23, танковых и противотанковых орудий - Нудельман.
Создатель зенитных комплексов - Левин, Люльев, Хорол.
Создатель самоходной установки СУ-152 на базе Т-34 - Горлицкий.
Создатель 160 мм. миномёта - Теверевский..
Изобретатель «ежей» - генерал Гориккер.
Нарком вооружений — Ванников, нарком танковой промышленности - Зальцман, авиопромышленности - Сандлер.
Директора крупнейших авио и танковых заводов -Шенкман(Ла-5 и Ла-7), Гонор(з-д «Барикад»), Фрадкин (з-д Ворошилова), Зальцман (- д Коминтерна), Гольдштейн (з-д Молотова), Рубинчик (з-д Кр. Сормово), Белянский (Челябинский з-д Ил-2), Лифшиц (з-д ГАЗ), Кацнельсон (з-д N 174), Лев(Алтайский з-д.).....
Герои СССР, даже по официальным, явно заниженным, данным, евреи занимают 3 место, а в % отношении 1 место, при том, чтобы еврею присвоили Героя ему надо было быть им, как мин. дважды, а то и трижды.
«Почему же мне Герой, а ему не светит?
Видно пятая графа подвела в анкете» .
В одних только бронетанковых войсках у Рыбалко, который «плевал на все указы сверху», Героев - евреев было столько, сколько во всех танковых армиях вместе взятых - вот такой Ташкент! И это далеко не полный список, полный на сайте - "евреи во главе военной промышленности во время 2МВ" http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post293711997/.
Немалую роль в Победе сыграли и песни написанные:
Дунаевским, братьями Покрасс, Блантером, Цфасманом, Рознером, Баснером, Табачниковым, Кацем, Фрадкиным, Колкером, королём танго-О.Строком, Утёсовым, Колмановским, Матусовским, Пляцковским, Долматовским, Жарковским, Лисянским, Френкелем, Светловым, Ласкиным, Безыменским, Кирсановым, Слуцким....
И, как анекдот, песню «Русское поле» обычно исполняет И.Кобзон, слова И.Гофф, музыка Френкеля. Итак, практически, всё оружие и все песни Победы были созданы евреями.
А т.к. они составляли менее 2% населения Советского Союза, то, чтобы хотя бы сравняться с ними, надо на каждое упомянутое имя назвать, как минимум, 70 равных по гениальности русских имён.
Назвали только одно: атомную бомбу,оказывается, изобрёл Ломоносов,- один!. Травля евреев после войны
После окончания войны отдел в СССР началась бурная деятельность по увольнению специалистов-евреев под лозунгом “борьбы с космополитизмом”. Можно представить себе состояние человека, отдавшего все силы и энергию для достижения победы и теперь лишенного работы, униженного, оскорбленного.
Одним из первых уволенных начальников Главных управления был генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Наум Эммануилович Носовский, возглавлявший в годы войны артиллерийскую промышленность.
В июле 1947 г. уволили начальника Главного управления по производству боеприпасов Виктора Абрамовича Землеруба.
Известного строителя, начальника Управления строительства Беломорско-Балтийского канала Якова Давыдовича Рапопорта, награжденного пятью орденами Ленина, сняли со всех занимаемых постов.
Удалили из наркомата химической промышленности начальника Первого Главного управления С.Я. Файнштейна, несмотря на его большие заслуги. Уволили заместителей наркомов: авиационной промышленности - Соломона Мироновича Сандлера и цветной металлургии - Соломона Александровича Рагинского.
В авиапромышленности убрали всех директоров заводов еврейской национальности. Последним из них уволили директора Саратовского авиазавода Израиля Соломоновича Левина, награжденного двумя орденами Ленина и полководческой наградой - орденом Кутузова.
В наркомате минометного вооружения в 1958 г. осталось три директора завода из 40 директоров и главных инженеров, работавших в годы войны.
За период с 1947 по 1953 годы в оборонной промышленности было уволено более 50 евреев - генералов и адмиралов. Это коснулось и Героя Советского Союза начальника военно-инженерной академии генерал-полковника Котляра, а также ряда лиц высшего генералитета - Биновича (бронетанковые войска), С.Д. Давидовича - начальника НИИ танковой промышленности и ряда других.
Уволили в 1947 г. создателей промышленности боеприпасов генералов Д.Б. Бидинского, С.Г. Франкфурта, С.А. Невструева и др.
Среди уволенных оказались первые Герои соц. труда в артиллерийской промышленности генералы Л.Р. Гонор (которого арестовали в 1953г. и подвергли пыткам на допросах в МГБ) и А.И. Быховский, директора заводов Фрадкин, Хазанов, Шифрин, главный инженер Приволжского завода Олевский.
Директора завода № 69 - одного из ведущих в авиапромышленности, А.С. Котляра отдали под суд по ложному обвинению в финансовых махинациях.
В начале 1951 г. наркомат авиационной промышленности направил отделу машиностроения ЦК КПСС отчет о работе с кадрами, в котором сообщалось об увольнении 34 директоров и 31 главного инженера еврейской национальности.
Евреев увольняли и в других отраслях, например, автомобильной (П.И. Шварцбург, Б.М. Фиттерман и др.). Трагическая судьба у создателя танковой промышленности - наркома Исаака Мойсеевича Зальцмана.
Травля евреев продолжалась и после смерти Сталина. Евреев нигде не принимали на работу, а работающих увольняли. Из учебных институтов изгоняли маститых профессоров, доцентов, преподавателей. Не принимали евреев в аспирантуру.
“Пятый пункт” в паспорте закрывал дорогу к работе и творческой жизни.
Огромен вклад евреев в восстановление и организацию новой оборонной промышленности в годы войны, о чем умалчивают и в СССР и в РФ. Без совершеннного вооружения победа в войне была бы невозможна. Заслуга евреев в создании оборонной промышленности СССР должна войти в историю второй мировой войны.
Литература:
И.Циперфин "Передать потомкам правду о войне". журнал "Алеф" #983
Мининберг Л. Советские евреи в науке и промышленности СССР в период Второй мировой войны (1941- 1945). Москва. 1995.
Иосиф Кременецкий ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЕВ В СССР.
http://www.usfamily.net/web/joseph/evr_v_prom_sssr.htm
Приложение.
Государственный антисемитизм в СССР. Дело евреев-инженеров Московского автозавода имени Сталина
Р.А. Руденко и И.А. Серов - в ЦК КПСС о частичной реабилитации работников московского автозавода, осужденных за участие в так называемой еврейской антисоветской националистической группе
01.08.1955
ЦК КПСС
В ноябре 1951 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР осуждены к разным мерам наказания 41 человек бывших руководящих работников Московского автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР, в том числе:
Эйдинов А.Ф. — помощник директора Московского автозавода имени Сталина;
Фиттерман Б.М. — главный конструктор Московского автозавода;
Гольдберг Г.И. — главный конструктор по электрооборудованию Московского автозавода;
Шмидт А.И. — заместитель начальника производства автозавода;
Генкин Б.С. — пом. министра автотракторной промышленности СССР и другие, из которых 11 человек осуждены к расстрелу.
Все осужденные были признаны виновными в том, что, являясь участниками еврейской антисоветской националистической группы, действовавшей на Московском автозаводе, во главе с Эйдиновым проводили подрывную работу.
Эйдинов и ряд других лиц, осужденных по этим делам, признаны виновными также и в том, что они были связаны с американскими шпионами и саботировали организацию здравоохранения рабочих.
При рассмотрении дел в Военной Коллегии Верховного Суда СССР большинство арестованных умышленную вредительскую деятельность на автозаводе отрицало.
В поданных в 1952—1955 гг. жалобах осужденные Фиттерман, Коган, Гольдберг и другие свою вину категорически отрицают и утверждают, что в результате незаконных методов следствия они в 1950 году давали ложные показания.
Проверка, произведенная Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР, показала, что Эйдинов, Шмидт, Фиттерман и другие были осуждены по недостаточно проверенным материалам.
Обвинение Эйдинова, Шмидта и некоторых других в том, что они были связаны с американскими шпионами и способствовали им в сборе секретных материалов о Московском автозаводе, было основано на том, что еврейские писатели Персов и Айзенштадт (Железнова) несколько раз посетили автозавод, где беседовали с некоторыми евреями о работе завода.
Проверкой установлено, что Персов и Айзенштадт, как корреспонденты Еврейского антифашистского комитета, с разрешения Эйдинова действительно несколько раз были на автозаводе и, составив несколько очерков о жизни и достижениях евреев, работавших на заводе, опубликовали их в американской прессе. Но по своему характеру эти очерки секретных данных не содержали и антисоветскими не являются.
Обвинение осужденных в антисоветской клевете на национальную политику КПСС и советского правительства основывалось только на их личных показаниях, от которых осужденные, отбывая наказание в лагере, отказались.
Допрошенные в ходе проверки свидетели, в присутствии которых, как ранее утверждали осужденные, они вели антисоветские националистические разговоры, никаких показаний об антисоветской деятельности осужденных не дали.
Не подтвердилось в ходе проверки обвинение Эйдинова и других и в том, что они являлись участниками антисоветской группы.
Следствие по делам на бывших работников автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР велось с грубым нарушением социалистической законности.
Допрошенный в процессе проверки бывший помощник начальника Следчасти по особо важным делам МГБ СССР Соколов показал, что «...до начала допросов следователи, выделенные для ведения дела, были вызваны к Абакумову, который дал указание допрашивать арестованных о шпионской, вредительской и националистической деятельности. В этом направлении велись допросы и соответственно этому же указанию предъявлялось обвинение».
Вместе с этим проверка показала, что на Московском автозаводе имени Сталина в течение ряда лет существовала порочная практика в области планирования производства, недостаточного использования производственных мощностей завода, резервирования готовых автомобилей в незавершенном производстве, запуска автомобилей в серийное производство без соответствующих испытаний и незаконного расходования материальных ценностей.
Проверкой также подтверждено, что Эйдинов в период его работы на автозаводе группировал вокруг себя лиц преимущественно еврейской национальности из числа руководящих и инженерно-технических работников, которые в силу своих корыстных и карьеристических побуждений отрицательно влияли на работу и допускали расхищение государственных средств.
В связи с изложенным Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР принято решение внести в Верховный Суд СССР протесты с предложением переквалифицировать состав преступления следующим лицам:
1. Пом. директора автозавода Эйдинову, директору комбината общественного питания автозавода Персину, нач. медсанчасти автозавода Самородницкому, директору столовой автозавода Файману, зам. нач. прессового цеха автозавода Вайсбергу, зам. нач. материально-технического отдела автозавода Добрушину и нач. отдела труда и зарплаты автозавода Лисовичу на ст[атьи] 109 и 111 УК РСФСР, т. е. должностные преступления, которые этими лицами были совершены, и дела в отношении их на основании Указа «Об амнистии» прекратить.
2. Дела в отношении нач. цеха коробки скоростей автозавода Майнфельд, главного конструктора по автоэлектрооборудованию автозавода Гольдберга и пом. министра автотракторной промышленности СССР Генкина прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления,
3. На остальных осужденных прекратить дела за недоказанностью предъявленного им обвинения.
Генеральный прокурор Союза ССР
Р. РУДЕНКО
Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР
И. СЕРОВ
Чл[енам] Президиума] ЦК, Секретарям] ЦК. Согласен.
Н. Хрущев.
Без оформления [протокольного решения].